Доклад "Значение уроков музыки для развития личности ребенка"
материал

Буянова Елена Вячеславовна

Доклад на метод. объединение

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

на тему

Значение уроков музыки для развития личности ребенка.

Сейчас на телевидении, в прессе ведется такая дискуссия, а нужны ли вообще уроки музыки в школе. Некоторые считают, что они необходимы, другие напротив. Ведь, если есть желание приобщиться к музыкальному искусству, существуют специализированные музыкальные школы. И вот сегодня мы поговорим о значении уроков музыки в развитии личности ребенка. Хочу сразу уточнить, что по новому образовательному стандарту предмет называется «Музыка», а не урок пения.

«Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» В.А.Сухомлинский

В настоящее время интерес к музыке чрезвычайно высок. По данным социологических исследований она находится на одном из первых мест в сфере предпочтений молодёжи. Однако проблема состоит в том, о какой музыке идёт речь. С каждым годом популярность низкопробной музыки всё более возрастает, а музыка классическая и народная с их огромным духовным потенциалом остаётся невостребованной. Поэтому, первая задача, которая стоит перед учителем музыки - приобщать своих воспитанников к мировой музыкальной культуре, как части духовной культуры, прививать потребность в общении с ней, расширять музыкальный кругозор, воспитывать способность наслаждаться красотой музыки, откликаться на выраженные в ней чувства, мысли и настроения.

Музыка, как искусство невербальное, апеллирует, прежде всего, к чувствам. Она сопровождает человека всю жизнь, становится частью быта и оказывает огромное влияние на мысли, чувства, настроение. Благодаря особенностям музыки, как вида искусства, она играет особую роль в эстетическом и нравственном развитии ребенка. Также, можно сказать, что воспитательные возможности музыкального искусства безграничны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности.

Нужно знать, что одной из важнейших особенностей индивидуальности человека есть функциональная асимметрия мозга. Она обуславливает особенности восприятия информации, памяти, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. И дети, и взрослые имеют разную доминанту полушарий мозга. В процессе взаимодействия полушарий наблюдается функциональный антагонизм - активация одного полушария мозга сопровождается определенным угнетением другого полушария. Левое полушарие контролирует логическое мышление и речь, а правое - творческую деятельность.  При музыкальном воздействии работа обоих полушарий мозга упорядочивается, что позволяет легче воспринимать и запоминать  информацию и слаженно работать слуховой, визуальной и кинестетической (комплексная система, обрабатывающая ощущения) системам организма. 

Урок музыки – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие задачи:

Образовательная - вооружить учащихся системой музыкальных знаний умений и навыков.

Воспитательная - формировать у обучающихся духовные и нравственные качества личности через музыкальные сказочные образы.

Развивающая - при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, любовь к музыке, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие. 

         В  процессе  любой  деятельности  ребенок  осваивает  определенные внешние  действия,  которые  ведут  к определенному внешнему результату, и  внутренние,  психические  действия,  которые  составляют основу содержания  психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).  Музыкальная  деятельность  так  же  состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песне, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение. Действия могут быть внешними, предметными:  ребенок  поет,  двигается,  дирижирует,  и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной    настроенностью,   сравнивает   сольное   и  хоровое  звучание,  прислушивается   к  собственному  пению.  Если  действие  повторяется     многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Таким образом, происходит развитие всех высших психических функций.

Ведущим видом деятельности на уроках музыки является восприятие, т.е. слушание музыки. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, предшествует и сопутствует всем видам  музыкальной деятельности. Развитие музыкального восприятия – это часть развития восприятия в целом.

На уроках мы слушаем музыку народного творчества, знакомимся с произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства. Перед прослушиванием дети узнают о жизни и творчестве композитора, о той исторической эпохе в какой он жил и творил. После прослушивания учимся рассуждать о музыке, предполагать, о чем нам хотел рассказать композитор, как звучала музыка и т.д.; представлять и рисовать картины; делать выводы и заключения.

Узнавая биографии великих композиторов, поэтов, певцов ученик вдохновляется их примером, делает выводы, мечтает. Это отлично развивает кругозор, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать.

Иногда мы обращаемся к классической музыке, но только уже в современной обработке. Например: в 5 классе есть урок, посвященный русскому композитору Сергею Рахманинову – его произведение известный «Вокализ». Прекрасная музыка! Современная аранжировка. Детям очень нравится. Обсуждаем, что нового появилось в музыке - ударные инструменты и т.д. А сколько рок музыкантов обращаются к музыке Баха, Бетховена!

Система знаний и умений:


  • Формирование знаний об отличительных особенностях различных музыкальных жанров (опера, балет, мюзикл);
  • Знания о составе симфонического оркестра;
  • Знание о многообразии тембральных различий музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  • Знание об изобразительных свойствах инструментов симфонического оркестра;
  • Знание о строении музыкальных форм произведений (рондо, вариации, трехчастная, репризная формы и т.д.);
  • Знание о строении мелодии, ритмических особенностях, гармонической и полифонической основах музыки. 

Зачем все-таки нужны уроки музыки в общеобразовательной школе? Очевидно, лишними познания в музыке для ребенка не будут. Это развивает эстетический вкус, творческие способности, способствует формированию эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, интуиции.

Психологи утверждают даже, что в младших классах курс музыки способствует улучшению коммуникативных качеств ребенка, его способности к взаимодействию с другими детьми, что очень полезно в ходе обучения.

Музыка развивает воображение, это полезно маленьким детям, способность что-то представить, визуализировать. Музыка передает не только чувства, иногда она создает целый воображаемый мир и дети способны это понимать иногда значительно глубже, чем взрослые (пример «Рассвет на Москва-реке» М.П.Мусоргского - услышать пение птичек, пастуший рожок, петушка и т.д.)

Уроки музыки дают ребенку значительно больше полезных навыков, чем это может показаться на первый взгляд. В частности, так как музыкальное произведение нужно вдумчиво слушать, это развивает в ребенке внимание и усидчивость, которая будет полезна и во время любых других школьных занятий.

Психологи указывают еще и на то, что музыка помогает детям справляться со стрессами, т.е. обладает релаксирующим действием. Это хороший способ расслабиться и отдохнуть от учебы, отвлечься от трудных предметов.

Итак: основная задача занятий музыкой в школе состоит в пробуждении у детей интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить музыкальное искусство, наслаждаться им, испытывать потребность в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок...

Влияние музыки, во время рисования, на процесс развития личности ребенка

В своей статье я хочу рассказать какую музыку дети слушают и как она влияет на их работы на уроке изобразительного искусства....

Статья. Психологический комфорт как условие развития личности ребенка на уроке

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании...

Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ...

«Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии.»

Материал полезен для учителей технологии в школах переходящих на инклюзивное обучение...

Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»).

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои дейст...