Представление собственного педагогического опыта.
опыты и эксперименты

Тема опыта "Межпредметные связи на уроках родного (мокшанского) языка и мордовской литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudm._mih._innov_opyt.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя родного (мокшанского) языка и литературы

МБОУ «Мордовско – Полянская  основная общеобразовательная школа»

Моисеевой Людмилы Михайловны

Тема педагогического опыта:

«Межпредметные  связи на уроках родного (мокшанского) языка и мордовской литературы».

Содержание:

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
  2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
  3. Теоретическая база опыта.
  4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
  5. Анализ результативности.
  6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
  7. Адресные рекомендации по использованию опыта
  8. Наглядное приложение: конспект открытого урока.

«Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности.

Память формирует духовную крепость человека».

                    В. Белов

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют  трудиться над развитием   собственного интеллекта.
      Одна из актуальных проблем формирования  школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня владения навыками устной и письменной речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями.
Моя задача - научить детей не только правильно говорить и грамотно писать, но и донести до них много нового о своей родине,  научить понимать величие и красоту родной природы, чувствовать свою сопричастность к проблемам своей страны, республики, района, села и иметь страстное желание их решать. Необходимо формировать у школьников прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся, вырабатывать у детей не только умение, но и потребность связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

       В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю

Всё это позволяет моим учащимся принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной личности.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.

Ведущая педагогическая идея моего опыта – это учение без принуждения, основанная на достижении успеха, не переживании радости познания, на подлинном интересе, идея саморазвития личности, ведущей роли внутренних источников в становлении человека. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:                                                                                                                           1) внедрение новых педагогических технологий в работу;                                               2) создание на уроках благоприятной атмосферы для работы, сопереживание, соучастие и т.д.;                                                                                                          3) постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут увлекать учащихся;                                                                                                          4) накопление собственного опыта работы и изучение опыта коллег.

Каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности. По тому, насколько самостоятелен ученик в решении поставленных перед ним задач, можно судить о прочности его знаний.

     3. Теоретическая база опыта

В течение всего времени преподавания родного (мокшанского) языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий журналов и газет «Народное образование», «Мокша», «Якстерь тяштеня», «Мокшень правда».

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, проверочным и тестовым работам, презентации к урокам родного (мокшанского) языка и мордовской  литературы. На районной августовской  секции учителей русского языка и литературы, родного (мокшанского) языка и мордовской литературы в 2017 году   выступала с докладом «Актуальные проблемы и пути повышения качества преподавания родного (мокшанского) языка и родной литературы в новых условиях современного образования».

    На школьном педсовете выступила с докладом «Изучение родного (мокшанского) языка и родной литературы, национальной культуры на уроках и внеурочной работе»

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы. Приёмы воспитания и обучения.

Успех в изучении мордовского языка и мордовской литературы зависит от условий, в которых оно протекает. Поэтому я большое внимание уделяю правильной организации учебного времени, созданию благоприятной коммуникативной обстановки на уроке. С этой целью тщательно анализирую учебный материал каждой темы, систему упражнений, контрольных работ по формированию необходимых навыков и развитию практических умений учащихся: 1) умения логично и последовательно излагать мысли;

                   2) развивать абстрактное мышление;

                   3) упражнения и задания.

В основе моей работы лежит стремление формировать у учащихся следующие умения и навыки:

1. Работать с учебниками и дополнительной литературой;

2. Осуществлять самоконтроль;

3. Анализировать, сравнивать, абстрагировать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и делать выводы;

4. Применять полученные знания для объяснения новых фактов.

 Создание условий для интересной, содержательной, успешной работы и творческой обстановки считаю своей главной задачей. Стараюсь вызывать у детей желание размышлять, вступать в диалог с учителем и даже в чем-то помогать учителю. Дети тщательно готовятся, вносят свои предложения при подготовке к открытым урокам и мероприятиям.  На уроках использую интересный материал из журналов «Якстерь Тяштеня» и «Мокша». Дети сами пытаются писать сказки, рассказы, стихи. Наиболее удачные стараемся напечатать в районной газете «Время и жизнь» а так же в журналах «Якстерь Тяштеня» и «Мокша».  Вместе со своими учениками занимаюсь поисково-исследовательской работой «Монь велезе». Эта работа очень нравится детям. Результаты исследовательской работы так же стараемся напечатать в газетах и в журналах.  Из современных педагогических технологий наибольшее предпочтение отдаю индивидуальной работе, исследовательской работе, дифференцированному обучению, личностно-ориентированному обучению и практическому обучению.

На уроках использую различные методы преподавания: беседу, рассказ, практическую работу, наблюдение и др. Для активизации познавательной деятельности учащихся, для разнообразия урока включаю в структуру своих уроков элементы занимательности: кроссворды, ребусы, игры, загадки. Применяю специальные приёмы по развитию у учащихся интереса к предмету, используя для этого новизну содержания, сравнение изучаемых понятий, показ их практической значимости. На уроках использую следующие виды работ: лингвистический анализ текста, самопроверка, сочинения, изложения, различного рода диктанты. В своей работе практикую проведение уроков нетрадиционной формы: урок-КВН, урок–семинар, урок-игра, урок – зачёт, урок – лекция и другие. Стараюсь всячески поощрять речевую импровизацию, употребление незапланированных языковых средств, стремление учащегося к собственному узнаваемому стилю. В своей работе я добываю знания из различных источников: газеты, журналы, литература, интернет, видео, аудио информация на различных носителях, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации. Все эти знания использую в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Для развития познавательного интереса большую роль игранет внеклассная работа по предмету. Я веду кружок по мордовской литературе «Мордовский фольклор», провожу игры, викторины, тесты и различные познавательные мероприятия для всестороннего развития личности. Ежегодно провожу предметные недели по мокшанскому языку и мордовской литературе, Месячники мокшанского языка, на которых выпускаем стенгазеты, организовываем выставки, проводим мероприятия. Большую роль в обучении школьников мокшанскому языку и мордовской литературе играет кабинет. Это лаборатория учителя. Мной подготовлен большой раздаточный материал: карточки, контрольно-измерительные материалы, таблицы, тесты.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приемов и средств обучения. Вот уже несколько лет на своих уроках я активно использую ИКТ. Внедрение ИКТ на уроках родного (мокшанского) языка помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Ведь компьютер-это инструмент с широкими возможностями, позволяющий красочно и интересно изложить материал, подготовить дидактический материал, сопровождающий урок, разработать письменные задания и тесты для учащихся. Информационно- коммуникационные технологии делают возможным удовлетворить множество познавательных потребностей. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- игровая деятельность ( игры «Кие сяда курок?» «Содак», «Кие сяда лама?», «Кроссворд» и другие );

- создание положительных эмоциональных ситуаций (учащиеся поощряются, пишутся положительные отзывы родителям и другое);

- работа в парах (при чтении диалогов);

- проблемное обучение;

-конкурсы (на лучшего чтеца, сочинений и другое);

-взаимопроверка выполненных работ (при проверке самостоятельных работ в 5-9 классах).

 5.  Анализ результативности

Проводимая мною работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

1.  Ученики ежегодно принимают участие в школьных и муниципальных олимпиадах по мордовскому  языку и литературе, являются победителями всех школьных олимпиад  и призёрами муниципальных.

2. Принимают участие в различных творческих конкурсах и занимают призовые места.

3. Имеют хорошие результаты по итогам внешнего мониторинга.

4. Используют знания, умения и навыки, полученные в процессе творческой деятельности на уроках мокшанского языка и мордовской литературе, в практической деятельности.

  Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности учащихся.

   Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Проводимая мною работа позволяет получать неплохие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты и становятся победителями и призёрами на районных и республиканских предметных олимпиадах, конкурсах и т.д.

Победители и призеры предметных олимпиад на муниципальном уровне

 Учебный

год

Ф.И. участника

Класс

Предмет

Результат

1.

2017 - 2018

Ямашева Мария

11

Мордовский язык

Победитель

2.

2017 - 2018

Семибратова Яна

8

Мордовский язык

Победитель

3.

2019 - 2020

Левина Ангелина

7

Мордовская литература

 Победитель

4.

2019 - 2020

Дзасохова Диана

8

Мордовская литература

Призёр 2

степени

5.

2019- 2020

Дзасохова Диана

8

Мордовский язык

 Призёр 3

степени

6.

2019 - 2020

Левина Ангелина

7

 Мордовский язык

Призёр 2

степени

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ученике те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они  в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная и творческая активность ученика проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у учащихся познавательной и творческой активности учителю необходимо:

- создавать на уроке атмосферу доброжелательности;

-  использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;

- концентрировать внимание на главном в учебном материале;

- направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;

- избегать перегрузки учащихся;

- принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

- дифференцировать объём домашних заданий;

-  контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;

- создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта

Использовать данный опыт, я считаю, можно не только учителями гуманитарного цикла, а всем тем, кто этим интересуется.

  1. Наглядное приложение: конспект открытого урока.

Конспект открытого урока представлен ниже.

Возможность тиражирования:

Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами.

Опыт моей работы обобщён на муниципальном уровне, представлен на личном сайте: http://mord-polianascool.ru/svedeniya/pedsos.html

                 http://nsportal.ru/lyudmila-mihaylovna-moiseeva         

Ф.П. Решетниковонь « Тага кафта» («Опять двойка») картинастонза репродукциять коряс

сочиненияти анокламась.

Аноклазе  МБОУ «Мордовско - Полянская ООШ» мокшень кялень и литературань тонафтысь

 Моисеева Л.М.

Темась: К.к. Сочинения   Ф.П. Решетниковонь "Тага кафта" картинац коряс.

  Цельсь: - содафтомс шабатнень Ф.П. Решетниковонь  творчестванц мархта;

               - панжемс картинать основной мялензон;

        - тонадомс картина коряс сочинениянь сермадома;

        - лездомс тонафнихненди сяда кемоста шарьхкодемс, содамс, кельгомс мокшень и рузонь  кяльхнень;

      - няфтемс, мезе может улемс, кда получат кафта.

       -

       Оборудованиясь: компьютер, видеопроектор, карточкат задания мархта.

Урокть молемац.

  1. Орг. пялькссь.

А) Шумбратада, шабат! Озада! Кенярдян сембонь няемс тячиень урокса.

-Кодама мяльса озаде урокс? Пара. Мон надиян, што тячи, мезе арьсеф, сембось етафтови тевс, а штоба тянь сембонь тиемс, эрявихть тинь содамошинте, кулхцондоманте и цебярьста покодеманте урокса.

  1. Од темать коряс беседа.

       Шабат, тячи минь мархтонт тага работатама картина коряс и знакомондатам рузонь художникть Фёдор Павлович Решетниковонь мархта. А картинась, конань коряс карматама сёрмадома сочинения пяк интереснай, сяс мес главнай героенц вастса может улемс эздонт любойсь.

 1. Ф.П. Решетниковонь колга вал. (1 –це слайдсь.)

Фёдор Павлович Решетников шачсь 1906 – це кизоня Екатерининскяй областьса Сурско – Литовскяй велеса. Цёранясь нинге шабакспингста кельгозе рисовандаманц. Сон ванондозе семботь, мезе тиендсь брадоц – художниксь. Сидеста лезнесь теенза: шорсесь краскат, шташендсь кисточкат, а лияста сонцьке рисовандась.

Кемнилие кизоса Ф.П. Решетников кадозе алянь – тядянь кудть: сась пинге ушедомс эстейнза од эряф, эстейнза сатнемс кши. Сон работай мастерскойса, шахтаса, но мзярдовок ашезе юксне эсь кельгома тевонц – рисовандамать. Оцю мяль вельде сон рисавай  театрав декорацият.

1926 кизоня Ф.П. Решетников сась Моску и поступась васендокиге искусствань Рабфаку, а меле Москувонь художественнай институту. Улемок, студентокс, сон уендсь «Челюскинонь» лемса корабльса и меле сёрмадсь Арктикань перьфпяльть и ломаттнень колга лама картина.

Великай Отечественнай войнать пингста ульсь фронца, араласть Севостопольть эса. А тяфта жа Крымть. Войнада меле худохниксь мрдась меки эсь профессиязонза. Сембода сидеста эсь картинасонза няфнезень иттнень. Сембода содаф картинанза: «Тага кафта», «Мирть инкса», «Дачаса», «Переэкзаменовка», «Достали языка».

2. «Тага кафта” картинать сёрмадомань историяц.

  «Тага кафта» картинась ульсьсёрматф 1952 кизоня. Весть художниксь ульсь математикань урокса и ванондсь, кода фкя тонафнити ашезь решандав задачась. Сон эстокиге арьсезевсь, кода кудса васьфтьсазь цёранять кафтонц мархта, кодама аф цёбярь кармай улема тядянцты.

Ф.П. Решетников ёрась няфтемс, месс аф ветет. А кафтт порьфельсонза канни тя цёранясь.

Тяни тя картинась путф Москуса Третьяковскяй галереяса. Ваныда вакссонза фалу пяк лама, сембода пяк лама тонафнида (школьникта). Тяса ули мезень лангс ваномс и мезень колга арьсемс. Ваномок картинать лангс, финцне мзолдыхть, а кой-конат ваныхть ужяльдезь. Улема, синь лятфнесазь эсь получаф кафтснон.

3. Беседа кизефкс коряс. Картинать анализоц.

- Кодама жанраса сёрматф тя картинась? (Картинась  сёрматф эрямань коень жанра).

Бытовой жанрать определенияц.

Кода художниксь няфтезе, что картинань главнай геройсь цёраня? 

(Цёранять художниксь няфтезе васенце планца. Сембе геройхне (тядясь, акац, брадоц) ваныхть лангозонза.

-Азость , мзярошка цёранять кизоц? (Цёраняти 10-11 киза).

- Мезьса наряжаф главнай геройсь, сонь ванфоц? Мезе можна азомс сонь шаманц колга?  (Цёранять лангса аф коряванза пальта меховой воротник мархта. Пильгсонза од пиндолды галошат и школьнай формаса.  Сон ащи, нолдамок прянц алу. Улема, сон пели варжакстомс кудстотнень лангс).

Тейнек валфтомга шарьхкодеви, что цёранясь тага получась кафта. И картинать лемоцка корхтай сянь колга, што тя кафтсь аф васенцесь.

- Мезень колга корхтай сонь шоваф  портфелец? (Цёранять кядьса шоваф, сязентьф портфель. Тялонда, улема, сон арни лангсонза пандоня пряста, а кизонда мархтонза налхки футболса.  Замокоц кунара ни тапаф и сотнеф кувака пикскаса.эздодонза книга вастс няевихть конькат.)

- Кода эряйхть картинань геройхне? Кода няфтьф кудботмось? (Эряйхть синь аф козяста. Пади, тядясь ськамонза касфты идензон эса. Тядясь аф ваномок сембе сталмотнень лангс заботендай эсь идензон колга. Кудса сембось урядаф, сембось латцефт вастоваст. Цёраняти рамасть од пальта, стирнясь наряжаф школьнай формаса, а ёмла туганнянцты рамасть велосипед.)

- Кода ваны тядясь эсь цёранянц лангс, кона получась тага кафта? Мезьса сон наряжаф?

(Тядясь кядензон путозень плманжанзон лангс и ужяльдезь ванны цёранять лангс. Тядять лангса якстерь фартук,пильгсонза тапочкат, а прясонза сенеме руця.

- Кода ваны цёранять лангс ёмла браткац? ( Сон арни велосипедса и рахси брадонц  лангса?

- Мезень колга корхтай стирнять сельмованфоц? Кода сон тонафни? (Стирнясь цёранять лангс ваны кяжиста, бта ёрай азомс: «Эх тон, мезе тиендят? Тядяньконь ёфси аф ужяльдьсак. Фалу куду каннят аньцек кафтт». Стирнясь наряжаф аккуратнайста и тонафни аньцек ветес. Улема, тиезень ни кудонь тевонзон и кочказе вандыенди портфеленц. Сонь портфелец одня, аф сязентьф, кода цёранять.)

- Кие васьфтезе цёранять кенярдезь? (Пиненясь кенярдсь цёранять саманцты. Сон нльня ингольце пильгонзон путозень цёранять мяштьс. )

- Мезе няйхтяма фталдонь планца? (Фталдонь планца художниксь няфтсь нинге фкя комната. Комнатась урядаф. Вальмялангса няйхтяма панчф.стенаса повфтаф географиянь карта.)

- Азость картинать основной мяленц. (Кальдяв ся, кда куду каннят кафтт.)

-Кодама краскат авторсь сявондсь картинаса? (Художниксь сявондсь разнай тюссонь краскат, конат аф прокс мазыхть. Вдь сон картинаса азонды аф кодамовок ила колга, а сявсь и няфтсь эряень фкя ши. Комнатань стенатне валдаза улет, киякссь коричневай тюсса, цёранять пальтац сянгяряза тюсса.

6. Словарнай работа.

  1. Сёрмадость валзюлмотнень и азость рузонь кяльста сявф валхнень сёрмадомаснон. Сёрмадода мархтост валрисьмот.

Сязентьф портфель, каннеф  пальта,  идень велосипед,  простой коврик,  шобдаза косынка, школьнай форма.

  1. Петемс и сёрмадомс валрисьмотнень.

Кирди, цёранясь, сязентьф, кядьсонза, портфель.

Ваны, кяжиста, акац, лангозонза.

Лангсонза, ёмла, рахси, брадоц.

7. Планонь сёрмадомась..

  1. Картинать сёрмадомань историяц..
  2. Главнай геройсь  (лангоц, ванфоц. портфелец).
  3. Тядять сельмованфоц.
  4. Стирнять ванфоц.
  5. Пинесь – цёранять цебярь ялгац.
  6. Картинать основной мялец.
  7. Монь ванфозе картинать лангс.

8. Сочинениять план коряс азондомац. (2-3 ученик)

9. Кудонь тевсь.   Сёрмадомс сочинениять черновикс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...