Развитие личности обучающегося в ансамбле Забава
статья

Дуюн Сергей Александрович

 Развитие личности обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дуюн С. А., Королева О.Е.

 МБУДО Центр детского творчества, г. Саяногорск

Развитие  личности обучающегося в ансамбле народной песни и музыки «Забава»

Входя в мир народной музыки, ребенок осознает, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры Народное песенное и музыкальное творчество подготавливает детей к пониманию традиций и культуры своего народа, а впоследствии и других народов мира.

В ансамбле «Забава» развитие личности обучающихся происходит на основе русских традиций, музыкального фольклора, устного и игрового народного творчества.

Учебная деятельность на занятиях ансамбля строится на основе деятельного подхода, цель которого заключается в развитии личности и творческих способностей учащегося на практической основе усвоения музыкального творчества.

Формировать музыкально-творческие способности обучающихся помогают: вокально-хоровая деятельность; слушание музыки; овладение музыкальной грамотностью; игра на музыкальных и шумовых инструментах; концертные выступления (реализация коммуникации); оценка успешности (рефлексия).

С помощью вокально-хоровой деятельности формируются навыки:

- исполнять песню точно интонируя мелодию, четко исполнять гласные и произносить согласные, выражать голосом чувства;

- владеть певческим дыханием, соблюдать правила певческой установки;

- слышать себя и других в общем исполнении музыкального произведения, сливая свой голос в общее звучание и т.п..

Посредством слушания музыки формируются умения:

- анализировать музыкальное произведение, высказывать и доказывать своё личное отношение к ним;

- понимать музыкальный образ произведения;

- чувствовать особенности стиля музыкального произведения и т.п..

Играя на музыкальных и шумовых инструментах обучающиеся смогут:

- играть на простых детских музыкальных инструментах;

- знать технику игры на инструментах (бубне, дровах, металлофоне, ксилофоне, ложках и т.д.) и ритмически точно исполнять музыкальное произведение в ансамбле;

- уметь точно передавать характер и настроение музыкального произведения в исполнении и т.п..

Участвуя в концертной деятельности, обучающиеся:

- развивают умения артистично выступать перед публикой;

- реализовывают поставленные цели;

- учатся доносить до слушателей музыкальный образ, смысл музыкального произведения и т.п..

Оценка успешности помогает учащимся оценивать собственное исполнение и выступления других относительно поставленной цели.

Изучая народные песни, ребята знакомятся с бытом и русской природой, чувствами, думами русского народа, его историей.

Исполнение песен и приемы свободного движения под музыку развивают музыкально-творческие способности детей – музыкальный слух, голос, чувство ритма, речевое интонирование, и т.п. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, позволяют освоить национальное своеобразие самовыражения и способствуют укреплению физического здоровья.

Пословицы и поговорки являются для детей образцом творческого подхода к собственному выражению мыслей. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребят, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки, перевертыши, небылицы развивают чувство ритма, образность.

Народная игра позволяет воспитаннику проверить свои силы, дает свободу действия, возможность самовыражения и самоутверждения. Игры включают в себя различные виды творчества: музыку, диалоги, ритмизированную речь, движения, они разнообразны по своему содержанию, игровому и хореографическому оформлению.

Для развития личности обучающихся в ансамбле используются:

- Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения; проблемного обучения; игровая; интерактивного обучения; театральная; сотрудничества; технология «Диалог культур».

- Методы и приемы: убеждение, упражнение, наблюдение, сравнение, сопоставление, показ, повторение, исполнение, ситуация успеха, инсценирование, акцентирование, иллюстрация, графическая запись и т.п..

Для воспитания личности ребенка и развития его творческих способностей средствами народной культуры, составлены программы («В песне русская душа», «Родная земля»), разработана система перспективного планирования занятий и мероприятий; подобран репертуар по фольклору (устному и песенному), составлены сценарии занятий, праздников и т.д.

В процессе воспитания обучающихся в ансамбле происходит целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организаторских) для усвоения новым поколениям общественной истории (народного опыта). Происходит процесс социализации личности, адаптация его к конкретной социокультурной среде, но вместе с тем идет дальнейшее совершенствование культуры общества, ведь ребенок не только усваивает одно из многочисленных направлений культуры, но и меняет его.

Воспитание детей на народных традициях положительно влияет на развитие музыкально-творческих способностей обучающихся, способствует формированию культуры личности и основных компетенций ребенка, что наглядно представлено в успехах ансамбля: участие в городских, республиканских и международных конкурсах, выставках, фестивалях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние профессиональнозначимых качеств педагога на развитие личности обучающегося

Работа выполнена в качестве итоговой работы на курсах профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования в ПАПО....

Исследовательская работа: "Развитие личности обучающихся на уроках английского языка."

Разработка открытого урока в 7 классе по теме: «Основные обычаи и традиции Англии». Тема:The main customs and traditions of England. Цель урока: формирование коммуникативных умений и навыков...

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»

выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Статья  подготовлена в рамках  мероприятия "Рождественские чтения. 2018 г."....