Эссе "Я учитель"
материал

Адаменко Светлана Валерьевна

Эссе содержит обоснование выбора профессии учителя, отражает основные проблемы современной педагогики, а также размышления о месте этой профессии в обществе. Сочинение является полность продуктом мыслительной деятельности автора сайта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе "Я учитель"20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я учитель»

Если  бы меня спросили, какая профессия самая важная в мире, я бы ответила, не задумываясь: конечно, учитель. Моя аргументация была бы безапелляционной и убедительной: все врачи, строители и даже космонавты никогда б не стали таковыми, если бы не их учителя. Я считаю так не потому что являюсь представителем данной профессии, а потому, что так оно и есть. На протяжении существования человечества отношение общества к образованию было различным, но, безусловно, оно давало преимущество тем, кто его получил. В современную постиндустриальную эпоху человеку без систематического образования и вовсе никуда. Казалось бы, уж сегодня-то можно обойтись и без непосредственного взаимодействия с педагогом, ведь информационные технологии позволяют обучаться дистанционно, в удобное для ученика время, используя всевозможные образовательные компьютерные программы и приложения. Но ЭВМ не в состоянии научить детей чувству эмпатии, общечеловеческим ценностям, живому общению, да и личностно-ориентированный подход ей не знаком. Следовательно, учитель – профессия необходимая и востребованная как сегодня, так и в обозримом будущем.

Итак, я учитель. И не потому что так вышло, а потому, что так должно было случиться. Это сейчас кажется, что стать учителем мне было на роду написано: мама – педагог дошкольного образования, при этом весьма талантливый, бабушка – учитель начальных классов, всю жизнь свою проработала в Касаткинской школе. Да и вообще, среди моих родственников учителей большое количество.

Сколько себя помню, в другой профессии не рассматривала  себя с детства. Будучи младшей школьницей, играя «в школу», выставляя оценки в свои же старые исписанные и уже давно проверенные тетради, я грезила, как буду учителем начальных классов. Обучаясь на ступени основного образования, я в глубине души  восхищалась педагогами родной школы. Для меня тогда казалось непостижимым такое безукоризненное владение своим предметом и умение доступно и при этом интересно объяснять, а способность учителя вести рассказ на протяжении всего урока, не теряя мысли и насыщая его подробностями, которых не отыщешь в учебниках, вообще представлялась фантастической. Стоит ли говорить, что с того времени я прониклась уважением к этому нелёгкому труду. Уже с восьмого класса твёрдо знала, что стану учителем, тогда же определилась с предметом: история, ведь нет ничего интереснее и загадочнее. Экзамены за 9 и 11 классы должны были меня подготовить к поступлению в заветный вуз. В то время, когда большая часть моих одноклассников, окончив школу, стоя на распутье, выбирали себе будущую профессию, я следовала своей чётко намеченной цели: БГПУ, историко-филологический факультет. Помню, как классный руководитель предостерегала меня: там большой конкурс, поступить будет сложно, необходимо иметь запасной вариант. Мама тоже хотела перестраховаться и отправить меня проторенной тропой – в другой город, другой вуз, поближе к старшей сестре. Мне тоже было страшновато, ведь речь шла о моей судьбе. Но в 17 лет твои намерения прямы, как стрела: я опрометчиво не рассматривала другие варианты и вопреки всеобщим опасениям с лёгкостью поступила туда, куда желала.

Благовещенский государственный педагогический университет – любовь всей моей жизни – иначе  как альма-матер и не назовёшь. Он стал для меня больше, чем просто вузом, давшим мне профессию. Я испытываю большую благодарность и огромное уважение к тем преподавателям, которые обучали меня, ведь они смогли привить чувство гордости за выбранную специальность, любовь к университету, желание достичь профессионализма в своём деле. Нельзя сказать, что учиться было легко. Ведь учение – это всегда тяжёлый труд, чаще скучный, реже – увлекательный и интересный. Были и бессонные ночи перед зачётами и экзаменами, и бесчисленные походы по библиотекам и читальным залам, и непреодолимый страх, что ничего не знаешь и ничего не получится. Родная мать тоже бывает суровой, но от этого не перестаёшь её любить, ведь знаешь, что она тебя тоже любит. Через 5 лет мой Университет выдал мне красный диплом и отпустил меня в жизнь применять те знания и умения, запас которых выдал в своих стенах.

Вот здесь пришла пора испытать на себе взрослое чувство ответственности не только за себя, но и за других -  тех, кто смотрит на тебя, сидя за партой, доверяя тебе своё будущее. Ни одна педагогическая практика не может сравниться с этим чувством, когда на тебя резко возложили груз объективных обязанностей, оказавшийся несравненно больше того, чем ты был готов на себя возложить. Это сидя в аудитории на лекциях по методики преподавания истории, я думала, что всё уже и так знаю. Придя на свой первый самостоятельный урок, поняла, что ещё многому надо научиться, а, проведя сотни уроков, убеждена, что ничего не умею.

Я помню свой первый урок в новой школе. 10-классники вначале смотрели на меня со смущением и опаской, а некоторые – с подбадривающей улыбкой. Урок прошёл превосходно, а я боялась, что не сумею наладить общий язык со взрослыми детьми. В дальнейшем, у нас установилась доверительная атмосфера, и я до сих пор вспоминаю этих ребят с благодарностью. Обучая их, я училась сама.

Работа с детьми даёт мне ряд преимуществ. В общении с ними я приобрела уверенность в себе, перестала ощущать ту скованность, которая одолевала меня раньше. Более того, только в школе, рядом со своими учениками, мне удалось почувствовать себя самой собой, и это дорогого стоит. Наконец, в лице школьников я приобрела товарищей, в которых остро нуждалась на протяжении своей жизни. Помимо этого, сам процесс подготовки и проведения уроков – это творчество, а творчество никогда не может быть рутиной.

Я далека от мысли  рисовать идиллическую картинку будней педагога. Представления авторов образовательных стандартов и программ далеки от реальности, а их идеализированная модель процесса обучения, где учителя и ученики непременно сотрудничают и стремятся к пониманию друг друга, лишь отдалённо напоминает действительность. Объективно же научить можно только того, кто хочет научиться.  В реальности все дети разные, и далеко не все ученики имеют стремление культивировать в себе различного рода компетенции, не все ученики позволяют выработать в себе универсальные учебные действия, и уж конечно, многие не видят смысла в образовании вовсе. Поэтому первейшая задача для любого учителя – мотивация учеников на получение новых знаний. Но тщетны все старания педагога, если семья школьника ему в этом не помогает. И в данном аспекте усматривается другая проблема – не всегда эффективное взаимодействие учителя и родителей, которые в процессе воспитания и обучения должны быть союзниками. На деле же некоторые родители видят в учителе чуть ли не врага, ведь он не может понять, воспитать и научить их ребёнка (нередко   сами мамы и папы расписываются в своём бессилии, опуская руки, устав от бесплодных попыток воздействовать на своё чадо), усматривают в учительских требованиях необоснованные претензии и предвзятое отношение к ребёнку. Это недопонимание со временем приводит к противостоянию школы и родителей, но такое положение вещей не повышает мотивацию ребёнка, лишь усугубляет негативное отношение к процессу получения новых знаний. Следовательно, только союз, только сотрудничество, только совместная работа учителя и семьи по формированию положительной мотивации к обучению посредством убеждения и личного примера – вот решение сразу ряда проблем в обучении подростка.

На сегодняшний день также существует проблема некоторой дискредитации образа учителя, снижения авторитета в обществе к представителям профессии в целом. Причиной этому, возможно, является активное освещение и обсуждение СМИ некоторых неприглядных эпизодов из профессиональной практики педагогов нашей страны. Отдельные негативные моменты - это, скорее, исключение, чем правило, поэтому крайне не объективно судить по данного рода фактам обо всех представителях педагогической профессии.  Как отмечалось выше, учитель – не ЭВМ с определённым набором заданных желательных характеристик, а человек, которому могут быть присущи как ряд личностных достоинств, так и недостатки различного характера. Поэтому основной задачей для себя и своих коллег в векторе решения проблемы падения престижа учительской профессии я вижу в непрестанном совершенствовании как профессиональных, интеллектуальных, так и нравственных своих качеств. Говоря иными словами, учитель должен стремиться быть примером для подражания не только для детей, но и для общества. Ведь невозможно воспитать у кого-то высоконравственных качеств, не обладая таковыми.

Вершина айсберга проблем современного образования не представляется таковой без проблемы постепенного «выгорания» педагога.  Возможно, мне, как достаточно молодому учителю, это ещё не знакомо в полной мере. Но бесчисленная документация и отчёты, что стали неотъемлемой и весомой частью современной жизни трудящихся,  бесконечная усталость от 30 часов недельной нагрузки учителя искореняет стремление к творчеству, а низкая результативность твоего кропотливого труда, выражающаяся в качестве знаний учащихся, которое не всегда соответствует всеобщим ожиданиям, заставляет задуматься о смысле твоей деятельности. Порою приходят «крамольные» мысли: зачем мне всё это? Ищу ответ…

Веду урок. Рассказываю по Генриха VIII. Кому-то скучно, ведь не всем интересна история Реформации в Англии, кто-то отвлекает соседа по парте, потому что ему сложно усидеть на месте более 5 минут. Многие не могут понять, для чего им это будет нужно, поэтому не напрягают себя стремлением запомнить материал. Не буду лукавить, лишь несколько человек из класса выражают неподдельный интерес к предмету разговора. Но это – искренний, живой интерес, это – стремление  впитать каждое моё слово, узнать всё и даже больше, поэтому мои почемучки задают кучу вопросов, мы вместе ищем ответы. Ради этих пытливых умов и горящих глаз я в школе. Это ли не цель?

На следующий урок решаю включить видео по теме: вдруг заинтересуются. Слышу через минуту: «Нет, Вы рассказываете куда интереснее!» Это ли не награда?

Иду по улицам посёлка, встречаю бывших учеников. Здороваются, интересуются моими делами. Выпускники навещают родную школу, заходят и в мой кабинет, дают наставления младшим товарищам, при этом цитируя меня. Это забавляет и в то же время льстит. Надеюсь, они всегда будут помнить своих учителей. Это ли не результат?

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что результаты учительской деятельности проявляются не сиюминутно – они видны в перспективе. Следовательно, от труда учителя зависит будущее ученика и будущее нашей Родины – огромная ответственность! Раз уж я взяла её на себя, буду стремиться соответствовать.

Но я не хочу идти по чьим-то стопам, ведь чему-то научиться можно только на своих ошибках, которые называются личным опытом. Ведь уча, мы учимся сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...