Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»
рабочая программа
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программа имеет социально-психологическую направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!» | 49.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности
«Вместе весело играть!»
Направление: социализация
Автор: Шутова Елена Викторовна
2019-2020уч.гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел Программы.
- Направленность программы………………………………… …………3
- Актуальность программы………………………………………………. 3
- Новизна программы………………………………………………….. 3 - 4
- Педагогическая целесообразность……………………………………. 4
- Нормативно – правовые документы………………………………… 4- 5
- Цель программы……………………………………………………….. 5
- Задачи программы……………………………………………………… 5-6
Содержательный раздел Программы.
2.1 Методы……………………………………………………………………... 6
2.2 Формы организации деятельности…………………………… …………..6
2.3 Особенности организации развивающей предметно –
пространственной среды…………………………………………………….. 6 -7
2.4 Ожидаемые результаты…………………………………………………... 8
2.5 Режим занятий……………………………………………………………… 8
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план……………………………………………………………... 8
3.2 Календарно – тематическое планирование……………….. …………..8 - 10
3.3 Список литературы………………………………………………………. 10
Целевой раздел Программы.
1.1 Направленность программы.
Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Программа имеет социально-психологическую направленность.
1.2 Актуальность программы.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивость, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечается глубокие нарушения письменной и устной речи.
Представления об окружающем мире ограничены. Неразвиты механизмы управления своим поведением.
Для детей данной группы характерно отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в общении, неадекватная самооценка, гипертрофированный эгоцентризм.
У всех детей отмечается выраженное недоразвитие двигательной сферы, которое обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.
Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями, опекуном. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.
Дети проявляют интерес к занятиям по игротерапии, что является основой положительного взаимоотношения с педагогом и детьми.
1.3 Новизна программы.
Игротерапия- специально создаваемые игровые ситуации, в которых взрослый становиться источником игровой активности для ребенка, сохраняя при этом контроль над особенным или нарушенным поведением своего подопечного.
Формирование у детей в игре психических процессов, личностных черт, интеллекта реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Это происходит, во-первых, потому что игра является основным видом деятельности ребенка. Во-вторых, игра – это целостное состояние души (единство мыслей, чувств, движений). Поэтому правильно подобранные и хорошо организованные игры способны выполнять не только обучающие, но и компенсаторные функции, а также являются максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастом этапе обеспечить детям максимально доступный объем помощи со стороны педагога, что обусловлено значением игровой деятельности для социально-личностного и эмоционального развития ребенка. В данном случае, это не спонтанно использованные игры в системе работы педагога, а планомерно проводимы, хорошо продуманные и организованные занятия.
1.4 Педагогическая целесообразность.
Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженной степенью умственной отсталости обусловлена тем, что игровая деятельность (предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры) являются самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.
Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.
Разнообразие природного материала, идущего на ручные работы, и лёгкость его обработки дают возможность широко применять этот материал в работах с детьми.
1.5 Нормативно – правовые документы.
- Конституция Российской Федерации;
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.,
- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. № 1598;
- Устав государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.1015 г. № 950
1.6 Цель программы:
Основная цель программы - создать условия для психофизического развития, обучающегося через игровую деятельность, помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них способом - через игру, а также проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
1.7 Задачи программы:
- Развитие и коррекция предметной и игровой деятельности;
- Развитие и коррекция речи и психических процессов;
- Развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер.
- Учить пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов игры, его значимости, ценности.
- Планировать игру, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
- Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.
Содержательный раздел программы.
2.1 Методы.
Процесс формирования предметной и игровой деятельности на занятиях по игротерапии обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений об окружающем. На первых этапах формирования предметно-игровых и игровых действий большое значение имеет использование таких приемов, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение действий по подражанию взрослому, по образцу, демонстрируемому взрослым. Словесная инструкция и действия обучающегося по собственному замыслу используется на этапе закрепления и повторения формируемых действий. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и ребёнка, что позволяет вызвать интерес у него, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество. В процессе обучения игре преобладают прямые формы руководства.
Особая роль при этом принадлежит практическим, наглядным и словесным методам.
- Игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика);
- Музыкотерапия
- Пальчиковая гимнастика и различные виды игр.
Принципы работы.
- Уважительное и доброжелательное отношение к детям, к их потребностям и возможностям.
- Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
- Постепенность коррекционно – развивающего процесса.
2.2 Формы организации деятельности:
Индивидуальная и групповая.
Коллективно-творческие дела.
Наиболее сложна сюжетно-ролевая игра, состоящая из множества компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательно-операционного, результативного.
Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка.
Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
- Ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;
- Обучающие предметные игры;
- Организация предметно-игровой среды;
- Общение взрослого с детьми в процессе игры.
2.3 Особенности организации развивающей предметно –
пространственной среды.
Вид программы: коррекционно – развивающий.
Предметно – развивающая среда должна:
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость
- Положительно влиять на эмоциональное состояние
- Помогать ребенку, индивидуально познавать окружающий мир
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
- Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
- Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом
При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей и особенностей психофизического развития детей.
2.4 Ожидаемые результаты:
- проявление интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом, используя как речевые, так и не речевые средства общения;
- выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;
- адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;
- совместно со взрослым моделировать постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе сюжетно – ролевых игр.
- находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий;
- производить простейшие воображаемые действия по ходу игры;
-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;
- развитие элементарной самостоятельности.
2.5 Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Суббота 09.00-09.30
Воскресенье 09.00-09.30
Организационный раздел Программы.
3.1 Учебный план на 2018-2019 гг.
№ | Кружок | Кол-во часов в неделю | Всего за год |
1 | «Вместе весело играть» | 2 | 72 |
3.2 Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата |
Предметные игры 10 часов | ||
1 | Любимая игрушка | 1 неделя сентября |
2 | Игра по образцу | 2 неделя сентября |
3 | Игры с мячом | 3 неделя сентября |
4 | Игры действия с игрушками - животными по подражанию | 4 неделя сентября |
5 | Игровые действия с куклами по подражанию | 1 неделя октября |
6 | Игры на развитие наглядно - действенного мышления | 2 неделя октября |
7 | Игровые действия с машинками по подражанию | 3 неделя октября |
Дидактические игры 18часов | ||
1 | Развивающая игра «Пирамидка» | 4 неделя октября |
2 | Лото «Времена года» | 1 неделя ноября |
3 | Развивающая игра «Мозаика» | 2 неделя ноября |
4 | Шнуровка | 3 неделя ноября |
5 | Настольная игра «Собери картинку» | 4неделя ноября |
6 | Игры с конструктором | 1 неделя декабря |
7 | Дидактическая игра «Цвета и формы» | 2 неделя декабря |
8 | Разноцветные прищепки | 3 неделя декабря |
9 | Основные цвета «Собери букет в вазу» | 4 неделя декабря |
10 | Конструктор «Лего» | 1 неделя января |
Игровые упражнения на коррекцию и развитие психических процессов 12 часов | ||
1 | Восприятие. Игры: «Цветы», «Волшебный мешочек» | 2 неделя января |
2 | Память. Игры: «Кто за кем стоит?», «Запомни на слух». | 3 неделя января |
3 | Прятки игрушками. Пальчиковые игры | 4неделя января |
4 | Классификация. Игры: «Апельсин», «Цветы», | 1неделя февраля |
5 | Причинно-следственные связи. Игра «Четвертый лишний» | 2неделя февраля |
6 | Мышление «Разрезные картинки» | 3 неделя февраля |
Театрализованные игры 6 часов | ||
1 | Кукольный театр «Колобок» | 3 неделя февраля |
2 | Кукольный театр «Репка» | 4 неделя февраля |
3 | Кукольный театр «Теремок» | 1 неделя марта |
Сюжетно-ролевые игры 12 часов | ||
1 | «Обед в семье» | 2 неделя марта |
2 | «Магазин» | 3 неделя марта |
3 | «Больница» | 4 неделя марта |
4 | «Парикмахерская» | 1 неделя апреля |
5 | «Школа» | 2 неделя апреля |
6 | «Аптека» | 3 неделя апреля |
Подвижные игры с речевым сопровождением 12ч. | ||
1 | «Солнышко и дождик» | 3 неделя апреля |
2 | «Зайка на полянке» | 4 неделя апреля |
3 | «У медведя во бору» | 1 неделя мая |
4 | «Мой веселый звонкий мяч» | 2 неделя мая |
5 | Игры с воздушными шарами | 3 недели мая |
6 | Жмурки | 4 неделя мая |
|
- Литература:
- Баряева Л. Б., ЗаринА. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития.- РГПУ им. Герцена; СОЮЗ, 2001.
- Баряева Л. Б. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.- СОЮЗ,2001.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития). М., 2005.
- Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы. – М. «Владос», 2010.
- Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Изд. Мозайка –Синтез., М.,2010г.
- Катаева А. А., Е. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.- М.:Просвещение,1990.
- Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения.- М. «Издательство ГНОМ и Д», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Вместе весело шагать"
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Вместе весело играть"
Цель программы: сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.Задачи:- сформировать у младших школьников начальное представление о...
Программа внеурочной деятельности "Вместе весело шагать" педагога дополнительного образования арт-студии "Позитив"
Программа внеурочной деятельности "Вместе весело шагать" педагога дополнительного образования арт-студии "Позитив"...
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности "Поделки из природного материала"
программа кружковой деятельности...
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"
Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа. Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»
Кружковая деятельность для детей с УО «Сказкотерапия»...