Доклад
статья (11 класс)

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osnovnoy.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2017г.

 «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

Сделай со мной – и научусь»

(Китайская пословица)

Актуальность рассмотрения данной темы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Этим критериям отвечает ставший в последнее десятилетие одним из наиболее популярных в практике школьного обучения  метод проектов.            Исследовательская работа – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретение обучающимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского мышления, формирования активной позиции в процессе обучения

      Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но не только как способов достижения результата проекта.

  Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

           Суть метода проектов  сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание, т.е. подросток приобретает знания и умения в процессе совместного с преподавателем  планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

          Одним из сложных этапов проектной деятельности с детьми является момент первичного включения учащихся в собственную проектную деятельность. На этом этапе   учащиеся учатся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям и т. п.

В результате, школьники глубоко погружаются в изучаемую тему, в решение рассматриваемой проблемы, т.е. пополняют свои знания и при этом воспринимают окружающий мир во всем его многообразии. Роль учителя – это роль организатора познавательной, исследовательской деятельности учеников. При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, лучше понимающими друг друга.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

На завершающем этапе подводятся итоги работы учеников, дается качественная оценка проделанной работы по осуществлению проекта.  Оценивая работу над проектом, учитывается любой уровень достигнутых результатов, выбирается рейтинговый критерий оценивания, включая промежуточный контроль на всех этапах проекта

В ходе решения системы проектных задач у школьников могу быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Организация работы над проектами на уроках математики

        К организации проектов предъявляют следующие требования:

 ·   проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;

 ·   учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;

 ·    работа учащихся должна быть осмысленной и активной;

 ·     учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде,

 ·    анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей;

 ·   конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

      Работа над проектами проводится поэтапно.

      Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”.

        Задача, составленная учеником, обычно сразу же и решается. Наиболее удачные («красивые») задачи предлагаются для решения одноклассникам и учителю. При этом он начинает мыслить за другого: как другой ученик (учитель) будет решать его задачу. В итоге он еще раз «прокручивает» решение задачи, фиксирует идеи решения, т. е. опять обучает себя решению задач.

        Исследование на уроках. При изучении тем «Прямая. Луч. Отрезок», «Длина окружности», «Диаграммы» учащиеся путем выполнения практических приемов измерений, сравнений, вычислений самостоятельно приходят к выводам по данным темам. Так, на уроке «Прямая. Луч. Отрезок» дети ставят для себя цель: выяснить, что такое прямая, луч, отрезок, как их различать, где они встречаются в окружающем мире. Используя раздаточный материал, линейки, карандаши, ножницы учащиеся работают в парах, они проводят ассоциации, сравнения, аналогии с предметами из жизни. На следующем уроке пятиклассники не дают заученное книжное определение изученных геометрических фигур, а вспоминают проведенное исследование и на этой основе своими словами с четким пониманием говорят правила. Урок «Длина окружности» является наглядным примером урока-исследования. Учащиеся самостоятельно вырезают из картона окружности произвольного радиуса. Также на уроке используются предметы круглой формы. С помощью нити они измеряют по контуру длину окружности и находят отношение длины окружности к радиусу. Результаты заносят в таблицу и делают вывод: полученные отношения являются постоянным числом. После вычислений ученики обозначают все величины буквами и получают формулу длины окружности.

    За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту; могут быть также учреждены специальные номинации: “оригинальность”, “научность”, “актуальность” и т. п. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В рамках реализации программы внеурочной деятельности

моими учениками были выполнены проекты по следующим темам:

- «госпожа симметрия»;

- «Столбчатая диаграмма «Как мы читаем».

          В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и обучающимися.. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе

                                         

Список литературы.

  1. Полат Е.С. Метод проектов. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm

  1. Леонтович А.В. Методика организации исследовательского проекта [Текст] / А.В. Леонтович // Библиотека журнала «Методист». – 2014. – №6. – 52 с.
  2. Голуб Г.Б. Основы проектной деятельности школьника. Методические рекомендации. – М.: Федоров, 2006.
  3. Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. - Москва, декабрь 2012.
  4. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.- М., 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...