Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности «Вместе весело играть!»
рабочая программа

Елена Викторовна Шутова

Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Программа имеет социально-психологическую направленность

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГКУ Центр содействия семейному воспитанию «Сколковский»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Адаптированная общеобразовательная дополнительная программа кружковой деятельности

«Вместе весело играть!»

Направление: социализация

Автор: Шутова Елена Викторовна

2019-2020уч.гг.

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел Программы.

  1. Направленность программы………………………………… …………3
  2. Актуальность программы………………………………………………. 3
  3. Новизна программы………………………………………………….. 3 - 4
  4. Педагогическая целесообразность……………………………………. 4
  5. Нормативно – правовые документы………………………………… 4- 5
  6. Цель программы………………………………………………………..  5
  7. Задачи программы………………………………………………………  5-6

Содержательный раздел Программы.

2.1 Методы……………………………………………………………………... 6

2.2 Формы организации деятельности…………………………… …………..6

2.3 Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды…………………………………………………….. 6 -7

2.4 Ожидаемые результаты…………………………………………………...  8

2.5 Режим занятий……………………………………………………………… 8          

Организационный раздел Программы.

3.1 Учебный план……………………………………………………………... 8

3.2  Календарно – тематическое планирование……………….. …………..8 - 10

3.3 Список литературы………………………………………………………. 10

Целевой раздел Программы.

1.1  Направленность программы.

        Данная адаптированная дополнительная общеразвивающая программа кружка по игротерапии «Вместе весело играть» направлена на коррекцию высших психических функций обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Программа имеет социально-психологическую направленность.

1.2  Актуальность программы.

      Настоящая программа составлена с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей группы. У детей группы глубоко недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза. Волевые процессы и инициативность отсутствуют. Эмоции бедные, однообразные, все психические процессы тугоподвижные и инертные. Внимание отличается неустойчивость, трудностью распределения и слабой переключаемостью. Нарушено  восприятие (замедленность, фрагментарность, снижение объёма восприятия). Память малопродуктивна. Отмечается глубокие нарушения письменной и устной речи.

Представления об окружающем мире ограничены. Неразвиты механизмы управления своим поведением.

Для детей данной группы характерно отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в общении, неадекватная самооценка, гипертрофированный эгоцентризм.

У всех детей отмечается выраженное недоразвитие двигательной сферы, которое обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации, точности и темпа произвольных движений.

Игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь с взрослым – психологом, педагогом, родителями, опекуном. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности и воображения, переходу ребенка к мышлению в плане представлений, развитию функций речи, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности.

     Дети проявляют интерес к занятиям по игротерапии, что является основой положительного взаимоотношения с педагогом и детьми.

 1.3  Новизна программы.

   Игротерапия- специально создаваемые игровые ситуации, в которых взрослый становиться источником игровой активности для ребенка, сохраняя при этом контроль над особенным или нарушенным поведением своего подопечного.

        Формирование у детей в игре психических процессов, личностных черт, интеллекта реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Это происходит, во-первых, потому что игра является основным видом деятельности ребенка. Во-вторых, игра – это целостное состояние души (единство мыслей, чувств, движений). Поэтому правильно подобранные и хорошо организованные игры способны выполнять не только обучающие, но и компенсаторные функции, а также являются максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастом этапе обеспечить детям максимально доступный объем помощи со стороны педагога, что обусловлено значением игровой деятельности для социально-личностного и эмоционального развития ребенка. В данном случае, это не спонтанно использованные игры в системе работы педагога, а планомерно проводимы, хорошо продуманные и организованные занятия.

 

1.4  Педагогическая целесообразность.

Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно-педагогической работы с детьми с выраженной степенью умственной отсталости обусловлена тем, что игровая деятельность (предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры) являются самым действенным средством коррекции психофизического развития детей.

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

     Разнообразие природного материала, идущего на ручные работы, и лёгкость его обработки дают возможность широко применять этот материал в работах с детьми.

1.5  Нормативно – правовые документы.

- Конституция Российской Федерации;

- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

- Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);

- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 399-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2016 г.,

- Постановление правительства Российской Федерации «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24 мая 2014 г. № 481;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального, общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 г. № 1598;

- Устав государственного казенного учреждения города Москвы Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, утвержденный приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 01.10.1015 г. № 950

1.6  Цель программы:

   Основная цель программы - создать условия для психофизического развития, обучающегося через игровую деятельность, помочь детям выразить свои переживания наиболее приемлемым для них способом - через игру, а также проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

1.7  Задачи программы:

  1. Развитие и коррекция предметной и игровой деятельности;
  2. Развитие и коррекция речи и психических процессов;
  3. Развитие и коррекция коммуникативной, эмоционально-волевой и опорно-двигательной сфер.
  4. Учить пользоваться речью — доказательством для обоснования своих суждений, для оценки результатов игры, его значимости, ценности.
  5. Планировать игру, последовательно рассказывать об основных этапах воплощения замысла, уметь договариваться о распределении обязанностей.
  6. Развивать комбинаторные умения, обеспечивающие проявления самостоятельности и творчества.

Содержательный раздел программы.

2.1    Методы.

Процесс формирования предметной и игровой деятельности на занятиях по игротерапии обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения в различных сочетаниях. Их рациональное использование способствует воспитанию достаточно точных и емких представлений об окружающем. На первых этапах формирования предметно-игровых и игровых действий большое значение имеет использование таких приемов, как совместные действия ребенка и взрослого, выполнение действий по подражанию взрослому, по образцу, демонстрируемому взрослым. Словесная инструкция и действия обучающегося по собственному замыслу используется на этапе закрепления и повторения формируемых действий. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности педагога и ребёнка, что позволяет вызвать интерес у него, наладить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, постепенно перерастающий в сотрудничество. В процессе обучения игре преобладают прямые формы руководства.

Особая роль при этом  принадлежит практическим, наглядным и словесным методам.

  • Игровая терапия (игровые упражнения и задания, психогимнастика);
  • Музыкотерапия
  • Пальчиковая гимнастика и различные виды игр.

Принципы работы.

  1. Уважительное и доброжелательное отношение к детям, к их потребностям и возможностям.
  2. Положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка.
  3. Постепенность коррекционно – развивающего процесса.

2.2  Формы организации деятельности:

Индивидуальная и групповая.

Коллективно-творческие дела.

        Наиболее сложна сюжетно-ролевая игра, состоящая из множества компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательно-операционного, результативного.

        Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка.

Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

  • Ознакомление детей с окружающим миром в процессе активной деятельности;
  • Обучающие предметные игры;
  • Организация предметно-игровой среды;
  • Общение взрослого с детьми в процессе игры.

2.3  Особенности организации развивающей предметно –

пространственной среды.

Вид программы: коррекционно – развивающий.

Предметно – развивающая среда должна:

  • Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
  • Снимать утомляемость
  • Положительно влиять на эмоциональное состояние
  • Помогать ребенку, индивидуально познавать окружающий мир
  • Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

Предметно – развивающая среда  должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

  • Содержать предметы и материалы, известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
  • Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом

      При организации предметно – развивающей среды важнейшим условием является учет возрастных особенностей и особенностей психофизического развития детей.

2.4  Ожидаемые результаты:

- проявление интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом, используя как речевые, так и не речевые средства общения;

- выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции;

- адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;

- совместно со взрослым моделировать постройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе сюжетно – ролевых игр.

- находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий;

- производить простейшие воображаемые действия по ходу игры;

-овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности;

- развитие элементарной самостоятельности.

2.5 Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Суббота  09.00-09.30

Воскресенье 09.00-09.30

Организационный раздел Программы.

3.1  Учебный план на 2018-2019 гг.

Кружок

Кол-во часов в неделю

Всего за год

1

«Вместе весело играть»

2

72

3.2   Календарно – тематическое  планирование  

Тема занятия

Дата

Предметные игры                                               10 часов

1

Любимая игрушка

1 неделя сентября

2

Игра по образцу

2 неделя сентября

3

Игры с мячом

3 неделя сентября

4

Игры действия с игрушками - животными по подражанию

4 неделя сентября

5

Игровые действия с куклами по подражанию

1 неделя октября

6

Игры  на развитие наглядно - действенного мышления

2 неделя октября

7

Игровые действия с машинками по подражанию

3 неделя октября

Дидактические игры                                  18часов

1

Развивающая игра «Пирамидка»

4 неделя октября

2

Лото «Времена года»

1 неделя ноября

3

Развивающая игра «Мозаика»

2 неделя ноября

4

Шнуровка

3 неделя ноября

5

Настольная игра «Собери картинку»

 4неделя ноября

6

Игры с конструктором

1 неделя декабря

7

Дидактическая игра  «Цвета и формы»

2 неделя декабря

8

Разноцветные прищепки

3 неделя декабря

9

Основные цвета «Собери букет в вазу»

4 неделя декабря

10

Конструктор «Лего»

1 неделя января

 Игровые упражнения на коррекцию и развитие психических процессов                                     12 часов

1

Восприятие. Игры: «Цветы», «Волшебный мешочек»

2 неделя января

2

Память. Игры: «Кто за кем стоит?», «Запомни на слух».

3 неделя января

3

Прятки  игрушками. Пальчиковые игры

4неделя января

4

Классификация. Игры: «Апельсин», «Цветы»,

1неделя февраля

5

Причинно-следственные связи. Игра «Четвертый лишний»

2неделя февраля

6

Мышление «Разрезные картинки»

3 неделя февраля

Театрализованные игры                                   6 часов

1

Кукольный театр «Колобок»

3 неделя февраля

2

 Кукольный театр «Репка»

4 неделя февраля

3

Кукольный театр  «Теремок»

1 неделя марта

Сюжетно-ролевые игры                                   12 часов

1

«Обед в семье»

2 неделя марта

2

«Магазин»

3 неделя марта

3

«Больница»

4 неделя марта

4

«Парикмахерская»

1 неделя апреля

5

«Школа»

2 неделя апреля

6

«Аптека»

3 неделя апреля

Подвижные игры с речевым сопровождением 12ч.                                      

1

«Солнышко и дождик»

3 неделя апреля

2

«Зайка на полянке»

4 неделя апреля

3

«У медведя во бору»

1 неделя мая

4

«Мой веселый звонкий мяч»

2 неделя мая

5

Игры с воздушными шарами

3 недели мая

6

Жмурки

4 неделя мая

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

  1. Литература:

  1. Баряева Л. Б., ЗаринА. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития.- РГПУ им. Герцена; СОЮЗ, 2001.
  2. Баряева Л. Б. Театрализованные игры – занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии.- СОЮЗ,2001.
  3. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития). М., 2005.
  4. Бгажнокова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы. – М. «Владос», 2010.
  5. Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности. Изд. Мозайка –Синтез., М.,2010г.
  6. Катаева А. А., Е. А. Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников.- М.:Просвещение,1990.
  7. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  8. Панфилова М. А. Игротерапия общения.- М. «Издательство ГНОМ и Д», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Вместе весело играть"

Цель программы:  сформировать у младших школьников мотивацию сохранения и приумножения здоровья  средством подвижной игры.Задачи:- сформировать у младших школьников начальное представление о...

Программа внеурочной деятельности "Вместе весело шагать" педагога дополнительного образования арт-студии "Позитив"

Программа внеурочной деятельности "Вместе весело шагать" педагога дополнительного образования арт-студии "Позитив"...

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»

ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ!»...