методическое пособие по предмету Введение в проектную деятельность
методическая разработка (11 класс)

Понятие и предмет проектной деятельности. Методы исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_metodichka_efimova.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ ВО

«Ковровский колледж сервиса и технологий»

Методическое пособие по предмету

«Введение в проектно-исследовательскую деятельность»

для учащихся системы СПО

Составитель: Ефимова О.А., Медведева М.А.

Ковров 2020


Наука- сфера человеческой деятельности, целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а так же результаты этой деятельности.

Объект науки - часть действительности, на которую направлен интерес данной науки.

  Предмет науки – размышление ученых об объекте исследования (научные знания).

Субъект науки – те люди (ученые), которые занимаются наукой определенного объекта, направления.

Основные черты научного знания:

  1. Объективность
  2. Рациональность
  3. Проверяемость
  4. Системность
  5. Общая значимость

 Наука, как вид деятельности – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов.

Функции науки:

  1. Культурно-мировоззренческая
  2. Познавательно-объяснительная
  3. Производственная
  4. Прогностическая
  5. Социально-преобразующая

  • Концепция Карла Р. Поппера – процесс развития не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, в котором действует «дарвиновский отбор». Он осуществляется методом проб и ошибок.
  • Концепция Т. Куна – определенные научные стереотипы, шаблоны мышления, в рамках которых ученые в тот или иной период решают свои исследовательские задачи.
  • Концепция П. Фейрабенда – предохраняет науку от даматизма и застоя, позволяет давать различные теоретические интерпретации одним и тем же явлением.
  • Концепция И. Лакатоса – развитие науки должно осуществляться  на основе рационального выбора и конкуренции научно-исследовательских программ.

Парадигма – совокупность научных достижений, признаваемых всех научных сообществ в определенный период времени.

Наука в структуре общественного сознания

Общественное сознание – совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающие бытие людей.

Индивидуальное сознание – внутренний, духовный мир личности.

Право – система обязательных норм, правил поведения людей, выраженных в юридических законах.

Мораль – совокупность взглядов, предоставлений, норм и оценок поведения людей в обществе с точки зрения добра, зла, справедливости, чести и бесчестия.

Методы научного исследования:

1) Экспериментальное исследования

2) Теоретическое (лит. источники)

3) Общелогические (анализ)

Сходства и различия проектной и исследовательской деятельности

Различия

Проектная

Исследовательская

Выбор цели

Контроль педагога

Самостоятельно учеником

Планирование

Под руководством педагога

Самостоятельное планирование

Навыки

Под руководством

Самостоятельно

Анализ результатов

Жюри

Самостоятельно

Значимость проекта

Окружающими

Объективно(самому)

Сходства

  1. Цели и задачи
  2. Актуальность проблемы
  3. Выбор методов и средств
  4. Планирование и сроки выполнения
  5. Проведение исследования или проекта
  6. Оформление результатов
  7. Представление результатов

Виды проектов

  • По виду деятельности ( информационный, исследовательский, игровой, творческий, прикладной)
  • По количеству участников ( индивидуальный,  групповой)
  • По продолжительности ( краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный)
  • По характеру координации ( с явной координацией, со скрытой координацией)
  • По предметно-содержательной области ( монопроект, межпредметный)

План исследовательской работы:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Заключение (выводы)
  4. Список используемой литературы

Рефераты

Реферирование – сокращенный пересказ текста с выделением основополагающих пунктов.

Аннотация перечисляет основные вопросы из первоисточника, но не рассказывает сути.

Реферат подробно рассказывает о содержании текста.

Рефераты разделяют на:

  1. Репродуктивные (резюме, конспект)
  2. Продуктивные (доклад, обзор)

Реферат бывает:

  1. Фрагментные
  2. Монографические (один источник)
  3. Аспектные(главные аспекты)
  4. Сводный(несколько источников с выделением одного)

По назначению:

  • Общие
  • Специализированные

По методу подготовки:

  • Творческие
  • Служебные
  • Контрольные
  • Учебные

По полноте изложения:

  • Информативные
  • Индикативные

Методы исследования:

  1. Изучение литературы и других источников
  2. Наблюдение
  3. Опрос(беседа, интервью)
  4. Анкетирование

5Эксперимент

6Анализ текста

Источники информации в проектировании

Информация - знания, получаемые из различных источников

                Виды информации :

  • Текстовая
  • Числовая
  • Графическая
  • Звуковая

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения, мыслей, искусства или изобретения.

Источники информации:

  • Интернет источники
  • Телевидение
  • Книги
  • Устное сообщение
  • Пресса
  • Радио

Типы источников информации:

  • Официальные источники
  • Полуофициальные источники
  • Неофициальные источники
  • Родственные источники
  • Сообщения в социальных сетях

Схема передачи информации:

Источник информации – информационный канал – приемник информации

Органы чувств, телевидение, телефон, компьютер

Алгоритм сбора информации:

  • Цель поиска информации
  • Виды и темы информации
  • Источники и методы сбора информации
  • Сбор информации
  • Обработка и систематизация информации
  • Оценка качества информации
  • Анализ информации
  • Выводы

Источники информации:

  • Естественное(дерево, камень, листва)
  • Искусственное(книги, фото, телевидение)
  • Вторичные(статьи, журналы)

Методы поиска информации:

  • Вручную(визуально)
  • Автоматизированный(интернет)

Секреты публичного выступления

  • Предварительное планирование( ознакомиться со списком слушателей, выяснить их интересы, количество времени на доклад
  • Подготовка доклада(составить план доклада, логическое выступление, подкрепить презентацией)
  • Тренировка доклада
  • Предварительный прогон

Структура доклада:

  • Очертите концепцию доклада кратко и ясно
  • Самое важное – в начале, в конце – не очень важное
  • Определить проблемные вопросы
  • Определить цели и вернуться к ней в конце
  • Плавные переходы
  • Не обращать внимания на опоздавших
  • Работать жестами

Оформление теоретической части:

  • История объекта исследования
  • Институционная рамка
  • Описание понятийного аппарата
  • Описания метода исследования

Язык и стиль научной работы средства выражения логических связей:

  • Специальные, функциональные, синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мыслей(в начале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак), противоречивые(однако, между тем)
  • Причинно-следственные отношения( следовательно, поэтому, благодаря этому, кроме того, в следствии этого)
  • Переход от одной мысли к другой(предже чем перейти к чему-то, обратимся к чему-то, остановимся на чем-то)
  • Итог, вывод( итак, таким образом, значит, в заключение отметим, следует сказать)
  • В качестве средств связи используются местоимения, прилагательные, причастия(названные, указанные)

Качества определенной культуру научной речи:

  • Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность, заключенной в тексте информации
  • Ясность -  умение писать доступно и доходчиво
  • Краткость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПОРТРЕТНЫЕ ЗАРИСОВКИ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА и РИСУНОК ГИПСОВОЙ ГОЛОВЫ» МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРЕДМЕТУ РИСУНОК И ЖИВОПИСЬ, 4 КЛАСС, УЧАЩИЕСЯ 14-17 ЛЕТ

Методические пособия-таблицы для уроков рисунка.живописи. станковой композиции ДШИ и ДХШ по теме "Портрет, рисунок головы, гипсовой головы"...

Учебно - методическое пособие по предмету "Ручной труд"

Учебно - методическое пособие предназначено для учителей школы (VIII вида) по предмету "Ручной труд". Данное пособие поможет учителю составить план урока...

учебно-методическое пособие по предмету "Социально-бытовая ориентировка (сбо)"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей школ 8 вида. Данная разработка поможет учителю  составить план урока, разнообразить приемы и методы подачи материала. Вниманию педагогов пре...

«Введение в проектную деятельность». Для учащихся 9-х классов.

Программа учебного курса по проектной деятельности для учащихся. Методические рекомендации, тематическое планирование, содержание курса....

Тема урока "Введение в проектную деятельность"

Предмет технологияКласс 5Продолжительность 45 мин.Раздел Технологии творческой и опытнической деятельностиТема урока Введение в проектную деятельностьПланируемые личностные результаты освоения:У учащи...

Урок по теме: "Введение в проектную деятельность"

1)Изучение понятий: проект, проектная деятельность.2) Изучение нормативных документов регламентирующих проектную деятельность в старшей школе....

Введение в проектную деятельность

Введение в проектную деятельность....