Памятка "Последовательность работы при восприятии текста на слух"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Чернюк Анастасия Геннадьевна

Памятка помогает выпускнику лучше уяснить приёмы сжатия текста и этапы работы с ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posledovatelnost_raboty_pri_vospriyatii_teksta_na_sluh.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Последовательность работы при восприятии текста на слух

  1. Прослушайте исходный текст.
  2.  Сформулируйте  основную тему и идею текста  (о чём текст?  что хотел сказать автор? ).
  3. Зафиксируйте  последовательность событий, рассуждений.
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части текста.
  5. Выберите способы компрессии для каждой части текста.
  6.  Используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и  все микротемы.
  7.  Проверьте   связь между частями изложения,  а также  наличие авторского замысла.
  8.   Напишите сжатое изложение. 

Сжатие текста . К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение;

  •    исключение повторов;
  •    исключение одного или нескольких из синонимов;
  •    исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  •    исключение фрагмента предложения;
  •    исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение.

  •    замена однородных членов обобщающим наименованием;
  •    замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение:

  •     слияние нескольких предложений в одно;
  •     замена предложения или его части указательным      местоимением;
  •     замена сложноподчинённого предложения простым;
  •      замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Памятка.

  • Придерживайтесь следующей последовательности операций при сжатии текста:
  • - уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на  заглавие текста и на подтекст;
  • -  определение стиля исходного текста;
  • - определение типа речи;
  •  анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана уточнение  центральной части);
  • - выполнение чернового варианта;
  • проверка собственного текста на сохранение связности и наличие

ключевых  языковых средств.

  Грубость  в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

  По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, - человеческой жизни. И  сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

  Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».                

 (По Д.С.Лихачёву)    136 слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядное подтверждение психофизического восприятия текста

Эту штуку-шутку не раз использовала для стенда во время Недели языка и она неизменно имела успех...

Работа с учащимися по преодолению психологических трудностей восприятия текстов заданий ГИА и ЕГ по математике.

В процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА учащиеся испытывают немало психологических трудностей. Проанализировав причины этих трудностей, я предлагаю некоторые приемы работы учителя во время уроков. С помощью...

Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух

Выступление на семинаре учителей иностранных языков по теме "Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух"...

Развитие умений восприятия речи на слух в среднем звене

Аудирование - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно должно занимать важное место на всех этапах обучения. В среднем звене этот элемент урока особенно важен, поскольку в этот период у подростк...

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие текста «Перелётные птицы»; восприятие неречевых звучаний». Для о

Презентация к коррекционному занятию по формированию речевого слуха и  произносительной стороны речи: «Дифференциация звуков З-С во всех позициях; работа над словесным ударением; восприятие...