Памятка по работе с текстом
методическая разработка

Арустамян Ануш Арташесовна

В материале представленна памятка по работе с текстом. Порядок действий, который поможет не только понять прочитанное, но и самостоятельно составить план и написать изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_rabote_s_tekstom.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА 1

Как работать с текстом

  1. Внимательно вслух прочитай текст.
  2. Подчеркни слова, значение которых тебе не знакомо.
  3. Найди их значение в словаре или спроси у взрослых.
  4. Составь план прочитанного. (Смотри памятку 2)
  5. В каждой части текста (абзаце) подчеркни опорные слова, которые помогут пересказать текст.
  6. Выпиши опорные слова.
  7. Прочитай текст еще раз. Представь себе то, о чем читаешь.
  8. Определи основную мысль текста. (То, что хотел сказать автор)
  9. Составь опорный конспект. (Смотри памятку 3).

        ПАМЯТКА 2

Как составить план текста

  1. Прочитай текст, обдумай прочитанное.
  2. Раздели текст на смысловые части, отметив начало и конец каждой.
  3. Прочитай первую часть, выделяя в ней главное.
  4. Озаглавь эту часть: запиши главное одним предложением, которое выражает законченную мысль.
  5. Ту же работу проделай и по другим частям.
  6. Прочитай план, посмотри текст. Проверь не повторяются ли заголовки, помогут ли они вспомнить текст.

ПАМЯТКА 3

Как составить опорный конспект

  1. Внимательно прочитай текст.
  2. Раздели текст на части.
  3. Прочитай первую часть, подчеркни слова и предложения, передающие в ней главное.
  4. Вырази главное 2-3 предложениями. Запиши их.
  5. Ту же работу проделай и по другим частям.
  6. Прочитай конспект-опору, посмотри текст: убедись, отражает ли конспект самое главное, поможет ли он вспомнить текст и воспроизвести его содержание кратко или подробно, устно или письменно (по заданию учителя).

ДОМИК НА БЕРЕЗЕ

     Весной у моего окна на березе начали строить гнездо мухоловки. Это серые, неприметные на вид птицы. В полете они были похожи на крохотные вертолеты. Они на минуту-другую повисали в воздухе, трепетали крыльями, отыскивали на дворе пушинки, сухой лист, солому и сразу несли их к своему домику на березе. Затем будущий отец семейства присаживался на ветку и принимался петь. Правда, песня у него была немудреная, но довольно бойкая.

     Я спустился с крыльца, сел на лавочку у забора и стал наблюдать за работой птиц. Сколько в ней легкости, согласия, азарта!

     Внезапно над моей головой каркнула ворона, громко хлопнула крыльями и с важностью, по-хозяйски уселась на вершину березы. Стала воровато поглядывать по сторонам.

     Птицы почуяли недоброе, бросились к незваной гостье и принялись кружить над ней, тревожно покрикивать. Вскоре на помощь им подоспели синицы и горихвостка. Серая разбойница не выдержала натиска малых птах и предпочла поскорей удалиться.

(По А. Баркову)

1.3.Неприметные - такой, который трудно, невозможно заметить, увидеть.

Крохотные- совсем маленький; крошечный.

Немудреная – простой.

Бойкая – решительная, смелая.

Азарт – возбуждение, вызванное увлеченностью чем-либо.

Воровато – опасливо, осторожно.

Недоброе – что-либо мрачное, предвещающее беду, несчастье.

Натиск - сильное, напряженное действие, направленное на кого-либо или что-либо.

1.4. План:

1. Домик на березе.

2. Наблюдение за птицами.

3. Появление вороны.

4. Освобождение территории.

1.6.Опорные слова: 

Мухоловки; были похожи; трепетали; отыскивали и несли; отец семейства; принимался петь.

Спустился и стал наблюдать.

Внезапно каркнула; громко хлопнула; уселась; стала поглядывать.

Птицы почуяли, бросились и принялись кружить; синицы и горихвостка; не выдержала и предпочла удалиться.

1.8 Основная мысль текста. Рассказ о том, как маленькие, но очень смелые птицы отстояли свое гнездо.

1.9 Опорный конспект.

     Весной маленькие мухоловки из пушинок, сухой листвы и соломы строили гнездо на березе. Сидя на ветка, отец семейства пел свою простую, но решительную песню.

     Автор сел на лавочку и стал наблюдать за работой птиц.

     Внезапно над его головой каркнула ворона, громко хлопнула крыльями и уселась на вершину березы. Она опасливо смотрела по сторонам.

      Мухоловки стали кружить над ней и тревожно покрикивать. На помощь им прилетели синицы и горихвостка. Ворона не выдержала и решила улететь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для работы с текстом

Эта памятка поможет ребятам вдумчиво, плодотворно прочитать любой текст. Может быть использована для занятий по любому предмету....

памятка по работе с учебным текстом

памятка содержит алгоритм работы с текстом для формирования информационной компетенции обучающихся...

Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"

Памятка преподавателю "Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста"....

Памятка "Приёмы работы с текстом"

В памятке представлены некоторые интересные, на наш взгляд, приёмы работы с текстом на уроках русского языка и литературы....

памятка " Правильно работаем с текстом"

памятка дляучащихся о том,как правильно работать с текстом...

Памятка "Последовательность работы при восприятии текста на слух"

Памятка помогает выпускнику лучше уяснить приёмы сжатия текста и этапы работы с ним...

Памятка для обучающихся "Алгоритм работы с текстом"

Памятка для обучающихся "Алгоритм работы с текстом"...