Аналитическая справка
статья

Ветошникова Татьяна Павловна

Аналитическая справка о педагогических технологиях применяемых на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_spravka.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ветошникова Т.П. МОУ СОШ№15

Информационно-аналитическая справка

Наше время характеризуется сменой образовательной системы, которая должна обеспечить вхождение России в мировое образовательное пространство. В XXI веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, её способность реализовать и развивать прогрессивные технологии.. Исходя из этого, меня заинтересовала проблема технологии уровневой дифференциации. Именно применяя этот вид педагогической технологии можно с уверенностью  говорить об индивидуальном подходе в обучении. Интеллектуальный уровень развития каждого ребёнка разный и подход в обучении должен быть разным — индивидуальным.

Каждый ребёнок от природы наделён способностями  ко всем видам человеческой деятельности,   важно  в процессе обучения развить эти способности.

Традиционные методы обучения, содержание учебного материала, формы организации учебно-воспитательного процесса не позволяют обеспечить динамичное развитие личности учащихся.

С целью активизации учащихся на уроке я использую различные приёмы, в которых основополагающим является:

  • учитель не над учеником, а с учеником;
  • включение в работу не только органов чувств, но и эмоциональной сферы ребёнка;
  • выполнение всей работы учащимися самостоятельно, исходя из способностей, интересов, личного опыта;
  • сглаживание традиционной оценки (самооценка, самокоррекция, самовоспитание).

Ведущая педагогическая идея опыта

Научить ребят видеть красоту математики, развить, сформировать интерес к предмету. Открыть ребенку всю радость, привлекательность, научить видеть могущество и красоту математической мысли: не мыслям нужно учить, а мысли.  Сущность опыта заключается в разработке модели способов практической деятельности учащихся на уроках математики с целью развития потенциала учащихся на основе их индивидуальности.  Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Новизна  опыта  проявляется  в:

- отборе  разноуровневых  задач  по  математике;

-широком  использовании  методов  работы  с  любыми  источниками       информации ( учебника, Интернета,  справочной  литературой

 - оригинальной  оформление   учебного  материала;        

Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

   Дифференцированное обучение – это:

  1. Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
  2. Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это:

  1. Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
  2. Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Выделяются два типа дифференциации обучения: дифференциация внешняя и внутренняя (внутриклассная). Внутренняя дифференциация учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их  в  классеВнешняя дифференциация – это разделение учащихся по определенным признакам (способностям, интересам и т.д.).

В дифференциации по типу внутриклассной выделяются следующие виды: дифференциация по способностям (формы: задания различного уровня сложности), уровневая дифференциация; дифференциация по интересам. Внутренняя дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям учеников существует обычно в форме индивидуального подхода к ним, когда учитываются их психофизиологические особенности (преобладающий тип памяти, особенности мыслительных операций, темперамент и т.д.)

Разновидность внутриклассной дифференциации – дифференциация уровневая, при которой ученик получает право и возможность выбирать уровень усвоения учебного материала (но не ниже минимального). Уровни усвоения предъявляются ученикам в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести, образцов задач, которые должны научиться решать. Для совершенствования данной формы дифференцированного обучения предлагалось повторять объяснение нового материала три раза (сначала на уровне минимальных требований, затем — обогатив материал, и, наконец, на уровне его углублённого изучения). Заметим, что уровневая дифференциация применима только в старших классах, в которых ученики сознательно


Постановка целей и задач педагогической деятельности

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках математики, раскрытие  индивидуальности  ребёнка,  что создаёт благоприятные  условия

для формирования  учебно-интеллектуальных  умений  и  навыков, для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.

Достижению этих целей служит решение задач: 

  • объяснение материала на более высоком, чем минимальный, уровне;
  • чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;
  • перед началом изучения очередной темы ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь;
  • формирование у детей стремления к состязательности,

В основу организации учебно-воспитательного процесса заложен личностно-ориентированный характер обучения. Он направлен на реализацию принципа развивающего обучения с учётом зоны ближайшего развития школьников .

Диагностика и определение групп учащихся 

На первом этапе выявляется

  • уровень сформированности общих учебных умений;
  • логичность мышления;
  •  скорость мыслительной оперативности;
  • самостоятельность мышления .

Скорость мыслительных операций выявляю путём ограничения времени на выполнение заданий теста.

На втором этапе выявляю уровень знаний по предмету. Контрольное выявление уровня знаний учащихся по предмету необходимо для последующего отслеживания роста знаний по предмету.

По результатам тестирования выделяю три группы учащихся:

  • Первая группа (уровень) – низкий уровень умений и навыков. Осуществляется только воспроизведение и запоминание. Этот уровень связан с непосредственным воспроизведением содержания изученного материала различной сложности.
  • Вторая группа (уровень) - средний уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Происходит выполнение действий с чётко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма (схемы).
  • Третья группа (уровень) – высокий  уровень знаний и умений. Осуществляется применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески. Предполагается применение в качестве ориентира какой-либо обобщённой идеи, методологических знаний.

Каждому уровню соответствуют определённые требования,  

  • I уровень – показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т. д.
  • II уровень – измерять, объяснять, составлять что-то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т. д.
  • III уровень – составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказывать суждение, выделять существенные признаки, анализировать информацию, обосновывать собственные примеры, искать необходимую информацию и т.д.

Результаты первичной дифференциации уточняю на третьем этапе диагностики. Основным средством на этом этапе является наблюдение. При этом учитываются характеристики:

  • cамостоятельность учащихся при выполнении заданий;
  • глубина и полнота ответов;
  • активность на уроке;
  • темп усвоения учебного материала;
  • уровень знаний по предмету.

Учёт особенностей каждой групп позволяет мне скорректировать содержание материала, а также формы и методы работы с учащимися. Всё это способствует повышению общего уровня обучения, повышает  мотивацию учения, позволяет более эффективно работать с отстающими и одарёнными детьми. Созданные группы являются мобильными, и в течение года учащиеся могут показывать результат на разных уровнях. В конце учебного года провожу контрольное тестирование ещё раз для выявления того уровня, которого достигли за этот период учащиеся.

Закрепление нового материала:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • индивидуальная работа по уровням: со слабоуспевающими, сильными учащимися и средними;
  • конспектирование;
  • взаимопроверка.

Домашнее задание:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • индивидуальные задания;
  • исследовательские задания;
  • разноуровневые задания.

Повторение изученного материала:

Основными способами и приёмами на этом этапе являются

  • постановка проблемы;
  • использование индивидуальных и дифференцированных заданий;
  • взаимоконтроль;
  • создание проблемных ситуаций при переходе к объяснению нового материала.

Результаты, полученные в ходе этапа диагностики, дают достаточно объективную картину индивидуальных способностей учащихся. Эти факторы учитываю при подготовке к урокам, и, соответственно, определяю формы и методы  изложения  курса математики  в средней школе.

Методов обучения, применяемых при изучении нового материала существует огромное количество. В той или иной степени я использую на уроках практически каждый из них.

  1. Наглядные: ( Работа учащихся с раздаточным материалом).

2.Словесные:  ( Лекции, рассказ,  беседа, работа с книгой, работа в группах )

Учитывая специфические особенности школьного курса математики, я выделяю следующие основные типы учебного процесса:

  • продуктивный, направленный на развитие творческого мышления и предполагающий творческую активность учащихся и самостоятельный поиск знаний;
  • личностный, формирующий индивидуальность в процессе творческого социального взаимодействия;
  • сущностно-репродуктивный нацеленный на формирование знаний;  
  • формально-репродуктивный, способствующий приобретению знаний.

Большое значение в работе уделяю систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остаётся без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подвожу итоги работы. Проверку знаний провожу различными способами, но с учётом индивидуальных способностей учащихся. Наиболее подходящим средством для этого принято считать тестирование, к тому же постепенно общеобразовательные учреждения различных регионов России переходят на сдачу выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, и не только обязательных, но и экзаменов, которые учащиеся сдают по выбору. Поэтому, я считаю, что учащихся необходимо не только знакомить с такой формой, но и чаще использовать на всех этапах обучения как предварительный, текущий и итоговый контроль знаний.

Одна из самостоятельных работ на уроке в 9лассе по агебре. Тема: «Арифметическая прогрессия».

Часть А- «3»          Часть А и В- «4»                  Часть А, В и С-  «5»

Вариант №1.

А1.Найдите шестой член арифметической прогрессии 3;5…

А)13;                   б)18;               в)12;               г)15.

А». Запишите формулу общего члена арифметической прогрессии 3 ;5 …

А) аn=n+1;       Б)  аn=2n+1;      В )аn=n+2;      Г)  аn=2n-1;    

А3. Найдите сумму двадцати пяти членов арифметической прогрессии   аn, если а1=66 и d=-8

А)750;                   б)-680;               в)-750;               г)680.

В1.Число -59 является членом арифметической прогрессии 1; -5;… Найдите его номер.

В2. Арифметическая прогрессия задана формулой  аn=5n-1. Найдите сумму пятнадцати первых членов этой прогрессии.    

С1.Найдите сумму всех натуральных чисел кратных 3 и не превосходящих 100.

С учётом уровневой дифференциации тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, открытых или с выбором ответа. Критерии трудности - уровень требований к знаниям учащихся и возрастающие уровни познавательной деятельности.

Актуальность  в  системе  обучения  и  воспитания  заключается  в  решении  учителем  следующих  вопросов:

-  какие  приёмы   усвоения  материала  необходимо  знать,  и  какие  умственные  действия  необходимо  производить?

Исходя  из  этого,  ставятся  конкретные  задачи:  развивать  способности  учащихся  к  анализу  ситуации,  пониманию  проблемы,  решению  задач,  построению  выводов  и  умозаключений.

Организационно-методическая  система  предполагает  сочетание  традиционных  и  нетрадиционных  форм  организации  учебного  процесса.

По  результатам  проведенного  исследования  серьёзным  достижением  можно  считать  увеличение  среднего  уровня   обученности   на    частично - поисковом  и  системном  уровне.

 Получение  высоких  результатов  в  течение  последних  трёх  лет  подтверждают  стабильность  работы.

Сравнительная таблица результатов ЕГЭ по новой форме в 9 классах:

2006-2007 уч.г.

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.

% усп.

% кач.

Ср.балл.

%усп.

%кач.

ср.б.

%усп.

%кач.

ср.б.

100

92

4,6

100

30

3,4

100

63

3,8

Сравнительная таблица результатов сдачи ЕГЭ учителя математики

2005-2006 уч.г.

2006-2007 уч.г.

2008-2009 уч.г.

% усп.

% кач.

Ср.балл.

%усп.

%кач.

ср.б.

%усп.

%кач.

ср.б.

86

29

3,14

92

38

3,3

100

46

3,4

Выступала на курсах повышения с докладом:  «Подготовка к ЕГЭ по математике как средство формирования ключевых компетенций».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка (критерия №2)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №1)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №3)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка (критерия №4)

Аналитическая справка деятельности учителя биологии МОУ "СОШ № 72"...

Аналитическая справка по итогам школьного тура предметных олимпиад

содержит основные моменты проведения школьных олимпиад, формирование команды на городской тур...