Методики изучения метапредметных УУД
материал

Людмила Алексеевна Курмис

В данной работе собраны методики, которые позволяют оценить метапредметные результаты  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_dannoy_rabote_sobrany_metodiki.docx501.66 КБ

Предварительный просмотр:

В данной работе собраны методики, которые позволяют оценить метапредметные результаты  

Регулятивные УУД

Тест Тулуз – Пьерон (корректурная проба) 

Цель: получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы. Тест также позволяет выяснить особенности отклонений в функционировании мозга (или тип ММД) для оптимизации последующей коррекционной работы с ребенком.

Оцениваемые УУД: действие контроля, т. е. сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; действие коррекции – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия; действие саморегуляции – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий.

Возраст: с дошкольного возраста до старшего школьного возраста.

Метод оценивания: индивидуальная и групповая форма работы.

Организация выполнения задания:

Обследование с помощью данного теста может проводиться как групповым способом, так и индивидуально. Результаты индивидуального и группового тестирования детей до 12 лет могут и не совпадать! Для диагностики ММД необходимо групповое тестирование. Группа должна быть не менее 6-10 человек. В условиях школы удобнее работать сразу со всем классом. Общее время работы 15-20 минут.

Инструкция:

Внимание! Слева в верхней части Ваших бланков нарисованы 2 квадратика. Это – квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики. Если квадратик совпадает с образцом, то его надо зачеркнуть вертикальной линией, а если не совпадает, то его надо подчеркнуть. Посмотрите, как буду делать это я на доске. На тренировочной строке Вы сейчас попробуете зачеркивать и подчеркивать нужные квадратики. (Дети тренируются)

Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несовпадающие с образцами квадратики.

Лучше выполнять задание шариковой ручкой, а не карандашом. Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет дана 1 минута. Как только время пройдет, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка». И в каком бы месте строки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать надо как можно быстрее и как можно внимательнее.

Все поставили ручки на первую строчку! Начали работу!

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image008.jpg

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image010.jpg

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image012.jpg

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image014.jpg

Интерпретация результатов:

Для обработки и интерпретации результатов рекомендуется использовать методическое руководство «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» Л. А. Ясюковой (СПб, ИМАТОН, 2000). Для обработки результатов наложите на бланк ключ, изготовленный из прозрачного материала. Внутри кружков квадратики должны быть зачеркнуты, вне кружков все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

1. Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).

2. Количество ошибок. За ошибку считаются: неверная обработка квадратика ребенком (внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его - зачеркнут), любые исправления и пропуски (квадратик вообще не обработан).

На основании этих показателей рассчитываются скорость и точность (показатель концентрации внимания) выполнения теста. В психологической характеристике скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона обозначается как «скорость переработки информации», а точность выполнения - как «внимательность».

Скорость выполнения теста рассчитывается как отношение общей суммы обработанных знаков к количеству рабочих строчек (10):

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image016.jpg

где n - число рабочих строчек,

х,- количество обработанных знаков в строке.

Коэффициент точности выполнения теста вычисляется как отношение общего количества правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков:

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image018.jpg

где V - скорость,

α - среднее количество ошибок в строке,

n - количество строк,

Yi - количество ошибок в строке.

 

http://konspekta.net/poisk-ruru/baza9/915568623614.files/image020.jpg

Определение уровня скорости переработки информации и внимательности осуществляется путем сравнения их количественных значений с нормативными данными.

Показатель точности выполнения теста (внимательность) имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга, или ММД. Если расчетное значение этого показателя попадает в зону патологии, то вероятность наличия ММД исключительно высока. Если показатель точности оказывается в зоне слабого развития, необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона: если значение скорости попадает в зону патологии или соответствует слабому уровню, то ММД также вполне вероятна. В этих случаях необходима консультация невропатолога. Более подробное описание данной методики предсталено в методическом пособии «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» Л. А. Ясюковой (СПб, ИМАТОН, 2000).Если диагноз подтверждается и невропатолог назначает ребенку тот или иной реабилитационный курс, то психологу в этом случае рекомендуется использовать формы работы с ребенком, изложенные в выше указанном методическом пособии.

Тест Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120

Шкалы: общительность, вербальный интеллект, уверенность в себе, возбудимость, склонность к самоутверждению, склонность к риску, ответственность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, нервное напряжение

Назначение теста

Оценка индивидуально-психологических особенностей личности.

Инструкция к тесту

«Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ наиболее подходящий для себя. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В листке для ответов против каждого номера вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находится после слова «или»). Поставь крестик (х) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для тебя точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечай ту, которая подходит тебе больше (или как чаще бывает). Если вопрос вызывает затруднение, обращайся за помощью к тому, кто проводит исследование, для этого подними руку. Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему. Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№ 11, 15, 19, 23, 27). Просмотри все варианты и выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос».

Необходимо продемонстрировать 2 первых вопроса в качестве примера на доске. Подчеркните слово «или» так, чтобы дети усвоили, что имеется два возможных выбора. Затем продолжите: «Посмотрите на ваши опросные листы. В левом углу стоит цифра 1, это первый вопрос, начинайте отвечать здесь». Дайте небольшой промежуток времени, чтобы дети сделали первый выбор. Проделайте то же и со вторым вопросом. Спросите: «Понятно ли как отмечать ответы? Если ли у кого вопросы?» Подробно ответьте на все вопросы детей. Предупредите, что исправление ответов разрешено, но оно должно быть ясно видно. Когда дети поняли, что надо делать, скажите им, чтобы они продолжали работу самостоятельно, выбирая в каждом вопросе ответ, который им больше подходит. В случае, если у кого-то возникает затруднение, разрешается прочесть этому ребенку непонятный для него вопрос и объяснить его смысл, не подсказывая ответа. Исключение составляют вопросы, направленные на выявление интеллектуальных функций, это № 11, 15, 19, 23, 27. Разрешается только их прочтение, без объяснения значения слов. Это должно производиться в индивидуальном порядке, чтобы не мешать работе остальных. Скажите детям, чтобы, когда они закончат отвечать на вопросы первой страницы, сразу же переходили на вторую.

Важным моментом является то, чтобы экспериментатор сразу же после начала работы быстро прошел по рядам и убедился, что все следуют инструкции. Отмечайте, где работает ребенок, стимулируя его работать быстрее или медленнее. Полезно сделать такое замечание: «Теперь почти все закончили 1-ую страницу, если кто-то еще не закончил, надо работать быстрее».

Обратите внимание на завершение работы. В конце тестирования необходимо сказать: «Просмотрите ваши ответы и убедитесь, что вы ответили на каждый вопрос, ничего не пропустили».

Описанный метод больше всего подходит для школьников старшей возрастной группы. Младшим детям этот вопросник может быть прочтен весь целиком вслух. В этом случае необходимо, чтобы в классе был помощник-наблюдатель, т.к. некоторые дети могут нуждаться в оказании помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед классом и четко произносить каждый вопрос, по мере надобности повторяя их дважды. Вопросы, направленные на сообразительность, лучше выписать на доске, т.к. при восприятии их на слух дети испытывают трудности, но при этом очень важно не допустить их обсуждения вслух.

Индивидуальное тестирование проводится подобно групповому. После того, как ребенок проинструктирован, ему надо предоставить самостоятельность, оказывая помощь при необходимости. Для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности при чтении, экспериментатор должен зачитывать каждый вопрос, отмечая ответы ребенка в опросном листе. Следует подчеркнуть, что проведение индивидуального тестирования с активным участием экспериментатора, позволяет собрать более обширную информацию о личности исследуемого школьника. Задавая вопросы, исследователь может попросить у испытуемого объяснения, почему он отвечает так, а не иначе, выявить наиболее значимые для него жизненные сферы и отношения, следить за его эмоциональными, поведенческими и речевыми проявлениями во время обследования. Полученная дополнительная информация обогащает представление об обследуемом ребенке.

Тестовый материал

Для мальчиков. Часть I

1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями

или

ты их выполняешь долго

2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься

или

смеешься

3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо

или

ты можешь справиться только с некоторыми заданиями

4. Ты часто делаешь ошибки

или

ты их почти не делаешь

5. У тебя много друзей

или

не очень много

6. Другие мальчики умеют больше, чем ты

или

ты можешь столько же

7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей

или

случается, что ты их забываешь

8. Ты много читаешь

или

большинство ребят читает больше

9. Когда учитель выбирает другого мальчика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно

или

ты быстро об этом забываешь

10. Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные

или

ты не уверен в этом

11. Какое слово будет противоположным по значению к слову «собирать»
«раздавать» или «накапливать» или «беречь»

12. Ты обычно молчаливый

или

много говоришь

13. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой

или

у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно

14. Тебе понравилось бы больше заниматься с книгами в библиотеке

или

быть капитаном дальнего плавания

15. Какая из следующих букв отличается от двух других?
«с» или «т» или «у»

16. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно

или

начинаешь ерзать

17. Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь

или

ты ждешь, когда они кончат

18. Ты смог бы стать космонавтом

или

ты думаешь, что это слишком сложно

19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8,… Какая следующая цифра в этом ряду?
10 или 16 или 12

20. Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный

или

ты тихий и спокойный

21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят

или

тебе больше нравится рассказывать самому

22. В свободное время ты лучше почитал бы книгу

или

поиграл в мяч

23. Дана группа слов: «холодный», «горячий», «мокрый», «теплый». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?
«мокрый» или «холодный» или «теплый»

24. Ты всегда осторожен в своих движениях

или

бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы

25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать

или

тебя это никогда не волнует

26. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь

или

быть летчиком

27. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас, Аня была старше его. Кто моложе всех?
Коля или Аня или Наташа

28. Учитель часто делает тебе замечания на уроках

или

он считает, что ты ведешь себя так, как надо

29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор

или

молчишь

30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются

или

когда ты занимаешься, должна быть тишина

31. Ты слушаешь «новости» по телевизору

или

ты идешь играть, когда они начинаются

32. Тебя обижают взрослые

или

они тебя хорошо понимают

33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта

или

ты немного волнуешься

34. С тобой случаются большие неприятности

или

мелкие, незначительные

35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку

или

ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки

36. Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята

или

тебе надо больше времени

37. Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси)

или

врачом

38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается

или

редко

39. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал

или

помогаешь, если не видит учитель

40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой

или

они частенько слушают тебя

41. Если ты слышишь грустную историю, слезу могут навернуться на твои глаза

или

этого не бывает

42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить

или

порой получается не так, как ты задумал

43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного

или

идешь сразу же

44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать.

или

ты робеешь, смущаешься

45. Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми

или

тебе не понравилось бы оставаться с ними

46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно

или

такого с тобой не бывает

47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня

или

в одно и то же время дня

48. Хорошо ли тебе живется

или

не совсем хорошо

49. С большим удовольствием ты отправился бы за город, полюбоваться красивой природой

или

на выставку современных машин

50. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение

или

ты сильно расстраиваешься

51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике

или

быть учителем

52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо

или

ты шумишь вместе с ними

53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло

или

тебя это сердит

54. Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать

или

такого не случалось с тобой

55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить

или

тебе нравятся более серьезные

56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется

или

тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание

57. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу

или

поехал путешествовать в автомобиле

58. Бывает иногда, что ты злишься на всех

или

ты всегда доволен всеми

59. Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный

или

строгий

60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают

или

ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь

Для мальчиков. Часть II

1. К тебе хорошо относятся почти все

или

только некоторые люди

2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный и вялый

или

тебе сразу хочется повеселиться

3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие

или

тебе надо немного больше времени

4. Бываешь ли ты иногда неуверен в себе

или

ты уверен в себе

5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей

или

иногда тебе не хочется никого видеть

6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен

или

ты делаешь все быстро

7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь

или

им не всегда это нравится

8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют

или

твои одноклассники выполняют требования учителя более точно

9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя

или

они относятся к тебе по-дружески

10. Ты делаешь все всегда хорошо

или

бывают дни, когда у тебя ничего не получается

11. Больше всего общего с «льдом», «паром», «снегом» имеют
«вода» или «буря» или «зима»

12. Ты сидишь во время урока спокойно

или

любишь повертеться

13. Ты возражаешь иногда своей маме

или

ты ее побаиваешься

14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу

или

кататься на лыжах с высоких гор

15. «ходить» так относится к слову «бегать», как «медленно» к слову
«верхом» или «ползком» или «быстро»

16. Ты считаешь» что ты всегда вежлив

или

бываешь надоедливым

17. Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем)

или

с тобой легко иметь дело

18. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой)

или

ты этого никогда не делал

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3… Какая следующая цифра в этом ряду?
2 или 1 или 9

20. Хочется ли тебе быть иногда непослушным

или

у тебя никогда нет такого желания

21. Твоя мама делает все лучше, чем ты

или

часто твое предложение бывает лучше

22. Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал быстрой лошадью

или

львом

23. Дана группа слов «некоторые», «все», «часто», «никто». Одно слово не подходит к остальным. Какое?
«часто» или «никто» или «все»

24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно

или

тебе от радости хочется прыгать

25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или

ты относишься к нему так же

26. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или

нырять с вышки

27. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший?
Сережа или Вова или Петя

28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен и допускаешь много помарок в тетради

или

он этого почти никогда не говорит

29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать, что ты хочешь

или

спокойно можешь уступить

30. Ты лучше послушал бы историю о войне

или

о жизни животных

31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс

или

обычно это делают другие

32. Ты долго помнишь о своих неприятностях

или

ты быстро о них забываешь

33. В игре ты с большим удовольствием изображал бы пилота сверхзвукового самолета

или

известного писателя

34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным

или

настроение у тебя почти не портится

35. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера

или

бывает, что делаешь это утром

36. Хвалит ли тебя учитель

или

он о тебе мало говорит

37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку

или

паук тебе неприятен

38. Часто ли ты обижаешься

или

это случается очень редко

39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь

или

еще немного продолжаешь заниматься своим делом

40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком

или

ты совсем не смущаешься

41. Ты скорее стал бы художником

или

охотником

42. У тебя все удачно выходит

или

бывают неудачи

43. Если ты не понял условие задачи, ты обращаешься к товарищу

или

к учителю

44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись

или

ты находишь, что это не очень легко делать

45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя

или

тебе хочется сразу же идти гулять в коридор

46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо

или

такого с тобой не бывает

47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть

или

после школы ты идешь сразу домой

48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя

или

они часто сильно заняты

49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно

или

тебе это безразлично

50. У тебя мало затруднений

или

много

51. В свободное время ты лучше пошел бы в кино

или

сажать деревья во дворе

52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах

или

о прогулке, экскурсии

53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного

или

ты сердишься на них

54. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть

или

ты просто оглядываешься

55. Тебе больше нравится, когда вы с ребятами рассказываете что-то друг другу

или

тебе больше нравится играть с ними

56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован

или

ты всегда разговариваешь спокойно

57. Охотнее ты пошел бы на урок

или

посмотрел бы встречу по футболу

58. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры

или

ты их не замечаешь

59. Бывает ли тебе трудно в школе

или

тебе легко в школе

60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или

выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

Для девочек. Часть I

1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями

или

ты их выполняешь долго

 

2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься

или

смеешься

 

3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо

или

ты можешь справиться только с некоторыми заданиями

 

4. Ты часто делаешь ошибки

или

ты их почти не делаешь

 

5. У тебя много друзей

или

не очень много

 

6. Другие девочки умеют больше, чем ты

или

ты можешь столько же

 

7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей

или

случается, что ты их забываешь

 

8, ты много читаешь

или

большинство ребят читает больше.

 

9. Когда учитель выбирает другую девочку для работы, которую ты сама хотела сделать, тебе становится обидно

или

ты быстро об этом забываешь

 

10. Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные

или

ты не уверена в этом

 

11. Какое слово будет противоположным по значению к слову «собирать»?
«раздавать» или «накапливать» или «беречь»

 

12. Ты обычно молчаливая

или

много говоришь

13. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой

или

у тебя ощущение, что ты сделала что-то неправильно

14. Тебе понравилось бы больше заниматься с книгами в библиотеке

или

быть капитаном дальнего плавания

15. Какая из следующих букв отличается от двух других?
«с» или «т» или «у»

16. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно

или

начинаешь ерзать

17. Если девочки беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать o нем что-нибудь

или

ты ждешь, когда они кончат

18. Ты смогла бы стать космонавтом

или

ты думаешь, что это слишком сложно

19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8,… Какая следующая цифра в этом ряду?
10 или 16 или 12

20. Твоя мама говорит, что ты слишком живая и беспокойная

или

ты тихая и спокойная

21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят

или

тебе больше нравится рассказывать самой

22. В свободное время ты лучше почитала бы книгу

или

поиграла в мяч

23. Дана группа слов: «холодный», «горячий», «мокрый», «теплый». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?
«мокрый» или «холодный» или «теплый»

24. Ты всегда осторожна в своих движениях

или

бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы

25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать

или

тебя это никогда не волнует

26. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь

или

летать (быть пилотом, стюардессой)

27. Когда Коле было столько же лет, сколько Наташе сейчас, Аня была старше его. Кто моложе всех?
Коля или Аня или Наташа

28. Учитель часто делает тебе замечания на уроках

или

он считает, что ты ведешь себя так, как надо

29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор

или

молчишь

30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются

или

когда ты занимаешься, должна быть тишина

31. Ты слушаешь «новости» по телевизору

или

ты идешь играть, когда они начинаются

32. Тебя обижают взрослые

или

они тебя хорошо понимают

33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта

или

ты немного волнуешься

34. С тобой случаются большие неприятности

или

мелкие, незначительные

35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку

или

ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки

36. Когда в класс приходит новенькая, ты с ней знакомишься та же быстро, как и остальные ребята

или

тебе надо больше времени

37. Охотнее ты стала бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси)

или

врачом

38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается

или

редко

39. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал

или

помогаешь, если не видит учитель

40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой

или

они частенько слушают тебя

41. Если ты слышишь грустную историю, слезу могут навернуться на твои глаза

или

этого не бывает

42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить

или

порой получается не так, как ты задумала

43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного

или

идешь сразу же

44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать

или

ты робеешь, смущаешься

45. Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми

или

тебе не понравилось бы оставаться с ними

46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно

или

такого с тобой не бывает

47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня

или

в одно и то же время дня

48. Хорошо ли тебе живется

или

не совсем хорошо

49. С большим удовольствием ты отправилась бы за город, полюбоваться красивой природой

или

на выставку новых товаров

50. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение

или

ты сильно расстраиваешься

51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике

или

быть учительницей

52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо

или

ты шумишь вместе с ними

53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло

или

тебя это сердит

54. Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать

или

такого не случалось с тобой

55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить

или

тебе нравятся более серьезные

56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется

или

тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание

57. Охотнее ты сейчас бы ходила в школу

или

поехала путешествовать в автомобиле

58. Бывает иногда, что ты злишься на всех

или

ты всегда довольна всеми

59. Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный

или

строгий

60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают

или

ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь

Для девочек. Часть II

1. К тебе хорошо относятся почти все

или

только некоторые люди

2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонная и вялая

или

тебе сразу хочется повеселиться

3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие

или

тебе надо немного больше времени

4, бываешь ли ты иногда не уверена в себе

или

ты уверена в себе

5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей

или

иногда тебе не хочется никого видеть

6. Говорит ли тебе мама, что ты медлительна

или

ты делаешь все быстро

7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь

или

им не всегда это нравится

8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют

или

твои одноклассники выполняют требования учителя более точно

9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя

или

они относятся к тебе по-дружески

10. Ты делаешь все всегда хорошо

или

бывают дни, когда у тебя ничего не получается

11. Больше всего общего с «льдом», «паром», «снегом» имеют
«вода» или «буря» или «зима»

12. Ты сидишь во время урока спокойно

или

любишь повертеться

13. Ты возражаешь иногда своей маме

или

ты ее побаиваешься

14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу

или

кататься на лыжах с высоких гор

15. «ходить» так относится к слову «бегать», как «медленно» к слову
«верхом» или «ползком» или «быстро»

16. Ты считаешь, что ты всегда вежлива

или

бываешь надоедливой

17. Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем)

или

с тобой легко иметь дело

18. Менялась ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой)

или

ты этого никогда не делала

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3,… Какая следующая цифра в этом ряду?
2 или 1 или 9

20. Хочется ли тебе быть иногда непослушной

или

у тебя никогда нет такого желания

21. Твоя мама делает все лучше, чем ты

или

часто твое предложение бывает лучше

22. Если бы ты была диким животным, ты охотнее стала быстрой лошадью

или

тигрицей

23. Дана группа слов: «некоторые», «все», «часто», «никто». Одно слово не подходит к остальным. Какое?
«часто» или «никто» или «все»

24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно

или

тебе от радости хочется прыгать

25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или

ты относишься к нему так же

26. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или

нырять с вышки

27. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший?
Сережа или Вова или Петя

28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимательна и допускаешь много помарок в тетради

или

он этого почти никогда не говорит

29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать то, что ты хочешь

или

спокойно можешь уступить

30. Ты лучше послушала бы историю о войне

или

о жизни животных

31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые прилита к вам в класс

или

обычно это делают другие

32. Ты долго помнишь о своих неприятностях

или

ты быстро о них забываешь

33. Тебе бы больше понравилось уметь хорошо шить наряды

или

быть балериной

34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустной

или

настроение у тебя почти не портится

35. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера

или

бывает, что делаешь это утром

36. Хвалит ли тебя учитель

или

он о тебе мало говорит

37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку

или

паук тебе неприятен

38. Часто ли ты обижаешься

или

это случается очень редко

39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь

или

еще немного продолжаешь заниматься своим делом

40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком

или

ты совсем не смущаешься

41. Ты скорее стала бы художником

или

хорошим парикмахером

42. У тебя все удачно выходит

или

бывают неудачи

43. Если ты не поняла условие задачи, ты обращаешься к кому-либо из ребят

или

к учителю

44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись

или

ты находишь, что это не очень легко делать

45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя

или

тебе хочется сразу же идти гулять в коридор

46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо

или

такого с тобой не бывает

47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть

или

после школы ты идешь сразу домой

48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя

или

они часто сильно заняты

49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно

или

тебе это безразлично

50. У тебя мало затруднений

или

много

51. В свободное время ты лучше пошла бы в кино

или

сажать цветы и деревья во дворе

52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах

или

о прогулке, экскурсии

53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного

или

ты сердишься на них

54. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть

или

ты просто оглядываешься

55. Тебе больше нравится, когда вы с девочками рассказываете что-то друг другу

или

тебе больше нравится играть с ними

56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнована

или

ты всегда разговариваешь спокойно

57. Охотнее ты пошла бы на урок

или

посмотрела бы выступление фигуристов

58. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры

или

ты их не замечаешь

59. Бывает ли тебе трудно в школе

или

тебе легко в школе

60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или

выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

Ключ к тесту

Фактор

Номера вопросов, типы ответов

A

1a

2b

5a

7a

9b

B

11a

15c

19b

23a

27c

C

3a

4b

6b

8a

10a

D

12b

16b

20a

24b

28a

E

13a

17a

21b

25b

29a

F

14b

18a

22b

26b

30a

G

31a

35a

39a

43b

47b

H

32b

36a

40b

44a

48a

I

33b

37b

41a

45a

49a

O

34a

38a

42b

46a

50b

Q3

51b

52a

55b

57a

59b

Q4

53b

54a

56a

58a

60b

Ключ к первой и второй части теста, а так же для вариантов мальчикам и девочкам – идентичен.

Таблицы для перевода "сырых" баллов в стены

Мальчики 8-10 лет (n = 142)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

σ

А

0

1-2

3

4

5

6

7

8

9

10

6,3

2,2

B

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

1,8

С

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,4

2,2

D

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,3

2,4

Е

0

1

2

3

4

5

6

7-8

9-10

4,2

2,1

F

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

6,4

1,8

G

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

6,0

2,2

H

0-2

3

4

5

6

7

S

9

10

6,1

2,2

I

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,8

1,9

О

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9-10

3,4

2,1

Q3

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,1

2,2

Q4

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

4,5

2,2

Девочки 8-10 лет (n = 152)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

σ

А

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

7,0

1,9

B

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,9

1,9

С

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

5,9

2,2

D

_

0

1

2

3

4

5-6

7-8

9

10

3,8

2,4

Е

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,1

1,9

F

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

4,0

2,0

G

0-1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

7,2

2,1

H

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

6,5

2,1

I

0-1

2

3-4

5

, 6

7

8

9

10

7,0

1,8

О

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,7

2,1

Q3

0-1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

6,9

2,1

Q4

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9-10

3,8

2,2

Мальчики 11-12 лет (n = 141)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

σ

А

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,6

2,5

B

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

6,9

1,8

С

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,2

2,5

D

0

1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

2,4

Е

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

2,1

F

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

6,6

20

G

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9-10

4,2

2,1

H

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

2,3

I

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,4

1,9

О

0

1

2

3

4

5-6

7

8

9-10

3,9

2,5

Q3

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,6

2,1

Q4

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

6,0

2,4

Девочки 11-12 лет (n = 135)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

σ

А

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

6,3

2,2

B

0-3

4

5

6

7

8

9

10

7,3

1,8

С

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,2

2,6

D

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

5,1

2,5

Е

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,0

2,1

F

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4,8

2,1

G

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

5,2

2,2

H

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

10

6,3

2,2

I

0-2

3

4

5

6

7

8

9

10

6,3

1,8

О

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

4,4

1,9

Q3

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

4,8

2,4

Q4

0

1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

2,5

Интерпретация результатов теста

1. Фактор А

А / 1-3 стена

А+ / 8-10 стенов

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный

Открытый, доброжелательный, общительный, участливый

Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору а лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.

2. Фактор B

B / 1-3 стена

B+ / 8-10 стенов

Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик

Высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний

Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.

3. Фактор C

C / 1-3 стена

C+ / 8-10 стенов

Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Высокие значения фактора с отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.

4. Фактор D

D / 1-3 стена

D+ / 8-10 стенов

Неторопливый, сдержанный, флегматичный

Нетерпеливый, реактивный, легко возбудимый

Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.

5. Фактор E

E / 1-3 стена

E+ / 8-10 стенов

Послушный, зависимый, уступчивый

Доминирующий, независимый, напористый

Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.

6. Фактор F

F / 1-3 стена

F+ / 8-10 стенов

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный

Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.

7. Фактор G

G / 1-3 стена

G+ / 8-10 стенов

Недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный

Добросовестный, исполнительный, ответ c твенный

Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков.

8. Фактор H

H / 1-3 стена

H+ / 8-10 стенов

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе

Социально-смелый, непринужденный, решительный

Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору н непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.

9. Фактор I

I / 1-3 стена

I+ / 8-10 стенов

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя

Чувствительный, нежный, зависимый от других

Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость, отрицательный – реалистический подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой степени подверженный влияниям внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.

10. Фактор O

O / 1-3 стена

O+ / 8-10 стенов

Безмятежный, спокойный, оптимистичный

Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, в то время как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.

11. Фактор Q3

Q3 / 1-3 стена

Q3+ / 8-10 стенов

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов

Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов

Высокое индивидуальное Q3может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.

12. Фактор Q4

Q4 / 1-3 стена

Q4+ / 8-10 стенов

Расслабленный, спокойный, невозмутимый

Напряженный, раздражительный, фрустрированный

Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.

Методика "Вербальная фантазия" (познавательные УУД)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. И, наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. И, наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления,

характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл.Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов. 1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная. 2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов. Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с

соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность

воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.

И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу,

восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу — 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.      

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

  1. балла — низкий.

1 балл — очень низкий.   

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе (коммуникативные УУД)

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.

Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
  • «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
  • «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета

Фамилия, имя         

Класс         

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

  • Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?         

                

  • Кого бы ты никогда не выбрал командиром?         

                

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

  • Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

                

  • Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?         

                

3.У тебя день рождения.

  • Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?         

                

  • Кого бы ты не стал приглашать?         

                

Спасибо!

Анкета

Фамилия, имя         

Класс         

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

  • Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?         

                

  • Кого бы ты никогда не выбрал командиром?         

                

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

  • Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

                

  • Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?         

                

3.У тебя день рождения.

  • Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?         

                

  • Кого бы ты не стал приглашать?         

                

Спасибо!

Социометрическое  изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Интерпретация полученных результатов:

"Звезды"________________________________________________________________________________________________________________________________________________

"Предпочитаемые"__________________________________________________________________________________________________________________________________

"Пренебрегаемые"__________________________________________________________________________________________________________________________________

"Отвергаемые"_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностика коммуникативного контроля
(М. Шнайдер)

Описание:
             Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру (М. Снайдеру), люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция: 

«Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

Обработка:
           По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.


Интерпретация: 

  • 0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей;
  • 4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей;
  • 7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.


Текст опросника

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Н

2

В

3

С

Обозначения: Н – низкий уровень коммуникативного контроля, С – средний уровень  коммуникативного контроля, В – высокий уровень коммуникативного контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика формирования метапредметных умений учащихся

Это выступление на семинаре по истории и культуре Санкт-Петербурга...

Статья: Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС

Методика оценки метапредметных достижений по ФГОС на примере предмета ОБЖ....

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ТРЕБОВАНИЙ К КАЧЕСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере уроков истории и обществознания)

В данной статье анализируются особенности метапредметного подхода в образовании. На примере фрагментов уроков истории и обществознания в основной школе раскрываются некоторые стратегии технологии разв...

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку

Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных  результатовучащихся по русскому языку...

Проект по методике обучения физике Методика изучения темы « Электрические явления » в 8 классе

Раздел «Электрические явления» является одним из важнейших при изучении физики  в основной школе. На него отводится треть учебных занятий в 8 классе. Закладываются основные знания, ум...