«Развитие умственных способностей на логопедических занятиях»
план-конспект

Попова Анна Сергеевна

В младшем школьном  возрасте, познавательное развитие- это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, развитие умственных способностей, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность прогнозировать будущие изменения. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_umstvennyh_sposobnostey_2020.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

                    «Средняя общеобразовательная школа № 25»

                      Г.о. Подольска Московской области

Развитие умственных способностей на логопедических занятиях

                                                         Составитель: Попова А.С.

                                           

                                      Г.о. Подольск 2020


В младшем школьном  возрасте, познавательное развитие- это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, развитие умственных способностей, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность прогнозировать будущие изменения. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Умственное развитие школьника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке к школе и ко всей будущей жизни.

Но и само умственное развитие - сложный процесс, включающее в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления. Мышление - это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.

Слово логика происходит от  древнегреческого logos , что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.

Правила эти сложны , их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии,

тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.

Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание, память и иногда воображение ребенка.

Задачи на сериацию. Название логической операции «сериация» происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – серий. Сериация лежит в основе построения и использования различных логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность и др.) шкал различных приборов.

 

Задачи на поиск закономерностей в расположении фигур. Это группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположении не простого логического ряда, а четырёх или девяти фигур, расположенных также в определённой последовательности.

 Задачи на объёмно-пространственные мышления. Данный раздел включает в себя разнообразные задачи. Это и мысленное разворачивание листа бумаги с надрезом, и изображение с верху, с лева и справа видов объёмных тел, работа с ланом помещения, работа с играми Никитина Б., а также мысленное составление разрезанных кубиков.

 Задачи на классификацию в ряду приёмов логического мышления занимают одно из центральных мест. В комплекте задач, посвящённых её развитию, представлены традиционные задания, такие как «четвёртый лишний», «исключи лишнее», а также задачи на исправление ошибок классифицирования.

Выполнять задачи на классификацию невозможно, пока у ребёнка не сформированы процессы обобщения, анализа и синтеза.

 Задачи на сравнение можно использовать, начиная с самого раннего возраста. Они базируются на восприятии ребенка, развивают внимание, воспитывают усидчивость.

 Система «мозг – глаз - рука» едина. Задания на  развитие мелкой моторики не просто важны для будущего школьного обучения, это необходимо для развития детской речи и детского интеллекта в целом.

 

Дошкольникам с ОНР задания на развитие словесно-логического мышления помогают пополнять активный словарь и повысить точность и логичность высказываний.

Использование данных упражнений на этапе автоматизации правильного произношения повышает самоконтроль и способствует более быстрому переходу от скорректированной логопедом отраженной речи к её самостоятельным формам.

Таким образом, к семи годам ребенок с общим недоразвитием речи учится:

-выполнять элементарные логические операции: классификация, сериация, соотношение «часть-целое»;

-объединять предметы на основе общих понятий (мебель, посуда, транспорт);

-владеть обобщенными способами деятельности и благодаря этому может создавать оригинальные рисунки, конструкции, поделки;

- находить варианты решений задач открытого типа (в конструировании, в играх);

-использовать символические средства для познания окружающего мира (моделирование, чтение карт, схем, планов и др.); может использовать их и как средство запоминания;

- планировать свои действия и регулировать процесс их выполнения;

-в рассуждениях учитывать позицию другого ребенка, взрослого (децентрация);

-проявлять разнообразные познавательные интересы, хочет узнать как устроен мир живой и неживой природы; может самостоятельно экспериментировать с новыми для него материалами, устанавливать причинно-следственные связи;

- элементарным представлениям об истории и природных условиях жизни родной страны и родного города;

-проявлять разумность поведения дома , в детском саду, на улице.

Задача педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, не просто научить детей всему вышеперечисленному, но и сделать этот процесс интересным и увлекательным.

Для развития мышления и речи детей полезно использовать произведения русского народного творчества и рассказы русских писателей.

Загадки - это великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям. Не случайно в сказках герои так часто загадывают загадки. Мудрость была в почете всегда. Особенно это видно в русских народных сказках.

Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. Пословица служит аналогией и говорит о предметах и явлениях в переносном смысле. Вследствие этой логической операции пословица обретает многозначность. Каждое слово в ней живет по закону смысловых ассоциаций. Пословицы и загадки имеют жизненную и поэтическую ценность, дети очень любят эти формы работы, их можно использовать на любом этапе коррекционной работы и в любой части логопедического занятия. В разделе игр для средней группы описаны варианты работы с загадками, а в разделе для подготовительной группы - с пословицами и короткими рассказами.

Еще одна интересная форма работы-  это составление повествовательных рассказов по сериям сюжетных картинок. Ребенок должен понять,  как начали развертываться события, в какой последовательности они далее развивались и чем все это завершилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи между ними. В ряде случаев необходимо выявить так называемый скрытый смысл, то есть ту часть содержания рассказа, которая не  представлена наглядно на картинках. В зависимости от возраста детям можно предлагать картинки различной степени сложности. В средней группе – серию из 2-3 картинок, в старшей – из3-4 картинок, в подготовительной-  5 картинок. Однако в каждом конкретном случае надо учитывать индивидуальные возможности ребенка.

Работа  с блоками Дьенеша и палочками Кюзенера  любима детьми любого возраста и уровня развития. Эти игры прекрасно развивают мыслительные умения сравнивать, анализировать, классифицировать, абстрагировать. А также помогают детям в усвоении навыков алгоритмической культуры мышления.

 

Игры для детей .

 Посади огород.

Задачи. Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей. Развивать пространственное мышление. Закрепить понятие ОВОЩИ, понятие об их цвете и форме.

Оборудование. Набор игрушечных овощей. Листы картона , разделенные на 4 части (по 1 листу на ребенка).

Карточки с заданиями.

Ход игры.

Логопед показывает детям матрешку и говорит, что это матрешка огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделенные на 4 части – это огороды, где они будут сажать на грядки свои овощи. Ребятам раздают овощи.

Взрослый говорит, что овощи надо сажать не кто как захочет, а как загадала матрешка огородница. Перед тем как сажать овощи необходимо внимательно их рассмотреть, обсудить с детьми их цвет и форму. Далее взрослый показывает карточку с заданием, а ребенок «высаживает» свои овощи на «грядку» в соответствии со схемой. При затруднении взрослый объясняет ребенку принцип замещения (по цвету и форме).

 Загадки и отгадки.

Задачи.

Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической . Развитие образного мышления. Расширение словаря.

Оборудование

Тексты загадок. Картинки с отгадками.

Ход игры.

Картинки с отгадками выставляются на наборное полотно. Логопед загадывает загадку , а дети рассматривают картинки и ищут отгадку. Выбирая картинку, ребенок должен объяснить свой выбор. Такое объяснение помогает ему проанализировать как смысл загадки, так и структуру имеющейся отгадки-картинки.

 Маленькие и большие ножки.

Задачи.

Учить детей по сигналам, которые даются в графической, звуковой и световой форме, выполнять действия в разном темпе. Развитие координации речи и движений.

Развитие слухового и зрительного внимания. Уточнение понятий большой, огромный маленький.

Оборудование.

Полоски картона с изображением мелких, средних, больших следов человеческой ноги. Бубен. Электрический фонарик.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Логопед просит показать, какие у них ножки. Логопед весело и быстро говорит:  «Маленькие ножки бежали по дорожке- топ-топ-топ», при этом несколько раз в быстром темпе притопывает ногами. Дети делают то же самое.

Затем, замедляя движения, логопед произносит : «Большие ноги шли по дороге, топ-топ». А затем: «Огромные ноги шли по дороге, топ-топ».

Взрослый повторяет все дважды, дети выполняют движения в разных темпах.

Затем логопед показывает картинку с нарисованными мелкими ,средними и крупными следами и предлагает догадаться детям, что на ней изображено и каким образом надо двигаться быстро или медленно, если логопед показывает эту картинку.

Педагог показывает бубен и предлагает детям поиграть: если бубен звучит часто, то это значит, что бегут маленькие ножки, если реже – большие, если медленно – огромные.

Аналогично повторяется игра с электрическим фонариком. В дальнейшем игру можно проводить, чередуя слуховые и зрительные сигналы.

Сложи картинку.

Задача.

Учить детей анализировать элементарную контурную схему.

Оборудование.

Образцы со схематическими изображениями предметов. Геометрические фигуры. можно использовать блоки Дьенеша.

Ход игры.

Логопед сообщает, что сейчас дети будут складывать картинки. Показывает первую картинку – вагончик. Картинка устанавливается так, чтобы дети могли её хорошо видеть. Затем каждый ребёнок получает комплект фигурок, из которых можно сложить эту картинку. Для складывания первой картинки логопед раздаёт детям по одному прямоугольнику и по два кружка. Картинка должна точно соответствовать образцу. Затем, собрав все детали от предыдущего задания и раздав комплекты для выполнения следующего, логопед предлагает детям сложить новую картинку.

Картинки можно использовать в соответствии с лексической темой.

 «Нарисуй» картинку палочками.

Задачи.

Учить детей схематически изображать различные предметы и сюжеты с помощью палочек и веревочек. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета. Развивать мелкую моторику.

Оборудование.

Наборы счетных палочек по 1 на каждого ребенка. Разноцветные шнурки. Картинки с образцами.

Ход игры.

Логопед раздает детям картинки с образцами и палочки. Вначале дети учатся выкладывать палочками простые формы, а затем более сложные, когда картинки из палочек будут готовы, картинки образцы помещаются на доску , дети меняются местами и пытаются отгадать , кто какую картинку выложил.

 Назови одним словом.

Задачи.

Учить детей подбирать обобщающие понятия. Уточнять и расширять словарь детей.

Оборудование.

Наборы предметных картинок по разным лексическим темам и группам

предметов.

Ход игры.

Логопед выкладывает 4-5 картинок , относящихся к какой-нибудь группе предметов. Ребенок должен назвать эти картинки одним словом.

Огурец, помидор , тыква. Лук – овощи.

 Что сначала, что потом?

Задачи.

Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, устанавливать логическую последовательность событий. Развивать связную речь детей, упражнять в составлении коротких рассказов по серии сюжетных картинок.

Оборудование.

Наборы сюжетных картинок от 2 до 4.

Ход игры.

Логопед вынимает картинки и показывает их детям. Затем говорит, что если расположить их по порядку, то может получиться интересная история. Чтобы правильно разложить картинки , надо догадаться, что было в начале , а что потом и чем все закончилось. После выкладывания серии, детям предлагается рассказать полученный сюжет.

Затем ребята меняются наборами картинок, и игра продолжается.

 

Где мишка.

Задачи.

Учить детей пользоваться планом. Развивать абстрактное и символическое мышление, развивать пространственное представление. Уточнить и расширить словарь детей по теме МЕБЕЛЬ. Уточнить значение предлога ПОД.

Оборудование.

План кукольной комнаты на листе бумаги, картинки с изображениями различных предметов кукольной мебели. Вырезанная из бумаги маленькая фигурка мишки. Нарисованный план комнаты, на котором мебель обозначена геометрическими фигурами. Маленький красный кружок.

Ход игры.

Логопед предлагает детям поиграть в игру, в которой надо прятать мишку. Мишка может спрятаться под любой предмет в кукольной комнате. Сначала мишку прячет взрослый, а ищет кто-нибудь из детей. Помочь найти мишку может план комнаты с расставленной мебелью. Взрослый не заметно прячет мишку под какой-нибудь предмет мебели. Затем кладёт красный кружок на соответствующий предмет плана комнаты. Вызванный ребёнок должен, пользуясь план, найти мишку. Затем дети сами прячут мишку и отмечают его место нахождения на плане.

 Загадки и отгадки.

Проводится также как в средней группе, только загадки предлагаются детям более сложные.

Четвертый лишний.

Задачи.

Учить детей классифицировать объекты. Учить подбирать обобщающие слова. Закреплять умение строить предложения с союзом а. Развивать внимание. Воспитывать умение слушать товарищей и исправлять их ошибки.

Оборудование.

Карточки с изображениями предметов, три из которых можно назвать одним словом, а четвертый предмет не подходит под это определение.

Ход игры.

Эту игру можно проводить в ходе изучения различных лексических тем. Логопед предлагает ребенку четыре картинки , одна из которых является лишней , ребенок называет (убирает) лишнюю картинку, подробно объясняя свой выбор.

 

Назови одним словом.

Задачи.

Учить детей подбирать обобщающие понятия. Развивать способности к анализу и синтезу. Уточнять и расширять словарь детей.

Оборудование.

Наборы предметных картинок по разным лексическим темам и группам предметов.

Ход игры.

Логопед выкладывает 9-10 картинок 4-5 из которых относятся к одной группе предметов. Ребенок должен найти эти картинки и назвать их одним словом.

Так же эту игру можно проводить как в средней группе, но без опоры на картинки, а в словесной форме.

Примеры:

Помидор, огурец. репка-это овощи.

Яблоки, сливы, груши- это фрукты.

Мухомор, поганка, ложный опенок- ядовитые грибы.

Лимон, солнышко, цыпленок - желтые.

Конфета, варенье, торт – сладкие.

Кирпич, гиря, мешок с картошкой – тяжелые.

Колесо, тарелка, полная луна – круглые.

Баба Яга , Кощей Бессмертный, Змей Горыныч – злые (страшные, сказочные герои).

Ехать, бежать, идти –передвигаться, и т.д.

 Разные дома.

Задачи.

Учить детей сравнивать рисунок и чертеж предмета. Развивать умение анализировать, внимание. Воспитывать наблюдательность, усидчивость.

Оборудование.

Карточки с контурными изображениями домиков. Детализированные картинки к ним.

Ход игры.

В первом случае, детям предлагается найти домик в соответствии с контуром.

Во втором, дети должны найти несоответствие картинки и контурного изображения.

 

Лото «Профессии».

Задачи

Развивать логическое мышление детей, способность анализировать, сравнивать. Расширять словарь по темам «Профессии», «Инструменты». Развивать связную речь.

Оборудование.

Круглые карточки с изображениями людей различных профессий и карточки-уголки с изображениями орудий труда.

Ход игры.

Детям раздают круглые карточки. Каждому ребёнку необходимо к каждой круглой карточке подобрать четыре соответствующих уголка. Выигрывает тот, кто сделает это первым и правильно объяснит для чего нужны инструменты изображённые на его карточках.

 Исправь ошибку художника.

Задачи.

Развивать умственные способности, внимание, наблюдательность. Развивать связную речь. Воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование.

20 картонных карточек, каждая из которых разделена пополам.

Ход игры.

Ребенку необходимо определить ошибку художника на одной половинке карточки и подобрать картинку-исправление.

 

 

Сложи квадрат. ( Б. Никитин.)

Задачи.

Развивать навыки анализа и синтеза. Воспитывает аккуратность.

Оборудование.

Квадраты разных цветов, разделенные на несколько неравных частей.

Ход игры.

Ребёнку необходимо собрать квадраты определённого цвета из частей.

 

 

Задачи.

Формировать быструю реакцию на слово. Учить угадывать слово по его признакам. Развивать сообразительность, воссоздающее воображение, умение характеризовать кого-либо или что-либо.

Ход игры.

Ребенку предлагается быстро подобрать слова. Логопед бросает ребенку мяч и называет несколько признаков предмета, ребенок должен быстро вернуть мяч и угадать слово

Кто это? Что это? Отвечай быстрее.

Звонкий, быстрый. Веселый-

Вкусный. Алый, сочный-

Желтые, красные, осенние-

Холодный, белый, пушистый-

Бурый, косолапый, неуклюжий-

Желтые, красные, зеленые-

Старательный, послушны, вежливый-

Зеленый. Продолговатый. Сочный-

Аккуратная, послушная, веселая-

Задиристый, драчливый, взъерошенный-

Белое, пушистое, легкое-

Маленькая, серенькая, пугливая-

Ветвистая, зеленая, колючая-

Новая, интересная. Библиотечная-

Старый, кирпичный, четырехэтажный-

Красное, спелое, сладкое-

Чистое, голубое, горное-

Белый, пушистый, лесной-

Пугливая, беленькая, маленькая-

Белоствольная, высокая, стройная-

В эту игру можно играть и с глаголами:

Ползет, шипит, извивается-

Поет, летает, хватает, кормит-

Варит, режет, мешает, солит-

Подметает, моет, протирает-

Шьет, подметает, кроит, режет-

Копает, рыхлит, поливает-

Волнуется, переживает, тревожится-

Гуляет, играет, веселится, разговаривает-

 

Ходит, жует, мычит-

Ходит, ржет, жует-

Ходит, жует, блеет-

Летает, клюет, каркает-

Чирикает, клюет, летает-

Клюет. Воркует. Летает-

Кукует, клюет, летает-

 

 

 

 

Логические цепочки.

Проводится также как игра «что сначала, что потом?»,только на усложненном материале.

Продолжи ряд.

Задачи. Учить детей находить закономерности в расположении предметов и рядов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику.

Оборудование.

Карточки с заданиями.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть ряд предметов, определить закономерность в их расположении и продолжить ряд.

 Назови одним словом.

Задачи. Учить детей озаглавливать группу понятий (одним или несколькими словами).

 Кисель- кефир- сок- чай.

Утюг- холодильник- пылесос- кофеварка.

Муравейник- нора- логово- берлога.

Самолёт- корабль- лодка- мотоцикл.

Глина- шерсть- дерево- пластмасса.

Двойка- тройка- пятёрка- единица.

Дирижер- шофёр- воспитатель- портниха.

Салат- каша- борщ- запеканка.

Топор- лопата- пила- отвёртка.

Серьги- браслет- цепочка- кулон.

Храбрость- доброта- трудолюбие- честность.

Волейбол- баскетбол- футбол- водное поло.

Клюв- перья- крылья- коготки.

Есть- спать- учиться- гулять.

 

Книжка рассыпалась.

Задачи.

Формировать навыки выявления временной и логической последовательности событий, изображенных на картинках серии, и составлении на этой основе устного рассказа.

Оборудование.

Несколько серий сюжетных картинок.

Ход игры.

Играть можно с одним или несколькими детьми. Логопед объясняет детям.

Что у него было несколько маленьких книжек , но они рассыпались и странички перепутались.

Детям необходимо подумать , что было сначала, что произошло потом, и чем все закончилось. после того как ребенок объявит что сложил картинки , он должен объяснить, что изображено на них.

Список литературы:

Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.,2001

Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.2006

Ткаченко Т.А. Символика для речевого развития. М. 2006

Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. СПб. 2001

Эльконин Д.Б. Психология игры .М. 2001

You have no rights to post comm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умственных способностей на уроках физики

Овладение приёмами умственной деятельности позволит выпускникам школы успешно справляться с заданиями ГИА (например с С1).   На примере изучения газовых законов, в разделе «Термодинамика»,...

Развитие умственных способностей учащихся на уроках физики.

       Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущн...

Развитие умственных способностей учащихся на уроках физики.

       Умственные способности учащихся на уроках физики – это важное средство формирования личности. Я убеждена, что учащимся нужно на доступном уровне разъяснять сущн...

«Использование дидактических игр для развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Особая роль дидактической игры в коррекционно-развивающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку приобрести собственный жизненный...

Психолого – педагогический проект «РАЗВИТИЕ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ младших дошкольников через использование ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Актуальность проектаобусловлена построением новой модели ДОУ:• Разработка и внедрение новых подходов к развитию умственных способностей детей;• Желание родителей поднять уровень...