Семинары-практикумы, мастер-классы для педагогов
материал

Взаимодействие с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития  ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Городское методическое  объединение

для  музыкальных руководителей  и специалистов

Семинар – практикум

«Развитие творческой активности у дошкольников в процессе музыкального восприятия, используя игровой приём»

 

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Легостаева Т.И.

2019 г.

 

 Цель: познакомить музыкальных  руководителей  и специалистов ДОУ с методами и приемами развития творческой активности в процессе музыкального восприятия  ( из опыта работы по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой), повышать компетентность педагогов по разделу «Музыкальное воспитание»

Литература:  1. Авторское методическое пособие «Музыкальные

                             шедевры» М., изд-во «Гном», 2000 г.

                         2. Тютюнникова Т.Э. Программа «Учусь творить.

                           Элементарное музицирование: музыка, речь, движение».

                           Москва, 2005.

Оборудование: магнитофон, учебное аудиопособие на 10 дисках «Музыкальные шедевры», дидактические игры и пособия, детские инструменты.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

       Дошкольное детство -  благоприятный период для развития творчества, так как в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы: память, внимание, воображение,  восприятие, речь. Активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности прежде всего в художественных видах деятельности: музыкальной, театрализованной, художественно-речевой.

Детям  необходимо  творить  и  переживать,  чтобы  понимать. Для того, чтобы  сделать  музыку  своим  личным  опытом,  надо «пребывать  в  ней» -  петь,  играть  на  инструментах,  танцевать,  самому  придумывать ,  сочинять,  переживая  при этом  чувство  восторга  и  удовольствия.      Главный залог успеха – это  совместное  творчество  с  детьми.

 

            В своей педагогической деятельности я успешно использую методы и приемы, разработанные автором программы « Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой  для развития творческого  восприятия музыки.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель: использование на практике игровых  методов и приемов для развития творческой активности в музыкальной деятельности по методике О.П Радыновой, автора программы «Музыкальные шедевры»

1) ЦВЕТОВОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (уподобление - соотнесение и подчинение характеру музыки   различных действий под музыку.)

Прослушивание  фрагментов музыкальных произведений:

     И. Бах «Шутка»

                                             Х. Глюк « Мелодия»

                                             А. Дворжак «Юмореска»

     Дидактический материал: комплекты карточек разного цвета

Задание: поднять карточку того цвета, который, по-вашему мнению, соответствует звучанию музыки

2)СЛОВЕСНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ характеру музыки развивает  образную речь, «словарь эмоций», с помощью которого ребенок может определить  настроение музыкального произведения.

 Прослушивание фрагментов  музыкальных произведений:

                         А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»

                                       П. Чайковский «Подснежник»

                                       Э. Григ «Весной»

  Задание:     1.Найти слова, подходящие характеру музыки;

                     2.Вспомнить стихотворения, знакомые и соответствующие

                        характер музыки.

3) ТАКТИЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ прикосновение к руке ребенка во время звучания произведения и проговаривания слова, обозначающего настроение в музыке, с соответствующей звучанию интонацией. Применяется в основном  в раннем возрасте.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      А.Гречанинов «Материнские ласки»

                                      К. Сен – Санс «Куры и петухи»

Задание: найти подходящие тактильные движения, соответствующие характеру музыки.

4)МИМИЧЕСКОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это пояснения характера музыки, в которых мимика, интонации голоса взрослого усиливают выразительность речи.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                      Ж. Рамо «Резвушка», «Злюка»

                                      Г. Свиридов «Ласковая просьба»

Дидактический материал: игра «Забавный гномик»

 Задание: поднять карточку из дидактической игры «Забавный гномик», соответствующую звучанию музыки и передать мимикой своего лица характер музыки. ( примечание: дидактическая игра «Забавный гномик представляет собой набор карточек с изображением гномика, который выражает эмоции: радуется, удивляется, сердится , плачет и т.п.)

5) ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ УПОДОБЛЕНИЕ – это передача характера музыки в рисунках, выкладывание формы произведения с помощью цветных  карточек, выбор соответствующей характеру иллюстрации, одновременное использование  разных видов художественной деятельности.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                         К. Сен – Санс «Лебедь»

                                         Ф. Шуберт «Форель»

                                         П. Чайковский «Песня жаворонка»

 Задание: рассмотрев иллюстрацию, прослушав стихотворение, изобразить в движении музыкальный  персонаж.

6). ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ  предполагает выбор инструментов, соответствующих содержанию музыки и последующую оркестровку музыкального произведения с помощью этих инструментов.

Прослушивание фрагментов музыкальных произведений:

                                          А. Гречанинов « Вальс»

Оборудование: металлофоны, треугольник, колокольчики

 Задание: аранжировать музыкальное произведение  с помощью детских  инструментов

3. ВЫВОД:

 Применение игровых методов и приемов в процессе музыкального восприятия позволяет заинтересовать детей, активизировать проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения, развития их творческих способностей .



Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Методические рекомендации

 по использованию ТРИЗ

автора Г.С.Альтшуллера

«Развиваемся играя»

 

                       

                                                 Подготовила:                          

                                                  музыкальный руководитель

                                                  Легостаева Т.И.

                                                г. Пыть-Ях

2018г.

           Изменения к подходам дошкольного образования, введение ФГОС продиктовано тем, что современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

            Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

            Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

          Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

  • корректируется первоначальная формулировка задачи;
  • строится модель;
  • определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;
  • составляется ИКР (идеальный конечный результат);
  • выявляются и анализируются физические противоречия;
  • прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.

Игра “Да-Нетки” или “Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово “Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Шорты”, “Машина”, “Роза”, “Гриб”, “Береза”, “Вода”, “Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: “Хорошо – плохо”, “Черное – белое”, “Адвокаты – Прокуроры” и др.

Игра “Черное-белое”

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: “Книга”.Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Игра “Наоборот” или “перевертыши” (проводится с мячом).

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход - вход,...)

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов

Пример “Помоги Золушке”

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?”

Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . . .

Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.

Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Игра “Кубики” (на гранях которого изображены фигурки “маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких “человечков” дети составляют модели “Борща”, “Океана”, “Извержение вулкана” и т.д.

Приемы фантазирования:

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.

Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.

Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему “динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему “статика” – переменные свойства в постоянные.

Пример: Компьютер, измененный по приему “динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что -нибудь). А человек, измененный по приему “статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Сказка от стишка (Э. Стефановича)

- Не знахарка, не ведьма, не ворожка,

Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.

(Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой . .)

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

Сказки от “живых” капель и клякс. 

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: “на что похожа твоя или моя клякса?” “Кого или что напоминает?” далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)

На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель.

Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.

Например, воспитатель обращается к детям: “давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки ( арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

            Хочу надеяться, что все эти не сложные рекомендации и приёмы, помогут сделать общение педагогов с детьми более интересными, продуктивными и помогут нашим малышам стать интеллектуально смелыми, самостоятельно и оригинально мыслящими, творческими, умеющие принимать нестандартные решения и не боящимися этого.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ КРУГЛОГО СТОЛА С ПЕДАГОГАМИ ДОУ

"СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА"

http://detsad77.odinedu.ru/assets/img/detsad77/1394563984general_pages_11_March_2014_i5560_kruglyi_stol.jpg

Подготовила: музыкальный руководитель

Легостаева Т.И.

2017

ЦЕЛЬ:

  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в создании музыкальной предметно - развивающей среды в группе ДОУ;

ЗАДАЧИ:

  • Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);
  • Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

I часть. "Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада" (презентация)

Уважаемые педагоги, тема нашего круглого стола сегодня "Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада". Я хочу у вас спросить, зачем нужна такая среда в группе? А играют ли ваши дети в музыкальном уголке? Часто ли то происходит? Когда? Исходя из анализа анкет, данных в конце прошлого семинара, очень много педагогов нуждаются в помощи по организации самостоятельной музыкальной деятельности, а также испытывают затруднения при оформлении музыкального уголка в группе. Чем его наполнить, и как вообще организовать музыкальную предметно-развивающую среду в группе детского сада? Об этом сегодня и пойдёт речь на нашем круглом столе.

(слайд 2)  Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Для развития СМД детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Обратимся к нормативным документам

  • В ЗАКОНЕ ОБ ОБРАЗОВАНИИ сказано: (3 слайд)

Педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности. (Статья 48).

  • ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

 (4 слайд) Рекомендации:

Создать творческую зону в группе, которая  необходима для развития музыкальных и творческих способностей дошкольника. Это неотъемлемая часть всего педагогического процесса, которая очень важна для воспитания в ребёнке эстетических, культурных и нравственных качеств, а также для выявления и развития у него творческих и музыкальных способностей.

С чего начать создание такой творческой зоны воспитателям? Как вы думаете?

Ответы (мышка)

I. Изучить рекомендации для воспитателей по организации и оформлению музыкального уголка в группе.

II. Совместно с музыкальным руководителем подобрать оборудование по разделам, которые соответствует данной возрастной группе, определить наполняемость МДИ и материалами.

(5 слайд) Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

(6 слайд) Требования к оформлению музыкального уголка:

Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легкодоступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован. Почему? С одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников.

(7 слайд) При оформлении музыкального уголка нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка.

(8 слайд) В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними. Это создает уют и способствует концентрации внимания.

(9 слайд)  В углу лучше поставить музыкальный центр, с помощью которого дети прослушают музыку, песни, а также мелодии, способствующие психологической релаксации и психическому расслаблению.

(10 слайд) Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.

(11 слайд) В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Много ли у вас инструментов в уголке?

(12 слайд) Музыкальный уголок должен быть расположен очень удобно, чтобы дети могли свободно подходить и брать инструменты и пособия. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. А как у вас? (ответы)

(13 слайд)  Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. Почему? (Ответы) (мышка) На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются детьми дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами ДОУ. (например, дудочка) Дудочки - только строго одному ребенку играют. Попросите родителей купить и подпишите каждую. После занятия обрабатывают перекисью водорода. При проверке СЭС все дудочки прячутся очень далеко.

(14 слайд) На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы. Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка! (китайские игрушки)

(15 слайд) В музыкальных уголках должны находиться: Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки. (Заводные)

Образные пособия: (16 слайд)  Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают) Это, конечно, М.Глинка, П.Чайковский, Д. Кабалевский, В.А.Моцарт.

(17 слайд) Музыкально дидактические игры: (хочу забежать вперёд. Очень подробно будем разбирать эту тему в следующем году)

(18 слайд) К образным пособиям относятся и  иллюстрации - пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками. Можно подобрать иллюстрации музыкальных инструментов, ноты, картинки с изображением животных или детей поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

(19 слайд) Всевозможные картинки: Книжки-малютки «Мы поем», Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением людей поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, альбомы «Мы рисуем песенку», альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», Графическое пособие «Эмоции». Желательно, чтобы всё это было в музыкальном уголке.

(20 слайд) С образными пособиями мы закончили. Переходим к музыкальным инструментам. Не озвученные детские музыкальные игрушки и инструменты. Так называемые бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (изготавливаются педагогами, совместно с детьми) - это не озвученные плоскостные музыкальные инструменты, изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые нужны для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами (пианино, гармошка, балалайка); исполняют знакомые песни, иногда варьируя их, или импровизируют свои собственные. Вся эта деятельность, несомненно, развивает творческое воображение и музыкально-слуховые представления ребенка.  (с какого возраста?) (Ответы)

(21 слайд) Озвученные музыкальные инструменты и игрушки игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты. Какие? (погремушки, бубны, барабаны , кастаньеты, треугольники) (можно сделать своими руками)

Игрушки-инструменты, издающие только один звук, с помощью которого можно воспроизводить различные ритмы (свистульки, треугольники, дудки);

Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещотка, колотушка и свистулька.

Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики; во время игры на них действия детей носят только механический характер. 

Игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования: металлофоны, ксилофоны, пианино, губные гармоники, колокольчики. Эти инструменты значительно отличаются от предыдущих. Играя на них, можно воспроизводить разнообразные мелодии. Существует много разных возможностей использования таких музыкальных инструментов: это и индивидуальное музицирование, и коллективное исполнение в детском оркестре.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов, побудить детей к самостоятельным занятиям музыкой. Ребята учатся играть знакомые попевки, импровизировать несложные ритмы или отдельные интонации, подбирать по слуху знакомые мелодии, играть в «музыкальное эхо», петь и подыгрывать себе и т. д.  Какие требования предъявляются к инструментам? (ответы) Они должны чисто звучать, иметь определенный тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них. Необходимо обеспечить малышей разнообразными детскими музыкальными инструментами, научить их играть с ними.

(22 слайд)Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром, соответствующую возрасту детей. Пополнять фонотеку по слушанию и восприятию музыки (классические, детские, тематические и современные музыкальные произведения). Включать аудиозаписи плюсов или минусов, разучиваемого песенного материала. Можно иметь и DVD диски с познавательной информацией об искусстве. А когда ещё можно включать музыку? (Ответы)

Музыку можно включать и в образовательной деятельности, режимных моментах, и, естественно, в самостоятельной деятельности.

(23 слайд) Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества: флажки, ленточки, цветные платочки, яркие султанчики, шарфики и т. п. Атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону - листики, снежинки, цветы

Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.

(24 слайд) Конечно, можно иметь самый современный уголок, наполненный разными пособиями, играми. Но всё это будет стоять, как говорится, мёртвым кладом, если не будет рядом грамотного воспитателя. Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе, им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде. Ну а сейчас мы немного с вами  поиграем, ведь прежде чем дать ребёнку знания, нужно самому педагогу неплохо ориентироваться в музыкальных знаниях. И сейчас позвольте и мне проверить ваши музыкальные знания.

Интерактивная игра "Кто хочет стать музыкантом?" (презентация)

Мы с вами сделали прекрасный музыкальный уголок, сами вооружились необходимыми знаниями, теперь пора организовать и самостоятельную музыкальную деятельность детей. А что же такое СМД?

II часть.   "Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ"

Самостоятельная музыкальная деятельность, как и любая другая СД дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения. Хочу задать вам вопрос:  Все ли дети вовлечены в самостоятельную музыкальную деятельность?

Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно организованная работа в детском саду по развитию самостоятельной музыкальной деятельности, в которой наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски.

Уважаемые педагоги, а какие музыкальные игры дети чаще всего организуют? Сейчас я вам расскажу, какие игры можно организовать с детьми в музыкальном уголке.

Среди самостоятельных игр основное место занимают «музыкальные занятия», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. В своей самостоятельной практике он применяет то, что усвоил на занятии:

 Это музыкальный репертуар: игры, танцы, маленькие песенки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках.

Играя в «концерт» дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах. В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, трещотках, ложках, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют маленькие песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, характеризуя персонажи разными музыкальными инструментами.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, девочки, укачивая кукол, поют песню «Колыбельная». Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. 

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, средств музыкальной выразительности.

Какие впечатления дети ещё переносят в музыкальную игру?

Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие детей в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты (ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения.

Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности.

Конечно, главный человек в группе - это  воспитатель, и конечно, за музыкальную самостоятельную деятельность детей отвечает он. Как же осуществить руководство этой деятельностью?

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельностью (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной деятельности – это его соучастие в ней. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных детей. Он создаёт для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. Взрослый советуется с детьми: «Как нам лучше разложить музыкальные инструменты в уголке, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый, показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и включает диск, просит детей принести из дома диски с детскими песнями.

Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей, дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно.

СМД в группе, является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы.

А вот как вы ответили на вопросы анкеты по СМД в группе.

Анализ анкет "Музыкальные потребности детей" (презентация)

В анкетировании приняло участие 6 воспитателей ДОУ. Анализ анкет показал:

1 ВОПРОС  4 педагога считают, что музыкальные потребности детей проявляются преимущественно в игре; и 4 педагога отметили проявление музыкальных потребностей детей в самостоятельной музыкальной деятельности;

2 ВОПРОС 4 педагога считают, дети предпочитают заниматься слушанием, музыкально-ритмическими движениями и игре на детских музыкальных инструментах, 1 педагог наблюдают заинтересованность детей пением и 2 педагога музыкально-дидактическими играми;

3 ВОПРОС 5 педагогов убеждены, что интерес детей к музыкальному репертуару проявляется в самостоятельном исполнении любимых песен; 2 педагога отмечают желание детей исполнять танцевальные движения под музыку и 1 – пение песен из м/фильмов

4 ВОПРОС 6 педагогов считают, лучше и чаще всего дети проявляют творческие способности в музыкальных играх, 2 педагога наблюдают увлечение детей танцами и 1 – в пении,  никто не отметил инсценирование песен;

5 ВОПРОС 4 педагога видят проявление музыкально-познавательных способностей детей в высказываниях о характере музыки, 1- проводят аналогию между жизненными и музыкальными явлениями;  2 педагога не замечали интереса детей в познавательных способностях детей.

6 ВОПРОС

Нехватка музыкальных инструментов – 1 педагог,

Нехватка настольных и музыкально-дидактических игр -2 педагога

Не музыкального слуха, трудно придумывать танцевальные движения – 1 педагог

Не испытывает затруднений – 2 педагога

Уважаемые педагоги, предлагаю вам памятки по организации музыкального уголка в группе. В них подробно расписано всё, что может содержаться в музыкальной зоне, согласно возрасту детей.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития  ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Мастер-класс для воспитателей

«Развития творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приёмов»

                                                                Подготовила:

Музыкальный руководитель

                                              Легостаева Т.И.

2019 г.

Целью  занятия  является развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов.

При достижении поставленной цели решались следующие задачи:

  1.  Развивать эстетическое восприятие музыкальных образов,      предметов и явлений окружающего мира;
  2.  Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками   музицирования. 

3. Создавать условия для экспериментирования с музыкальными инструментами и предметами;

4. Формировать у детей навыки пения, музыкально-ритмического движения.

5. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность,  прививать навыки работы в группе, в парах.

6. Формировать умение брать на себя роль  ведущего.  

      

Для успешного развития творческих способностей детей необходимы    условия, которые я выдвигаю на первый план и работаю над их реализацией;

  • создание физического и психологического пространства для свободного проявления инициативы;
  • создание положительно – эмоционального состояния при соприкосновении с музыкальным искусством; развитие интереса к музыкальному искусству;
  • введение игровых элементов и творческих, проблемных задач;
  • развитие наблюдательности; использование наглядности;
  • обучение овладению необходимыми для звукоизвлечения навыками и умениями;  
  • последовательное усложнение деятельности, обеспечение перспектив развития детского творчества;
  • применение разнообразных материалов и работы с ними; смена видов деятельности.
  • учёт индивидуальных особенности детей.

Сценарий         проведения мастер-класса

«Развития творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приёмов». 

В зал входят дети, музыкальный руководитель приветствует их.

М.р. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!

Дети. (приветствуют)

М.Р. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес. Вы любите путешествовать?

Дети (Отвечают)

М.Р. А что нас может необычного встретить в лесу?

Дети. Необычные животные, диковинные растения, интересные находки.

М.Р. А какие звуки мы можем услышать в волшебном лесу?

Дети (Отвечают)

М.Р. Ну что ж, тогда в путь. А чтобы нам было веселей путешествовать, мы будем идти и играть пальчиками.

Пальчиковая  игра Град.

Град, град, ты чему рад                  похлопывают себя пальцами по голове

Прыгаешь, смеёшься                      поглаживают и стучат по рукам

И ещё дерёшься!                              хлопают по ногам

А давайте теперь нас поведёт Маша.

(Маша проговаривает игру и все повторяют за ней.  Можно повторить ту же игру, можно предложенную Машей).

В зал вбегают дети, переодетые в маленьких лешат.

И поют.

(Авторская песня)

Мы весёлые лешата   любим тёмные леса

И у вас, у ребятишек  отберём мы голоса.

Петь не сможете, кричать

Только думать… и молчать!

Затем проговаривают ещё раз свою колдовскую песню.

М.Р. Ой, мы испугались! Ребята лесные шалунишки решили отобрать у нас  голоса. А давайте и  правда поиграем с такую игру. Как будто бы у нас пропали голоса. Серёжа, тебе страшно.

Серёжа.(Крутит  отрицательно головой молча)

М.Р. А как мы пойдём дальше, если не умеем говорить, и на помощи никого не сумеем позвать.

Серёжа (и остальные дети показывают мимикой )

М.Р. Пойдёмте  поищем, чем можно пошуметь?    Теперь будем молча выполнять движения за мной.

(Идут, молча выполняя все движения, продолжая игру «Град». Под ёлкой находят коробку)

М.Р. Ой смотрите, что это

Дети (молча) показывают что это.

М.Р. А что там может быть? (отгадывают показывая вещи )

Помогаю наводящими вопросами… может здесь фрукт, а может инструмент.   Предупреждаю если там инструмент, то в него сразу гудеть или шуметь не нужно,  не будем пугать лесных обитателей. Играем только по моей команде. Открываю коробку, там   дудочки.

М.Р. Кто-то хочет нам помочь и предложил дудочки. А мы можем общаться   при помощи дудочек?

Дети. Просвистывают свои имена. А давайте поговорим друг с другом. Сначала Оля и Саша.

Дети поочерёдно просвистывают фразы по ритмическому рисунку слов, проявляя фантазию в звукоизвлечении.

М.Р. А давайте вместе просвистим По-мо-ги-те.

         Звучит свист о помощи. В ответ тишина.

М.Р. Ну что ж, идём дальше.

(Под ёлкой находят сундучок с листами бумаги)

        Ой, ребята, нам опять кто-то пытается помочь, давайте посмотрим, что

      там внутри. А как мы можем это использовать?

Дети. Показывают, что можно написать письмо и бросить в реку, предлагают

        свои версии.

М.Р. А как можно издать звук при помощи ласта бумаги?

Дети. Можно помять (показывают), можно порвать, можно пошуршать.

 Все вместе шуршат.

М.Р. В ответ тишина. Ну, пойдёмте дальше.

 Дети только прохлопывают

Три весёлых гнома     Хлоп, хлоп-хлоп

Шли по лесу смело     Хлоп,  хлоп-хлоп

Увидали шишки         Хлоп, хлоп-хлоп

И взялись за дело       Хлоп, хлоп-хлоп

Через две минуты       Хлоп, хлоп-хлоп

Полную корзину        Хлоп, хлоп-хлоп

Принесли, как будто   Хлоп, хлоп-хлоп

Только с магазина.     Хлоп, хлоп-хлоп.

Под деревом мешочек в нём палочки, но дети этого не знают.

М.Р. Да, здесь и правда сюрприз. Закройте глаза, а откроете, когда я вам разрешу.  

(Аккуратно прячу палочки на каждом ребёнке: в волосах, в кармашках, за резинкой юбочек и брюк)

Вот теперь открывайте глаза. Ищите сюрпризы на себе.

Дети находят по две палочки.

М.Р.  Попробуйте без шума показать, что можно сделать с палочками.

Дети имитируют игру на скрипке, бьют в барабан, прикладывают трубку телефона,  показывают букву Т.

М.Р. А давайте простучим ритмический рисунок нашей попевки «Дон-дили-

        дон» (авторская)

Дон-дили дон слышим мы стук

Дон-дили дон вот этот звук!

Звонко звучим музыке в такт

Песня лети за облака.

М.Р. Давайте сложим в мешочек обратно палочки. Ой, а здесь в мешочке ещё что-то лежит. Клубочек какой-то. Да это же наши голоса.

Тяну за нитку и пою на звуке –А-. Нитка длинной в звучание ноты.. А давайте каждый из нас найдёт свой голос.

Дети отматывают нитку,  пропевая любой звук. На окончание дыхания отрываем нитку.

М.Р. А давайте одновременно пальчиками ещё раз пропоём по нитке звук.

(Отметить самую длинную ноту)

М.Р. Ну вот мы и нашли наши голоса. А в мешочке ещё и мыльные пузыри. Посмотрите,  как они похожи на нотки. Такие же кругленькие, легкие. Высоко летят высокие нотки,  вниз опускаются – низкие.

Давайте поиграем.

Дети поют глиссандо, поднимая шары вверх и опуская звук с шариками.

М.Р. Вот и замечательно. Мы нашли наши голоса и даже немного распелись.  

        Ну что ж, давайте споём нашу любимую песню.

Звучит песня по желанию педагоги или детей.

М.Р. Вам не было страшно, ребята?

Дети отвечают.

А кто в лесу может вас напугать.

Дети дают ответы: волк, падающее дерево,

М.Р. а в сказочном лесу?

Дети Баба Яга

М.Р. Но мы её не боимся. Давайте с ней поиграем.

Выбрать Б.Я. среди детей и играть в игру «Баба-Яга» З.Стрих

М.Р. Какие вы смелые, мальчики защищали девочки и им не было страшно.

         Мальчики давайте пригласим наших девочек на танец

Общая пляска

М.Р. Здорово в волшебном лесу. Вам понравилось, ребята? Что больше всего?

Ответы детей. А вот возле пенёчка лежит коробочка, что в ней?

Дети находят угощение.

М.Р. Лес и вправду волшебный. Мы придём сюда ещё не раз, а теперь пойдёмте  расскажем Елене Юрьевне (младший воспитатель) о наших приключениях.

Прощаются с гостями, уходят.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для  педагогов ДОУ
«Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников»

Подготовила и провела: музыкальный руководитель Легостаева Т.И.

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

План:

I часть — теоретическая;

II часть — практическая.

Ход мероприятия:

I

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни. Музыкальное движение это синтез музыки и движения, где первоосновой является музыка. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка и, возможно меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.  

II

Муз.рук.:

Прошу внимания!

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

Я мастер-класс сегодня покажу,

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения,

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.

Всем участникам раздаются картонные нотки, различные по цветукрасные, желтые, синие, ….

1. УГАДАЙ-КА! (участвуют красные нотки)

Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.

Муз.рук.: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»

(Участники с оранжевыми нотками)

Муз.рук.: Зазвучали жесты наши,

А ведь так бывает

Координацию движений, ритм

В упражнениях развиваем.

Звучит полька «Добрый жук». Участники , которым достались красные нотки, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.

Муз.рук.:  В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

3. Поэтическое музицирование (оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.: Если только свяжем мы музыку и слово,

Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

Впереди у вас друзья, море достижений.

Участники с желтыми нотками озвучивают стихотворение «Ночь»

НОЧЬ

1. Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (трещетка)

2. Подпевали половицы – «Нам не спится, нам не спится!».

(кастаньеты)

3. Ставни черные дрожали и окошки дребезжали.

(звенит   колокольчик)

4. И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок.

(свистулька)

Муз.рук.: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),

Развивается чувство ансамбля

Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

4. Поем молча (участвуют зеленые нотки)

Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками

Четная строка поется вслух, нечетная про себя.

В траве сидел кузнечик,                         вслух

В траве сидел кузнечик,                     про себя

Совсем как огуречик                                 вслух

Зелененький он был.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Совсем как огуречик.                             про себя

Представьте себе, представьте себе           вслух

Зелененький он был.                               про себя

Муз.рук.: Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

5. Театр пантомимы (задание для участников с голубыми нотками)

Упражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

а) деревянных человечков, как Буратино   двигают руками, ногами - на шарнирах;

б)   человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся «разбиться»;

в) веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Муз.рук.: Игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного занятия. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно Взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски.

6. Релакс (упражнение для синих ноток)

Муз.рук.: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).

Упражнение "Куклы-марионетки"

Участники – кукловоды взяв в руки воображаемые ножницы отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Муз.рук.: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

7. Танцтерапия (для участников с фиолетовыми нотками)

Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки,

 

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

движения повторяются,   

 

 

 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка 

Муз.рук.: Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.

Рефлексия. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Семинар для воспитателей на тему:

«Значение музыкальных занятий в развитии ребёнка»

Выполнила:

музыкальный руководитель

                                                                     Легостаева Т.И.

2019г.

г. Пыть-Ях

Музыкальный руководитель развивает: слуховое внимание и память, пространственное представления, координацию движений, умение передавать несложный музыкальный ритмический рисунок, а также воспитывает мелодико-интонационную сторону речи и фонематический слух.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. В первые месяцы проводятся игры на детских музыкальных инструментах (ударных и шумовых).

Пальчиковые игры.

Существует прямая связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.

Пальчиковые игры развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи.

Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение

помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют

1.

двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.

Таким образом, сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. Развитие чувства ритма необходимо для здоровья ребенка! Чтение по слогам, ритмическая повторяемость действий и звуков в песенках и считалках – бесценное логопедическое упражнение! Отработка ритмов развивает правильное, ровное дыхание, предотвращает нарушения слоговой структуры, речь становится плавной и красивой.

Артикуляционная гимнастика.

При разучивании песен на музыкальных занятиях педагогам часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребёнку справится с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • Развивать певческие способности детей.
  • Формировать артикуляцию различных звуков.
  • Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, фразах.
  • Совершенствовать дикцию детей посредством подвижности и точности движений языка и губ.
  • Развивать чувство ритма.
  • Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
  • Совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперёд-назад.

Влияние пения на развитие речи

Пение тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого

2.

слуха и речевой памяти, координационного тренинга.

Вокальные проявления начинаются уже у новорождённых. Доказано, что по крику, плачу ребёнка можно определить, какой голос будет – высокий или низкий. Голосовой аппарат развивается через звуковые сигналы доречевой коммуникации (писк, стон, плач, гуление). К пяти годам начинается постепенное развитие голосовых складок. В 7-8 лет голоса ничем не отличаются.

Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией.  Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани. Понятия артикуляция и дикция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. Для того чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, гортань и т.д.). Этому способствуют артикуляционная гимнастика.

Цель ее – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.  Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве. В результате этого повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, и как следствие, улучшается музыкальная память, внимание.

Так же дети хорошо различают речевые интонации, поэтому вслушиваются в вопросительные интонации, их характеристики (грусть, печаль).

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

Пение способствует:

 * Развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.);

* Расширению кругозора;

* Нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);

* Развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Музыкально-ритмические движения.

В музыкальном воспитании детей большое значение имеют музыкально-

ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а

                                                                   3.

разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средство более глубокого его восприятия и понимания.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений,

приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально - ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Как сказал Л. Генералов:

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».

Среди музыкально - ритмических движений на занятиях с детьми упражнения занимают основное место:

  • упражнения на освоение основных движений;
  • упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
  • общеразвивающие упражнения;
  • упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
  • упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук;
  • упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
  • упражнения, активизирующие внимание и память.

4.



Предварительный просмотр:

Педагогический час для педагогов ДОО

«Формы организации музыкальной деятельности в детском саду»

Подготовила и провела: музыкальный руководитель Легостаева Т.И.

Тема: «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду».

Цель: Систематизировать знания педагогов по музыкальному воспитанию для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Повестка дня:

1. Введение в тему педагогического часа

2.Консультация: Формы организации музыкальной деятельности в детском саду.

3.Консультация: Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

4. Деловая игра «Музыкальная шкатулка» 

6. Оформление документов по аттестации.

7. Разное.

Ход:

1. Очень большую роль в воспитании ребенка играет музыка. Ведь на музыкальном занятии формируются такие качества, как коллективизм, любовь к своему дому, дети учатся сопереживать и т. д. На музыкальных занятиях игровые приемы применяются, чтобы облегчить детям понимание сути музыкальных произведений, его художественных способностей, поэтому здесь обычно имеет место музыкальная игра. Выполняя условия игры, дети находятся в русле видов музыкальной деятельности. Изучают, осваивают и закрепляют их. Очень важно, что бы воспитатели и музыкальные руководители, специалисты детского сада взаимодействовали, решая общие вопросы музыкального воспитания и развития.

2.Консультация: Формы организации музыкальной деятельности в детском саду.

3.Консультация: Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребенка.

4. Деловая игра «Музыкальная шкатулка» 

- Упражнение “Фигуры”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

- Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя, затем к нему присоединяются следующий участник и т. д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

• Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);

• Щелчки пальцев одной руки;

• Щелчки пальцев двух рук;

• Хлопки в ладоши;

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке - дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

• Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.

• Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

- ВИКТОРИНА 

1. Какими нотами можно измерить расстояние? (ми, ля, ми)

2. Какой великий композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)

3. Придумайте слова, в которых спрятались ноты? (Дорога, помидор, река, лягушка,сирень)

4 Какие две ноты растут в огороде? (Фа, соль)

5Какой великий композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим (Бетховен) .

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее.

1. Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Что это? (аккордеон) .

2. У какого инструмента

Есть и струны и педаль,

Что же это? Несомненно

Наш… (рояль) .

3. Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Его названье (Скрипка)

4. Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется – свирель.

5. Ящик на коленях пляшет,

То поет, то громко плачет.

(баян) .

6. Сверху кожа, снизу тоже

В середине пусто,

Деревянные подружки пляшут на макушке

Бьют его, а он гремит,

В ногу всем шагать велит

(барабан)

ВОПРОСЫ

1. Кто пишет музыку(композитор) .

2. С помощью чего можно записать музыку(с помощью нот)

3. Кто исполняет музыку(музыкант) .

4. Как называется одновременное звучание нескольких инструментов? (оркестр) .

2. Как зовут человека, который руководит оркестром? (дирижер)

МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА

Большое значение в музыкальном воспитании дошкольников отводится пляскам и танцам. Здесь развивается музыкальный слух, память, ритмические способности у детей. А хорошо подобранная музыка создаёт радостную атмосферу на музыкальном занятии и на празднике.

(Включается музыка, педагоги должны сказать, какого народа эта песня)

Заключение

Вы думали и веселились

И даже спорили порой.

Но очень даже подружились

За нашей славною игрой.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех.

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь,

Говорю всем: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

Апрель 2012 года.IIIтур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц».  ...

Победитель конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ» в номинации "Лучший педагог дополнительного образования" педагог МКК "Пансион воспитанниц МО РФ Рогулькина Н.Д.

 Апрель 2012 года.III тур конкурса профессионального мастерства «Педагог года общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ»«Искусство – территория свободы для воспитанниц»....

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"

Презентация мастер-класса для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов"...

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.

Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Методические рекомендации для педагогов "Психолого-педагогическая культура педагога. Психогигиена педагога"

Данные методические рекомендации больше подходят для педагогов школ, училищ, техникумов и дополнитльного образования. Здесь представлено 2 раздела темы "Психолого-педагогическая культура педагога".Дан...