Исследовательская работа "Игровое поведение животных"
материал

Владимирова Екатерина Константиновна

Выявить игровую деятельность у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_igrovoe_povedenie_zhivotnyh.docx50.65 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционный тур муниципального этапа краевого форума

«Молодежь и наука»

Игровое поведение животных

Естественно-научная секция

 Исследовательская работа

 

 

АННОТАЦИЯ

Юдина Ольга Владиславовна

МБОУ «Локшинская» СОШ, 6 класс

«Игровое поведение животных»

Руководитель: Владимирова Екатерина Константиновна, учитель географии.

Цель научной работы: выявить игровую деятельность у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

Методы проведенных исследований: социальный опрос, сравнения, наблюдения, изучение имеющейся информации. Основные результаты: из собственных наблюдений выявили, что для игр необходимы благоприятные условия среды, комфортное состояние организма. Были найдены аналогичные игры животных и игр детей. Основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни». Основное отличие по форме: в начале жизни преобладают у животных подвижные игры, а у человека манипуляционные. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта.    

  1. ВВЕДЕНИЕ

Все дети, да и взрослые тоже, очень любят играть. Но вряд ли вы задумывались над тем, что игра - серьезное и важное занятие. До сих пор нет однозначного и полного определения игры. Немного работ, где ученые приводят сравнения игр у различных представителей животного мира. В статье «Игры животных как они есть в природе,  в «человеческой» среде и в понимании и объяснении человеком» собран   материал по сравнительной характеристике игры животных в естественной среде обитания [5]. Внимательно ознакомившись с данной статьей, заинтересовалась вопросом «насколько и в чем игры животных похожи на игры ребенка?

 Среди учащихся нашей школы было проведено анкетирование, с целью выяснить отношение людей к животным, зачем и во что играют животные. Анкетирование показало, что ребята мало обращают внимание на животных, которые их окружают, не смогли объяснить характер, поведение, игры.  И ещё меня заинтересовали  слова из передачи «Планета собак» ведущего Манёва Г.: «Хотите лучше узнать людей, побывайте на планете собак». Поэтому тема данной работы является не только интересной, но и актуальной. Изучение игровой деятельности животных позволит более внимательно отнестись к животным, которые окружают человека, быть более наблюдательными.  

Цель моей работы: выявить игровую деятельность у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

Задачи:

  • Рассмотреть функции игры.
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности у животных. Найти отличия  игровой деятельности животных от игровой деятельности человека.
  • Провести сравнительную характеристику игр животных с теми играми, в которые играют дети.
  • Провести наблюдение за животными, которые окружают меня и моих одноклассников.  

Методы: социальный опрос, сравнения, наблюдения, изучение имеющейся информации.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель моей работы: выявить (исследовать) игровую деятельности у животных. Провести сравнительную характеристику игр животных и человека.

Задачи:

  • Рассмотреть функции игры.
  • Рассмотреть особенности игровой деятельности у животных. Найти отличия  игровой деятельности животных от игровой деятельности человека.
  • Провести сравнительную характеристику игр животных с теми играми, в которые играют дети.
  • Провести наблюдение за животными, которые окружают меня и моих одноклассников.

2.1    Функции игры

Изучение игровой деятельности является одним из самых сложных вопросов науки в течение многих десятилетий. Наука, изучающая игровое поведение животных -  этология [3]. Этология тесно связана с зоологией, физиологией, экологией, генетикой. Значительное влияние на изучение поведения животных оказали труды Ч. Дарвина. В современном виде  этология возникла в 30-е гг. 20 в., главным образом  благодаря работам К.Лоренца и Н. Тинбергена.  

Обратившись к словарям, можно встретить следующие ответы:

-  игра-это один из видов активности человека и животных [2].

- это деятельность, занятие детей,  и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечений, являющееся видом спорта [2].

- это исполнение определенных ролей [2].

  Ученые – этологи, выделяют следующие функции игры:

 Таблица 1 - Функции игры

Функции игры

Цель

Примеры

Ориентировочно - исследовательская или познавательная

с помощью игры происходит накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их многообразии и свойствах

Котята, как только открывают глаза, начинают обследовать местность, расползаясь в разные стороны. Висит какой- либо предмет котенок пытается поймать его.

Развивающая функция

Игра помогает представителям животного мира развивать качества, которые являются характерными для данного вида: реакционность,  быстроту, ловкость

Животные догоняют друг друга.

Кошка убегает от собаки.

Функция социализации

 Приобретение посредством игры навыков общения

Игры матери с детенышем, покусывание детеныша, ловля мышей и доставка их хозяину.

Данные функции отражают большое значение игры в развитии животных.  

2.2 Особенности игровой деятельности у животных и людей

Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, у которых присутствует такой период, как детство. Ученые выяснили, что игровая деятельность присуща представителям семейству хищных, приматам, птицам.   Все формы игры отличаются от «серьезной» деятельности. Результатом игры не становится производство какого – либо материального продукта. Игра ориентирована не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс – правила, воображаемую обстановку. Особенность игры состоит также в её добровольном характере. Животное нельзя заставить играть путем положительного или отрицательного воздействия. Ребенок не станет играть, если не испытывает к данной игре интереса. Животные проявляют игровую активность, когда у них есть свободное время, (им не надо питаться, спасаться  от кого либо). Игра у животных включает широкий круг видов деятельности: двигательную активность, оборонительное поведение и проявляется в различных формах [5].

По форме игры животных бывают [5]:

  • подвижные игры (погони, преследования, прыжки, подкрадывание).
  • коллективные игры (перетягивание какого – либо предмета, птицы передают червяка или корм другой птице в полете и.д.).
  • манипуляционные игры (игра с предметами).

2.3 Особенности игровой деятельности человека

Игра является ведущим видом деятельности для ребенка первых лет жизни. Выполняет те же функции, что и у животных, а именно развивающую, познавательную и функцию социализации. На протяжении  жизни игры человека сменяются.  Сначала предметная игра (погремушка, которую ребенок пробует на вкус, исследует, бросает, пирамидка, которую собирает, разбирает). Следующая форма игры в жизни ребенка сюжетно - ролевая. Когда ребенок играет, он учится. Ребенок проигрывает действия родителей. Он учится принимать решения, выполнять какие-то действия, пробует себя в различных профессиях: врача, учителя, водителя машины, пожарного Следующий этап - это игра с правилами. Она проходит с применением предметов (лапта, выжигало, волейбол и т.д.). И для этого этапа характерны коллективные игры. Важным отличием игр детей является активное участие в игре взрослых. Взрослые запрещают использовать в игровых целях предметы быта, определяют социальную направленность игрового процесса.

Таким образом, игровая деятельность человека отличается от игр других представителей животного мира. Эти отличия касаются форм игры, их смены в зависимости от возраста ребенка. Игры человека отличает меньшая физическая подвижность, чем у животных, но большее напряжение сферы интеллекта, а также активное участие взрослых и применение специальных предметов - игрушек.

2.4   Сравнительная характеристика игр животных с играми, в которые играют дети

В своей работе мы попыталась сравнить игры животных с теми, в которые играют дети. Для того чтобы узнать, в какие аналогичные игры  играют дети, обратились за помощью к ребятам, которые имеют домашних животных.

В таблице разместили результаты поиска игр животных и тех, в которые играют дети.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика игр животных с теми, в которые играют дети

Игры животных

Игры детей

Детеныши обезьян гоняются друг за другом

«Салочки»

Лиса держит в зубах птицу перед носом лисят. Малыши пытаются ее выхватить.

«Выжигало»

Молодые обезьянки играют с детенышами, подражая своим родителям.

«Дочки - матери»

Котенок играет с клубком ниток, гоняя его по комнате.

«Футбол»

Поросята тянут тряпку в разные стороны.

Перетягивание каната

Котята прячутся друг от друга или от людей.

«Прятки»

Хомячки взбираются наверх и виснут на металлических прутиках своего домика.

Подтягивание на турнике

Суслики стоят, вертикально обнявшись друг с другом.

Борьба

Попугай при звучании музыки чирикает.

Исполнение песни

Виртуозные прыжки кошек

Акробатика

Длительная концентрация животных на интересующий их предмет

Шахматы

Анализируя и сравнивая полученные данные, мы видим, что игры животных и детей аналогичны.

2.5. Наблюдение за животными, которые окружают человека

Исследование были проведены в домашних условиях.  Для наблюдения из 5 домашних кошек была отобрана Матильда. Схема наблюдения:

26.01.2014года

Время суток: наблюдения проводились в разное время суток.

Какая была погода: на улице была холодная погода.

Место наблюдения: дом.

Кого наблюдала: кошку.

Из наблюдения видно, что  кошка играла в различные игры: бегала, пряталась, играла с другими кошками, ловила привязанный мною бантик на ниточке, катала мячик. Самое активное время для игр - вечер. Утром ее любимым занятием является сидя на окне наблюдать за тем, что происходит на улице (за движением собаки, птиц). Днем кошка набирается сил, отдыхает, спит. Игры начинаются после еды Длительность игры до 30 минут. Одним из любимых занятий является игра с человеком (посидеть на руках, полежать у человека, потереться о ноги человека). Больше всего меня заинтересовало общение кошек во время игры, они шипят друг на друга. А после игры ведут себя дружно. Когда кошке грозит опасность она убегает, прячется (при включенном пылесосе или при брошенном музыкальном мячике). Из наблюдения мы увидели, что игра учит животных быть внимательными, активными, развивает реакцию, остерегаться от опасности, развивает наблюдательность. Взрослые животные учат молодняк добывать пищу (кошки показывают, как ловить мышей: приносят добычу и укладывают на ступеньки крыльца), показывают, как отбиваться от  других животных. Условием игры служит комфортное состояние организма: отсутствие голода, жажды, благоприятные условия среды.

Итак, можно сделать вывод:

  1. Основная функция игры заключается в «подготовке к взрослой жизни».
  2. Игра как вид деятельности присуща далеко не всем представителям животного мира, а только тем видам, у которых присутствует такой период, как детство;
  • результатом игры не является какой – либо материальный продукт;
  • особенность игры состоит в её добровольном характере;
  • по форме в начале периода жизни преобладают у животных подвижные игры, а у человека манипуляционные. Подрастая, все они начинают играть в коллективные игры.
  1. Мы нашли много аналогичных игр животных и игр детей.  
  2. Для игр необходимы благоприятные  условия среды, комфортное состояние организма.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В данной работе рассмотрела игровую деятельность животных и сравнила её  с игровой деятельностью людей. Собирая материал для своей работы, я много нового узнала об играх животных и людей, особенностях игровой деятельности. Наблюдая за животными, интересно было сравнивать, во что играют животные и искать аналогичные игры среди людей. Стала более внимательно относиться  к домашним животным. Я поняла смысл слов Г. Манёва животные -  это правдивые зеркала, в которых отражаются поступки, характер, поведение и даже игры. Свое исследование я решила продолжить, так как хочу узнать, что еще объединяет животных и людей, исследовать темперамент, жесты у животных.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Наука и молодежь Красноярья: диалог, мысль, поиск: мат-лы регион. научн.-

практ. конф. учащихся / Краснояр. гос. аграр. ун-т; под ред. Н.М. Торопыниной. – Красноярск, 2011. – 76 с.

2.  Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образоваание», 2006. – 976 с.

3. Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., С48 1988. – 608 с.

4. Смирнова Н.З. Исследовательская деятельность школьников в окружающей среде: учебное пособие / Н.З. Смирнова, Е.А. Галкина; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008-200 с.

5.  http://referat.mirslovarei.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных».

Урок с использованием ОМС- модуля и элементов методики развития критического мышления....

Призентация к исследовательской работе "Бездомные животные - проблема всх и каждого"

Цель: изучить проблемы существования бездомных собак в нашем селе; привлечь к проблеме бездомных животных учащихся и взрослых.Задачи: выяснить общее состояние бездомных животных; изучить состояние про...

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

рассмотрение многообразия адаптаций живых организмов, о понятии «криптическая окраска»;понимание терминов  «мимикрия», «адаптация»;изучение основных видов адаптаций, механизмов возникновения прис...

Тема урока: «Деятельность человека: отличие от поведения животных; структура».

Данный урок является составной частью темы «Сущность человеческой  деятельности». На уроке используется групповая форма работы учащихся. Необходимое количество групп 5.  Объем ур...

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных", УМК  "Сфера жизни" под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изуч...