ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Выпускнику на память»
проект (8 класс)

Онегина Ирина Владимировна

Творческий проект разработан с целью изготовления атрибута костюма (головного убора) для сценического образа участника вокальной студии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kuzina_darya.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования « Центр творческого развития и гуманитарного образования « Воспитание»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

« Выпускнику на память»

                            Подготовила   Кузина Дарья

Студии « Мастерица»

Руководитель Онегина

 Ирина Владимировна

2020 год

Оглавление

Обоснование возникшей проблемы ……………………………3-4 стр.

История и современность ………………………………………4-7 стр.

Исследование ткани …………………………………………….7 стр.

Выбор инструментов и материалов ……………………………7 стр.

Организация рабочего места …………………………………...8 стр.

Техника безопасности …………………………………………..8-9 стр.

Технологическая последовательность изготовления изделия….9 стр.

Экономическое обоснование……………………………………10 стр.

Экологическое обоснование ……………………………………11 стр.

Самооценка ………………………………………………………12 стр.

Реклама …………………………………………………………...13 стр.

Список используемой литературы ……………………………..14 стр.

Фантазии полёт и рук творенье

С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.

Обоснование возникшей проблемы

По сложившейся традиции в мае. в центре « Воспитание» проходит отчетный концерт студий и на этом отчётном концерте выпускницам вокальной студии  ансамбля народной песни   «Рассвет» дарят головные уборы, которые изготовлены руками   маленьких рукодельниц студии « Мастерица». Венок изготовлен из атласных лент ( техника канзаши). 

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор. 
Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар». 
Веночница - женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии. 
Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим глазом". 
Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также

окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных.

 По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки. 

Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям. 

Цветы, изготовленные с помощью нескольких базовых техник,

выглядят исключительно элегантно. Они потрясающе сочетаются и подходят

для применения в нарядах и украшениях.

Так, в калужском народном  костюме обязательно присутствуют два цвета – белый и красный. Красный цвет символизировал долголетие, плодородие, силу и власть. Это цвет огня и солнца. Он помогал выражать свое настроение и оптимизм

Быстро сложить кусочки ленты и получить замысловатый цветок, из

которого можно создать украшение для любого наряда – вот что в жизни пригодится модницам. 

На своих занятиях в студии « Мастерица» мы  также делам головные уборы для выступлений вокальной студии « Зарянка» , « Рассвет», используя технику                         « Канзаши»

История и современность

1. Канзаши (или в более правильной транскрипции "кандзаси") (яп. 簪) –

слово, которое в современном мире имеет два значения. На своей родине оно

означает "женское украшение для волос, которое носят с кимоно". В Европе - "технику рукоделия, основанной на складывании особом способом кусочков ткани".

История канзаши уходит корнями в 18 век, когда в Японии стало модным украшать прически гребнями и большим количеством шпилек. В это время цветы из лент канзаши становятся незаменимым аксессуаром в костюме женщины, который был не просто произведением искусства, но и указывал на социальный статус, семейное положение и характер владелицы. Очень часто стоимость канзаши в разы превышала стоимость кимоно. За несколько веков появились разные виды канзаши, но среди рукодельниц нашей страны популярен только один — хана-канзаши (Hana kanzashi). Это украшения, которые сделаны в виде цветов.

Первые японские  прически появились в период Дзёмон (от 13 000 до 300  лет до н.э.). Тогда волосы скрепляли тонкими палочками, которые втыкали в прическу. Поскольку  никаких других украшений на шее и запястьях японцы не носили,  шпильки для волос были единственным способом привнести в облик оригинальность и подчеркнуть богатство и знатность их обладателя или обладательницы. Позднее такие "заколки" начали делать из кости, черепахового панциря, металла, ценных пород дерева и пр. Не удивительно, что такие заколки начали обозначать иероглифом  "簪" - "канзаши". Он включает элемент "牙", имеющий значение "клык", внизу иероглифа находится элемент "曰" (изречь, гласить), что означало, как не трудно догадаться, "палочки из кости, которые отражают поступки и статус их носящего". Но постепенно слово приобрело иное значение - "воткнутый в волосы". И так стали называть любые украшения или приспособления, помогающие поддерживать прическу.

А форма канзаши становилась все более и более разнообразной. В период

Нара (710—794 гг. н.э.) японцы привезли из Китая разнообразные шпильки и

гребни для волос. С той поры знать мужского пола пользовалась шпильками из слоновой кости, простолюдины  - из дерева. Женщины носили особой формы раздвоенные на конце шпильки, а также металлические заколки, удерживающие волосы надо лбом (прообразам современный ободков).

Потом одни  из них входили в моду, другие, наоборот, выходили, но с тех пор всевозможные гребни, шпильки, заколки стали неизменным атрибутом гардероба любой женщины. Из изготавливали из серебра, олова, латуни и даже платины, богато украшали и инкрустировали.

Наибольшего расцвета искусство канзаши достигло во второй половине периода Эдо (XVIII - начале XIX вв). Появляются различные разновидности канзаши (кандзаси): тама-канзаши - "украшение-шарик", шпилька, украшенная шаром из коралла, нефрита, агата или кости; бира - "развевающиеся канзаши", украшения из серебра в виде птиц или бабочек, украшенное свисающими цепочками; бира-бира - подвески для прически в форме веера со свисающими металлическими полосками (бира-бира особой формы носили принцессы), ёситё - раздвоенные плоские шпильки, изготовленные из черепашьего панциря, замужние женщины носили одну ёситё на виске, гейши - две и более ёситё, но тоже на висках, а а юдзё (проститутки)  - множество, и в разных частях прически.

И конечно же цумами-канзаши. Последние представляли собой сложные, многоярусные  аппликации и даже гирлянды из цветов, листьев и бабочек. И все это было выполнено из шелка.

В основе техники – складывание прямоугольных кусочков ткани в форме продолговатых, округлых или острых лепестков. Именно из таких лепестков составляются столь изысканные и разнообразные украшения, которыми удивляют японские мастерицы. Это могут быть маленькие простые пятилепестковые цветочки, могут быть более сложные многоярусные цветы

6

из десятков лепестков (по типу хризантемы), могут быть целые каскадные украшения из цветочных композиций и подвесок. Самое удивительное, что в основе всей этой красоты лежит один единственный прием – сворачивание (цумами).

Исследование ткани

Название ткани

Удобство складывания

Вид среза-края

Горение

Форма лепестка

Атласная лента

удобно

осыпаема

плавится

Красиво держит форму острых и круглых лепестков

Выбор инструментов и материалов

Инструментов и материалов эта техника также требует самый минимум. Начинающей мастерице понадобятся лишь:

атласные ленточки разных размеров, оптимально 12мм, а вообще подойдет любая ткань: шелк, органза, атлас, креп-шифон и т.п.;

линейка, карандаш или мелок для разметки ровных полосок;

ножницы;

зажигалка или свечка;

пинцет;

клей "Момент-кристалл" или "Супер-момент" ( в маленьком тюбике) .

Организация рабочего места

При выполнении любых работ, необходимо организовать свое рабочее место.

Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо. 
2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость. 
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол. 
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол. 
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см. 
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно). 
После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место: 
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.

Техника безопасности

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

8

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника  безопасности при работе со свечой, зажигалкой.

Следите за исправностью зажигалки.

Не касайтесь огня.

Перед тем, как покинуть рабочее место , потушите свечу.

Все детали своей работы держите под рукой, чтобы не обжечься огнём.

Будьте внимательны, не размахивайте горящей свечой, зажигалкой.

После работы убери свое рабочее место.

Для того, чтобы рука не устала делайте гимнастику для рук.

Технологическая последовательность изготовления изделия

Изготовить самостоятельно украшения в технике цумами канзаши не так трудно, как может показаться на первый взгляд. По сути, используются всего два основных способа складывания лепестков - острый и круглый. На их основе делается большинство хана-канзаши, которыми поражают мир японские мастера.

 Для украшения ободка я изготовила ромашку, василек ,хризантему.

1

Делаем заготовки

из атласной ленты красного цвета

21 заготовка-     12 мм на 8 см.

из атласной ленты  синего цвета

17 заготовок           12 мм на 4 см

из атласной ленты белого цвета

14 заготовок  -12мм на 7 см

2.

 Изготавливаем лепестки

из атласной ленты зеленого цвета

21 заготовка                        25 мм на 9 см    

3

Из картона вырезаем кружок – основу для цветка

диаметр 25 мм – 5 шт.

4.

Заготовленные лепестки крепим на  клеем "Момент-кристалл" к основе и украшаем серединку.

5.

С помощью клея цветки прикрепляем к ободку

Экономическое обоснование

Стоимость работы, выполненной можно вычислить следующим образом:

Материалы и инструменты

Необходимое количество

Цена

Затраты на материал

Атласные ленты разных цветов   (красный, синий, белый цвет – 12 мм)

зелёный цвет -25 мм

6 метров

3 метра

3 рубля

5 рублей

18 рублей

15 рублей

Клей «Момент»

1 шт.

35 руб.

35руб.

Ободок

20 руб.

1 шт.

20 руб.

итого

78 рублей

Итак, стоимость моей работы без учета оплаты труда составляет 78 рубей.

Изделие получилось гораздо дешевле, чем его приобрести в магазине.

А главное оно является авторским и в единственном экземпляре

Изготовление цветов несложно и увлекательно. Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочего места и больших затрат. Но в тоже время требует много терпения.

Все материалы для изготовления проекта были у меня в наличии. Поэтому затрат не было. Моя работа оригинальна. Думаю, что такую работу можно продать на ярмарке поделок и получить прибыль.

Экологическое обоснование

Изготовление цветов несложно и увлекательно. Этот вид рукоделия не требует специально оборудованного рабочего места и больших затрат. Но в тоже время требует много терпения. Технология цумами (складывание лоскутиков) не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Для изготовления украшений мы использовали материалы, изготовленные из экологически чистого сырья.

Самооценка

Канзаши имеет громадное преимущество перед другими видами рукоделия - во все времена оно будет модно.

Выполнив данный проект, убедилась, что нет ничего невозможного. Работая в данной технике можно  создать венок для полного образа русского костюма нашей вокальной студии . освоив и закрепив приемы изготовления лепестков, узнала много нового и интересного.

Любой творческий проект дает возможность для раскрытия способностей.

Считаю, что поставленная цель достигнута. Результат полностью оправдал наши ожидания. Мне и  девочкам из вокальной студии  очень понравился внешний вид работы, цветовое решении. Мою работу оценили родители,  педагоги Центра « Воспитания» и друзья. Я собираюсь и в дальнейшем выполнять изделия в технике tsumami. Планирую в будущем сделать еще больше украшений для волос и в различной цветовой гамме

Реклама

Не губи ты жизнь бездельнм-

Занимайся рукодельем!

Шей, вяжи – не унывай,

 Иль канзаши выполняй.

Вот иголки, нитки, пяльца

Для проворных наших пальцев.

Ткани, ленточки, кайма-

Закружилась голова!

Файлы, форум, интернет

(ой, забыла про обед!)…

ТО, что любим- выполняем.

Всё прилежно оформляем.

Результат – на радость нам,

Нашим близким и друзьям.

А закончена работа, Тут уж новая забота

Вновь цветочки выбирать.

И канзаши выполнять

Список используемой литературы


1.В.Д.Симоненко. Технология. Обслуживающий труд. 5-9 класс –

М: Вентана - Граф, 2010

2.http://stranamasterov.ru/

3.http://mastera-rukodeliya.ru/

4.http://www.zlatoshveika.com/

5.http://www.magic-dom.ru сайт «Домашняя волшебница»

6.http://stranamasterov.ru сайт «Страна мастеров»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любимым выпускникам на память

На празднике Последнего звонка хочется сказать своим ученикам, уходящим во взрослую жизнь, самое важное, напутствовать, так много пожелать... Всякий раз с волнением и любовью призносишь последние слов...

Творческий проект по технологии « Память».

Творческий проект по технологии « Память» (Исследовательская работа и изготовление макета «Парка Победы» с памятником «Нет фашизму!»). Может применяться на уроках технологии, истории, изобразительного...

Защиты творческих проектов выпускников художественного отделения

Ежегодно в конце учебного года ученики выпускного класса защищают творческие проекты. Искусствоведческое обоснование проекта учащиеся готовят под руководством Д.И. Бережной.Ученики выпускного класса п...

Творческий проект "Подарок от выпускников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17901833","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"291","width":"480"}}]]...

Защиты творческих проектов выпускников художественного отделения

Ежегодно в конце учебного года ученики выпускного класса защищают творческие проекты. Искусствоведческое обоснование проекта учащиеся готовят под руководством Д.И. Бережной.Ученики выпускного класса п...

Творческие проекты выпускников 2022

Завершающим этапом обучения в детской школе искусств для выпускников является защита творческого проекта по станковой композиции в виде серии работ...

Выставка итоговых творческих проектов выпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 года по дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (срок обучения - 8 лет).

Выставка итоговых творческих проектоввыпускников МБОУ ДО «ДХШ» – 2019, 2020, 2021 годапо дополнительной предпрофессиональной программе в области изобразительного искусства «Жив...