Профилактика суицидального поведения
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  « Профилактика суицидального поведения у детей и подростков»

      Хочу предложить вам отрывок из произведения Ч.Айтматова “Белый пароход”(или “После сказки”)

«У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, и другая- та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шёл восьмой.

Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведёнными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски он приходил на берег реки и долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца. Маленький человек не мог перенести предательства единственного близкого человека – деда Момута. Однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери- оленихи. Обрубок головы грызла собака. Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик! Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью. И почудилось мальчику в ту минуту голова белой, зарубленной давеча топором, матери-оленихи.  Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил - “Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой”. Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!

Причиной трагической кончины жизни этого мальчика эгоизм родителей, их бездушие, безответственность за судьбу ребёнка. Только родители могут и должны учить своих детей преодолевать трудности, жизни, учить мужеству, отваге, душевности закалке. А это можно сделать,  когда сам живёшь правильно и посвящаешь свою жизнь ребёнку.

      Сегодня речь пойдет о страшных вещах, о проблеме, которая, к сожалению, постоянно дает о себе знать - о суициде. Детская смерть, наверное, самое нелепое и трагичное событие, которое только можно себе представить.

Информация к размышлению

  1. Начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди несовершеннолетних.
  2. В России ежегодно происходит 4 тыс. попыток самоубийства среди подростков, оконченных суицидов - около 1,5 тыс.
  3. По некоторым данным в РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось почти в 2 раза.
  4. 20% суицидных попыток совершают дети и подростки.

И внимание -  15% суицидентов предпринимали повторные попытки самоубийств.

По данным РФ за последние 5 лет число самоубийств увеличилось в 2 раза и из 770 обследованных детей:

  1. 14,5% суицидных попыток совершают дети и подростки до 13 лет.
  2. 51,8% самоубийств приходится на детей в возрасте 13-16 лет.
  3. 33,8% - самоубийств приходится на подростков 17 – 18 лет.
  4. 80,8% - суицидальных попыток отмечается у девушек.

Статистика о возникновении  мыслей о суициде у подростков.

Описание: http://www.coolreferat.com/ref-2_424627782-10181.coolpic

Психологический смысл суицида:

  • Призыв
  • Протест, месть
  • Избегание страдания
  • Самонаказание
  • Отказ

Физическая смерть не всегда цель суицида.

Попытка самоубийства — это крик о помощи. Человек хочет привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Это наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Мотивы суицидального поведения

1. «Крик о помощи», призыв. Смысл суицидального акта (как правило, это суицидальная попытка) – призыв о помощи. В представлении страдающего человека иные способы привлечения внимания к себе кажутся не столь действенными. На вопрос: «Зачем вы это сделали?» такие люди обычно отвечают: «Чтобы другие люди поняли, какое сильное отчаяние я чувствую», «Чтобы получить помощь от других людей». Сюда же относятся демонстративно-шантажные попытки. Они, как правило, совершаются в присутствии  окружающих, или суициденты сообщают близким о своих действиях. Такие люди обычно не думают о возможном летальном исходе своих  действий , они чаще сосредоточены на мыслях о том, как окружающие прореагируют на их поступок. Мотивы данного типа характерны для лиц молодого возраста с тревожно-мнительными, истероидными или инфантильными чертами.

2. Протест, месть, наказание «значимого другого». Движущими эмоциями суицидального акта являются стыд, гнев и обида. Суицидальные действия могут стать формой наказания обидчика. Чаще всего они не планируются заранее, совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Реакции данного типа свойственны лицам с возбудимыми и эмоционально неустойчивыми чертами.

3. Уход от непереносимой жизненной ситуации. В психотравмирующей ситуации человек совершает акт суицида под влиянием переживаний безысходности, беспомощности, тщетности своих усилий по исправлению создавшегося положения. Считается, что такие мотивы одни из наиболее распространённых, они встречаются у 50‒70 % лиц, совершивших завершенный суицид.

4. Наказание себя. Самонаказание может быть направлено на «уничтожение в себе врага» и «искупление вины».  

5. Жертвоприношение. Такой мотив основан на убеждении в том, что самовольный уход из жизни поможет «спасти» кого-либо (например, суицидент верит в то, что совершив самоубийство, отведет смерть от близкого ему человека).

6. Воссоединение. После тяжелой утраты могут возникнуть фантазии, что смерть поможет воссоединиться с ушедшим человеком.

Суицидальное поведение, вызвано, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.

         7. Подражание : эффе́кт Ве́ртера (синдро́м Ве́ртера) — массовая волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа

Причины суицидального поведения

               Причины суицида среди подростков очень сложны и многочисленны. Приведем наиболее распространённые из них.

  • Дисгармония в семье (ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод, насилие в семье, смерть кого–либо из близких родственников); Наиболее частой причиной попытки самоубийств - семейные конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55 до 46%.
  • Трудности в школе (плохая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, конфликты с учителями); На третьем месте – несправедливое отношение, насмешки, обвинение, что ты не такой как все, «Белая ворона» – 7,5%.
  • Проблемы интимно-сексуальной сферы (расставание с любимым человеком или его измена). На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%. Причиной самоубийства может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви.
  • Аддиктивное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ). Иногда депрессия может и не проявляться явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, например, вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков.
  • Игровая и интернет-зависимость; Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств.

      И здесь надо сказать о столь популярных социальных сетях интернета, где несчастные дети ищут единомышленников.

Подавленный подросток оказывается в социальных сетях, где находит людей, которые его понимают. Они объединяются в группы, которые советуют избавить себя от проблемы самоубийством, рассказывают о способах.

Интернет-сообщества суицидальной направленности и "Клубы самоубийц" вместо оказания реальной помощи и поддержки могут спровоцировать и подтолкнуть подростка к самоубийству.

Некоторые родители считают, что такой распорядок дня не так уж и плох: где мой сыночек или дочка? А он сидит за компьютером, а не бегает где-нибудь по улицам, ничего страшного. Но что ребенок оттуда возьмет для себя?.. Самый простой выход из ситуации – организовать увлечение по интересам – например,  кружок, спортивная секция. Ребенок должен развиваться физически, а не от интернет-сайта.

  • Незрелость личности и определенные черты характера (слабохарактерность, импульсивность, внушаемость, подражание телевидению); для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.
  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации, затяжное депрессивное состояние подростка.

Факторы суицидального риска

Пол. В подростковом возрасте, по статистике, девушки чаще демонстрируют суицидальное поведение, чем юноши. После 14 лет суицидальное поведение приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью.

Возраст. Возрастной период 15-19 лет называется «пиком молодости», в это время частота суицидов возрастает.

Генетические факторы. Исследования показали, что лица с суицидальным поведением значительно чаще имеют биологических родственников, также совершивших самоубийство.

Наличие психических заболеваний. Риск суицида наиболее высок при таких психических заболеваниях, как депрессия, шизофрения, алкогольная или наркотическая зависимость, личностные расстройства. По разным данным от 30 % до 80 % лиц, совершивших завершенный суицид, страдали от депрессии.

Индивидуально-психологические особенности. Среди личностных индикаторов суицидального поведения выделены следующие: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, категоричность, незрелость суждений, трудности в коммуникативной сфере, нарушенная самооценка, утрата ценности жизни, перфекционизм, когнитивная ригидность.

Прошлые попытки суицида или парасуицид в анамнезе. По данным отечественных исследователей, каждый второй суицидент повторяет попытку самоубийства в течение года, и каждый десятый умирает в результате самоубийства (Г. В. Старшенбаум).

Стрессовые события. У людей в возрасте 16-20 лет наиболее частой причиной суицида являются неудачные любовные взаимоотношения. Среди стрессовых событий особое место занимают смерть близких, развод родителей, межличностные конфликты, тяжелое заболевание. Еще одним фактором, повышающим риск самоубийства у подростков, является пережитое насилие.

Неблагоприятная обстановка в семье. Ситуация длительного конфликта в семье или развод родителей, утрата значимой привязанности, отсутствие в семье «значимого взрослого» ‒ увеличивает риск суицида у подростков.

Одиночество. Суициды часто встречаются среди «отверженных». В начальной школе статус отверженности часто определяется внешними признаками, например, неряшливостью, неопрятностью, неприятным запахом. В подростковом возрасте отверженность определяется успешностью, или, наоборот, не успешностью в учебе. В категорию отверженных могут попасть, как отличники, так и двоечники.

Трудно протекающий пубертат. У подростка могут появиться грубые нарушения в развитии. Например, раннее интенсивное проявление вторичных половых признаков, неудовлетворенность своим внешним видом в связи с непропорциональным развитием тела.

Нетрадиционная сексуальная ориентация. Исследования показывают, что подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией в два-три раза чаще, чем их традиционно ориентированные сверстники добровольно уходят из жизни.

Нежелательная беременность. Для многих девушек беременность – проблема нерешаемая. Они не знают, что делать, боятся осуждения общества, считают, что их отношения с родителями и друзьями будут испорчены навсегда.

Импульсивность. Для подростков характерна бурная реакция на неудачу. Усугубляется состояние высоким уровнем нервно-мышечного напряжения, высоким уровнем внушаемости, бескомпромиссностью.

Диагностические признаки суицидального поведения

1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно для каждого человека. Однако когда подросток уходит в себя, сторонится родных и близких, подолгу не выходит из своей комнаты, он требует повышенного внимания к себе.

2. Капризность, привередливость. Резкие эмоциональные колебания могут быть предвестниками смерти. Поэтому нужно обращать внимание на подростка, если у него ежедневно наблюдаются перепады настроения, а также признаки тревоги.

3. Депрессия. Глубокий эмоциональный упадок может проявляться по-разному: некоторые становятся замкнутыми, уходят в себя, сторонятся окружающих, другие – пытаются скрыть свое состояние. Прямой разговор с подростком – путь к выяснению причин подавленного состояния.

4. Агрессивность. Нередко вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим являются призывом суицидента к окружающим людям, это своего рода «крик о помощи».

5. Саморазрушающее и рискованное поведение. Стремление к саморазрушению может проявляться разными способами: употребление алкоголя, наркотических веществ, езда на высокой скорости, балансирование на краю моста, крыши и т.п.

6. Потеря самоуважения. Восприятие себя неудачником, аутсайдером, осознание своей никчемности и ненужности подталкивает подростков к совершению суицидальных действий.

7. Изменение аппетита. Считается, что отсутствие аппетита или ненормальное повышение аппетита свидетельствует, как правило, о саморазрушающих мыслях.

8. Изменение режима сна. Подростки на стадии пресуицида могут спать целыми днями, другие же, напротив, теряют сон, ложатся спать под утро.

9. Изменение успеваемости. Те, кто раньше учился на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость падает. Тех, кто и до этого учился плохо, нередко исключают из школы.

10. Внешний вид. Подростки, оказавшиеся на грани суицида, часто перестают следить за своим внешним видом.

11. Раздача своих вещей окружающим. Подростки, планирующие суицид, зачастую раздают свои вещи друзьям и родным, стремясь оставить что-то на память о себе.

12. Сообщение о суицидальных намерениях. Большинство подростков, задумывающихся о самоубийстве, прямо или косвенно дают окружающим знать о своих намерениях(словесные признаки):

-Прямо и явно говорит о смерти: «я собираюсь покончить с собой»; «я не могу так дальше жить».

-Косвенно намекает о своем намерении: «я больше не буду ни для кого проблемой»; «тебе больше не придется обо мне волноваться».

-Много шутит на тему самоубийства.

-Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

13. Подготовка к суициду. Здесь обращают на себя внимание подбор отравляющих веществ, колющего и режущего оружия,  поиск открытых выходов на крышу, частые разговоры о легкой смерти и загробной жизни.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Как услышать  крик о помощи?

Во-первых, надо учиться быть терпимыми, способными без оценок, без суждения и поучения поддерживать ребенка.

Во-вторых, родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен.

Если вы чувствуете необходимость в консультации со специалистами, обращайтесь в образовательное учреждение( в каждом учреждении существует телефон доверия), в Кущевскую ПМПК(ст. Кущевская,ул. Крупской, 4), к врачу-психиатру.

     Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину взаимоотношений с ребёнком.

Вы каждый день говорите ласковые слова?   Разговариваете по душам?

Раз в неделю проводите с ним досуг?

Вы обсуждаете с ним семейные проблемы, ситуации, планы?

Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

О его увлечениях, занятиях?   Его влюблённости, симпатиях?

Какой его любимый и нелюбимый предмет в школе?

Вы первым идёте на примирение, разговор?

Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

    Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Заключительное слово

        Проблема суицида среди детей и подростков является одной из актуальных социальных проблем. Необходимо искоренить стрессовую педагогическую тактику родителей и учителей! Стараться выражать ребенку одобрение и похвалу по любому поводу даже малейшей их удачи в учебе и школе, отмечать каждый их успех, т.е. творить добро.  Только необходимо быть очень внимательным, чтобы не уподобиться одной птице из притчи:

   Одна птица решила стать праведной. Она открыла священную книгу и прочитала заповедь: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» «Какая мудрая заповедь! – подумала птица. С сегодняшнего же дня начну жить по этому принципу». Она нарвала вкусных и сочных ягод и полетела к своей подружке, лошади. - Здравствуй, моя дорогая подруга, - приветствовала она лошадь. – Мы так давно не виделись. Я принесла тебе очень вкусные и полезные ягоды. Отведай, пожалуйста. Лошадь съела ягоды и сдохла. Оказалось, что эти ягоды были полезны для птицы, но ядовиты для лошади. Все дело в том, что заповедь, которая записана в священной книге, верна только в том случае, если вы знаете точно, что нужно и полезно другому.

        Детская жизнь – это самое хрупкое и самое драгоценное чудо, которое дарит людям судьба. И от многих зачастую зависит то, насколько счастливой и длинной она станет. Чтобы не произошла трагедия, взрослым просто нужно быть: открытыми, внимательными, чуткими, неравнодушными, просто любить своего ребенка!  Даже если он приносит столько хлопот и огорчений. Любой ребенок нуждается в ласке и заботе. Дети очень тонко чувствуют, нужны ли они семье. Перед силой истинной любви рушатся любые стены, и ни о каком самоубийстве и речи не будет там, где царит гармония, доброта, где чтятся высокие нравственные принципы! 

Перефразируя известные слова Эрмы Бомбек, можно сказать: «Ребёнок нуждается в  нашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Профилактика суицидального поведения обущающихся

Этот материал предназначен для проведения семинаров среди заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и классных руководителей по профилактике суицидального поведения обущаю...

Профилактика суицидального поведения среди подростков.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо...

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...