Рабочая программа.«Азбука добра»
рабочая программа

Меркушева Наталья Ивановна

Рабочая программа "Азбука добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_dobra.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Важнейшие задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры».

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. Об этом свидетельствует поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года № ВП-П44-4632, издание Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года № 1578-р о проведении мероприятий по апробации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009–2011 годах стало одним из важных моментов в принятии решения о разработке и внедрении Стандарта православного компонента общего образования. Процессу воспитанию уделяется большое внимание в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Содержание ФГОС направлено формирование российской идентичности, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития.

Данная программа позволяет познакомить детей с православными традициями в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Все эти проблемы и привели к разработке программы «Азбука добра»», которая рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.

В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности школьника на примере приобщение их к культуре родного народа.

В ходе ее достижения решаются задачи:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

В соответствии со спецификой программы задачи программы конкретизированы.

Задачи духовно-нравственного образования:

-дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;

-развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;

-формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.

Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.

Программа творческого объединения «Азбука добра » составлена на основе ФГОС основного и общего образования.

Деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям:

– духовно-нравственное;

– научно-познавательное;

– художественно-эстетическое;

– общественно-полезная деятельность;

- проектно-исследовательская деятельность.

Виды деятельности:

– игровая;

– познавательная;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная (досуговое общение);

– художественное творчество;

– краеведческая.

Формы деятельности:

– сюжетно-ролевые игры;

– лекции-беседы;

– праздники, фестивали;

– творческие мастерские,

– викторина;

– устный журнал;

– слайд-презентация;

– чтение жития святых.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

  • ожидаемые результаты:

Личностные результаты

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие умения оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;
  • развитие умения объяснять и обосновывать с точки зрения православной культуры, какие поступки считаются хорошими и плохими;
  • развитие умения определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии качества и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Содержание программы «Азбука добра» позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребенком связей культуры России с традициями православной культуры. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире.

Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.

Программа «Азбука добра» включает в себя 34 занятия, по 1 занятию в неделю, рассчитана на 1 год (6 класс) обучения. На занятиях присутствует группа учащихся15 человек.

Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам при подготовке материала к оформлению православного уголка. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.

Занятия должны быть эмоциональными, соответствующими возрастным особенностям детей, включать в себя элементы самостоятельной работы с источником информации. Необходимо представлять материал наглядно и использовать электронные ресурсы. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у школьников интерес к культурному наследию православного русского народа, внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литература, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Азбука добра» определено «Примерным содержанием по предмету «Православная культура».

На протяжении обучения дети знакомятся с основными православными понятиями и традициями.

Структура программы организована на основе принципов: содержательных обобщений, концентризма и повторяемости, личностно-ценностной направленности.

Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.

Формой итогового контроля является коллективный творческий отчет.

Реализация программы рассчитана на 1 года обучения в основной школе.

В программе 1 обучения закладываются основы духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений ребенка о его жизни с православной культурой.

Тематическое планирование

Тема занятия

Задачи занятия

Понятия

Вид деятельности

1

Вводное занятие. Красота православия.

1

-развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое

Символ веры

Ангел

Добро и зло

Рисунок «Красота Божьего мира»

2

Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый.

1

-развитие умений эстетического восприятия видеть и слышать красивое

Символ веры

Ангел

Добро и зло

Сувенир «Ангел-хранитель».

3

Праздник –Рождество Пресвятой Богородицы

1

-осмысление понятий прощение, злоба, гордость, непослушание

грех

Рисунки «Печаль», «Радость»

4

Воздвижение креста Господня

1

- связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Милосердие

любовь

Творческая работа (плоскостная лепка» «Крест Господня»

5

Сотворение мира и человека.

1

-связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Бог Божье Слово Адам Ева

Поделка «Карусель творения»

6

Бог. Святая Троица.

-связь между понятиями «красивое- доброе- послушание»

Пречистая Дева

Аппликации «Благовещение»

7

Святой преподобный Сергий Радонежский

1

-знание о нормах поведения (введение заповеди «Не убий»)

благочестие, красота, грех, печаль, смерть

Поделка «Объемная радуга»

8

Покров Пресвятой Богородицы

1

-систематизировать приобретенные знания и умения детей

Покров

Богородица

Коллективная творческая работа

«Здравствуй, Покров-батюшка!»

9

Жизнь первых людей в раю.

- умения давать нравственную оценку поступкам человека;

Бог Божье Слово Адам Ева

Панно «Райский сад»

10

Потоп.

- формирование у детей навыков послушания старшим, и Слову Божьему, норм хорошего поведения.

Потоп

Ковчег

Ной

Поделка «Ноев ковчег»

11

Вавилонская башня.

- показать на примере этой библейской истории, что хвастовство – плохое качество человека.

Гордость

Хваставство

Рисование на тему «Вавилонская башня»

12

Праздник Рождества Христова.

-духовно-нравственное воспитание

Вифлеем

Сын Божий

Спаситель

Поделка «Мой рождественский венок».

13

Сын Божий. Радость и спасение.

-духовно-нравственное воспитание

Сын Божий

Спаситель

Коллективная поделка «Рождественский вертеп».

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

- духовно-нравственные основы личности

Богородица

Рисунок зимнего пейзажа «Введение пришло — зиму привело»

16

Зимние радости. Святки.

-взаимосвязь между понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение.

Святочные дни

колядки

Разучивание народных святочных игр. Заучивание колядок.

17

Крещение. Радость праздника.

-взаимосвязь между понятиями: любовь-благоволение-мир- красота-благодарение.

Иоанн Предтеча

Крест-символ спасения

Изящный голубь в технике оригами –Крещенский символ

18

Святитель Николай Чудотворец.

- духовно-нравственные традиции русского народа на примере дня Святого Николая.

Житие Чудотворец

Легенда о золотых яблочках.

Аппликация «Новогодняя елочная игрушка»

19

Святой Георгий-покровитель православной Руси, Москвы и русского воинства.

- приобрести новые знания об истории Отечества через изучение истории Христианства.

Москва

Московское государство

символика

Творческая работа

Торцевание -символика России

20

Георгий Победоносец

1

- развитие духовно – православного отношения к миру, пониманию защиты малых и слабых как долга.

Святой

Мужество воин

Коллективная работа –аппликация из пластилина «Богатыри»

21

Праздник Дня Защитника Отечества.

1

-разработка духовно-нравственных понятий: защитник, слава, православие.

Отечество

Честь мужество

Выставка «День Защитника Отечества»

22

Великий пост.

- развитие жизненного опыта в процессе творческого изучения прошлого и настоящего своего народа во взаимосвязи с общечеловеческими ценностями.

Воскресение

Спаситель

Великий пост

Рисунок «Рыбы в море Галилейском»

23

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.

1

-прививать любовь к народному творчеству, способствовать формированию у детей представлений о русской культуре;

Душа доброго человека

Масленица

Народные

праздники

Игрушка «Кукла -Масленица»

24

Сретение господне.

-приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры

сретение

Рисунок-аппликация «Птенцы голубиные»

25

Синайское откровение.

духовно-нравственное развитие и воспитание

Заповеди Божии, ковчег, неопалимая Купина, Синай.

Рисунок «Гора Синай»

26

Пророк Иона во чреве кита.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Пророк

Молитва

Раскаянье

Поделка «Кит»

27

5 заповедей.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Заповеди

Притча о вражде Закон Божий

Обсуждение притчи

о вражде

28

Благовещение.

-духовно-нравственное воспитание

Литература

искусство

Рисунок-аппликация «Отпускание птиц»

29

Светлое Христово Воскресение.

-знание Священной истории, благая весть о спасении людей;

Голгофа

Пасхальная неделя

Рисование на тему «Пасха красная»

30

Житие святых. Праздник Дня Победы.

- сопоставление радости-радуги и радоницы - памяти о предках;

-соединение понятия «красиво» с нравственно-положительной характеристикой «память».

Радоница

Душа

Добро

Память

святость

Рисунки детей

Дела добра и милосердия

31

Заповеди. Родословие моей семьи.

-дать детям представление о христианском понимании семьи.

Скрижали

Моисей

Заповеди Божьи

Родословное дерево семьи

32

Красота и радость в иконах.

-духовно-нравственное развитие и воспитание

Иконописцы акафист, радость, собор Образ Божий, царствие Небесное, всемилостивый, благодать.

Икона из открытки своими руками

33

Дом Божий- храм.

-содержательное обобщение

поведение в храме

Икона

Храм

Кадило

литургия

Аппликация из круп «Храм»

34

Обобщающий урок.

-духовно-нравственное воспитание

Душа доброго человека

Коллективная творческая работа

Список литературы

  1. Библейские сказания. Эксмо: М.: 2011.
  2. Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы. Современная школа, М.: 2007.
  3. Детская православная хрестоматия. М.: Астрель , 2012.
  4. Дьякова Е.А. Перед праздником: Рассказы для детей о православном Предании и народном календаре России. М.: ЦГО, 1996.
  5. Книжка-конструктор «Эдемский сад» www.biblefamily.ru
  6. Шевченко Л.Л. Православная культура. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата проведения

По плану

По факту

1

ТБ. Вводное занятие. Красота православия.

2

Ангел Хранитель. Мир видимый и невидимый.

3

Праздник –Рождество Пресвятой Богородицы

4

Воздвижение Креста Господня

5

Сотворение мира и человека.

6

Покров Пресвятой Богородицы.

7

Святой преподобный Сергий Радонежский

8

Бог. Святая Троица.

9

Жизнь первых людей в раю.

10

Потоп.

11

Пророк Иона во чреве кита.

12

Праздник Рождества Христова.

13

Сын Божий. Радость и спасение.

14

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

15

Праздник Рождества.

16

Святитель Николай Чудотворец.

17

Зимние радости. Святки.

18

Крещение. Радость праздника.

19

Святой Георгий-покровитель православной Руси, Москвы и русского воинства.

20

Праздник Дня Защитника Отечества.

21

Великий пост.

22

Радости масленицы. Прощеное воскресенье.

23

Сретение господне.

24

Синайское откровение.

25

Вавилонская башня.

26

5 заповедей.

27

Крест Господень.

28

Благовещение.

29

Светлое Христово Воскресение.

30

Житие святых. Праздник Дня Победы.

31

Заповеди. Родословие моей семьи.

32

Красота и радость в иконах.

33

Дом Божий- храм.

34

Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Азбука земли" ( кружок для 9-10 кл.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЗЮРИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА»МАМАДЫШСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО...

рабочая программа "Азбука вежливости"

цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности " Азбука здоровья"  (спортивно-оздоровительное направление) - для 5 класса...

Рабочая программа «Азбука общения» социально-педагогической направленности «Азбука общения»

Рабочая программа  социально-педагогической направленности "Азбука общения", для учащихся ОВЗ с тяжелой умственной отсталостью....

Рабочая программа "Азбука профориентации"

Документ содержит рабочую программу "Азбука профориентации"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ

Программа кружка по «Азбука здоровья» рассчитана на школьников в возрасте от семи до одиннадцати лет.Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Содержание кружка ...

Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)

Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)...