"КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА"
материал
Методическая разработка в рамах участия в сетевом проекте "Школа наставничества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУЧИНГ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Яруллина Е.В.,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей №14»» ЗМР РТ
Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования. [1] Преоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить эту модернизацию, результатами которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования, во–вторых – внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [2].
Одним из наиболее эффективных, апробированных на практике, инновационных управленческих механизмов является коучинг. Когда мы говорим о коучинге в школьном образовании, мы имеем в виду “коучинговый подход” и урок в “формате коучинга”.
Что это такое простыми словами? Как это часто бывает, такое красивое иностранное слово как «коучинг» имеет вполне прозаическое значение. Это — производное от слова «коуч» (coach). Это сленговое слово появилось в студенческих кругах Великобритании и означало «частного репетитора». Точнее сказать, слово «coach» существовало и раньше, и обозначало оно, как ни странно, «тележку» или «карету».
С тех пор слово прижилось, и его использовали в основном для обозначения спортивных тренеров и тех, кого мы назвали бы школьными учителями физкультуры. Постепенно коучами стали называть и тех, кто помогает людям достигать успеха не только в спорте, но и в других областях жизни, оказывая квалифицированную помощь личности в поисках наилучших путей разрешения проблем в профессиональной и личной сфере.
Высокие требования к профессиональной компетентности педагога обусловили важность начального этапа вхождения молодого специалиста в образовательную среду. Изучение творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие учителя в ходе организации воспитательно-образовательного процесса, показало, что те, кто только начинает свою кареру в школе, с трудом применяют полученные теоретические знания на практике; имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми; неадекватно оценивают свои возможности; имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста. Задача наставника - помочь учителю понять себя, оценить свои запросы, разобраться в своих проблемах, мобилизовать все свои внутренние и внешние ресурсы, как для решения сложившейся ситуации, так и для своего дальнейшего саморазвития. Успешному наставнику нужно не только обладать обширным набором воспитательных качеств, но также знать, как применять их надлежащим образом при взаимодействии с подопечными, следовательно, его нужно учить техникам и инструментам наставничества, таким, например, как коучинг. Ведь ему необходимо выявить, что именно нужно его молодым учителям, вести их к профессиональному росту, мотивировать на принятие самостоятельных обоснованных решений. Наставник должен занимать должность хотя бы на один-два уровнявыше своего подопечного: такой «разрыв» обеспечивает результативное взаимодействие и эффективную передачу данных. Этому правилу не всегда удается следовать, но к этому надо стремиться.
Не каждый может быть наставником. Для этого необходимы специфические качества:
1. Корпоративность. Обладать высоким уровнем лояльности к
организации, является носителем ключевых ценностей корпоративной
культуры.
2. Иметь системное представление о работе организации в целом.
3. Обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной
деятельности.
4. Иметь желание быть наставником, иначе наставничество будет
восприниматься как дополнительная нагрузка, а это рано или поздно
скажется на качестве. Что важно – от наставника требуется искреннее
стремление помогать подопечному, а не просто от случая к случаю оценивать
результаты его работы.
5. Способность обучать. Уметь структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста, с четким и последовательным изложением необходимой информации и замечаний по данным работы обучаемого. Быть способным к конструктивной критике, то есть критическая оценка в первую очередь должна содержать конкретные предложения по улучшению работы.
6. Ответственность. Наставник должен быть заинтересован в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении.
7.Уметь мотивировать других.
Наряду с традиционными методами подготовки педагогов необходимо применять инновационные, которые развивают активность, инициативность, способствуют повышению компетентности учителей в области воспитания и образования детей.
Одной из таких технологий как раз и является коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию молодого учителя. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности методического объединения данная идея может использоваться в виде взаимопосещений педагогами занятий молодых специалистов, консультаций заместителя директора по УВР и т.д.
В работе с молодыми я, как наставник, использую различные психологические приемы. Среди них: активное слушание (умение отстраняться от себя и переключаться на внутренний процесс собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между собеседниками доверительный контакт); метод постановки т.н. сильных вопросов, которые представляют собой особенно полезный инструмент, поскольку заключают в себе утверждение о существовании проблемы и побуждают к ее решению. В коучинге люди порой «увязают» в проблеме. Сильный вопрос способен перевести энергию от описания или оправдания возникшей проблемы к конструктивным мыслям. Кроме того, фокусируясь на решении, мы способствуем облегчению общей атмосферы ситуации – переходя от напряженности и подавленности к оптимизму: «Какие позитивные моменты есть в этой негативной ситуации?»; метод мозгового штурма, «открытые» вопросы. Почему важно задавать сильные вопросы?
Это важно, потому что они позволяют больше узнать информации о подопечном: чего он хочет, каким образом он хочет этого добиться, когда и зачем? Что делает вопрос открытым, "сильным"? Открытые вопросы делает «сильным» то, что они провоцируют совершение открытий, озарение, пробуждающие целеустремлённость и активность (например, такие, которые бросают вызов предположениям подопечного). В процессе консультирования коуч задает ему такие «правильные» вопросы, благодаря которым человек начинает осознавать суть и глубину создавшейся ситуации. После этого «озарения» он уже становится способным найти самые оптимальные пути к четко сформулированной цели. Именно в этом и заключается суть процесса метод консультирования, который помогает самому четко обрисовать намерение и наметить пути к его достижению.
Инструментами коуча также могут быть анкетирование и проективные методики. Среди них: наводящее перефразирование; слушание; уточнение, помогающее молодому учителю увидеть новые средства достижения его цели. Поэтому необходима специальная работа с педагогом, обучающая их целеполаганию, планированию и навыкам достижения поставленных целей. Вместе с молодым специалистом я осуществляю постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии подопечный должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д. «Что именно мне необходимо достигнуть?» Как пример, составление «Дорожной карты».
В коучинге есть инструменты, которые позволяют осознать свою ценность и значимость в профессии. Поэтому в нашей методической работе главное – научить педагога пользоваться собственными ресурсами, искать точку приложения полученных ранее знаний. В результате молодой учитель должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед. Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
- Постановка цели и осознание её реальности.
- Анализ необходимых составляющих успеха.
- Анализ имеющихся возможностей.
- Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
- Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для каждого из этих этапов есть соответствующий набор инструментов и техник. Коуч будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ведь молодому специалисту также необходима поддержка и признание его успехов со стороны учеников, коллектива учителей и родителей).
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания. Правильно организованный коучинг поднимает человека над собой и буквально рождает новую личность.
Приведу пример из своей практики. Не так давно в наш лицей пришел новый учитель. Было первое ощущение беспомощности, разочарование, слезы. Самой большой проблемой стало большое количество требований со стороны руководящего состава школы и неумение выполнять эти требования в срок, планировать свою работу рационально.
С моей стороны было проведено очень много индивидуальных доверительных бесед, причем мою подопечную вначале очень удивляло и даже настораживало то, что я никогда не обащалась к ней свысока. И такие беседы после уроков ей даже стали нравиться, и она сама стала искать возможность просто поговорить, а потом, постепенно, стала всё больше и больше раскрываться, «раскрывать душу». В ходе этих бесед я выяснила причины ее неуверенности. В конце концов, моя подопечная сделала для себя выбор: кем ей дальше быть и что делать. А цели мы определили сразу: что нужно сделать в первую очередь, что потом, разработав индивидуальную Дорожную карту.
№ п.п. | Вид и направление деятельности | Сроки | Планируемый результат | Отметка о выполнении |
1. | Обучение на курсах повышения квалификации, переподготовки | По плану лицея | Презентация изученного на заседании МО | |
2. | Посещение уроков, мастер-классов учителей высшей категории | В течение каждого года | Повышение собственного методического уровняобразовательных инициатив | |
3. | Пройти курс интенсивного обучения с погружением в иноязычную среду используя современные способы общения | В течение каждого полугодия | Повышения языкового уровня через дистанционное обучение на языковых курсах | |
4. | Участие в Staff-Development Seminars в рамках ШМО учителей иностранного языка. | По плану ШМО | Презентация собственного опыта работы над темами, вызывающими затруднения в усвоении | |
Ф5. | Ознакомление с международно-признанными тестами (PET, FCE и т.п). | В течение каждого учебного года | Повышение собственной языковой компетенции | |
6. | Участие в профессиональных конкурсах. | Ежегодно | Распространение успешных педагогических практик | |
Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик. | В течение каждого учебного года | Повышение результативности участия | ||
Изучение конкретных педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы. | Еженедельно | Повышение собственного методического уровня | ||
Участие в сетевых сообществах педагогов. | В течение каждого учебного года | Обмен опытом учения-обучения поддержка новых образовательных инициатив. | ||
Обзор информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим технологиям. | По плану ШМО, лицея | Возможность выстроить собственную траекторию профессионального роста. | ||
Выполнение упражнений, тестов, других заданий повышенной сложности или нестандартной формы. | Ежедневно | Повышение языкового уровня | ||
Проведение открытых уроков для последующего анализа со стороны коллег. | Ежемесячно | Обмен опытом учения-обучения |
Благодаря стараниям молодой учитель многому научился, стал пользоваться авторитетом коллег, учеников и их родителей. Для меня это было победой, ведь мы – наставники – работаем не за деньги, а ради тех , кто любит нас, и, став Людьми с большой буквы, профессионалами в своем деле, говорят долгожданное: «Спасибо Вам за все, что вы для меня сделали!».
В заключение хотелось бы сказать что коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности позволяет развить их способности в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами; оказывает эффективную помощь в достижении поставленных целей в их профессиональной деятельности; позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности; помогает им принять ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми. Используя коучинг, наставники достигают своих целей намного эффективнее и быстрее, формируют ясность в выборе развития своего подопечного.
Список литературы
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008г. №1662-р). Электронный ресурс: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
2. Аткинсон, М. Пошаговая система коучинга: Наука и искусство коучинга [Текст]: [пер. с англ.]/ Мэрилин Аткинсон, Рае Т.Чойс. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 281 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/12/picture-77418.jpg)
Сетевые сообщества как форма профессионального развития педагогов (на примере Республики Карелия), 2010
В статье приводится обзор литературы по теме, рассмариваются факторы успешности сетевых педагогических сообществ. Приводятся примеры различных сообществ педагогов Республики Карелия, созданных и функц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417668-1394531775.jpg)
Доклад "Сетевое педагогическое сообщество "Сеть творческих учителей" как форма профессионального развития"
Описание участия в сетевом проекте "Ох, уж - эта информатика. Совместный проект учителей России, Дагестана, Узбекистана....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/23/picture-410015-1393138093.jpg)
Сетевое сообщество как форма профессионального развития педагога
Формирование педагогических компетенций путем работы на сайте "Открытый класс"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-467040-1406888458.jpg)
Анисимова В. В. Выступление на ГМО, статья "Сетевые сообщества как форма профессионального развития учителя"
В статье говорится о роли сетевых сообществ в профессиональном становлении учителя. В настоящее время в образовательном пространстве все шире используются современные информационные технологии и средс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-749279-1549948066.jpg)
Программа профессионально-личностного саморазвития «Совершенствование профессиональных навыков работы с молодыми педагогами"
Презентация для методистов и заместителей директоров учреждения дополнительного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-1233028-1585729432.jpg)
Коучинг как форма профессионального развития и поддержки педагогов
В презентации рассматриваются вопросы коучингового подхода в образовании и использовании коучинга для профессионального развития педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1057389-1547018409.jpg)
Проект «Развитие профессионального роста и творчества молодых педагогов посредством мотивации. «Стартуем»
Исходя из наблюдений и анализа работы ассоциации молодых педагогов, мною был сделан вывод о низкой заинтересованности педагогов в саморазвитии, прослеживается нежелание принимать участие в профессиона...