рабочая программа "Азбука вежливости"
рабочая программа на тему

Булдина Наталья Сергеевна

цель данной рабочей программы, конспект занятий по данной теме, а так же рекомдации для родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание дисциплины

  1. Раздел 1. Этика приветствия
  2. Раздел 2. Добро и зло
  3. Раздел 3. Энциклопедия этикета
  4. Раздел 4. Жизнь по законам вежливости
  5. Раздел 5. Добро побеждает зло

  1. Используемая литература
  2. Приложение 1 - Рекомендации родителям
  3. Приложение 2 - Примерные конспекты занятий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе базисного учебного плана, Федерального государственного стандарта образовательного учреждения.

Курс «Азбука вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках эксперимента по внедрению федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

Главное назначение данного курса, т.е.  цель - формирование навыков общения и

культуры   поведения   старших   дошкольников   и   младших   школьников,   развитие   и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников и школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Содержание предполагает решение следующих задач.

  1. обучение навыкам общения и сотрудничества;
  2. формирование у  младших школьников навыков речевого  этикета  и культуры
    поведения;
  3. развитие коммуникативных умений в процессе общения;
  4. введение   в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование
    личности.

Основные разделы программы:

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела - своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми. Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Первый раздел курса «Азбука вежливости» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача - формировать у младших школьников и старших дошкольников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми - в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У детей формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

Четвертый раздел «Жизнь по законам вежливости» посвящен этике отношений в коллективе. Дети с помощью педагога-воспитателя анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

        Пятый  раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом.

Занятия курса «Азбука вежливости» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Воспитательные идеи программы:

  1. Старайся делать добро!
  2. Бойся обидеть человека!
  3. Люби и прощай людей!
  1. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по
    отношению к тебе!
  1. Познай мир и себя!
  2. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

Ожидаемые результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;
  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Раздел 1. Этика приветствия

Задачи раздела

формировать  представление  у  младших школьников  об  этикетных  формах приветствия;

•        освоение нравственных правил.
Содержание деятельности

В рамках этого раздела содержание деятельности включает

•        обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые
формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;

•        формирование коммуникативных навыков.
Содержание проблемы

Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности ребенок испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.

Формы реализации

  1. беседы,
  2. игры,
  3. викторины,

>•  игры-путешествия,

  1. конкурсы чтецов,
  1. конкурсы рисунков.
    Учащиеся должны знать и уметь:

  1. употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать
    слова благодарности;
  2. правильно вести себя во время беседы;
  3. умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  4. вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

Раздел 2. Добро и зло Задачи раздела

•        Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении
отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);

•        осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при
изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного
поведения.

В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений в диапазоне «добра и зла», реализация добрых дел по отношению к окружающим людям в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Содержание проблемы

Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)

Формы реализации

  1. беседы,
  2. игры,

>  викторины,

>        игры-путешествия,
>  конкурсы чтецов,

>        конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:

  1. знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
  2. употреблять добрые слова в обращении с людьми;
  3. учить делать добро и не совершать злых поступков;
  4. уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения
    добра и зла;
  5. уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и
    заботиться о них.

Раздел 3. Энциклопедия этикета

Задачи раздела

-        формировать представление  у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);

-        изучить существующие виды этикета;

-        формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.

Содержание деятельности

Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте. Этикетные формы поведения. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.

Содержание проблемы

Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет - это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя - воспитателя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и побуждать желание соблюдать его законы.

Формы реализации

  1. беседы,
  2. игры,
  3. викторины,
  4. игры-путешествия,
  5. конкурсы чтецов,
  6. конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
  2. иметь представление о приличиях и манерах поведения;
  1. уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.

Раздел 4. Жизнь по законам вежливости

 Задачи раздела

-        вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;

•        формировать   потребности   и   мотивы   нравственного   поведения   у   младших школьников;

•        обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико- ориентированную деятельность;

•        научить   проявлять   сильные   стороны   характера,   понимать   себя   и   других, сочувствовать, сопереживать.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности - осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются базовые нравственные качества.

Содержание проблемы

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

Формы реализации

  1. конкурс знатоков;
  2. беседа;
  3. игра с последующей рефлексией;
  4. день добрых сюрпризов;
  5. конкурс рисунков;
  6. смотр талантов.

Учащиеся должны знать и уметь:

  1. Приобрести нравственный опыт общения с людьми;
  2. уметь проявлять сильные стороны характера;
  3. уметь   выполнять  роль   хозяина  в  школе,   поддерживающего   обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  4. осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

Раздел 5. Добро побеждает зло

Задачи раздела

- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;

  1. формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале;
  1. обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико- ориентированную деятельность;
  2. научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности - осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.

Содержание проблемы

Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности.

Формы реализации

  1. конкурс знатоков;
  2. беседа;
  3. игра с последующей рефлексией;
  4. день добрых сюрпризов;
  5. конкурс рисунков;
  6. смотр талантов.
    Предполагаемый результат:

  1. приобретение опыта доброго общения с людьми;
  2. проявление сильных добрых сторон характера;

  1. возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
  2. построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
    Учащиеся должны знать и уметь:

  1. равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  2. отстоять своё мнение;
  3. проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  4. расширять круг интересов, способностей и увлечений;
  5. самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

Используемая литература

  1. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1988;
  2. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
  3. Смолка К., «Правила хорошего тона», М,, 1980;
  4. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
  5. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
  6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

Приложение 1 Советы для родителей

Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном внешнем поведении. Об этом мы — взрослые — не имеем права забывать. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.

Поэтому спешу напомнить мамам, папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тетям, которые вдруг почему-либо забыли некоторые правила вежливого поведения.

  1. Пожалуйста, никогда не забывайте здороваться при встрече со знакомыми людьми. При этом мужчина (или тот, кто младше) должен первым произнести приветственные слова. А женщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека, издали, может чуть приподнять шляпу.
  2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.
  3. Войдя в дом или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином.

Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки. (Исключение только магазины.) А в кино и театре головные уборы должны снимать и женщины .

4.        В кино или в театре, когда нам требуется пройти на свое место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.

  1. В транспорте вежливый мужчина (если только он не инвалид и не слишком стар) обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.
  2. В гостях, на собрании и в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина сидя разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

В свою очередь, чтобы добиться постоянного ровно-доброжелательного, приветливо-вежливого, терпимого духа в семье, каждый папа и каждая мама должны быть людьми высокой культуры. Невозможно воспитать мужественного, благородного, честного, умеющего постоять за самого себя и за своих близких сына, если перед его глазами не будет достойного папы, дедушки или старшего брата. И в то же время под надзором ленивой, несобранной, неаккуратной неумехи-мамы едва ли вырастет аккуратная и трудолюбивая рукодельница-дочь.

Свои привычки, интересы, стиль своего поведения, свое отношение к труду и к окружающим  его  людям  малыш  лепит  с  вас,  взрослых.   Дети,  особенно  маленькие, чрезвычайно наблюдательны. У них исключительная память при постоянном неосознанно-интуитивном желании всегда и во всем походить на взрослых.

Уже в 3—4 года мальчик и девочка прекрасно замечают: всегда ли помогает папа снять пальто, пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату. Малыш видит то, как торопится по вечерам мама, стараясь успеть приготовить ужин, постирать, погладить... И как папа в это же время читает газету, или «болеет» перед телевизором... И десятки других, давным-давно привычных нам и потому давным-давно не замечаемых нами мелких домашних событий наш маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью. И таким образом, сам того не сознавая, воспитывается-учится на постоянных наших взрослых примерах, на нашей взрослой жизни.

Вольными или невольными воспитателями маленького ребенка являются все взрослые люди, с которыми ему приходится общаться в раннем детстве. Однако естественно, что сильнее влияют на его привычки и только что закладывающийся характер наиболее близкие ему люди — члены его семьи. Те, кто уделяет малышу наибольшее внимание, ласку. И в этом случае огромное счастье для них, особенно для мальчика, когда один из таких близких, любящих его людей — отец.

Быть папой — дело серьезное и чрезвычайно ответственное. Вот почему отец не имеет права (как это, к сожалению, еще до сей поры случается!) перекладывать все проблемы воспитания детей на материнские плечи, обедняя, таким образом и собственную свою душу, и душу своего ребенка. Воспитание детей в такой же степени мужское (отцовское) дело, в какой и женское (материнское). Потому, когда мы утверждаем, что всякое воспитание прежде всего начинается с обязательного самовоспитания воспитателя, — мы, конечно же, утверждаем этим и отцовскую ответственность перед ребенком. Тем более перед сыном, мальчиком, для которого, особенно в раннем возрасте, отец — идеал мужества.

Именно папа своим поведением, добрым - внимательным отношением к жене и матери первый должен пробудить в маленьком мальчике чувство мужской ответственности перед любимыми женщинами, желание их защитить, помогать им.

Поведение маленького сына — чаще всего зеркальное отражение отцовского поведения... Вот почему нашим папам совершенно необходимо быть честными, благородными и вежливыми людьми. Они не имеют права забывать (прежде всего, перед своими детьми) того, что они — сильная половина рода человеческого.

Если мальчик видит, что его папа всегда уступает в общественном транспорте место женщинам, — сын очень скоро начнет вести себя точно так же. Если ребенок замечает, как постоянно сдержанно и воспитанно ведет себя его папа: никогда не повысит голоса, не покажет своего раздражения, какой бы усталый ни вернулся он с работы, — сын тоже станет сдерживать свои эмоции. Если мальчик систематически наблюдает, как ласково и бережно относится его папа к маме и бабушке, как часто старается он разгрузить их от бесконечных домашних «женских» забот...

Когда мама торопится, больна или устала, папа без всяких ее просьб и упреков охотно берется за эту «женскую» работу: моет пол, ходит в магазин за продуктами, моет посуду и даже при случае отлично готовит обед... В подобной семье сыновья рано начинают приобщаться к работе по дому, они охотно помогают маме и бабушке. И тут стараясь как можно больше походить на папу.

Умный отец разумно пользуется своим авторитетом у детей. Уважая окружающих его людей, он с уважением относится к сыну или к дочке. Никогда не оскорбит их человеческое достоинство. Не повысит на них голоса, и тем более в присутствии посторонних. Тем резче ощущает малыш отцовское недовольство, когда он (сын) совершит вдруг какой-нибудь плохой поступок: обманет, обидит слабого, нечестно обойдется с товарищем... Впрочем, хорошо воспитанный отец и тут поведет себя сдержанно и разумно. Он серьезно и строго поговорит с сыном (или с дочкой). Выскажет свое мнение относительно совершенного им проступка. А при случае даже и накажет: не возьмет мальчика с собой на прогулку, на рыбалку, отстранит его в этот вечер от любимого «мужского» домашнего дела, (По собственному опыту, уверяю вас, дорогие папы, что подобные наказания действуют гораздо сильнее окриков, к которым — при всей их оскорбительности — дети привыкают. И хуже того, человек, который постоянно оскорбляет достоинство ребенка, скоро теряет его доверие и уважение. И очередной окрик или какое-либо другое грубое наказание со стороны этого человека лишь ожесточает малыша, укрепляет в нем обиду, недоверие и неуважение к такому взрослому. Даже если это отец или мать.)

Очень полезно для мальчика, когда у него — помимо общих каждодневных домашних дел и обязанностей — есть еще общее с папой (дедушкой или со старшим братом) «мужское» дело или увлечение. Таким делом может стать сооружение шведской стенки в детской комнате, или спортплощадки во дворе. Неплохо также вместе с сыном смастерить скамейку для бабушки, чтобы у нее не отекали ноги.

Весной можно смастерить скворечник или дуплянку и повесить их под окошком или в ближнем лесу. Зимой сделать кормушку для птиц. Мало ли дел у настоящих мужчин! И каждое такое дело постепенно и естественно приучает маленького сына к труду, к терпению, к чувству собственной своей причастности к большому-взрослому миру людей.

Влияние папы на дочь, девочку тоже достаточно велико. Умный, серьезный, добрый и умелый папа долгие годы, всю жизнь остается для дочки образцом мужского поведения. И все-таки роль матери в воспитании дочки беспредельно велика. Так как наши девочки, естественно, в своих привычках, привязанностях, вкусах, в своем отношении к дому и семье, к близким, прежде всего, равняются на собственную маму. Вот почему в семье, где воспитывается дочь, мама должна, видимо, быть человеком чрезвычайно требовательным к самой себе: вежливой, сдержанной, аккуратной, опрятной, женственной. (Впрочем имеет ли право чья бы то ни было мама быть другой?) Именно мама должна терпеливо и умело приучать маленькую дочку к обязанностям по дому. У мамы и у дочки (так же как у папы и у сына) в семье должны быть свои, «женские» общие дела, И начинаются такие дела с самого незатейливого и простого: каждый вечер дочь (перед тем как лечь спать) обязательно должна навести уют и порядок в кукольном уголке, днем — выстирать платья и фартуки своих кукол... Позднее, годам к 5—7 эти заботы станут более взрослыми, более серьезными. Но уже привыкшая к домашнему труду девочка будет исполнять их радостно и охотно.

Родительские требования должны быть разумными, понятными и выполнимыми для ребенка.

Ваш 4—7-летний малыш обязательно должен иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь бабушке убрать на кухне и вымыть посуду, насыпать корм в кормушку за окном, полить цветы, вычистить свою обувь, сходить в магазин за хлебом, привести в порядок книги и игрушки. Для того чтобы домашние обязанности сделались привычными для ребенка, разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться к проделанной малышом домашней работе. Вам, уважаемые мамы и папы, необходимо не забывать вежливо поблагодарить нашего мальчика или девочку за хорошо и старательно сделанное дело. И обязательно высказать ему замечание и, более того, потребовать, чтобы небрежно и лениво выполненная работа была им переделана заново. Тогда ребенок тоже начнет относиться к своим домашним, а позднее и ко всем прочим своим обязанностям вполне серьезно и ответственно.

Таким образом, любое действие, любой родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Вы не имеем права никогда, ни на минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми. Даже в мелочах...

Вот почему папа и мама должны много и серьезно читать, учиться думать над прочитанным. Достаточно часто бывать (вместе с детьми) в кино, театрах, в концертных залах. Вот почему сами они неустанно должны воспитывать собственный свой разум и свои чувства. Чтобы позднее передать все свое накопленное душевное богатство нашим детям. Поэтому не стоит удивляться, когда хорошо воспитанные папа и мама умудряются при всей их занятости делать по утрам зарядку, серьезно и систематически заниматься спортом. В таких семьях дети тоже очень рано начинают приобщаться к спорту. Значит, становятся здоровее и сильнее. А это очень серьезный воспитательный фактор. К физически здоровому ребенку родители могут предъявлять более серьезные требования.

Достойны глубокого уважения те из родителей, которые бережно относятся к природе, доброжелательно — к окружающим их людям, с любовью и вниманием — к своим близким. Это значит — их дети впитают в себя данные качества.

Конечно же, воспитывая наших мальчишек и девчонок, мы не должны забывать о наших верных помощниках — о литературе и искусстве вообще. Нужно чаще читать вместе с малышом книги и стараться обговорить, обсудить вместе с ним их содержание, дать оценку поступкам разных героев. Тогда поведение любимого положительного героя очень скоро станет мерилом «правильного, хорошего» поведения нашего малыша. Он постарается подражать своему книжному любимцу.

Таким же уроком вежливости и общей культуры для малыша может стать любой просмотренный фильм или детский спектакль. (Опять-таки родители должны тут обратить внимание на поведение положительных и отрицательных героев. И обговорить конечный результат их поведения.)

В повседневной, обычной нашей жизни на каждом шагу встречаются возможности для воспитания ребенка. Нужно только научиться видеть эти возможности и пользоваться ими. А главное, уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, конечно же никогда не забывать, что основной пример для детского подражания — это вы сами.

Задания для папы и сына

1. Смастерите кормушку для птиц. Во время вашей прогулки по лесу или парку прикрепите ее к стволу дерева. Не забудьте насыпать в кормушку крупу, сухари и прочий корм.

  1. Сколотите скамеечку, на которую бабушка или мама будут ставить ноги.
  2. Сделайте нарядную кухонную доску.

Задания для мам и детей

1. Подремонтировать-подклеить разноцветными полосками бумаги или ткани старьте книги. Пусть они станут еще наряднее.

2.        Сшить-смастерить рукавичку-хваталку.

3.        Вырезать из разноцветной ткани несколько цветов и бабочек. Обвязать их яркими нитками (крючком). И у вас получатся оригинальные и нарядные столовые салфетки, которые вы положите в следующий раз перед своими друзьями-гостями.

Приложение 2

Примерный конспект занятия

Участники, учащиеся 1-5 классов., и воспитанники д/с (подготовительная группа) Цели: Формирование у учащихся правосознания и культуры поведения.

  1. Выявить и расширить представления учащихся о культуре поведения.
  2. Содействовать формированию навыков культуры общения, поведения.

Подготовительная работа:

  1. Учащиеся 1 класса разучивают стихотворение «Игра» Е. Ильина.
  2. Учащиеся 2 класса разучивают песню «Дружба крепкая».
  3. Учащиеся 3 класса разучивают «Частушки» (о культуре поведения).
  4. Учащиеся 4 класса разучивают песню «Всё мы делим пополам».
  5. Учащиеся 5 класса готовят инсценировку «Разговор по телефону».
  6. Воспитанники д/с разучивают стихотворение «Подует свежий ветер».

Ход мероприятия:

Золушка: Добрый день, дорогие друзья! Какой сегодня прекрасный день! Какой чудесный зал! Я всегда появляюсь там, где царят доброта, вежливость, воспитанность и красота. Вы знаете меня? Я - Золушка. А вот и мой трон, с которого я буду править сегодняшним праздником. Спасибо всем вам, что пришли на мой праздник, Я думаю, мы сегодня все будем счастливы и веселы.

(Звучит веселая музыка.)

1-й разбойник: Что это вы здесь собрались? Что это вы все такие наряженные, расфуфыренные?

Золушка: Уважаемые разбойники, прошу вас не портить нам праздник, пожалуйста. Лучше присоединяйтесь к нам, но только, если будете вести себя по законам вежливости.

2-й разбойник: Еще чего! Какие еще законы? Нам никакие законы не писаны! (Хохочет.)

Золушка. Как, вы не знаете законов вежливости? Какой ужас, какой кошмар! Я приглашаю вас познакомиться с золотыми, волшебными правилами.

1-й разбойник: Зачем они нам? Мы и без них прекрасно живем!

Дети: Извини, пожалуйста, «прости» и «извини» -Это не слова, а ключик от души! Кроме нашей спутницы - таблицы умножения,

Есть еще таблица - таблица уважения. Помните как азбуку, как дважды - два: «Спасибо» и «пожалуйста» - волшебные слова.

Всюду, где нескромному укажут от ворот,

Вежливый попросит, попросит и пройдет. Перед словом волшебным двери отворяются, Пусть оно почаще повторяется.

Золушка: Вы поняли, зачем нужны волшебные слова?

2-й разбойник: Ну, может, и да, вот только не хотим мы всему этому учиться. Нам и так хорошо живется.

(Звучит музыка. Вбегает гонец.)

Гонец: Дорогая Золушка, я прислан из королевства Вежливости. Наша королева издала указ. Разреши зачитать его тебе и твоим гостям.

Золушка: Разрешаю. Пожалуйста, читай.

Гонец: «Я, королева Вежливости, приветствую, всех собравшихся на празднике у Золушки. Спешу сообщить вам прекрасную новость, которую передал мне придворный звездочет. Чтобы быть вежливым человеком, необходимо пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее, светлее. Ученики Ягодинской школы подготовили для Золушки подарок. Надеюсь, что разбойники выучат азбуку вежливости».

Ваша королева Вежливости.

Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном, Его зовут ..., а впрочем. Мы лучше здесь его не назовем. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» Произносить он не привык, Простого слова «Извините» Не одолел его язык.

А вместо слова «До свидания» Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел, пока, всего».

Ребята, мы не можем тут Сказать вам как его зовут. Мы честно вас предупреждаем, Что имени его не знаем.


Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

Не скажет он друзьям по школе Алеша, Петя, Ваня, Толя. Своих друзей зовет он только: Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Но, может быть, он вам знаком, И вы встречались с ним где-либо. Тогда скажите нам о нем, А мы ... мы скажем вам «спасибо».

Золушка: Грубость, неуважительное отношение к друзьям, к окружающим людям - признак плохого воспитания. Иногда ребята грубят родителям и старшим. Им кажется, что они поступают правильно, но заблуждаются.

М. Скрипкин.

В киоске открыта продажа газет, Стоят у киоска шахтер и поэт, Актер, инженер, архитектор и ткач, Монтер и студент, и учитель, и врач. Пришел за газетой седой генерал, Спросил: «Кто последний?» И в очередь встал. Но вдруг подбегает один гражданин Двенадцати лет, без заслуг и седин. Он лезет и грубо стоящих толкает, Над книжным прилавком Монетой сверкает и требует: «Дайте скорее газету!» Себя он считает важнее поэта, Актера, шахтера, важнее врача. Доцента, студента, монтера, ткача.

Золушка: А как бы вы, ребята, поступили в данном случае?

Н. Садовый

Про Лену (инсценировка)

Мама дочке говорила:

-        Скоро сварится обед.

В магазин бы ты сходила, -Видишь, хлеба дома нет.

  1. Не могу, - сказала Лена. -
    У меня болит колено.
  2. Значит, плохо наше дело.

Выступления учащихся 1-4 классов.


И давно болит? -Давно...

- Очень жаль, а я хотела Взять тебя с собой в кино. Покраснев, сказала Лена: - Кажется, прошло колено.

Учащиеся 2 класса исполняют песню «Дружба крепкая». Учащиеся 3 класса исполняют «Частушки» (о культуре поведения). Учащиеся 5 класса инсценируют «Разговор по телефону».

Игры и конкурсы:

1) Игра «Вежливо - невежливо».

Все встают в круг. Ведущий бросает мяч кому пожелает из играющих, при этом говорит вежливое слово. Тот, кто получает мяч, говорит, вежливое оно или нет. Игра продолжается. Повторения слов не должно быть.

2) Игра «Слова вежливости».

Растает ледяная глыба

От слова теплого... (Спасибо.)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят... (До свидания.)

Зазеленеет старый пень.

Когда услышит... (Добрый день.)

Ученик вежливый и развитый,

 Говорит, встречаясь... (Здравствуйте.)

Когда нас бранят за шалости, Говорим.,. (Прости, пожалуйста.)

2) Конкурс «Как правильно выпить компот».

Играют два ученика. Садятся за стол, спиной друг к другу, но так, чтобы было видно зрителям.

Воспитанники детского сада читают стихотворение «Подует свежий ветер».

Настанет, друзья, счастливое время, Наступят чудесные дни –

Ребята приветливы будут со всеми, Грубить перестанут они.

Подует свежий ветер, Фиалки расцветут. Исчезнут все невежи, Навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки, Пускай по рецептам врачей Появятся в каждой аптеке Лекарства для грубых детей.

Подует свежий ветер, Фиалки расцветут, Исчезнут все невежи, Навеки пропадут.


Не будет мальчишек противных, Придут золотые года, И в чистую комнату в грязных ботинках Не будут входить никогда.

Распустятся фиалки, Зимой придет весна, И в школьной раздевалке Наступит тишина.

Грубить не будут дети, Не будут грызть ногтей. И будут все на свете Любить таких детей.

Учитель-воспитатель: Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияет ли грубость на здоровье людей? Они установили, что жестокие поступки и обидные слова имеют самые серьезные последствия. Когда человеку приходится переживать боль и унижение, это сохраняется в его памяти на долгие годы.

Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.

Учащиеся 1 класса читают стихотворение «Игра» Е. Ильина.

Е. Ильин. Игра.

Игру во дворе начинают опять, Мальчишку в игру не хотят принимать. Запомни, драчун-забияка, Что это игра, а не драка! Хорошее дело - футбол и хоккей. Соседей они превращают в друзей, А в играх с друзьями мы сами Должны оставаться друзьями. Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится - стыдится!

Для тебя я, друг, составил Десять очень важных правил. Эти правила просты, Быстро их запомнишь ты.

Лепесток роса умыла, А тебя умоет мыло!

Прежде, чем захлопнуть дверь, Все ли взял с собой? Проверь!


Как проснулся - так вставай: Волю лени не давай!

Понукания не жди, В школу вовремя иди!

В школе, в классе не сори. Сор увидишь - подбери! Ты труд другого уважай. Сам насорил - сам убирай!

 

Не таскай в кармане мела -Это, милый мой, не дело! Будь в одежде аккуратен: Избегай и дыр и пятен!


Дома близким не груби; Малышей жалей, люби; Знай хорошие отметки, Как плоды в саду на ветке; Чтоб тобой могли гордиться, Должен много ты трудиться!

Песню «Всё мы делим пополам» исполняют учащиеся 4 класса.

Золушка: Наш праздник подошел к концу. Спасибо ребятам. А вы, разбойники, успели заучить азбуку вежливости?

Разбойники: Да, мы теперь знаем много вежливых слов и научились правильно себя вести.

Наш праздник закончен, Но, друзья, мораль его Запомнить стоит: Без вежливости человек, Поверьте, очень мало стоит! Будь доброжелательным, Скромным и внимательным!

Я желаю, чтобы с вами Людям было веселей, Чтобы добрыми глазами Вы смотрели на людей, Чтобы были справедливы И в решениях мудры. К людям будете добры вы -Люди будут к вам добры.

А. Костецкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Да здравствует вежливость!

Формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов....

Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"

Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"

Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Школа вежливости»

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в условиях надомного обучения, рассчитана на 4 года. Главное назначение дан...