Совершенствованию процессов словоизменения у младших школьников, при помощи игры.
статья

Михальская Анастасия Николаевна

Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных, глаголов. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным.

Я расскажу Вам лишь о некоторых играх по совершенствованию процессов словоизменения, которые применяю на своих занятиях с младшими школьниками..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование процессов словоизменения у младших школьников, при помощи игры.

Всякая игра нужна и важнее многих дел. Лев Толстой

Игра — это наивысшая форма исследования. Альберт Эйнштейн

Словоизменение противопоставляется словообразованию.

Словоизменение – это изменение слова при помощи окончания или склонение существительных и прилагательных, глаголов. Правильное употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном падеже множественного числа, является для ребенка самым трудным.

Я расскажу Вам лишь о некоторых играх по совершенствованию процессов словоизменения, которые применяю на своих занятиях с младшими школьниками..

 Игра «Один-много». 

Грамматическая категория: Единственное и множественное число существительных(Кто? Что?).

Цель: научить ребенка правильно употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Падежные конструкции.
 Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога.


Цель: выявить умение детей употреблять имена существительные    в различных
падежах.

Кого увидела Маша?
            И.п.    Кто это? Что это?
            Р.п.     Кого испугалась Маша? Без чего (стол, машина)?
            Д.п.    Маша дает корм кому?
            В.п.    Маша нарисовала кого?
            Т.п.    Маша  работает чем?
            П.п.   Маша  мечтает о ком?

Кому обрадовалась Маша?

Формирование словоизменения прилагательных с существительными в единственном и множественном числе..

Пушистому зайцу (пушистым зайцам), , маленькому воробью,(маленьким воробьям) красивой бабочке (красивым бабочкам)

Назови сколько?
Цель: определить умение детей согласовывать существительные
        с числительными.
Материал: на столе лежит семь карандашей и картинка с изображением
               семи яблок.
Инструкция: «Я начну считать, а ты продолжи: одно яблоко, два яблока …»

«Посмотри, девочка сказала маме: мне нужна одна кукла, две куклы...

«Кому нужны эти предметы»
Оборудование. Картинки, на которых изображены люди разных профессий и занятий ( фотограф пожарный, врач, учитель,
доктор, художник, медсестра, охотник, рыболов, парикмахер);  и предметные картинки (указка, весы, термометр,
кисть, шприц, ружье, удочка, ножницы).
Содержание. На столе у логопеда разложены картинки. Слева – те, на которых изображены люди разных
профессий и занятий; на этих картинках не хватает каких-то определенных предметов. Справа – картинки
с недостающими предметами. Логопед показывает ребенку картинку с предметом - указка и предлагает назвать,
кому он нужен, и положить изображение этого предмета к соответствующей картинке.
 Ребенок отвечает: это указка она нужна учителю и подставляет картинку на определенное место.
  Указка – учителю; весы – продавцу; термометр – доктору … 

   
Глаголы мужского и женского рода прошедшего времени.

«Про кого я сейчас сказала?»
Оборудование. Картинки с изображением мальчика и девочки.
Содержание. Учитель логопед рассказывает, что в одном доме жили мальчик Женя и девочка Женя, и просит догадаться,
про кого – мальчика или девочку – он сейчас скажет: Спал-спала
   Ходила – ходил. Бегал – бегала. Играла – играл. Прыгала – прыгал. Плавала – плавал. Ел – ела. Рисовал – рисовала.
Ребенок отвечает: «Девочка Женя прыгала. Мальчик Женя прыгал» и т.д.
Таким образом,  на логопедических занятиях мы развиваем у детей навыки словоизменения

-Формируем словоизменения существительных;

-Формируем словоизменения прилагательных

-Формируем словоизменения глаголов .

Я считаю, что развитию навыка  словоизменения   нужно посвятить как можно большее количество занятий, для формирования грамотной и правильной речи у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки

Методическая тема:«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки»     Работая с учащимися различного возраста, при огр...

Формирование навыка правильной осанки у младшего школьника с помощью игровых технологий.

Методическая разработка содержит два раздела: конспект урока для учащихся 1 класса и презентацию. В конспекте представлены игры и игровые задания, которые помогают решать поставленные задачи урок...

Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников

Использование ИКТ в процессе физического воспитания младших школьников...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Из опыта работы: Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью ИТК на уроках немецкого языка.

Мультимедийные презентации с одной стороны помогают осуществить принцип наглядности на уроке, с другой стороны организовать  лексическую игру. Использование презентаций   вносит разнооб...

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания..

В своей работе учитель должен использовать вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей...