Технология смыслового чтения как средство формирования метапредметных компетенций.
статья

Работа по развитию культуры чтения очень сложная. Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.

В практике преподавания чтения, в течение длительного времени, основное внимание уделялось повышению скорости чтения и правильности чтения, а также испытывалась лишь поверхностная ассимиляция содержания текста. Эта практика развила у обучающихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло извлекать информацию и понимать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potachevskaya_d.v._tehnologiya_smyslovogo_chteniya.docx123.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технология смыслового чтения как средство формирования

метапредметных компетенций.


ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ        6

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ                                    15

  1. Описание технологии смыслового чтения        25
  2. Вывод                                                                                                         39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ          42


ВВЕДЕНИЕ

Основа современной культуры – культура книжная (информационная). Читающие люди более успешны в жизни, так как осознанное чтение – залог успеха в обучении, средство самореализации и активного взаимодействия с окружающим миром;

Важная миссия человечества – сохранение и развитие читательской культуры. По уровню чтения РФ отстает от развитых стран. Исследования сформированности интереса к чтению показывают, что по доле читающих детей (5-6 лет) РФ уступает большинству развитых стран, и хотя по доле читающих школьников младших классов (7-10 лет) Россия находится на одном уровне с развитыми странами, она занимает последнее место по доле читающих подростков и взрослого населения.

Работа по развитию культуры чтения очень сложная. Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.

В практике преподавания чтения, в течение длительного времени, основное внимание уделялось повышению скорости чтения и правильности чтения, а также испытывалась лишь поверхностная ассимиляция содержания текста. Эта практика развила у обучающихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло извлекать информацию и понимать ее.

Одной из важнейших задач обучения является формирование личности обучающегося [1]. В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Безусловно, чтение является универсальной техникой получения информации в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирован на развитие личности, а именно развитие в обучающихся умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения.

Стандарты второго поколения указывают: «…идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый постоянно учиться новому в жизни».

Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной ступени, где и должен закладываться навык смыслового чтения. Применение технологии смыслового чтения на уроках в школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными организациями государством в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

В рамках основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) была разработана программа «Формирование основ смыслового чтения и работа с текстом», которая является составной частью Программы развития универсальных учебных действий.

В ФГОС ООО отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.

Проблема обучению смысловому чтению становится наиболее актуальной в связи с процессами модернизации образования в РФ приоритетными направлениями в образовательной деятельности, отраженными в нормативных документах на Федеральном уровне. Современный ребенок в первом десятилетии 21 века значительно изменился. « Он обладает системно-смысловым типом сознания, у него преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальных этапах обучению чтения» (Н.А. Горлова)

Смысловое чтение для нас – это не только требование ФГОС (Программа – обязательная часть в структуре ООПООО), но и способ приобщения обучающихся к чтению для достижения метапредметного результата в процессе интеграции различных учебных дисциплин.

Технология смыслового чтения направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать, читать и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, автора, умение осознанно читать вслух учебник, умение извлекать информацию из текста, которая непосредственно касается познавательных универсальных учебных действий [8].

Обучающийся, выполняющий смысловое чтение, должен выходить за рамки привычных для него действий и прилагать умственные усилия в разработке новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой объект, или использовать в любой ситуации на уроке любого предмета[9].

Исходя из вышесказанного, мною была сформулирована следующая тема итоговой аттестационной работы:         «Технология смыслового чтения как средство формирования метапредметных компетенций».

Проблема: Как достичь планируемых познавательных метапредметных результатов с использованием смыслового чтения как технологии?

Объект: Процесс достижения планируемых познавательных метапредметных результатов ФГОС.

Предмет: Смысловое чтение как условие достижения планируемых познавательных метапредметных результатов ФГОС.

Цель: Рассмотреть смысловое чтение как условие достижения планируемых метапредметных результатов ФГОС.

В соответствии с целью исследования выявляются следующие задачи:

  1. Описать познавательные метапредметные результаты как одно из основных требований ФГОС.
  2. Раскрыть особенности смыслового чтения как технологии

Методы исследования:

По этапам поиска:

• метод отбора материала;

• метод теоретической интерпретации;

• метод направленного преобразования.

По уровню проникновения в сущности:

1.Эмпирический:

• изучение литературы;

• изучение результатов деятельности.

2.Теоретический:

• анализ и синтез;

• восхождение от абстрактного к конкретному;

По функциям:

• объяснение;

• преобразование;

• коррекция.

Практическая значимость научно – поисковой работы заключается в возможности использования результатов при подготовке педагогов к решению проблем использования смыслового чтения.

Структура работы: оглавление, введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) существенно отличаются от предыдущих. Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы учащимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. По новым требованиям, метапредметные образовательные результаты учащихся должны не только проверять и оценивать, но и в начале обеспечить. Однако, чёткого определения этому понятию нет. В связи с этим, мы можем констатировать наличие проблемы неопределенности основных аспектов метапредметности, а также методического обеспечения ее развития у школьников.

По мнению А.В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта» [7], что особо подчеркивает актуальность темы данного исследования.

В нашей работе, опираясь на труды известных учёных современной отечественной педагогики (А.В. Хуторского, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко, О. В. Лебедева), мы постарались разобраться в том, какой смысл вкладывают ФГОС нового поколения в понятие метапредметных компетенций. И, самое главное, как развить мыслительную деятельность учащихся на уроках математики, опираясь на эти компетенции. Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение концептуальных основ метапредметных компетенций и путей их развития на уроках математики в разрезе современных государственных образовательных стандартов.

Для достижения поставленной цели необходимо, во-первых, рассмотреть принципы научного осмысления интеграции метапредметности в образовательный процесс. Во-вторых, следует провести анализ методологического обеспечения развития метапредметности у школьников, в частности – конкретные методы и технологии развития мыслительной деятельности. И, в-третьих, сопоставив требования к формированию метапредметности и настоящее содержание системы образования России, определить приоритетные направления разрешения проблемы исследования.

Научное осмысление интеграции метапредметности в образовательный процесс

В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. Поэтому постараемся рассмотреть внедрение в образовательный процесс метапредметных компетенций с точки зрения научного осмысления.

Достижение метапредметных результатов, по мнению некоторых учёных современной педагогики, опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Так, по мнению О. Лебедева, для достижения метапредметных результатов образования нужны «особые педагогические условия, создание которых может стимулироваться оцениванием образовательных результатов».

Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Та система образования, к которой развивается современное общество, направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося.

Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Одной из причин фрагментарности знаний становится разобщённость предметов и отсутствие межпредметной связи.

В современном мире происходит интеграция во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической, информационной и т.д. Можно сделать неутешительный вывод о том, что деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.

Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача – готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.

Опираясь на ФГОС сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. [1]

Так, внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д.

Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Большое значение «навыка смыслового чтения» для развития ученика определяет перечень планируемых результатов освоения основ смыслового чтения и работы с текстом по окончании основной школы.

Понятие « Смысловое чтение»

Под смысловым чтением понимается: - осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

-определение основной и второстепенной информации;

-свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Развитие способностей смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию Владение навыками смыслового чтения, способствует развитию устной речи и, как следствие – письменной речи.

По степени глубины восприятия выделяются следующие виды чтения: а)просмотровое;

б) ознакомительное: поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации);

в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что в процессе чтения текста осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом с учетом его ценностно-смысловых аспектов. Формирование навыков смыслового чтения осуществляется с учетом овладения обучающимися различными способами чтения, такими как:

Аналитический или структурный (от целого к частному)

Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы проанализировать текст, читателю нужно определить: а) предмет чтения; б) в чем основной смысл чтения; в) на какие смысловые или структурные части она подразделяется; г) какие основные проблемы автор стремиться решить.

Синтетический или интерпретационный (от частного к целому)

Цель синтетического способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:

а) обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте; б)обнаружить и интерпретировать самые важные предложения; в)обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы; г)определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.

При синтетическом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора.

Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д. Критический или оценочный.

Цель критического способа – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.

В настоящее время разработано много подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. При этом затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности – от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов смыслового чтения текстов, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста.

Наш подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимании и совершенствования чтения в целом.

Понимание и интерпретация информации основаны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме, либо в таблице. Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации в графических схемах и т.д.

Методы и приёмы смыслового чтения, применяемые в основной школе: вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;

восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто решёткой каждое n-е слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы.

- упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить,  используя информацию, полученную из прочитанного текста.

- исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

- сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

- перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например:

трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот.

- «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста название

– приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.).

- составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

- множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

- конспектирование/составление кратких записей – приём работы,  направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий

пересказ)

- деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них.

- составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам.

- предвосхищение/прогнозирование – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста.

- викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию.

- логическая перегруппировка/восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической

последовательности или согласно плану. Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.

- заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации.

- верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Данные методы и приемы будут реализовываться в 5-9 классах. Также будет вестись работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Методы и принципы работы по формированию смыслового чтения:

  1. активная работа со словом;

  1. применение метода «ведение диалога с текстом»;

  1. развитие читательского воображения. Принципы работы:

Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.

Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность

сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимо – и самоконтроля.

Наконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф учебника истории или математическая задача – нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СМЫСЛОВОГО  ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Психологами установлено, что полноценное чтение – это  сложный  и  многогранный  процесс,  предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений  складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая–это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация  текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья – это создание собственного нового смысла,  то  есть  ―присвоение  добытых  новых  знаний как собственных в результате размышления. Те, кто останавливается на первой фазе чтения, читают репродуктивно, механически воспроизводят содержание, пересказывают  факты  и  фабулу. Когдато этого было достаточно для получения образования.

В связи с этим психологи выделяют несколько уровней понимания текста при чтении:

Первый уровень – самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится.

Второй уровень характеризуется   пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий  уровень  предполагает  осознание  читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Существуют разные виды чтения, которые представлены в табл. № 1:

Виды чтения

Виды чтения

по участию психических процессов

Виды чтения по целям

Виды чтения

по степени осмысления информации

Виды чтения по мотивам

Виды чтения по скорости

1. Рациональное чтение (ознакомительное, просмотровое,   аналитическое)

1.Функциональное чтение – это чтение с   целью  поиска   информации   для решения конкретно задачи или выполнения определённого задания. В нём применяются  приемы  сканирования и аналитического чтения (в различных сочетаниях).

1.Репродуктивное чтение – это первая фаза чтения, когда воспринимается его общий смысл.

1. Досуговое чтение связано с отдыхом, развлечением; в таком чтении воля и память практически    не участвуют.

1. Быстрое чтение –это  просмотровое  (поисковое) чтение.

2. Эмоциональное чтение –это   творческая деятельность читателя, в которой ведущую роль играют воображение и    чувства. При эмоциональном чтении читатель выступает как соавтор писателя, он домысливает и обогащает читаемый текст.

2. Эстетическое чтение предполагает глубокое понимание и переживание художественного текста. При таком чтении применяются  приемы аналитического

чтения.

2. Творческое чтение – это вторая и третья фаза чтения, в  которых главная роль отводится  интерпретации,  оценке и  рефлексии.

2. Деловое чтение связано  с  учебной  деятельностью  школьника.

2. Медленное чтение – это   аналитическое чтение с целью исследования  и  запоминания.

Сегодня в повседневной жизни и учёбе мы постоянно встречаемся с различными электронными документами, поэтому сегодня особо выделяется экранное чтение – работа с электронными документами, чтение их с экрана монитора.

Из перечисленных видов чтения ученики основной школы должны овладеть в ходе обучения следующими видами: ознакомительным,  направленным  на  извлечение основной  информации  или выделение  основного содержания текста; изучающим (смысловым, критическим),  имеющим целью  извлечение,  вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковым (просмотровым),  направленным  на  нахождение  конкретной информации, конкретного факта; выразительным. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в  раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его

жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Под  влиянием исследований PISA сегодня  в России чётко сформулированы понятия «функциональная грамотность» и «грамотность чтения», а также требования к умениям ученика основной школы в области чтения и осмысления текстов разного вида.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обрат ной связи и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений1. Функциональное чтение–это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых

слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность»  подразумевает  успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества. Таким образом, грамотность  чтения  характеризуется  четырьмя главными умениями, которыми должен овладеть ученик:

•        общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;

•        нахождение информации;

•        интерпретация текста;

•        рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Ученик,  у  которого  сформированы  навыки  функционального чтения, может «свободно использовать навыки  чтения  и  письма  для  получения  информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т. д.». (А. А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим,  просмотровым,  ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Грамотность чтения оценивается на основании способностей школьников к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и таблицы) и  различными  формами  изложения текстов (повествование, описание и рассуждение), чаще всего используемыми во взрослой жизни. Для оценки уровня грамотности чтения эксперты PISA вводят 6 уровней, которые приведены в табл. № 2.

Уровни оценки грамотности чтения

Простые задания Репродуктивный характер

Средний уровень сложности Продуктивный характер

Высокий уровень сложности Продуктивный Характер

1 уровень: ниже базового уровня Умение понимать и выделять главное, тему и цель в простом тексте, касающем ся знакомой темы, базирующейся на по вседневном знании.

3–6 уровни

  1. й  (средний)  уровень:  распознавание  и  установление  отношений  между  от дельными частями текста на основе нескольких идей в тексте. Объединение, сравнение, детальное понимание отношений, слов и фраз на основе повседневного знания.
  2. й (повышенный) уровень: понимание длинных и сложных текстов. Значение отдельных частей с учетом целого. Текст может содержать неоднозначные идеи, некорректно и противоречиво сформулированные. Использование формального знания, критических оценок.

5–6-й (высокий) уровень: глубокое понимание сложных текстов, воспроизведение, комбинирование, анализ информации. Понимание нюансов языка и ло гики. Критическое воспроизведение и оценка на основе гипотез, базирующихся на специальных знаниях или неожиданных концепциях.

2 уровень: базовый

Понимание  и  выделение  одной  или  не скольких более простых идей в тексте, который  может  содержать  противоречивую  информацию.  Умение  делать  простые выводы на основе установления сравнений и связей, исходя из личного опыта и знаний.

В следующей табл. № 3 приведена обобщенная содержательная схема уровней грамотности чтения. Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из умений: нахождение информации, интерпретация текста, рефлексия и оценка

Схема уровней грамотности чтения

1-ый уровень

Найти один или более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию

Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна

Установить простые связи между информацией в тексте и общими,  повседневными знаниями

Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно

выраженную информацию в короткой части текста.

Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, которая включает в себя небольшой по объему текст в несколько слов или фраз

2-ой уровень

Найти один или

несколько отрывков информации.

Работать с противоречивой информацией

Определять главную

мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или

истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы

Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на

собственном опыте и отношениях

Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения

автора, следуя логическим связям внутри части текста.

Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, либо объединить

небольшие части информации из графика или таблицы.

3-ий уровень

Найти и в некоторых случаях распознать

связи между отрывками информации.

Работать с известной, но противоречивой

информацией

Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить

главную мысль, объяснить связи и

истолковать значения слов и смысл фраз.

Сравнивать, противопоставлять или

классифицировать части информации

Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста.

Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или

основывать выводы на известных знаниях

Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценивать информацию,

используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям.

Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах, в их взаимосвязи и сделать на этой основе вывод.

4-ый уровень

Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой

Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и

Использовать

академические и общеизвестные

информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая

информация в тексте необходима для выполнения задания

применения категорий в незнакомом контексте.

Истолковывать разделы текста, беря в расчёт понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформированы в негативном контексте

знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста.

Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов.

Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста; найти, интерпретировать или оценивать неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского характера.

Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их.

5-6-ой уровень

Работа с информацией

Интерпретация текста

Рефлексия и оценка

Найти и установить

последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть

которой может быть задана вне основного текста.

Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.

Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией

Истолковать знания нюансов языка либо продемонстрировать

полное понимание текста и всех его деталей

Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе

специальных знаний.

Работать с

понятиями, которые противоположны ожиданиям,

основываясь на глубоком понимании длинных или

сложных текстов

Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена.

Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда используя информации., внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же текста, например сноски.

Наиболее сложным умением при нахождении информации признано умение устанавливать последовательность или комбинацию глубоко скрытой в тексте информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Менее сложной признается  деятельность,  когда  при  всех  названных выше условиях информация не предложена вне основного текста. Еще менее сложна деятельность такого рода, если информация при всей ее противоречивости достаточно известна учащимся, и т. д.

Наиболее сложным умением интерпретировать текст признается умение истолковывать оттенки языка или понимать текст во всех его деталях.  Менее  сложна  деятельность  по  интерпретации текста, если требуется использовать его идеи

для объяснения незнакомого текста или объединить, сравнить или противопоставить несколько его частей, чтобы определить главную мысль, объяснить связи внутри текста.

Наиболее сложным признается умение рефлексии и оценки, когда требуется оценить глубокие идеи текста или выдвинуть гипотезы на основе знаний, полученных вне школы; наиболее простым – когда достаточно оценить некоторые особенности тек ста, основываясь на собственном житейском опыте.

Грамотность чтения проверяется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении кото рых учитываются уровни понимания текста. Описание соответствующих этим  уровням  умений,  вопросов  и заданий представлено в табл. № 4

Таблица № 4

Приёмы определения уровня понимания текста

Уровень понимания текста

Уровень понима- ния

Перечень проверяемых умений

Виды вопросов

Виды тестовых заданий

Общее понимание

УЗНАВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

  1. определять  тему  и  основную мысль текста
  2. обнаруживать   в   заголовке текста тему или основную мысль
  3. находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов
  4. отличать  основную  информацию от второстепенной
  • Какова тема текста?
  • Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
  • Что объединяет данные тексты?
  • О каких проблемах
  • Какое событие..
  • Какие перемены…?
  • Что заставило героя…?
  • Кого автор называет…/считает …?
  • с выбором ответа;
  • на   установление   соответствия;
  • на исключение лишнего;
  • на   группировку   информации;
  • на   определение   последовательности;
  • на аналогию;
  • вопросы с ограничением ответа
  • или с открытым кратким ответом

Выявление информации

УЗНАВАНИЕ ПОНИМАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ

  1. быстро просматривать текст
  2. определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию
  3. находить  необходимую  ин формацию,  перефразирован ную в вопросе
  • Разделяешь ли ты мнение автора?
  • Аргументируй свой ответ.
  • Согласен ли ты с тем, что…
  • с выбором ответа;
  • на   установление   соответствия;
  • на исключение лишнего;
  • на   группировку   информации;
  • на   определение   последовательности;
  • на аналогию;
  • вопросы с ограничением ответа
  • или с открытым кратким ответом

Уровень понимания текста

Уровень понима- ния

Перечень проверяемых умений

Виды вопросов

Виды тестовых заданий

Интерпретация текста

ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗ СИНТЕЗ

  1. соотносить заключѐнную в тексте информацию

с  информацией из других ис точников /личным опытом

  1. делать выводы по содержа нию текста
  2. находить  аргументы,  под тверждающие   мнения/выска зывания
  3. объяснять заглавие текста
  • Соотнеси…
  • Как бы ты поступил в дан ной ситуации?
  • Найди в тексте аргумент/ аргументы,    подтверждаю щие
  • высказывание…
  • Как ты понимаешь
  • заглавие текста?
  • Как еще можно было бы озаглавить текст?
  • вопросы с открытыми
  • развѐрнутыми ответами;
  • задания  на  аналогию,  за дания,    требующие    аргу ментированных ответов;
  • задания  на  выделение  су щественных признаков;
  • сравнение объектов

Рефлексия относительно содержания текста

АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА

  1. различать  объективную и субъективную информацию
  2. связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности
  3. аргументировать свою точ ку зрения
  • Выскажите своѐ отношение к позиции автора/героя.
  • Как автор относится к свое му герою?
  • Обоснуйте своѐ мнение.
  • Что в данном отрывке уди вило вас больше всего?
  • Почему?
  • свободные   задания   с   от крытыми ответами;
  • вопросы, требующие
  • формулировки  и  аргумен тации   собственного   мне ния;
  • тексты с ошибками;
  • задания на реконструкцию событий

Рефлексия относительно формы подачи текста

АНАЛИЗ СИНТЕЗ ОЦЕНКА

1) обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом

  • Обладает ли
  • автор/герой чувством
  • юмора. Приведите
  • примеры из текста.

Технологии обучения смысловому чтению

1.Развитие критического мышления через чтение и письмо -  «надпредметная» технология, которая решает задачи:

а) активизации познавательной деятельности обучающегося;

б) развития культуры письма – формирование навыков написания текстов различных жанров;

в) информационной грамотности – развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

г) социальной компетентности – формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень

исследовательской культуры и обучающегося и педагога, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

а) умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

б) умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

в) умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

г) умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В ходе учебной деятельности моделируется и анализируется процесс познания. Это позволяет использовать данную технологию как средство и инструмент самообразования человека. Учебная деятельность строится на основе партнерских взаимоотношений учащихся между собой, а также - между учителем и учениками.

        Одним из важнейших принципов технологии является ориентация процесса обучения на воспитание социальной ответственности. Для этого учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентировочное отношение к действительности, навыки коллективной работы, связь собственных принципов и поступков необходимые условия для формирования гражданского начала в личности.

Реализация этой учебной модели позволяет учащимся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Технология предполагает создание атмосферы сотрудничества в системе "учитель-ученик-класс". Дает возможность ставить четкие воспитательные и образовательные задачи и оценивать эффективность работы по конкретным критерием. Технология представляет систему образовательных стратегий, объединяющих приемы и методы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Образовательные стратегии задают логику урока, последовательность, различное сочетание приемов. Учебное занятие, разработанное учителем по технологии развития критического мышления, строится на основе трех основных этапов, условно названных: «вызов» - «осмысление», «рефлексия».

«Вызов»

Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

«Осмысление»

На этом этапе учащимся предъявляется новый материал в виде текста и организуется процесс принятия школьниками новой информации. У этой стадии урока есть свои закономерности, а именно:

  • восприятие новой информации индивидуально, поэтому каждый ученик работает самостоятельно;
  • осознание нового осуществляется только в активной деятельности, поэтому учителю следует создать специальные условия для активного включения ученика в процесс первичного усвоения новой информации;
  • любой текст имеет свои характерные особенности(логику, структуру и т.д.), поэтому приемы активного включения ученика в процесс его освоения приводятся в соответствии с особенностями текста.

«Рефлексия»

Именно на этом этапе происходит осознание школьниками нового знания.

Рефлексия включает постановку школьником вопросов: «Что я делаю?» «Как я это делаю?» « Зачем я это делаю?». Ученик усматривает смысл в своих действиях, соотнося их с результатом, осознает приобретенный опыт, а, значит, это является залогом его осмысленного обращения к собственному опыту. На этой стадии осуществляются следующие действия;

а) соотнесение полученной на уроке информации с имеющимися ранее представлениями;

б)выражение информации собственными словами;

в)осуществление обмена идеями в ходе дискуссии или полемики;

г)действия по самооценке учебной деятельности, оценить приобретенный опыт.

Особенности технологии:

  1. Школьники поставлены в ситуацию самостоятельной работы с информацией, представленной в виде текста, которую необходимо воспринять, ранжировать по новизне и значимости, творчески интерпретировать, сделать прогнозы, выводы, обобщения. Она дает учащимся инструмент, научает их способам самостоятельной работы с новой информацией.
  2. Каждый учащийся на каждом этапе урока включен в три вида деятельности (думаю — пишу - проговариваю) и поочередно - в две формы работы: индивидуальную (думаю, пишу) и парную или групповую (проговариваю).

Существуют различные типы заданий, кото- рые позволяют развивать и проверять навыки чтения:

  1. Задания «множественного выбора»:
  1. выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
  2. определение  вариантов  утверждений,  соответ ствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
  3. установление  истинности/ложности  информа ции по отношению к содержанию текста.
  1. Задания «на соотнесение»:
  1. нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картин ками, знаками, схемами, диаграммами и частями тек ста (короткими текстами);
  2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, картинок, схем и т. п.;
  3. соотнесение данных слов (выражений) со сло вами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)
  1. Задания «на дополнение информации»:
  1. заполнение пропусков в тексте предложениями/ несколькими словами/одним словом;
  2. дополнение (завершение) предложений.
  1. Задания «на перенос информации»:
  1. заполнение таблиц на основе прочитанного;
  2. дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
  1. Задания «на восстановление деформиро- ванного текста»: расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.

Технология  учит работе в команде. Примеры методических приемов:

Инсертв переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

«V» - помечается то, что уже известно.

 «- «- помечается то, что противоречит представлению учащихся.

 «+»- помечается то, что является для него интересным.

 «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше. А затем уч-ся систематизирует материал в таблице.

Мозговая атака – используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии ВЫЗОВ.

  1. этап - Уч-ся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
  2. этап - Обмен информацией. Форма работы:

а) индивидуальная, б) парная,

в)групповая.

Групповая дискуссия – исследование, коллективный разбор, обсуждение. Главное: совместный поиск конструктивного решения вопроса. Понятие конфликта (противоречия) воспринимается как отправная точка решения проблемы.

Форма работы: групповая.

Кластеры - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации). Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Синквейн - используется как способ синтеза материала. Стихотворение,

состоящее из пяти строк, составленных согласно определенным правилам написания. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Форма работы: индивидуальная, парная.

 «Продвинутая лекция»

Организация лекции по модели: вызов – осмысление – рефлексия. Эссе - жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса.

Пятиминутное эссе в конце занятия:

  1. написать, что узнали по новой теме;
  2. задать вопрос, на который они так и не получили ответа;

Технология проблемного диалога.

Технология проблемного диалога направлена на:

  1. формирование навыков решения проблем (регулятивные УУД),
  2. ведения диалога (коммуникативные УУД),
  3. умения извлекать требуемую информацию, делать выводы

(познавательные УУД), 4) осуществлять нравственную оценку ситуации (личностные УУД).

В основе этой образовательной технологии лежит обсуждение проблемной ситуации, принимая во внимание неоднозначность еще решения. Учитель создает проблемную ситуацию, организует учебный диалог, предлагая заранее подобранные вопросы для обсуждения, помогает учащимся определить пути решения проблемы, поиска необходимой информации,  подбирает задания по применению новых знаний.

Классы

Чему учить

Предметы

Стратегии

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

5-6

классы

Ориентироваться в

содержании текста и

Литература, русский язык, предметы ОП

Интерактивные подходы

понимать его целостный смысл:

Литература, русский язык, предметы ОП

(упражнения, задания)  Развитие критического

мышления через чтение и письмо

(инсерт, таблица «З

– Х – У», «Чтение про себя», «Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами»,

«Чтение с остановкам»

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- выбирать из текста или придумать заголовок,

соответствующий

содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий

смысл текста;

- объяснять порядок частей/инструкций,

содержащихся в тексте;

  • находить в тексте требуемую информацию
  • решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста

7-9

классы

Предвосхищать

содержание предметного плана текста по

заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

Литература, русский язык, предметы ОП

Словарная карта, групповая работа, инсерт, кластеры, организация

дискуссий «Чтение про себя с

пометками»,

«Отношения между вопросом и

ответом»

выполнять смысловое свёртывание

выделенных фактов и

мыслей;

формировать на основе текста систему

аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

понимать душевное

состояние персонажей текста, сопереживать им;

организовывать поиск информации:

приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации,

сопоставления её с информацией из других источников и

имеющимся жизненным опытом.

Овладеть

элементарными навыками чтения информации, представленной в

наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами,

содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

5-6

классы

-структурировать текст, используя нумерацию

страниц, списки, ссылки, оглавление;

Литература, русский язык,

Развитие

критического

мышления через чтение и письмо (чтение с

Технология смыслового чтения универсальна, так как эффективна на уроках русского языка, литературы и на многих других уроках.  

Использование разнообразных приемов работы с текстом научит учеников перерабатывать информацию, излагать её в устном и письменном виде, владеть специальными терминами.

Примеры использования разных видов работ с текстом учебника на уроках географии:

1. Работа с географическими понятиями. Как правило, на каждом уроке географии вводится несколько новых понятий и важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов, записать их в тетрадь

Например: Найдите в тексте параграфа “Погода и климат” объяснение понятия “климат”. Что означает в переводе на русский язык слово “климат”? Чем отличаются два понятия “погода” и климат”? Что у них общего?

2.Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание. Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Землетрясения» и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение.

3Самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника

Например:

Изучая тему “Океаны Земли” учащиеся получают задание: используя текст учебника составить графический конспект “Лоция океана”. Для этого находить в тексте особенности природы и освоения океана, придумывать подходящие графические обозначения и наносить эти знаки на подготовленный контур океана в нужный район.

4. Работа с иллюстрациями, фотографиями, текстовыми картами и таблицами

Учебника. В учебниках географии стало уже традиционным использование различных иллюстраций: карт, схем, рисунков. Задания к иллюстрациям рассчитаны на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение.

5. Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое-то слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

hello_html_5c285392.jpg

6. Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

7. нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала

. Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам.

8. «Мозговой штурм». Посмотрите на  название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.

9.Составление кроссвордов по тексту или терминам и понятиям, встречающихся в тексте

Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя

при этом все свои интеллектуальные и творческие способности.

10. Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

11.Составление презентации к тексту параграфа, намой взгляд, очень интересная

форма деятельности для учащихся.. Это домашняя работа она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия: Знакомство с материалом

учебника (внимательное чтение текста параграфа). Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).

-Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.

-Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.

-Продумывание последовательности слайдов презентации.

-Состав эскиза будущей презентации.

-Оформление презентации

12.Игра «Неиспорченный телефон» может разнообразить и оживить урок. Успешно

применяется при изучении тем, где присутствует описание объекта или явления (например, природной зоны или страны в7 классе). Трое учащихся выходят за дверь. Класс внимательно читает абзац изучаемого параграфа. Затем, один из учащихся класса, играет роль телефона передает прочитанную информацию первому вошедшему ученику. Задача слушателя как можно точнее запомнить рассказ и затем передать его следующему вошедшему.

13. Найти географические объекты, встретившиеся в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту .При изучении «Гидросферы», «Рельефа» в учебнике встречается много названий номенклатуры. Дети с удовольствием их находят на карте. Это способствует

хорошему запоминанию географических объектов.

14.Работа с контурными картами

Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний. Следует обратить внимание на подготовку урока географии с использованием учебно-научного текста учебника.

Технологии смыслового чтения можно использовать и на уроках биологии.

  1. Прием «Дополни определение»

Найти в тексте учебника определение (например, «живой организм», «питание», «раздражимость», «выделение», «развитие» и др.) Дополнить это определение основными признаками, перечисленными в тексте.

  1. Прием «Сконструируй определение»

Учащимся предлагается возможность самим «сконструировать» понятие (например, предложить Сконструировать понятие «обмен веществ», сопоставив информацию из нескольких предложений текста.

  1. Прием «Установление соответствие»

Упражнения на установление соответствия между понятием и его определением

  1. Прием «Ответы на вопросы»

Изучите текст учебника. Самостоятельно сформулировать точные ответы на вопросы

  1. Прием «Составь задание».

Составление ребуса, кроссворда, головоломок

  1. Прием «толстых» и «тонких» вопросов.

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что? Кто? Когда? Как звать ...?

Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?В чём различие ...?

Что, если ...?Может ...?

Будет ...? Мог ли ...? Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

  1. Прием «Кластер»

Составить кластер вначале из выделенных слов, а затем – дополняя его недостающими понятиями по мере изучения темы

8.Памятки на полях «Инсерт»

Прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.

Это маркировка текста специальными значками по мере его чтения. + Я это уже знал

- Я это не знал

? У меня возник вопрос

! Меня это удивило

9.Прием «Верные и неверные утверждения».

Установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

10.Приём «Восстанови текст».

Предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

11.Сопоставление / нахождение сходств и различий 

Приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов

12.«Инфо – карусель»

Данный прием может заменить работу с таблицей. Учителем заранее готовится раздаточный материал: на листе А4 чертится круг с определенным количеством секторов (по количеству изучаемых разделов темы). В центре круга записывается изучаемая тема. Секторы заполняются учащимися по ходу изучения материала. Возможна как индивидуальная, так и парная или групповая работа

Таким образом, в процессе работы над вышеуказанными приемами обучающиеся проявляют интерес к своей учебной деятельности, что приводит к увеличению активности и производительности в классе.

Выводы по второй главе. Таким образом, технология смыслового чтения помогает педагогам при работе по новым стандартам. В решении задач федерального государственного образовательного стандарта формируются необходимые универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные. Поскольку они способствуют повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

В процессе обучения технологии смысловому чтению у обучающихся формируется мотивация, поэтому, чаще всего на уроках литературы, мы стараемся в системе использовать технологию формирования типа правильной читательской деятельности, которая обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на трех основных этапах: 1 – до чтения; 2 – во время чтения; 3 – после чтения.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: в связи с тем, что технология смыслового чтения подразумевает в себе образовательную технологию, направленную на формирование полноценного восприятия текста и понимание обучающемся прочитанного, она тем самым формирует активную читательскую позицию.

Особое внимание в структуре технологии смыслового чтения следует уделять работе над овладением приемами понимания прочитанного и прослушанного, а также формированию нравственных ценностей и эстетики младшего школьника, формированию отношений к действительности, которая отражена в литературе.

Современный обучающийся должен владеть высокой техникой чтения, понимать прочитанное, различать литературные жанры, уметь ориентироваться в книгах и находить нужную информацию с помощью книги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы были проведены исследования по технологии смыслового чтения обучающихся школы. Реализация данного процесса обеспечивалась следующими средствами:

  • анализом литературы и понятийного аппарата по теме «Технология смыслового чтения как средство формирования метапредметных компетенций»;
  • изучением условий, необходимых для смыслового чтения;
  • использованием активных и рациональных приемов смыслового чтения;
  • применением проблемно – поисковых подходов в обучении;
  • индивидуальным подходом к обучающимся с учетом исходного уровня их развития, выявленного на основе диагностического исследования.

Критерии смыслового чтения соответствуют целям этапов формирования навыков чтения при работе с текстом по следующим показателям: цельность; сознательность; прогнозирование и самоконтроль воспроизведенного текста. Показатель цельности воспроизведенного текста характеризовали: полнота и последовательность; передача главной мысли; правильность построения предложений и точность выражения мыслей.

Показатель сознательности воспроизведенного текста характеризовало умение отбирать доказательства и определять гипотезы. Творческий уровень характеризовало предложение, а контрольный уровень – самоконтроль обучающихся.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ковалёва Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность.   По результатам   международного   исследования   PISA 2000. – М.: Логос, 2004
  2. Асмолова А.Г. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя– 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.:Просвещение, 2011. – 48 с.
  4. МуштавинскаяИ.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек,– 2 – е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011.- 223 с
  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Просвещение. Москва,2011год..
  6. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
  7. Пособие для учителя /.- М.: Баласс, 2011.
  8. Эксперимент и инновации в школе 2014/5
  9. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетентностй как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития субъектности учащихся как средство формирования метапредметных компетенций. Теоретические аспекты.

    Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором  школа должна готовить своих учеников к той жизни, о ко...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Доклад на педагогическом совете 09.01.2020 г. на тему«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Смысловое чтение является метапредметной компетенций. В самом начале доклада я сформировала понимание данной темы в общем смысле слова. А далее попыталась обобщить применение наиболее известных приемо...

Стратегии смыслового чтения как средство формирования метапредметных результатов

Сообщение. В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации, всё большее значение приобретает проблема развития у обучающихся информационной компетентности. Единицей информа...

Смысловое чтение -необходимое условие развития метапредметных компетенций

quot;Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, раз...

Презентация "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций. "Выступление на педагогическом семинаре

Презентация посвящена проблеме сформированности  у старшекласссников навыков смыслового чтения. Задача- вынести проблему на пед.обсуждение и найти пути ее решения.Актуальность проблемы связана с ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...