Группа МЖКХ 3 Безопасность жизнедеятельности (30.10.2020) Урок по теме "Правила безопасного поведения на автомобильном и железнодорожном транспорте"
учебно-методический материал

Тема: "Правила безопасного поведения на автомобильном и железнодорожном транспорте".

Задание

1. Изучить материал по данной теме. См.файл

3. Составить опорный конспект по теме урока.

3. Разгадать кроссворд: Безопасность на железодорожном транспорте. См. файл 2

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:

 

По горизонтали:

 

 

  1. Силовая, тяговая установка на железной дороге.

 

  1. Возвышенная площадка для пассажиров.

 

  1. Неконтролируемый процесс горения.

 

  1. Город, связанный с открытием первой железной дороги в России.

 

  1. Электропоезд не дальнего следования.

 

  1. Место, где переезжают через железную дорогу.

 

  1. Тот, кто совершает поездку в транспортном средстве.

 

 

По вертикали:

 

 

  1. Вывод людей в безопасное место.

 

  1. Место ожидания для пассажиров.

 

  1. Работник железнодорожного транспорта.

 

  1. Железнодорожный состав.

 

  1. Часть железнодорожного полотна.

 

  1.  Часть вагона.

 

  1. Дорога.

 

  1. Несамоходное транспортное средство, движущееся по рельсам.

 

  1. Путь по определённому маршруту.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правила безопасного поведения на автомобильном и железнодорожном транспорте»

Современные средства передвижения (морские корабли, речные пароходы, самолеты, железнодорожные поезда, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро и др.) постоянно совершенствуются, их скорости увеличиваются. Такая тенденция представляет повышенную опасность для пассажиров и обслуживающего персонала.

Аварии на автомобильном транспорте

Автомобильный транспорт — самый опасный вид транспорта: на его долю приходится наибольшее количество транспортных потерь и человеческих жертв.

Ежегодно в мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает 300 тыс. человек. Общее число лиц, получивших травмы в результате ДТП, достигает 15 млн человек. Ежегодно в России регистрируется 200 тыс. ДТП в которых гибнут 34–35 тыс. и получают травмы различной степени тяжести 240–250 тыс. человек.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь.

Правила дорожного движения РФ определяют дорожно-транспортное происшествие (ДТП) как «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен другой материальный ущерб».

Внезапная смерть пассажира в транспортном средстве в результате сердечного приступа не относится к ДТП, так как это событие не связано с движением автомобиля. Нельзя также отнести к ДТП травмирование водителя во время устранения им каких-либо неисправностей в неподвижно стоящей машине.

Причинами аварий на дороге являются: нарушение правил дорожного движения: превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, игнорирование дорожных знаков и т.д.; человеческий фактор: управление в нетрезвом состоянии, переутомление; плохие дороги, главным образом скользкие; неисправность машин — тормозов, рулевого управления, колес и шин.

Действия при неизбежном столкновении. Сохраняйте самообладание — это позволит управлять машиной до последней возможности. Максимально напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом опаснее, чем всем бампером.

Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности (что является грубым нарушением!), прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

В целях безопасности, находясь в автомобиле, НЕЛЬЗЯ:

•сажать детей на переднее сиденье;

•перевозить в салоне и багажнике горючие и взрывчатые вещества;

•находиться внутри потерпевшего аварию автомобиля при сильном запахе бензина;

•вытаскивать людей, зажатых в обломках машины, применяя силу.

Действия после аварии. Определите, в какой части салона автомобиля и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше, так как возможен взрыв.

Порядок действий при погружении автомобиля в воду:

1)включите фары (чтобы машину потом было легче искать);

2)активно провентилируйте легкие — глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок» (однако при слишком частых глубоких вдохах может возникнуть обморок вследствие переполнения головного мозга кислородом);

3)избавьтесь от лишней одежды;

4)захватите документы и деньги;

5)выбирайтесь из машины через дверь или окно, как только она заполнится водой наполовину (позже вам помешает поток воды, идущей в салон);

6)при необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами и протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины;

7)покинув машину — резко плывите вверх.

Помните, машина может держаться на плаву некоторое время, которого достаточно для того, чтобы покинуть салон. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть.

Если вы свидетель ДТП, при котором водитель скрылся, — запомните и запишите номер, марку, цвет и любые другие приметы автомобиля. Окажите помощь пострадавшим, вызовите и дождитесь службы ГИБДД. Если вы на машине, постарайтесь остановить преступника.

Пожар в автомобиле. Признаками пожара в автомобиле является запах горелой резины, подтекающего бензина или масла, струйки дыма из-под капота. В горящей машине можно находиться 1–2 минуты, так как при горении синтетических материалов выделяются токсические вещества, опасные для человека. Почувствовав запах дыма, необходимо:

•остановить автомобиль и вытащить ключ зажигания;

•поставить машину на ручной тормоз, взять огнетушитель, аптечку и покинуть машину;

•осторожно открыть капот машины, из-под которого валит дым, палкой. Помните, возможен выброс пламени из-за притока кислорода;

•направить струю огнетушителя на очаг загорания;

•тушить можно песком, снегом.

Нельзя тушить пожар, если только что работали с бензином или маслом. Сгорите раньше автомобиля!

Основные правила поведения детей на дороге:

•Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.

•Нельзя выбегать на дорогу и играть на ней.

•Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста должен переходить улицу в сопровождении родителей или группы пешеходов.

•При переходе улицы необходимо сначала посмотреть налево, перейти до середины дороги, посмотреть направо и пересечь оставшуюся часть дороги.

•Автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай — спереди, чтобы видеть приближающийся автотранспорт, а водители транспорта могли видеть пешехода.

•Двигаться вдоль дороги нужно по тротуару или по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту.

Безопасное поведение мотоциклиста и велосипедиста. Управляя мотоциклом или велосипедом, нужно помнить о следующем:

•не ехать против движения;

•держаться строго правой стороны;

•оповещать об изменении движения заранее;

•не тормозить резко во избежание скольжения;

•быть внимательными к пешеходам, которые могут начать переходить улицу неожиданно;

•быть внимательными к автомобилистам, которые во время обгона создают воздушную волну, что может вызвать потерю равновесия;

•двигаться друг за другом;

•ночью использовать яркоокрашенную одежду и следить за тем, чтобы светоотражающие детали были чистыми;

•возить сумки или пакеты только на багажнике;

•выполнять требования дорожных знаков, чтобы избежать происшествий и штрафов;

•пользоваться велосипедными дорожками там, где они есть;

•не буксировать других и не ездить самому не буксире;

•не устраивать гонок на скорость;

•держать дистанцию при движении в потоке;

•снижать скорость на дороге, покрытой песком, льдом, снегом или на спуске. Помните, что в случае аварии наиболее вероятными жертвами становятся велосипедисты и мотоциклисты.

Безопасность на железнодорожном транспорте

Ведущим видом транспорта в нашей стране является железная дорога.

На долю железных дорог России и стран СНГ приходится более 50 % мирового грузооборота и 47 % — пассажирских перевозок. Общая протяженность наших железнодорожных линий составляет 11 % от протяженности мировых железнодорожных путей. Средняя грузонагруженность железных дорог СНГ в 5 раз больше, чем в США, и в 8–15 раз больше, чем в других странах. Товарные составы ежедневно перевозят большое количество легковоспламеняющихся, горючих, химических и других веществ, представляющих в случае аварии

значительную угрозу жизни и здоровью населения, проживающего вблизи железнодорожной магистрали.

Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте бывают двух видов: аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, непосредственно не связанных с движением поездов (аварии на заводах, в депо, на станциях и др.), и аварии поездов во время движения.

Первый вид аварий (катастроф) для объектов железнодорожного транспорта носит общий характер, второй — имеет специфический характер, связанный с тяжелыми последствиями и перерывом в движении поездов.

Железнодорожная авария — опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время. При катастрофах последствия намного тяжелее.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах

Стихийные бедствия (наводнения, обвалы, ураганы, пожары и т.п.) могут вызвать аварии (катастрофы) обоих видов, стать причиной человеческих жертв на объектах железнодорожного транспорта. В районе землетрясений железнодорожные объекты подвергаются разрушениям, повреждениям и обвалам. Для защиты железнодорожных путей от природных стихий используют соответствующие инженерные сооружения: специальные галереи и подпорные стенки, водоотводные и берегоукрепительные сооружения (канавы, дамбы, траверсы и др.).

Правила безопасного поведения на территории действия железнодорожного транспорта. Всем людям, оказавшимся на территории действия железнодорожного транспорта, следует учитывать, что они находятся в зоне повышенной опасности

И должны соблюдать правила безопасного поведения:

•при движении вдоль железнодорожных путей не подходить ближе чем на 5 м к крайнему рельсу;

•не ходить по рельсам и шпалам;

•не появляться около железнодорожного полотна в нетрезвом виде;

•на электрифицированных участках не

подниматься на опоры, не прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсу, а также к лежащим на земле проводам;

• переходить железнодорожные пути следует только в установленных местах, где есть пешеходные мосты, тоннели, пере ходы. При их отсутствии переходить пути по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;

•не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;

•в ожидании поезда не устраивать на перроне подвижные игры;

•не бегать рядом с вагоном идущего поезда, подходить к нужному вагону только после полной остановки состава;

•садиться в вагон и выходить из него только со стороны перрона или остановочной платформы;

•не выходить из вагона, если время стоянки ограничено 1–3 минутами;

•не стоять ближе 2 м от края платформы, если поезд идет транзитом.

Правила поведения в поезде. Всем, кто отправляется в поездку на железнодорожном транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне — это полки купе, расположенные в сторону движения. В этом случае при экстренном торможении или столкновении поездов вас только прижмет к стенке, в то время как пассажиры с противоположных полок слетят на пол.

На боковых полках лучше лежать ногами в сторону движения. Тогда при резком торможении или столкновении вы упретесь в перегородку ногами, а не головой и избежите травмы шейных позвонков.

Наибольшую угрозу для пассажиров представляют первый и последний вагоны поезда.

В целях безопасности, находясь в поезде, нужно:

•укладывать детей в вагоне на самые безопасные места — на нижние полки, в сторону движения поезда;

•убрать с пола и столика острые и опасные вещи;

•полностью до фиксации закрывать или открывать двери купе, чтобы они при резкой остановке не травмировали попавшие в проем руки и ноги;

•передвигаясь по вагонам и между ними, придерживаться за поручни, так как

всегда возможно экстренное торможение.

НЕЛЬЗЯ:

•перегружать верхние багажные полки;

•загромождать тамбуры и проходы вагонов различными предметами, вещами и багажом;

•срывать стоп-кран, даже при пожаре, если поезд находится на мосту, в тоннеле

ив других местах, где осложнится эвакуация пассажиров.

В момент аварии нужно:

•ухватиться за выступающие детали полок;

•в момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками;

•после аварии немедленно покинуть вагон, взяв с собой теплые вещи, одеяло, документы;

•оказать первую помощь нуждающимся.

НЕЛЬЗЯ:

•выпрыгивать из поезда до его полной остановки;

•выходить в сторону, где располагается встречный путь;

•уходить после аварии далеко от поезда.

На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность! Передвигаться не спеша, внимательно осматривать дорогу пред собой. Любые свисающие или лежащие на земле контактные провода обходить, помня, что оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! К проводам, лежащим на земле, не подходить ближе 30–50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение (см. главу 4). В случае попадания в зону напряжения необходимо скорее покинуть ее. Передвигаться надо мелкими шажками или прыжками, отрывая одновременно обе ступни от земли и приземляясь одновременно двумя ногами.

Пожар в поезде страшен в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интенсивном сгорании — секунды.

Если вы почувствуете запах горелой резины или увидите очаг возгорания, немедленно сообщите об этом проводнику, одновременно пытаясь затушить очаг. При задымлении вагона закройте дыхательные пути смоченной в воде тряпкой — полотенцем, наволочкой, простыней, куском разорванной одежды. Предупредите об опасности пассажиров соседних купе. Если возгорание в вагоне не удалось затушить и оно переросло в пожар, надо закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя и приток свежего воздуха не усилил горение. Уходить следует в передние вагоны, а если это невозможно, надо идти в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери; а в остановившемся поезде — на улицу, по возможности в полевую сторону (где нет железнодорожных путей). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше.

Если пожар начался ночью, то необходимо разбудить спящих пассажиров.

В целях противопожарной безопасности в поездах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества, курить разрешается только в тамбуре, не включать кипятильники в бритвенные розетки. При малейшем запахе дыма вызывайте проводника.

Тем не менее ехать в поезде примерно в 3 раза безопаснее, чем летать на самолетах, и в 10 раз безопаснее, чем ехать на автомобиле.



Предварительный просмотр: