Особенности работы над полифонией И.С. Баха
учебно-методический материал

Поздеева Алена Викторовна

Методическая работа на тему: «Особенности работы над полифонией И.С. Баха» предназначена для преподавателей ДМШ по классу фортепиано.
      Работа включает следующие разделы:
     1. Пояснительная записка, где указаны основные задачи в работе над полифоническими пьесами И.С. Баха в музыкальной школе.
     2. Основной раздел по следующим темам:
      - проблемы процесса постижения баховской полифонии;
      - этапы работы над полифоническим произведением;
      - технические способы изучения полифонических произведений.
     3. Заключение.
     Главная цель работы — формирование интереса к полифоническим произведениям И.С. Баха, воспитание навыков процесса постижения специфических особенностей баховской музыки и преодоление исполнительских сложностей в произведениях этого композитора.
     Данные методы преподаватель активно использует при работе с учащимися своего класса.
     Эта работа может служить методическим пособием для молодых специалистов ДМШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ispravlennyy.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа» с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Доклад

на тему:

Особенности работы над полифонией

И.С. Баха

 

Составила: преподаватель Поздеева Алена Викторовна

2018


Вряд ли имеется среди нас человек, который никогда не слышал этого имени, даже если с классической музыкой никогда не знакомился специально.
Более того. И для музыкантов, которые учатся музыке, получают музыкальное образование, имя Баха  это не просто имя. Это музыка, которая впервые адресует человека к понятию «полифония», хотя само это понятие появилось и развивалось задолго до появления на свет Иоганна Себастьяна.

Творчество И.С.Баха - вершина развития полифонии. Традиции эпохи барокко не позволяли самовыражение. «Музыка должна служить славе господней и воскрешению человеческого духа». И.С.Бах - философ и Богослов.

Всем известно, что начальные годы обучения в детской музыкальной школе или школе искусств оказывает такое глубокое воздействие на ученика, что период этот уже с давних времен справедливо считается самым решающим и ответственным этапом в формировании будущего пианиста. Именно здесь воспитывается интерес и любовь к музыке, следовательно, и к музыке полифонической.

Если первокласснику привили интерес к полифоническому репертуару, то, встретившись с произведениями Баха, он не сможет остаться к ним равнодушным, хотя бы потому, что безучастное исполнение ему просто неведомо.
Общепризнано, что преподавание Баха - один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Действительно, многие препятствия стоят на пути к художественно выразительному, полноценному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора. Немалые затруднения вызывает прежде всего сам процесс постижения специфических особенностей баховской музыки как музыки полифонической. Но, пожалуй, еще больше сложностей возникает в сфере исполнительства.

-Стиль И.С.Баха; инструментарий - их определяющее значение в выборе динамики («Террасообразная» динамика и внутримотивная), контрастное сопоставление - тема, интермедия.

-Проблема авторского текста, выбор редакций; характеристика наиболее ценных редакций, выбор редакции для ученика.

-Как известно, клавирные сочинения композитора дошли до нас в виде рукописей, не содержащих, за редким исключением, указания для исполнителя, поскольку в то время они почти не фиксировались.

-Проблема темпа, орнаментики, артикуляции.

-Проблема гармонического языка. Барокко - эпоха генерал -баса. Характеристика и анализ формы в сочинениях танцевального характера, анализ формы инвенций. Роль темы в имитационной полифонии. Характеристика элементов формы и их значение в раскрытии музыкального образа: «тема», «ответ» «интермедия» (завершающего и развивающего типа, «стретты», «обращения», «увеличения» темы, как принцип развития и кульминации).

Что же такое полифония, чем полифония Баха отличается от какой-либо другой полифонии и почему в программе музыкантов, которые получают музыкальное образование обязательно должно значится какое-либо полифоническое произведение?

Исайя Александрович Браудо полагал, что осмысленность и певучесть! – вот что является ключом к стильному исполнению музыки Баха. Вырабатываться эти качества должны как можно раньше, то есть с самых первых уроков. Максимальное внимание ученика к качеству фортепианного звука, никогда не должно выпадать из поля зрения педагога. Умение работать в медленном темпе является непременным условием при изучении полифонических произведений. Только медленное движение дает возможность включить активное сознание и слуховой контроль, без которых ученик не сумеет слышать себя и критически относится к своему исполнению.

Легкие полифонические пьесы Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» - ценнейший материал, который активно развивает полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру, воспитывает чувство стиля, формы. Знакомство со сборником полезно предварить кратким рассказом о его создании и предназначении. Ученику легче понять содержание произведения (менуэта, марша, полонеза) и имеющиеся в нем полифонические задачи исходя из характера танца.

Изучение полифонических произведений Баха начинается с самого главного-раскрытия - содержания пьесы до того, как ученик начнет разбирать его дома. Педагог на уроке несколько раз играет ее, подчеркивая в своем исполнении художественное своеобразие пьесы. Возникшие художественные представления должны направить и определись собой всю работу над изучением пьесы: подсказать требуемый звук, фразировку, ритмику.

Анализ работы над полифонией.

Подготовительный этап - определение художественной формы произведения, характер звучания, прием звукоизвлечения.

I этап — работа по голосам — интонационная структура, артикуляционные приемы.

II этап — соединение голосов → распределение веса между руками, вертикальное слышание при тембровом своеобразии голосов.

III этап - создание целостной музыкальной формы - слуховое
представление целостной музыкальной формы
, двигательное её
воплощение
.

Проверив и установив аппликатуру, педагог дает задание учить первую часть пьесы (менуэт, марш или полонез) так, как она разбиралась в классе, - каждой рукой отдельно, по фразам, добиваясь максимально певучего звука и разной «инструментовки» двух голосов. Наиболее сложные сочетания голосов - имитационные  можно представить как движения двух танцоров. Несколько позднее добавляются новые задачи: передать различие вопросо-ответных интонаций, выразительно исполнить штрихи.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонической пьесы, основной продолжает оставаться работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса. Важно показать ученику на примере изучаемой пьесы, в чем именно проявляется самостоятельность:

1.В различном характере звучания голосов («инструментовка»)

2.В разной, почти нигде не совпадающей фразировке

3.В несовпадении штрихов

4.В несовпадении кульминаций в обоих голосах

5.В разной ритмической характеристике голосов

6.В несовпадении динамического развития

 Чтобы пьеса получилась действительно полифонической, ученику в первую очередь необходимо понять развитие и внутреннюю жизнь отдельных голосов. Это потребует длительного времени и обязательного запоминания их наизусть. Одновременное звучание двух мелодических линий в соответствующей им «инструментовке» ученик должен слышать все время в ансамблевой игре с педагогом, которая дает возможность каждодневно прослушивать пьесу в целом и активно работать над индивидуальным различием голосов. Последнему способствует и такой прием: играть мелодию верхнего голоса на октаву или две выше, что усиливает контраст в звучании голосов и помогает осознать иную окраску верхнего голоса. Максимально можно развести голоса на две октавы. Если два голоса проходят одновременно в партии какой-нибудь руки, можно рекомендовать ученику поиграть вначале эти построения двумя руками: таким путем ему будет легче добиться нужной звучности и станет более ясной цель работы. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос с начала до конца вполне законченно и выразительно. Значение работы над голосами учениками нередко недооценивается; она проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить каждый голос как самостоятельную мелодическую линию. После тщательного изучения отдельных голосов их полезно поучить попарно. Для обеспечения необходимого слухового контроля целесообразно при исполнении голосов играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам и играя их по нескольку раз.

Весьма эффективный способ работы для продвинутых учеников  петь один из голосов, в то время, как другой исполняются на фортепиано. Полезно так же петь многоголосные полифонические произведения хором. Это способствует развитию полифонического слуха и приобщению учащихся к полифонии.

Как бы уверенно не играл ученик полифоническую пьесу двумя руками, тщательная работа над каждым голосом не должна прекращаться ни на один день. В противном случае голосоведение быстро засоряется (так считает автор книги «Клавирная музыка И.С. Баха в фортепианном классе» - Нина Калинина).

В обсуждаемой «инструментовке» голосов очень важно активное участие ребенка. Это развивает его творческую фантазию, умение внутренне представить себе звучание тех конкретных инструментов, которые по своему тембру, регистру, диапазону наиболее соответствуют характеру данных мелодий.

Дальнейший анализ пьесы должен помочь ощутить форму произведения и ее тонально-гармонический план. В каждой части нужно найти кульминацию, у Баха кульминация находится в конце каждой части, вливаясь непосредственно в каданс.

Ученикам с малоразвитым чувством ритма рекомендуется как можно больше изучать полифонические пьесы Баха. Чтобы ученик лучше осознал и прочувствовал четкость и активность ритма, полезно работать над ним специально: прохлопать или простучать ритмический рисунок фразы в каждом голосе отдельно; затем ту же фразу « поиграть» четко и медленно на закрытой крышке рояля, наконец также четко скандировать ее ритм на разные слоги. Через некоторое время простучать оба голоса двумя руками: нижний  левой рукой, верхний - правой; затем двумя руками «поиграть» на крышке рояля. Эти примеры, по мнению Калининой, сосредотачивают внимание только на ритме, заставляя активно работать сознание. Такое ритмическое упражнение полезно будет применять, когда ученик только начинает играть пьесу двумя руками.

Немало усилий в занятиях с начинающими потребуется от педагога для того, чтобы побороть формальное отношение учащихся к динамике. Любое изменение силы звука ученик должен ощущать как естественную необходимость, вытекающую из развития музыкальной фразы, ее внутренней логики: усиление и «устремление» мелодии к кульминационному звуку фразы - и ослабление звучности к концу ее, как в разговорной речи.

Если ученик с первого класса получает правильные пианистические навыки и его воспитание осуществляется только на живой музыке, а не в отрыве от нее, то и полифонический репертуар он воспринимает и исполняет осмысленно и содержательно.

Работая над полифонией Баха учащиеся часто встречаются с мелизмами, этим неотъемлемым атрибутом музыки XVII-XVIII веков, в которой орнаментика была важнейшим художественно выразительным средством. О том, какое принципиальное значение придавал ей Бах, видно из его предисловий к собственным сочинениям. В них он помещал таблицы с расшифровкой мелизмов. Обнаружив их самостоятельно, ученик скорее всего заинтересуется ими. Тогда педагог может рассказать о том, что эти знаки, украшающие мелодию, представляют собой сокращенный способ записи мелодии, распространенный в XVII-XVIII веках. Эти мелизмы  мелодия, а значит, исполнять их надо осмысленно, певуче, в том же темпе и характере, которые присущи данной пьесе.

Чтобы мелизмы звучали безупречно их надо слышать «про себя», а затем учить как самую выразительную мелодию. Ученик должен привыкнуть сначала пропеть мелизм, а потом играть, начиная с медленного темпа, постепенно его увеличивая.

3 главных момента в исполнении мелизмов у Баха:

1) все мелизмы Бах рекомендует исполнять за счет основного звука

2) все мелизмы исполняются за счет верхней вспомогательной ноты

3) вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, не считая тех случаев, когда знак альтерации указан самим Бахом - под знаком мелизма или над ним.

Н. Калинина считает, что углубленной работе над одним произведением способствует одновременное прохождение двух-трех дополнительных пьес из того же сборника. Новое произведение вносит свежую струю в работу над основной полифонической пьесой, помогает ученику с более широкой позиции освоить те баховские черты, над которыми он трудился в первом произведении, дает материал для сравнения и обобщения аналогичных полифонических навыков, ставит перед ним серьезную задачу интеллектуального порядка. Самостоятельное же выявление полифонических деталей необычайно развивает творческую инициативу и полифоническое мышление ученика.

Технические способы изучение полифонических произведений.

  1. Работа над каждым голосом, «речевая» выразительность.
  2. Двухголосие в одной руке поучить двумя руками.
  3. Два голоса играются педагогом, 3-ий учеником.
  4. Два голоса играть, 3-ий петь.
  5. Игра на 2-х роялях.
  6. Партии рук знать наизусть.
  7. Перенести голос в другой регистр.

8.  Анализ распределения слухового внимания, в связи с особенностями «речи» автора - вступление «тем», «диалоги», «переклички», «вопросы-ответы».

9.  Применение педали - связующая функция, либо гармоническая поддержка, метро - ритмическая, педаль не должна мешать голосоведению.

10. Аппликатура - научить читать и изучать, обдумать, осознать мотив, аппликатура способствует выпуклости мотивного строения голоса, используются «перекладывание», «скольжение», «немая» подмена пальца.


Заключение

«Нотная книжка Анна Магдалены Бах», маленькие прелюдии и инвенции дают основательную и последовательную подготовку и учит слушать многоголосную полифоническую ткань баховских синфоний и фуг. Именно на изучении этих легких пьес, надо полагать, будет развито понимание баховской мелодии, ее мотивной структуры. На этих простейших пьесах ученик приобретает то ритмическое спокойствие, которое поможет ему подчинить свою игру слуху. На изучении этих пьес будет развито понимание фортепианной инструментовки, ее многообразных соотношений с исполнением имитаций.

Природа клавирных сочинений Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Они могут стать незаменимым материалом для развития музыкального мышления, для воспитания инициативы и самостоятельности ученика, более того  ключом к пониманию всех музыкальных стилей.

Все эти знания, упражнения и приемы работы не достигнут цели, если не будут направлены к главному - к раскрытию содержания произведения.


Литература:

  1. Браудо «Об изучении клавирных произведений Баха в музыкальной школе».
  2. А. Алексеев «Методика обучения игры на фортепиано».
  3. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры»
  4. Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе».
  5. Носина «Символика музыки Баха».
  6. И.С.Бах Нотная тетрадь. А.М.Бах Маленькие прелюдии и фуги. И.С.Бах 2-хголосные, 3-хголосные инвенции, французские сюиты, ХТК 1,11 тома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока, работа над полифонией в классе фортепиано ДШИ.

ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока педагога Тураевой Е.Н.  в классе фортепиано. Место проведения: кабинет музыкиДата проведения: 31.10.2011 г. Тема урока:    работа над п...

Методическая разработка "Развитие музыкального слуха учащихся ДМШ в работе над полифонией в фортепианном классе"

Развитие слуха как одна из важнейших целей обучения игре на любом музыкальном инструменте – таково кредо современной музыкальной педагогики. Активизация слуха учащегося являла...

Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»

Цель урока:·        Развитие полифонических навыков.Задачи урока:·        Обучить основным  навыкам поэтапного разбора ...

методическая работа" Работа над полифонией в классе баяна"

Что такое полифоническое произведение? Как работать над  таким произведением на начальном этапе обучения....

Основные принципы работы над полифонией И.С.Баха

Открытый урок с ученицей 7 класса. Подробный разбор проиведения, анализ....

Методическая работа на тему: "Работа над полифонией"

Методическая работа на тему: "Работа над полифонией"...

Работа над полифонией на примере Менуэта Ре минор И.С.Баха.

Цель мастер-классаРазвитие полифонических навыков.Задачи мастер-класса1.Развивающие: развитие полифоническое  мышление, памяти, внимания, воображения.2.Воспитывающие: воспитание исполнительской...