Жанровые формы публицистики: репортаж, тематическая статья, очерк
презентация к уроку

"Экологическая журналистика"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанровые формы публицистики: репортаж, тематическая статья, очерк

Слайд 2

Жанровые формы публицистики очерк статья репортаж

Слайд 3

Что такое репортаж? Если мы обратимся к этимологии слова, то узнаем, что слово «репортаж» – это русское написание французского слова reportage , которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать. «Репортаж – это глаза и уши читателя» . (Г.Я. Солганик ) Исходя из этого, попробуйте определить задачу автора репортажа .

Слайд 4

Задачи автора репортажа Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его своими глазами. Изобразить событие как процесс.

Слайд 5

«Словарь» Репортаж – сообщение о событиях дня, оперативная информация. (Словарь иностранных слов) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация. (Толковый словарь) Репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. (Советский энциклопедический словарь) Посмотрите видеорепортаж и определите, к какому виду относится этот репортаж.

Слайд 6

Виды репортажей Событийный репортаж (оперативность и актуальность, «эффект присутствия») Познавательно-тематический репортаж (специальный и расследовательский ) Аналитический (проблемный) репортаж (показывает причины возникновения события) Репортаж-комментарий (не подробное освещение события, а его комментарий)

Слайд 7

Жанровые особенности репортажа Сообщает о каком-либо общественно важном событии. Изображает событие как совершающийся процесс. Позиция автора четко выражена (личность автора всегда присутствует, отношение к событию всегда проявляется).

Слайд 8

Строение и языковые особенности репортажа Элемент композиции Особенности строения Языковые особенности Зачин Описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. должно быть динамичным Различные односоставные предложения, безглагольные конструкции. Может начинаться с прямого обращения к читателю Централь-ная часть Повествование о событии Глаголы в форме настоящего времени, а также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени Концовка Оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и подводит читателя Восклицательные или цепь вопросительных предложений, обращения, вводные слова и предложения

Слайд 9

ПАМЯТКА «Как создается репортаж» Повествование в репортаже ведётся так, чтобы читатель наглядно представил событие в его движении и развитии. В репортаже обычно даётся оценка события, содержится публицистическое сообщение, авторское раздумье. Присутствие автора может выражаться отчётливо через использование местоимений «я», «мы», а может быть и скрытым. Используется «эффект присутствия». Обычно последовательность рассказа соответствует последовательности событий. Но иногда, с целью повышения интереса читателя к событию, автор может начать повествование с конца, с какого-либо разговора о событии, включая диалоги.

Слайд 10

Пользуясь памяткой,напишите свой репортаж

Слайд 11

Очерк как жанр публицистики Очерк называют «королем» художественных жанров журналистики. Это, пожалуй, один из самых трудных жанров. Он требует от журналиста настоящего мастерства. В очерке сочетаются аналитическое и образное начало. Иными словами, поднимая какую-то проблему или создавая портрет какого-то человека, журналист, работающий в этом жанре, должен опираться не только на фактический материал, но и использовать художественные методы выразительности.

Слайд 12

Существуют разные виды очерка: портретный проблемный путевой

Слайд 13

Портретный очерк Это журналистское произведение, где с помощью слов и словесных образов создается портрет человека. При этом рисуется духовный мир человека, особенности его характера, каких-либо биографических черт. Потому он и называется очерком, что очерчивает жизнь человека. Сегодня это самый распространенный вид очерка.

Слайд 14

Проблемный очерк Это публицистическое осмысление какой-то серьезной проблемы. С помощью публицистических средств журналист в проблемном очерке исследует конфликтную ситуацию.

Слайд 15

Путевой очерк Это журналистский рассказ о поездках, встречах, путешествиях, это увиденные автором бытовые, социальные, природные сцены и явления, которое пропущены сквозь сито авторского «я», обработанные в его духовно-нравственном представлении. В центре путевого очерка люди, с которыми ты встречаешься на своем пути. Ты наблюдаешь за их характерами, а характер человека раскрывается в общественно значимых делах, конкретных поступках, напряженных, подчас конфликтных ситуациях, в эпизодах биографии, в мыслях, речи, внешнем портрете героя.

Слайд 16

Композиция очерка Композиция очерка сложная. Она может включать в себя: воспоминания человека о прошлом, его прямую речь исторические факты, оценки экспертов а также оценки друзей и коллег героя, которые удалось собрать при подготовке к написанию материала.

Слайд 17

Как написать настоящий очерк? В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в необычной ситуации. Поэтому для автора очень важно найти такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит какие-то трудности, драматические эпизоды, которые ему пришлось преодолевать. Ищите яркие слова, яркие образы, Боритесь со штампами. Для очерка – это злой враг. Говорите простым, но литературным языком. Перечитывайте предложения, переставляй слова, пока не услышишь музыку русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи"

Презентация проекта знакомит с ходом внедрения в практическую деятельность проекта "Работа с текстом в системе обучения жанровым формам речи"...

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕПОРТАЖ КАК ЖАНР ПУБЛИЦИСТИКИ

Тема: Развитие речи. Репортаж как жанр публицистики.Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строени...

Репортаж и очерк как жанры публицистики

Данная презентация может быть использована для подготовки к занятию по развитию речи в 8-9 классах, а также для внеурочной деятельности, для проведения филологического практикума по жанрам публицистик...

Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...