"Будущее России"
проект

цынглер наталья николаевна

Инновационный проект (кадетское движение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budushchee_rossii.docx66.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Подросток»

Инновационный проект

«Будущее России»

                Автор: Цынглер Наталья Николаевна

Педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

г. п. Междуреченский

Аннотация

Проект «Будущее России»:                                                                        

По методу: информационно – творческий.

По содержанию: вокально – художественная деятельность.

По числу участников: воспитанники кадетских классов, родители, классный руководитель, педагог организатор, педагог по вокалу.

По характеру контактов: центр дополнительного образования, контакты с семьей, с общеобразовательной школой, с учреждениями культуры, социальной защиты населения, церковным приходом.

По времени: долгосрочный.

Направленность:

Данный проект ориентирован на вокально – хоровую работу с кадетскими классами и направлен на духовно – нравственное воспитание, через освоение вокальной деятельности и знакомства с православной культурой.

                                                                                              "Кадеты – это отвага, честь.

                                                                                                     Сыны Отчизны ответят: «Есть»

                                                                                                 Шагаем дружно, чеканя шаг,

                                                                                                             Поднимем выше Российский флаг»

(Тамара Ананьина – поэтесса Кондинского района)

ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДАННОГО ПРОЕКТА

В доктрине развития образования до 2025 года стратегические цели отечественного образования тесно связаны с проблемами Российского общества:

  • Утверждение статуса России в мировом сообществе как Великой державы в сфере образования, культуры, науки;

  • Преодоление социально-экономического и духовного кризиса;

  • Обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

  • Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Достижение этих целей непосредственно связано с духовно-нравственным развитием личности каждого человека и, в частности, воспитанника кадетского класса, полноценной реализации его творческих способностей.

         Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа».

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились:

  • Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения,

  • Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, и другие.

Актуальность проекта - Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Два важнейших направления воспитания учащихся кадетских классов: духовно-нравственное и патриотическое воспитание находятся в диалектическом единстве, взаимно обуславливают и дополняют друг друга. Являясь составной частью общего процесса воспитания подрастающего поколения, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, прежде всего, формирует личность высоко идейной убежденной, сознательной, социально-активной в жизни.

         Проблема формирования духовно-нравственных ценностных ориентации сложна и многоаспектна. Она раскрывается на философском, социологическом, психологическом и педагогическом уровнях.

Общие основы воспитания духовно-нравственных ценностей личности раскрываются в исследованиях философов (О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравосмыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, JI.C. Выготский, C.JL Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, Д.И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков); педагогов (С.П. Акутина, Е.В. Бондаревская, И.Д. Демакова, Н.Д. Никандров, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев, Н.Е. Щуркова и др.).  Проблему формирования ценностных ориентации и духовно-нравственного становления воспитанников кадетских образовательных учреждений исследовали H.A. Пашканова, Т.Н. Семенкова. Анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы, практического опыта работы кадетских школ показали, что, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме воспитания ценностных ориентаций, недостаточно изучен вопрос организации, содержания и планирования работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в кадетских классах, организованных на базе общеобразовательных школ. 

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. И это свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

 Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

        При создании данного проекта передо мной встала проблема, как посредством вокального искусства, работая с воспитанниками кадетского класса, в который входят дети из разных семей (благополучных и неблагополучных, малообеспеченных и неполных) сделать процесс обучения интересным, познавательным и воспитательным. Не достаточно просто прийти и сказать: «Вам это надо знать!». Если мы сегодня не обратим внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить. Мы придем к такому человеку со своими инициативами, а он скажет, что это ему не интересно и не нужно. Поэтому, конечно, было принято решение – «идти от души», т.е. от основ православия.

Новизна проекта «Будущее России» в том, что вокальная деятельность взаимодействует с основами православной культуры. Воспитанники знакомятся с вокальным творчеством данного направления, не просто прослушивая данную музыку, но и исполняя репертуар данной направленности.

Цель проекта -  духовно -  нравственное воспитание учащихся кадетских классов, посредством изучения основ православной культуры и освоения вокальной деятельности.

Задачи:

  1. Формирование системы кадетского обучения (вокальной деятельности) как особой воспитательной структуры.
  2. Разработка концептуальной модели выпускника кадетского класса как гражданственно-ориентированной и социально-ответственной личности.
  3. Создание эффективной системы духовно - нравственного воспитания, обеспечивающей воспитание у учащихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества.
  4. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Кадровое обеспечение и управление проектом

Данный проект ориентирован на обучающихся кадетского класса (в составе 27 человек).

К осуществлению проекта будут привлечены специалисты центра дополнительного образования – директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист центра дополнительного образования, родители воспитанников, классный руководитель, педагог организатор.

Директор – осуществляет общее управление проектом.

Заместитель директора по воспитательной работе и методист центра дополнительного образования – осуществляют методическое обеспечение проекта, проводит диагностические методики: тестирование, сравнение, анкетирование.

Руководитель проекта – является организатором и реализатором проекта.

Педагог организатор – организует внеурочную деятельность и осуществляет работу с родителями.

Сотрудничество с организациями-партнёрами (осуществляют концертную деятельность):

- КДК «Рондо»

- РДКИ «Конда»

- школы Кондинского района

- ЦЗН «Фортуна»

 - сотрудничество с местной религиозной организацией православным

Приходом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

Подготовительный этап:

1.  Изучение методической литературы по данной теме.

2. Первичная диагностика культуры детей и анкетирование родителей, позволяющее изучить культуру, ценности семей.

3. Подбор художественной и познавательной литературы, видео и аудиотеки по теме      «Православная культура».

4. Подбор вокального материала для исполнения и слушания.

5. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности детей, планирование взаимодействия с организациями партнёрами   в рамках проекта.

  Практический этап:

Работа с детьми ведётся по образовательной программе «Вокальное искусство» (автор составитель Цынглер Н.Н.), в которую включены следующие дисциплины – вокал, сценическое движение. Данные дисциплины включают здоровьесберегающие технологии и направлены на здоровьесбережение воспитанников вокального коллектива. Занятия проходят 1 раз в неделю с продолжительностью 1 академический час.

 Для реализации данного проекта в работу включены темы и мероприятия, отображенные в таблице.

Темы

Содержание

Мероприятия

Сроки проведения

«О России петь – что стремиться в храм».

Великий колокольный звон.

Звучащие картины

Основы православия (нравственные и духовные)

С Рождеством Христовым!

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок

Концертная программа ко Дню пожилого человека.

Октябрь

Концертное мероприятие «Ангелы Добра» в честь празднования дня образования церковного прихода «Всех скорбящих Радость»

Ноябрь

Концертная программа к празднованию Дня народного единства

Ноябрь

Концертная программа ко Дню Матери

Ноябрь

Концертная программа «Рождество Христово»

Январь

Россия-Родина моя.

Музыкальные образы родного края.

Православный праздник – Пасха (история, традиции)

Россия – великая держава (Воинский долг в контексте православной нравственности)

Сочинения отечественных композиторов и авторов Кондинского района о Родине.          

 Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям.  Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою Родину.

Районный конкурс военно – патриотической песни «Виват, Россия»

Февраль

День защитников   Отечества

Февраль

Школьный конкурс «Строя и песни»

Февраль

Концертное мероприятие – «Святая Пасха»

Апрель

Региональный конкурс «Пасха Красная»

Апрель

День Победы (участие в концертных программах, участие в параде, встреча с ветеранами)

Май

Заключительный этап:

  • Анализ деятельности на всех этапах проекта, соотнесение результатов с поставленными задачами;
  • Создание банка педагогического опыта в работе с кадетскими классами (составление методического пособия – «Духовно – нравственное воспитание в кадетских классах, посредством православной культуры и вокальной деятельности)
  • Проведение итогового родительского собрания с отчётом по работе проекта за текущий год.

Основные технологии, используемые при реализации проекта:

  1. Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу предполагает сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем природосообразного воздействия на психоэмоциональное состояние, повышения их креативности, приобретения ими нового средства эмоционального самовыражения.

Наблюдения педагогов и специальные исследования показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. Общеизвестно, что голос является «своеобразным» индикатором здоровья человека. В ходе работы над постановкой голоса развиваются органы дыхания, голосовые связки, тембрация, артикуляция и дикция, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Правильное взятие вдоха (неподвижность плеч и грудной клетки), корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объема легких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга. Более того, правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса и т. д.

Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии, в области музыкального искусства корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. Отделение музыкотерапии и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских наук. Педагогам – музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Таким образом, музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, и она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Дети в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, не спокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на занятиях в качестве исполняемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния учащихся.

При отработке вокальных навыков используется «Фонопедический метод» В.В. Емельянова, для отработки навыков сценического движения и развития ритмического слуха используется система К. Орфа «Элементарное музицирование».

  1. Мультимедиа технологии.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер. Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой воспитаннику на занятии, активизирует организацию познавательной деятельности учащихся.

В своей работе я использую в основном пассивные принципы взаимодействия воспитанника с компьютером, т.е. – это процесс предоставления информации (презентации). Это связано с теми условиями, в которых происходит процесс обучения и воспитания.

В работе используется метод линейного представления информации, который последовательно знакомит воспитанника с изучаемым материалом. Этот метод рекомендуется для воспитанников, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала. Так как в своей работе я опираюсь на основы православия, которые воспитанники знают поверхностно, показ презентаций по данной теме с музыкальным сопровождением воспринимается с интересом и усваивается легко.  Кроме того презентация охватывает весь необходимый наглядный материал занятия по вокалу от картин, тематического материала и до наиболее важных выводов. Но при этом сохраняется возможность для любого варьирования материала в зависимости от особенностей воспитанников, их подготовленности и настроя. Так же на занятиях используются материалы из сети Internet.

При создании наглядных средств обучения учитываются следующие показатели:

- доступность, то есть соответствие возрастным особенностям воспитанников;

- содержательность, которая заключается в единстве позиций современной науки и передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

 -иллюстративность, когда используется разного вида материалы в трудных для понимания содержания текста. Но здесь надо очень осторожно использовать образность наглядного материала, так как чрезмерное увлечение представления информации может увести воспитанников от основной идеи автора наглядного пособия;

- дозированность, т.е. переизбыток информации может привести к отвлечению внимания воспитанников.

Виды деятельности и формы обучения

Беседа

Слушание музыки

Совместные культпоходы в концертные залы

Демонстрация наглядного материала с использованием ИКТ

Вокальная

Слушание музыки

Движение под музыку

Концертная

Конкурсная

                                   

В процессе работы по нравственному воспитанию нами широко применяются следующие бинарные методы нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  обучающихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования  сознания  личности); методы организации деятельности и формирования опыта  общественного  поведения; методы  стимулирования  поведения  и  деятельности.

Ожидаемые результаты

Оценка результативности осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей.  Они представлены духовно-нравственными параметрами.

Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Формирование и развитие у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе как важнейших духовно-нравственных ценностей.

В качестве основных критериев оценки результатов реализации проекта «Будущее России» рассматриваются:

  • достижения воспитанников в общеобразовательной, вокальной подготовке;
  •  состояние здоровья воспитанников, создание условий для творчества педагога и воспитанников;
  • обобщение и трансляция профессиональных достижений педагога в данном направлении работы (разработка и создание методических рекомендаций, участие в методической работе городского поселения и района);
  • формирование портфолио кадетского класса (творческие достижения воспитанников, концертные мероприятия.)

Ожидаемые результаты будут измеряться при помощи диагностических методик: тестирование, сравнение, наблюдение, собеседование, анкетирование (Уровень духовно-нравственного воспитания – методика Е.Н.Степанова, методика Р.С.Немова, уровень ценностных ориентаций - методики М. Рокича).

В процессе реализации проекта могут возникнуть следующие проблемы:

Фактор риска

Пути преодоления

Дефицит учебно-методических пособий

Использование интернет ресурсов

Недостаточная методическая подготовка педагогов

Проведение методических занятий, прохождение курсовой подготовки, обмен опытом.

Дефицит вокального репертуара

Сотрудничество с поэтами и композиторами Кондинского района.

Заключение

         Данный проект реализуется в МАОУ ДОД ЦДОД «Подросток» г.п. Междуреченский с 2012 года. За это время, безусловно, многое сделано. И конечно мы видим, что наши воспитанники растут, развиваются и достигают различных результатов. Но хочется отметить, что главный результат всё-таки впереди. И это покажет жизнь. Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

 Мы хотим быть уверенными, что наши воспитанники будут добросовестными, отзывчивыми, уважающими себя и окружающих людей. И со своей стороны стараемся делать для этого всё. И главное, что в глазах этих мальчишек и девчонок мы видим заинтересованность, значит мы движемся в верном направлении.

На данный момент можно отметить следующие результаты:

На диаграмме представлены данные по участию кадетов в мероприятиях по духовно нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Увеличение числа мероприятий повлекло и увеличение числа участников мероприятий данной направленности.

 Воспитанники кадетского класса демонстрируют свои вокальные навыки на различных конкурсах военно – патриотической песни:

2013 год – Районный конкурс военно – патриотической песни «Виват, Россия!» - диплом 3 степени

2013 год – Всероссийский слёт кадетского движения г. Новороссийск – диплом 2 степени в номинации «Визитка»

2014 год – Школьный смотр строя и песни – диплом 1 степени

2014 год - Районный конкурс военно – патриотической песни «Виват, Россия!» - диплом 2 степени

В заключении хотелось отметить, что в воспитательном процессе задействовано много звеньев, которые складываются в единую систему. И безусловно все они работают на формирование полноценной личности подрастающего поколения, а значит на будущее России.

Система работы по духовно – нравственному воспитанию детей кадетских классов, отработанная в ходе реализации проекта, будет применяться в дальнейшей деятельности ЦДО.

Список использованной литературы

  1. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование. - №3, 2001
  2. Борисова, Е.В. Воспитание патриотизма в современном социокультурном обществе / Е.В. Борисова // Педагогическое образование и наука. - 2010.- № 5.
  3. Володина, Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье /Л.О.Володина // Педагогика. - 2011.- №4.
  4. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В.Метлик // Педагогика. - 2009.- № 10.
  5. Губанова, Е.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России / Е.В.Губанова, Ю.Б. Пушнова // Воспитание школьников. - 2011.- № 5.
  6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23с.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2.
  7. Интеграция дополнительного и других сфер образования: Коллективная монография. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
  8. Куликов, А.С. Диагностика духовно-нравственного состояния личности школьника / А.С. Куликов // Справочник заместителя директора школы. - 2010.- № 8.
  9. Михеева, Л.Н. Проблемы нравственных ценностей. Взаимосвязь семьи и школы / Л.Н. Михеева // Педагогическое образование и наука. - 2010.- № 5.
  10. Пономарев, Я.А. Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи / Я.А. Пономарев // Педагогическое образование и наука. - 2009.- № 7.
  11. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К. Селевко//- М.: НИИ школьных технологий,2005
  12. Столярова, Е.В. Проект духовно-нравственного воспитания и образования «Возрождение» / Столярова Е.В. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010.- № 5.
  13. Строганова, Л.В. Этические беседы и уроки нравственности в воспитании подростков / Л.В. Строганова // Воспитание школьников. - 2010.- № 2.
  14. Формирование нравственного здоровья школьников: занятия, игры, упражнения / под ред. Кузнецовой Л.В., Панфиловой М.А.- М.: ТЦ Сфера, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-урок «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка» как духовное завещание, размышление художника о будущем России"

Цели урока:  Образовательная: приобщить учащихся к философским и духовным поискам А.Н. Островского, познакомить с творческими поисками в музыке, живописи и литературе во второй половине 19 ве...

Школа-старт в будущее России

Классный час в 10 "б" классе, посвящённый началу нового учебного года...

"Мы – будущее России"

Классный час  на тему: "Мы – будущее России"Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном ...

паспотр проекта "Мы будущее России"

Формирование социального опыта младших школьников, привлечение широкой общественности к участию в выборах Президента России...

Федеральная энциклопедия "Одарёные дети - будущее России"

Статья о нашей школе в федеральной энциклопедии "Одарённые дети - будущее России" - 2010...

Одаренные дети - будущее России

основна мысль статьи заключается в том, что сотрудничество учителя и ученика приводит к развитию обеих сторон и к эволюции педагогической системы в целом....

Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)

Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...