Дистанционное обучение. Реалии времени.
статья

Рыбакова Елена Анатольевна

Об организации дистанционного обучения в Татьянинской школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_distantsionnoe_obuchenie_v_shkole.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение в «Татьянинской школе». Реальность современного образования.

Последнее время всё чаще мы слышим о получении диплома о высшем образовании дистанционно (в формате заочного обучения), о получении свидетельства о повышении квалификации или переподготовке так же в формате дистанционного обучения. Механизм организации процесса прост: обучающийся получает доступ к материалам курса, изучает их, отправляет контрольные и курсовые работы и, соответственно, достигает цели получения данного вида образования.  

Но реалии времени таковы, что дистанционное образование стало проникать в общеобразовательную школу. Нам казалось, это невозможно, ведь процесс образования – это живой организм, это процесс  тесного взаимодействия учителя и ученика. Это контакт «глаза в глаза», если хотите. Несмотря на то, что мы живём в мире новых образовательных стандартов, когда ребёнок должен научиться работать с информацией, систематизировать её, презентовать, рядом всегда учитель, который создаёт ситуацию, в которой ребёнок всему этому учится. Иначе никак.

Но не так давно, буквально в марте 2020 года, сценарий нашего образовательного процесса поменялся кардинально. Главную роль отдали именно дистанционному обучению, ибо вся страна оказалась в режиме самоизоляции. А учиться продолжать надо, потому что тяжёлые времена закончатся, а качество образования пострадать не должно.

Не скроем, не просто администрации и педагогам Татьянинской школы пришлось принять тот факт, что мы переходим в другой режим обучения. Психология человека такова, что любая новая информация сначала воспринимается в плоскости отрицания, далее осмысления и уж потом принятия, а, возможно, и полного принятия.

С чего начать? Это вопрос, который потребовал незамедлительного ответа.

ШАГ 1. Для начала мы изучили весь спектр платформ, которые дают возможность в рамках дистанционного обучения проводить занятия он-лайн. Сами понимаете, что точные науки невозможно изучить без визуализации материала. Подобных платформ существует достаточное количество. Отличаются они своими возможностями, удобством и простотой в использовании. Можно было остановиться на всем известной программе SKYPE, с которой работают педагоги нашей школы в старших классах для индивидуальных профильных консультаций. Но мы понимали, что необходимо создать систему, в которую вписывается вся школа с 1 по 11 класс. Это должно быть единое образовательное пространство. Изучали недолго, потому что ограничены были временем. И тут на помощь пришёл папа наших учеников, который порекомендовал нам платформу для проведения конференций ZOOM, помог разобраться, подключиться и тем самым остановил наши поиски. Появилась определенность и уверенность, что у нас всё получится.

Небольшое лирическое отступление.  Отдельный спич родителям нашей школы, которые переживают за школу, педагогов, ребят. Поддерживают нас, помогают, как в данной ситуации, и порой  учатся вместе с детьми. Это невероятно сближает и вселяет уверенность, что у нас всё получится.

ШАГ 2. Далее мы сделали инвентаризацию технического обеспечения школы: оценили количество и состояние компьютеров и ноутбуков, наличие камер, которые дают возможность проводить видеоконференцию на стационарном компьютере. Оценили скорость интернета по школе. Всё настроили, докупили недостающее, приступили к обучению педагогов.

ШАГ 3. К этому моменту отрицание сменилось осмыслением. Педагогов обучали небольшими группами. Важно не только зарегистрироваться и войти в систему. Необходимо освоить все возможности данной программы. А возможности таковы, что можно не только видеть педагога и слушать его объяснения, но можно демонстрировать презентации и видеофильмы, работать с авторскими печатными разработками. Можно использовать виртуальную доску, можно общаться не только очно, но и в чате, в случае проблем со звуком. Всё это осваивали наши учителя, причём не в короткие, а очень короткие сроки – буквально в течение одного дня.

ШАГ 4. Далее мы попросили учеников школы загрузить программу ZOOM на свои домашние компьютеры или иные устройства. Конечно, маленьким помогали родители. Поколение Z, а именно к этому поколению относятся наши ученики, освоили эту программу моментально. Сами научились создавать конференции, освоили возможности виртуальной доски. Скоростная молодёжь подвигла нас к тому, что мы очень быстро перешли с уровня осмысления на уровень полного принятия. Родителей мы попросили оборудовать детям настоящее рабочее место. Согласитесь, непросто собраться и подготовиться к учебному дню, если не нужно выходить из дома. Но организацию детей дома взяли на себя наши родители, за что им большое спасибо.

ШАГ 5. Корректировка расписания и звонков. Дистанционное обучение в рамках школьной программы предполагает точное соблюдение учебного плана для полного прохождения программы. Поэтому такие предметы, как физкультура, технология, ИЗО мы перевели в факультативный формат, а остальные предметы в расписании соответственно учебному плану. Работа в 10-11 классах по индивидуальным учебным планам сохранилась, равно как и подготовка к ОГЭ в 9 классе. Кстати, о музыке. Этот предмет стал пользоваться большой популярностью не только у детей, но и у родителей. Послушав немного теории, можно закрыть глаза, отдохнуть и погрузиться в удивительный мир музыки, волшебный и успокаивающий.  

Немного откорректировали расписание звонков, чтобы перерыв между уроками был немного больше, чем в школе.

ШАГ 6. Сначала педагоги работали из школы, пока была такая возможность. В это время получилось не только приобрести навыки работы в системе ZOOM, но и отснять достаточно большое количество уроков. Образовательные просторы интернета предлагают огромный выбор  видео уроков от ведущих педагогов в системе МЭШ, РЭШ, Интернет урок. Мы всё это используем. Но, согласитесь, посмотреть видео урок, который проводит ТВОЙ учитель, со знакомой тебе интонацией и манерой подачи материала, с уточнениями и даже шутками – этот урок принесёт гораздо больше пользы.

ШАГ 7. С недавнего времени оказались дома все, не только дети, но и педагоги. Соответственно, следующим шагом педагогов было оборудование своего рабочего места дома и уже домашняя инвентаризация условий для проведения уроков. Педагоги закупили доски, небольшие планшеты, чтобы дома была возможность наглядно показать всё актуальное и важное.

ШАГ 8. Отработав дома неделю, проанализировали нагрузку и степень усталости учеников. Родители стали жаловаться на головные боли ребят, быструю утомляемость. Конечно, возросла нагрузка на глаза. Снизилась физическая активность. Да и недостаток кислорода даёт со себе знать.

Что мы сделали?

  1. Скорректировали по каждому предмету время, которое отводится на уроках на работу в режиме конференции и на самостоятельную работу.
  2. Работаем без домашних заданий, за исключением классов, которые готовятся к экзаменам.
  3. Записали спортивные перемены с нашим учителем физкультуры, чтобы у ребят была возможность подвигаться.
  4. Самостоятельные работы стараемся давать на бумажных носителях, чтобы в это время глаза ребят от компьютера отдыхали.
  5. В случае, если по каким-то причинам ребёнку не удалось подключиться к уроку, даем альтернативные задания по теме без использования компьютера, а потом, в случае возникновения вопросов по материалу, проводим индивидуальные консультации в режиме конференций.

О минусах данной работы мы поговорили. Но есть большой положительный эффект от занятий он-лайн.

  1. Повышается успеваемость некоторых учащихся, поскольку дома никто из активных товарищей не отвлекает от урока.
  2. Посещение он-лайн школы приближается к 100%. На уроках присутствуют все дети, за небольшим исключением: в случае плохого самочувствия или проблем с интернетом. И то они быстрее стремятся вернуться в работу.
  3. Учителя стали ближе детям и родителям, поскольку уроки проводятся открыто. Каждый родитель может поприсутствовать на уроке, увидеть, как работает его ребёнок, оценить, как проводятся уроки. Иными словами, школа стала открытой, а это важно для родителей в первую очередь.
  4. Дети стали более организованными: вовремя включаются в урок, без напоминаний и чётко по времени присылают выполненные работы.
  5. Подобным образом организованная работа на будущее даёт нам большие перспективы в работе с детьми, которые болеют – у них появляется возможность он-лайн присутствовать на уроке, а не самостоятельно проходить материал.

А знаете, что еще нам удалось? И это один из важных аспектов в организации образовательного процесса: сохранить общение. Живое общение между учениками и учителями, между учителями – еженедельные планёрки никто не отменял. А как рады видеть другу друга педагоги на планёрках – это тема отдельного разговора!  Вы скажете, какое же оно живое, через экран компьютера? Ещё какое! На уроках есть возможность высказать своё мнение, пошутить, даже показать своего любимого питомца – они тоже оказались невольными участниками образовательного процесса!

Классные руководители продолжают общение с классами также на платформе ZOOM. Здесь у ребят появляется возможность поговорить друг с другом, поделиться новостями, обсудить организационные вопросы. Также планируем продолжить, он-лайн теперь уже, проект «Субботы московского школьника», куда входят и Университетские субботы, и различные мероприятия по профориентации.

Тематические классные часы, он-лайн экскурсии – всё попробуем, но очень дозированно. Наша главная задача – сберечь здоровье наших детей, но при этом  не потерять в качестве образования. Мы пробуем, корректируем, экспериментируем. У нас получается! Но очень хочется вернуться в стены родной школы. И уж там, с такими-то навыками и наработками, мы точно развернёмся и выведем школу на новый уровень!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»

Данная программа предполагает изучение истории  России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога...

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении...

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога

В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенкапривычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, ихпродолжительность, «переменки» и пр.)...

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога.

Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога....

Материал к уроку в 8 классе по теме "График зависимости температуры от времени при нагревании и охлаждении" в формате дистанционного обучения.

Файл содержит материал  к  уроку в 8 классе по теме "График зависимости температуры от времени при нагревании и охлаждении" для проведения урока в режиме дистанционного обучения, п...