Особенности эмоционального выгорания у педагогов.
статья

Крючкова Светлана Геннадьевна

Актуальность статьи обусловливается необходимостью выявления факторов, способствующих благополучному профессиональному развитию. Феномен эмоционального выгорания у специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

С.Г. Крючкова

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Минобразования Чувашии,

пос. Саланчик

krjuchkova-svet@rambler.ru

Аннотация.  Актуальность статьи обусловливается необходимостью выявления факторов, способствующих благополучному профессиональному развитию. Феномен эмоционального выгорания у специалистов, работающих с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: педагог, эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время российская действительность характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитивных сдвигов, так и актуализацией факторов, приводящих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере человека (игнорирование или искажение эмоциональных переживаний, развитие тревожности и др.), личностным деструкциям и блокированию личностного роста (Н.Е.Водопьянова, 2005). В данных условиях особую значимость получает изучение тех изменений эмоционального состояния человека, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством людей, страдающих от самых различных личностных, физических и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания». Понятие «эмоциональное выгорание» ввел в 1974 г. американский психиатр X. Дж. Фрейденберг для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном, эмоциональном общении с другими. Эмоциональным выгоранием, вслед за X. Дж. Фрейденбергом, называют состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в профессиональных областях типа «человек-человек». Первоначально автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия, как истощение энергии у представителей подобных профессий, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, а также как угасание мотивации и снижение активности на рабочем месте. Позднее было дано определение этому феномену, и теперь принято считать, что синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе.

        По мнению В.В. Бойко, синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные). Одним из ключевых факторов риска появления синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников можно назвать заниженную самооценку, а также сниженное чувство собственного достоинства. Ситуации, в которых может подвергаться сравнению социальное положение педагога, могут оказаться причиной стресса. Очень часто такие педагоги не удовлетворены своим социальным статусом. Пониженное самоуважение провоцирует появление высокой мотивации успеха вплоть до перфекционизма и стремление все и всегда делать безукоризненно. Любая неудовлетворенность результатами труда может вызвать неожиданную, неадекватную реакцию. Также развитию эмоционального выгорания способствует склонность педагогов к направленности интересов на свой внутренний мир. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, попадают в  большую зону риска развития синдрома эмоционального выгорания. Обусловлено это отсутствием порой видимого результата работы, так как дети, имеющие особые образовательные потребности, могут не иметь успехов в обучении.

      Исследования показывают, что у специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обнаруживаются психоэмоциональное напряжение, невротизация, эмоциональное истощение, усталость, редукция персональных достижений, при которой наблюдается тенденция к негативному оцениванию себя, признаки выраженной деперсонализации, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье и другие проявления ЭВ. (P.O. Агавелян, Н.М. Назарова, А.Х. Пашина, Т.Н. Янданова, В.Н. Феофанов, 2009 и др.). Особенно ярко перечисленные признаки обнаруживаются у специалистов, взаимодействующих с детьми с нарушениями интеллекта. Это та категория профессионалов, деятельность которых связана с ежедневными стрессогенными факторами (психическими перегрузками, самоотверженной помощью, высокой ответственностью за учеников, дисбалансом между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением (фактор социальной несправедливости), ролевыми конфликтами, зачастую с неадекватным поведением учащихся и др.).

   Были проведены исследования, в которых принимали участие 20 человек, работающих в школе-интернате для обучающихся с нарушениями интеллекта.

В работе использованы были психодиагностические методики В. В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания», «Методика диагностики профессионального выгорания» (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, шкала психологического благополучия К. Риффа в адаптации Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко и  тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой.

Итоги исследования показали, что у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ выражены все фазы синдрома эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция» и «истощение». Это означает, что педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, больше подвержены проявлениям синдрома эмоционального выгорания. Также следует отметить, что наблюдаются качественные различия в уровне психологического благополучия по шкалам: у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, диагностирован низкий уровень по шкалам «положительные отношения» и «самопринятие». Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой  показал средний уровень жизнестойкости. У педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, на высоком уровне наблюдаются показатели шкалы «Принятие риска».

По итогам эмпирического исследования, были сделать следующие выводы:существуют особенности эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, а именно: уровень психологического благополучия у педагогов ниже, уровень напряженности выше, чем у педагогов, работающих в общеобразовательной школе с нормотипичными детьми. По результатам исследования были составили рекомендации для психологов, работающих с коллективами педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, по профилактике «синдрома эмоционального выгорания». При разработке рекомендаций опирались на труды О.В.Хухлаевой, Н. Е. Водопьяновой, В. В. Бойко.

О. В. Хухлаева предлагает свой вариант профилактической работы с педагогами, первым этапом которой должно стать информирование педагогов о существовании проблемы синдрома эмоционального выгорания, обусловленной объективными причинами: работой в сфере «человек – человек». Перечисление симптомов синдрома эмоционального выгорания позволяет педагогу обнаружить у себя некоторые симптомы, почувствовать себя понятым, услышанным, не одиноким в том, что с ним происходит (Приложение 1).

На втором этапе профилактической работы следует уделить время осознанию и принятию педагогами своего перфекционизма, страха совершенной ошибки, боязнь не достигнуть успеха в профессии. На данном этапе можно повести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики. В частности, можно донести до сведения педагогов информацию о том, что 22 % людей, посещающих врачей, приходят с жалобами психосоматического характера. Можно рассказать и о взаимосвязи психологического здоровья и успешной жизни в старости. И уже потом можно переходить к обсуждению таких явлений, как боязнь ошибки, страх собственного несовершенства, которые принимают разные формы (Приложение 2).

Третий этап работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания следует посвятить накоплению ресурсов для изменения. Он должен быть долговременным и возможен только при условии осознания его важности администрацией школы и активном её участии в данном процессе. Основным здесь должна стать организация системы публичных поощрений педагогов. Далее проводится работа по сплочению коллектива, позволяющая учителям выйти из привычной роли.

Список литературы

  1. Водопьянова Н.Е., Е.С. Старченкова. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. 338 с.

2.   Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. –  

      Москва : Академия, 2004. 320 с.

3.   Славутская Е.В. Психологическое сопровождение школьника. Чебоксары:

      Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.                                 Яковлева, 2007. 244 с.

4.   Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба: работа с педагогами / О. В. Хухлаева. – Москва : Генезис, 2008. – 191 с.

Приложение 1

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1 ).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Карточки с неоконченными предложениями

к упражнению «Откровенно говоря»

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
  • Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…
  • Откровенно говоря, когда работа с детьми…
  • Откровенно говоря, моя работа…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, мое здоровье…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…
  • Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
  • Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…
  • Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
  • Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение 2

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции. 

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Колоши счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
  • Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (см. приложение 5 ).

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения. Ожидаемый результат: закрепление позитивно го опыта; положительный настрой.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки к упражнению «Моя аффирмация»

(позитивные утверждения):

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эмоциональное выгорание у педагогов

рекомендации педагогам о сохранению психологического здоровья...

«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»

Реферат  о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы   требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Презентация "Эмоциональное выгорание у педагогов"

Презентация предназначена для учителей школ, рассказывает о симптомах "эмоционального выгорания" и способах его преодоления....

Профилактика эмоционального выгорания у педагогов

Профессиональная деформация личности. Можно ли себе помочь?Психологическая нагрузка в современной жизни очень велика. Педагогическая деятельность насыщена различными эмоционально напряженными ситуация...

Программа профилактики эмоционального выгорания у педагогов

антирисковая программа, расчитанная на 3 года работы...

Эмоциональное выгорание: советы педагогам

Презентация на тему "Эмоциональное выгорание". Содержит практические рекомендации для педагогов по профилактике эмоционального выгорания....