Статья " Духовно-нравственное воспитание обучающихся- основа современного "качества образования"
статья (10 класс)

В статье дается обоснование сущности духовно0нравственного воспитания современных школьников как интегрированной основы их "качественного образования" и описан опыт моделирования внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание  обучающихся – основа  современного «качественного образования»

Moral and spiritual education is the basis of modern "quality education"

Аннотация

В статье дается обоснование сущности духовно-нравственного воспитания современных школьников как интегративной основы их «качественного образования» и описан опыт моделирования системы этого воспитания в процессе внеурочной деятельности.

The article is justification of essence of spiritual and moral education of contemporary students as an integrative framework for their "quality education" and describes the experience of modeling this system of education in the process of extracurricular activities.

Ключевые слова: качество образования, духовно-нравственное воспитание, духовная личность, внеурочная деятельность.

Keywords: the quality of education, moral and spiritual education, the spiritual personality, extracurricular activities.

«Культуре, нравственности, воспитанию

надо отводить в наших планах первое место…»

Д.С. Лихачев

Повышение качества образования является ключевой идеей новой философии образования. Качество образования сегодня представляет интерес не как абстрактная тема, а как ключ к решению назревших в обществе практических проблем. Сегодня человечество реально вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества. В жизнедеятельность человечества интенсивно входят, так называемые, «высокие технологии», ориентированные на очень сложные объекты и отличающиеся большой наукоемкостью. Однако самым сложным из всех объектов является человек, а подготовка образованного и нравственного человека – это самый наукоемкий из всех процессов [1].

Знаменательным событием в поисках оснований и ресурсов для повышения качества образования стало обращение к духовно-нравственной сфере личности. Актуальность развития духовности личности подчеркивается тем фактором, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - опасность разрушения личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Осмысление духовности – это осмысление не только единичных фактов, но и культурно-ориентированных общественных систем. Духовность базируется на прошлом, соприкасается с настоящим, ориентируется на будущее. Без нее, как в обществе, так и в отдельном человеке не может быть определяющей воли к жизни, устремленности в ее продолжение. Обращение
к духовности, к личности человека, т.е. признание всеобщности единичного как осознанного самостроителя собственного «Я» указывает на перспективность диалогического пути взаимодействий разных образовательных структур
и уровней социокультурной динамики [2].

Духовная культура личности как проблема педагогического исследования нашла отражение в трудах Ш.А. Амонашвили. Он считал, что «педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего». Педагогические взгляды на образование и воспитание изложены во многих трудах святителя Феофана Затворника, но главным образом они сгруппированы в сочинении «Путь ко спасению». Святитель-педагог высоко ставит дело воспитания детей, отмечая, что «воспитание из всех святых дел самое святое…» Современная педагогика, по словам К.Е. Гагариной, призвана сделать эти постулаты мудрости предусловием и условием интегрального синтеза двух основ: природосообразующей и трудосообразующей. Их взаимосвязь
и взаимодействие через человеческую суть создадут гармонически развитого, созидающего и творящего человека. [2].

Установка, характеризующая личностное образование, предполагает следующую стратегию: нацеленность на внутреннего человека – человека культуры, на расширение пространства внутренней его свободы, на формирование его личностных смыслов и главного жизненного целеполагания, на которое должны работать знания, чувственный и эмоциональный опыт. Отсюда следуют такие акценты в образовании, как:

  • стремление дать ребёнку, молодому человеку представление
    о целостной картине мира, помочь сформировать собственное мировоззрение;
  • нацеленность образования на развитие креативности, активной жизненной позиции, стремления к полной самореализации.

        Предметом обучения, воспитания и развития в таком образовании становится, в первую очередь, не содержание конкретной дисциплины,
а ценности, смыслы, мотивация, структура психической жизни, включающая способности, свойства, качества, компетенции, необходимые для деятельности (практической и умственной). Предполагается ориентация на личность, в структуре которой первое место отведено духовно-нравственным ценностям и смыслам
в сочетании со знаниями, умениями и навыками, получаемыми в результате освоения естественных и гуманитарных наук. Воспитательный процесс может осуществляться в процессе изучения различных дисциплин в контексте личностной парадигмы, быть направленным на формирование целостной картины мира.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в духовном развитии человека. «Духовность» является индикатором качества образования личности и всего общества, является  элементом мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народа. Учитывая это, необходима реализация новых подходов к определению приоритетов духовно-нравственного воспитания и разработка соответствующих этим приоритетам методов воспитательной работы [3], обеспечивающих становление духовной личности, обладающей духовным интеллектом, который Оксфордский словарь английского языка определяет, как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности в «эмоциональной
и интеллектуальной энергии».

«Духовная личность» – это результат долгого
и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек:

 устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты;

 занимающий активную жизненную позицию;

 интеллектуально развитый, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками;

 умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой
и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества;

 ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный;

способный ориентироваться в сложном современном мире, безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от приходящего и временного;

обладающий здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием;

нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой
и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации;

 бережно и заботливо относящийся к природе, понимающий необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий;

приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения, тактичный, воспитанный, деликатный.

Невозможно не согласиться с тем, что именно эти характеристики отражают сегодня ожидаемый всеми интегративный результат образования, в котором совмещены «государственный» и «социальный» образовательные стандарты.

На необходимость усиления внимания к вопросам духовно-нравственного воспитания детей ориентирует сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт [4]. Ключевые идеи, цели, задачи, принципы  духовно-нравственного развития и воспитания личности определены также в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и в примерных программах воспитания и социализации младших школьников. Согласно Концепции, под духовно-нравственным развитием личности понимается «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов» [4] Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития определены базовые ценности, которые должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Так, например, в школе № 509 г. Санкт-Петербурга разработана модель внеурочной деятельности, интегрируемой с курсом «Основы православной культуры». Теоретическую основу ее разработки составили исследования различных аспектов  духовно-нравственного воспитания: теоретико-методологического; историко-педагогического; законодательно-нормативного. В результате обобщения теоретических предпосылок были выделены возрастной, институциональный и содержательный аспекты модели. Возрастной аспект представлен комплексом мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для разных возрастных групп детей. Институциональный – характеризует включение духовно-нравственной компоненты в воспитательную деятельность различных социальных институтов (семьи, школы, учреждений дополнительного образования). Содержательный – отражает формирование основных базовых национальных ценностей в рамках:

  • воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитания нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитания трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • формирования ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни;
  • воспитания ценностного отношения к природе;
  • воспитания ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Различные направления интегрируются друг с другом в рамках различных видов и активных форм воспитательной деятельности. Кроме этого, создается «открытое» пространство, где происходит согласование ключевых смыслов духовных и нравственных идеалов и ценностей между учителями, родителями и обучающимися. Особая роль отводиться при этом учителю, который  «сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребёнку только добротой души». Это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Тогда ребенок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю его жизнь [5].

Одним из очень важных направлений в рамках модели внеурочной деятельности выбрано обращение к Православию. Один из блоков направлен на популяризацию образа Святых, апробированный в образовательной деятельности. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения жития святых – это живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия. При изучении и раскрытии духовно – исторического аспекта жития святых используются различные формы и методы учебно-просветительской деятельности (наглядные, словесные, практические), создаётся особое воспитательное пространство, в котором формируются личностное-значимые качества, воспитывается духовная личность, обеспечивается единство воспитания и обучения. Как сказал на заседании Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Кирилл - «Воспитание нашей молодёжи в Православии есть её путь к счастью» [6].

Говоря об эффективности модели, в качестве основного ее показателя можно отметить положительную динамику качества образования в школе за счет его амплификации (обогащения), а также нравственного самовоспитания и духовного оздоровления обучающихся.

Список литературы:

  1. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки.  – М.: Педагогика, 2004.– № 1.
  2. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 110-115.
  3. Дармодехин С.В. Воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.niisv.ru/ newsection2448
  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/326/49383.php
  5. Современное педагогическое значение житийной литературы [Текст] / Материалы Симеоновских образовательных чтений. Ващенко Г.С.: Просвет. центр собора св. блгв. вел. кн. А.Невского. http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_article=117&id_page=30.
  6. Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников первого форума «От сердца к сердцу» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3721050.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке технологии на основе использования народного искусства"

Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа - актуальная проблема воспитания духовно-богатой личности. В статье даны рекомендации: как можно на уроках техноло...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в...