Организация проектной деятельности средствами физической культуры и спорта
статья

Паниткин Кирилл Владимирович

Задание

  1. Перечислите требования, предъявляемые к проектной деятельности учащихся.
  2. Укажите, какие умения и навыки приобретают учащиеся в процессе проектной деятельности.
  3. Дайте определение понятию «метод проектов».
  4. Дайте определение понятию «проект».
  5. Укажите этапы проектной деятельности учащихся. 
  6. Приведите пример выполнения социально значимого проекта, связав решение проблемы с изучением темы по программе своего предмета.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.3._lektsiya.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция «Организация проектной деятельности средствами физической культуры и спорта»

Успешность современного человека во многом определяется его умением рационально  строить свою жизнь, исходя из гармоничного учета личных потребностей и социально значимых проблем, планировать свою деятельность в соответствии с текущими и  стратегическими целями, подбирать оптимальные средства реализации своих планов. Умение проектировать не только объекты, способность проектировать свою жизнь, т.е. «организовать свою жизнь как проект» становится особенно актуальным. Исследования показывают, что «большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления».

Поэтому, перед педагогом сегодня стоит приоритетная задача по включению подростков в проектную деятельность. Метод проектов относится к проблемным методам обучения.

Е.С. Полат выделяет следующие требования к проектной деятельности:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).

Проектная деятельность в отечественной системе образования рассматривается сегодня как обязательный элемент учебно-воспитательного процесса по любому предмету, что нашло отражение в таких документах как «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования», Федеральных Государственных Образовательных Стандартах, Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения.

В соответствии с новыми требованиями[1], учащиеся приобретут опыт творческой деятельность в ходе изучения всех предметов, что будет способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Учащиеся в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Овладев данными умениями, выпускнику школы будет легче адаптироваться в условиях информационного общества, общества риска, состояться в профессии.

Метод проектов рассматривается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. Полат). Проект  трактуют как самостоятельную, творческую, завершенную работу учащихся, выполненную под руководством учителя (Е. Полат). Проект (от лат. Projectusброшенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:

• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);

• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;

• дидактической цели: ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.

Рассмотрим отдельные виды проектов более подробно.

Практико-ориентированные проекты отличаются практической значимостью, четко обозначенными с самого начала деятельности практическими целями, четко продуманной структурой и распределением обязанностей с выходом на конечный результат. Полученный в ходе проектной деятельности продукт может быть использован в жизни класса, школы, семьи и т.д..

Исследовательские проекты подчиняются логике научного исследования, имеют аналогичную или приближенную к научному исследованию структуру. Проект включает в себя обоснование актуальности изучаемой проблемы, выявление проблемы исследования, его предмета и объекта, определение  целей и задач, выдвижение гипотезы решения проблемы. Проектанты, работая над проектом, подбирают методы исследования, средства и способы проверки гипотезы, в том числе опытным или экспериментальным путем. Обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результат и представляют его общественному мнению. Основная цель исследования – найти истину.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каких-либо явлениях, объектах, ее анализ и обобщение, представление широкой аудитории.

Творческие проекты. В результате его разработки появляется оригинальный, зачастую, эксклюзивный продукт, представляющий художественную ценность.

Ролевые проекты. Участники в процессе работы над проектом выполняют различные социальные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Инновационный проект — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта — создание новых или изменение существующих систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Важное значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.

Но, с учетом особенностей подросткового возраста, задача начальной школы «учить ученика учиться» должна быть трансформирована в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». В этих условиях особое значение приобретает групповая и коллективная форма обучения, способствующая развитию навыков сотрудничества, умения работать в группе. Именно в группе подросток, направляемый учителем, отрабатывает, столь необходимые сегодня, навыки коммуникации, удовлетворяет потребность в общении, как ведущем типе деятельности, учится выстраивать кооперативное и конкурирующее взаимодействие.

Подросток должен осознать, что качество работы всей команды/группы складывается из успеха или неуспеха каждого ее члена, умений распределить обязанности, вносить максимально возможный вклад в общее дело, приходить на помощь друг другу, брать ответственность и доводить дело до конца.  

Основными целями использования групповой работы, является развитие навыков сотрудничества, умений распределять свои обязанности, находить компромиссный вариант решения проблем; освоение новых социальных ролей (аналитика, проектировщика, генератора идей, критика и т.д.) и т.д. Важно обращать внимание учащихся на соблюдение правил коммуникации, при этом, в зависимости от уровня подготовленности учащихся, эти правила может озвучить учитель либо же сами ученики с помощью учителя. В любом случае, учащиеся должны осознать те требования, которые предъявляются к диалогу, полилогу, стараться их соблюдать, оценивать качество коллективной работы, свой вклад в общее дело.

Примерные этапы выполнения проекта[2]

  • Учащиеся выявляют проблему (самостоятельно или с помощью учителя).
  • Ставят цель (предполагаемый конечный результата) – получение в итоге деятельности субъективно (для данного индивида) или объективно (для общества) нового полезного материального или духовного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер.
  • Генерируют (выдвигают) идеи, способствующие достижению цели, анализируют их и аргументировано выбирают лучшую.
  • Выявляют необходимые условия и средства.
  • Планируют свои действия. В случае группового проекта, распределяют обязанности, назначают ответственного, уточняют сроки и предполагаемый текущих результат.
  • Реализовывают намеченный план. По необходимости вносят коррективы.
  • Анализируют результаты своей деятельности, проводят рефлексию.
  • Представляют полученный результат общественности, защищают проект.

Формирование и развитие личности подростка находится в прямой зависимости от тех видов деятельности в которые он включен (Рубинштейн, Зинченко, Шадриков, Батищев и др.). Следовательно, для развития личностных характеристик подростка, необходимо его участие в социально значимой проектной деятельности.

Социально значимые проекты направлены на разрешение социальной проблемы посредством социального проектирования и, как следствие, позитивное изменение социальной действительности. Понятие «социальное проектирование» пришло в педагогику из социологии и подразумевает специфическую созидательную деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития социальных процессов и явлений, а также по целенаправленному изменению конкретных социальных институтов.

В педагогике «социальное проектирование» рассматривается как технология социального обучения и воспитания учащихся образовательных учреждениях.

Результаты социально значимой проектной деятельности учащихся:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим людям,  освоение социальных норм, правила поведения и новых социальных ролей;
  • развитие морального сознания в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной деятельности;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Особенность социально значимых проектов заключается в четком осознании проектантами потребностей социума или отдельных ее представителей, умении осуществить выбор возможных путей решения проблемы в конкретных условиях и преобразующая деятельность во благо общества.

Отличительные особенности социальных проблем:

  • мешают нормально функционировать обществу, мешают его развитию;
  • решаются в рамках Акции «Я - Гражданин»;
  •  являются общественными.

Выделяют следующие социальные проблемы:

  • молодежные проблемы (связанные, например, с досугом или с трудоустройством молодежи);
  • проблемы социально неблагополучных слоев населения (детей-сирот, инвалидов, пенсионеров и т.д.);
  • экологические проблемы и проблемы благоустройства территорий;
  • правовые проблемы;
  • «патриотические» проблемы (например, связанные с памятью о ветеранах, исторических событиях и т. п.);
  • культурологические проблемы (связанные с сохранением исторических памятников и памятников культуры и т. п.);
  • проблемы духовности и т. д.

В качестве объекта проектной деятельности могут выступать:

  • социальные явления, не одобряемые обществом, например, сквернословие, а так же вредные привычки, такие, как курение, алкоголизм, наркомания и т.д.;
  • социальные отношения в контексте «общество-старики», «общество-молодежь», «общество-дети» и т.д.;
  • социальная среда, в частности, территория по месту жительства и учебы;
  • социальные институты, такие как образовательные и дошкольные учреждения и т.д.

В процессе работы над социально значимым проектом подростки учатся:

  •  выявлять свои интересы и интересы других людей;
  •  выстраивать межличностные взаимоотношения в группе и вне ее;
  •  предвидеть результаты своей деятельности, принимать решения и брать на себя ответственность за преобразование социальной действительности;
  •  планировать свою деятельность, направляя ее на позитивное преобразование социальной действительности и себя.

Структура проекта может меняться в зависимости от вида проекта, потребностей проектантов и продукта проектной деятельности. Например, в исследовательском проекте будет выдвигаться и проверяться гипотеза, в социальном (или социально значимым) зачастую проводятся опросы, анкетирования для выявления общественного мнения по изучаемой проблеме и уточнения потребности благополучателей и т.д.

Следует отметить, что не зависимо от типа проекта, каждый из них должен решать ту или иную проблему и иметь осязаемый продукт проектной деятельности. Продукт проектной деятельности является средством решения проблемы, над которой работают проектанты. Если создаваемый продукт не устраняет частично или полностью возникшую проблему, необходимости в его создании нет. В этом случае, ситуацию необходимо проанализировать и подобрать другой продукт, который принесет пользу в решении проблемы.

В процессе проектной деятельности задача педагога – не столько воздействовать на подростка, формируя и развивая его, желая добиться определенных результатов, сколько создавать условия для самопознания, саморазвития и самореализации личности учащегося, вовлекая его в выполнение социально значимых проектов. Необходимой составляющей является субъект-субъектное взаимодействие взрослых и подростка, создание среды для активного развития субъектности последнего.

Проект предполагает многоуровневую систему оценивания (оценивается каждый аспект деятельности проектантов: продукт проектной деятельности, процесс работы, оформление, защиту, презентацию и т.д.), что позволяет объективно подойти к итоговой оценке, создать «ситуацию успеха» для каждого ученика.

Осмысленность подростком действий, ощущение полноты бытия, не смотря на ошибки и промахи, возможности изменять социальную действительность и себя самого к лучшему становятся реальным результатом проектной деятельности. Работа над проектом позволяет подросткам уяснить социальные нормы, правила, способы успешного, продуктивного общения, осознать свои потребности и потребности других представителей социума, приобрести опыт продуктивного социального взаимодействия, т.е. развить те показатели, которые входят в социальную компетентность и как следствие влияют на самореализацию.

Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность


[1]Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

[2] Этапы могут существенно меняться в зависимости от вида проекта и целей проектантов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта

Еще Ф. Бэкон писал: "В деле красоты отдают предпочтение красивым формам перед красивым цветом и красоте движений лица и всего тела - даже перед красотой форм"....

Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"

В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.

В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:     1. Проп...

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...