Элективный курс "Философские беседы"
элективный курс (9 класс)

Анисимов Виктор Николаевич

элективный курс для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anisimov_a.v._elektivnyy_kurs_filosofskie_besedy.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Философские беседы»

Рабочая программа  составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования министерства образования РФ.

Программа курса рассчитана на 35 часов для общеобразовательных классов старшей школы. Она направлена на освоение учащимися основ философских знаний, представленных различными взглядами на философию, ее роли и места в жизни общества.

Новизна и специфика программы курса состоит в обращении внимания на то, что универсальные ценности и тенденции современного мира должны в полной мере опираться на исторический опыт человечества, ориентировать учащегося на такие ценности как личность, свобода, ответственность, мораль. Способствовать всестороннему развитию личности школьников. Данный курс предлагает учить не философии, философствованию в лучшем смысле этого слова. Представлены основы философских знаний, различные взгляды на философию, ее место и роль в жизни.

Изучение философских вопросов  и воззрений, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества достаточно актуально. Именно в старшем школьном возрасте формируется самосознание, появляется чувство неповторимости, индивидуальности, формируются профессиональные и познавательные интересы. Поэтому углубленное изучение вопросов гносеологии в классах гуманитарного и социального профиля вполне оправданно. Содержание курса способствует формированию мировоззрения старшеклассников, дает ответы на вопросы о мире, обществе, человеке, формирует ценностное отношение к миру и самому себе. Гуманитарно-философская проблематика пробуждает интерес к «вечным вопросам», к осмыслению себя и своего места в мире.

     Элективный курс помогает развитию познавательных интересов, исследовательских умений, способствует формированию нравственных ценностей личности. Многие идеи, сформулированные представителями различных религий и философами в течение тысячелетий,  подсказывают направления поиска путей сохранения цивилизации, преодоления жестокости и насилия, способствуют нравственному становлению личности.

Элективный курс  предназначен раскрыть мир мудрости как бы с двух сторон: со стороны уже имеющегося видения наиболее сущностных проблем постижения тайн бытия и сознания и со стороны способов и форм возникновения и решения проблем мироздания, что имеет немалую  познавательную ценность для учащихся, поскольку направленно активизирует мыслительную деятельность школьников.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • формирование учащимся  адекватного представления о современном мире, о новейших открытиях в области философии человека (философской антропологии), о ценностных ориентациях, о теоретическом обосновании жизненного мира человека и природы, общества;
  • раскрытие роли философии в индивидуальной жизни человека и в истории человечества;
  • показать ценность философии как дисциплины;
  • активизация  познавательных и интеллектуальных способностей учеников;
  • овладение конструктивными способами социальной коммуникации, обеспечивающими толерантное взаимоприятие гуманное поведение, способность соотносить свои интересы с интересами других людей, общества в целом.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • раскрыть ученикам основные вехи в мировом историко-философском процессе, сравнить европейскую и  восточную философию, показать общее и специфическое в становлении мировой философии;
  • ознакомить школьников с разнообразными  версиями происхождения философии, раскрыть их смысл;
  • показать роль различных мировоззренческих позиций, в русле которых отдается приоритет различным понятиям – Богу, человеку, природе, обществу, культуре, знанию.
  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; собственного осознания , роли  и места в обществе.
  • освоение системы знаний  о философском видении мира, о методах и способах рассуждений о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе используя систему философских знаний и подходов.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться  философией вообще и найти ответы  на интересующие их вопросы.

Программа ориентирована на использование метода критического мышления. Она реализует индивидуальный, дифференцированный подход в обучении. Предусматривает наряду с традиционными современные, или так называемые активные, методы обучения. Каждая из 12 тем курса представлена как размышление о внутреннем мире, состоянии конкретного человека. В таком ключе на протяжении учебного времени ученик определяет суть, взаимосвязь, трех данностей: 1). осознание собственной философской потребности:2). учебный познавательный диалог; 3). межсловестное общение учащихся с учителем.

Содержание курса

Общее обоснование предмета. - 2 часа.

Занятие 1. (1). Философия как предмет.

Занятие 2. (2). Вечные вопросы  и « невечные « ответы.

Тема 1. Философия – это любовь к мудрости.- 2 часа

Занятие 1. (3). Истолкование слова «философия».

Занятие 2. (4). Коллизии в творчестве философа.

Тема 2. Происхождение философии.- 4 часа.

Занятие  1,2. (5,6). Древнеиндийская и древнекитайская философия. Буддизм, Конфуцианство. Ляо-цзы, Конфуций. Составление философского эссе.

Занятие 3,4. (7,8). Античная культура – колыбель философии. Платон, Аристотель, Зенон, Цицерон, Марк Аврелий. Урок диспут.

Тема 3. Мировоззренческие позиции.- 2 часа

Занятие 1. (9). Теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм.

Занятие 2. (10). Социоцентризм (культуроцентризм). Знаниецентризм.

Тема 4. Приключения идей.- 4 часа

Занятие 1,2. (11,12). Мистическое откровение, религиозный опыт. Необъяснимо, но факт?

Занятие 3,4. (13,14). Философия не наука, а суверенная дисциплина. Что посылает нам Вселенная. Урок размышление. Практикум.

Тема 5. Законодательница разума.- 5 часов.

Занятие 1, 2.(15,16).Разум – основа знания. Торжествующий разум.

Занятие 3.(17). Вера  в разум.

Занятие 4,5.(18,19). Практикум «за границей ума».

Тема 6. Основной вопрос философии.- 2 часа.

Занятие 1. (20). Первичность бытия или сознания?

Занятие 2. (21). Поиски основного вопроса философии. Урок конференция.

Тема 7. Парадоксы сознания  и теория познания-4 часа.

Занятие 1,2. (22,23). Разум как феномен. Противоречия разума.

Занятие 3,4. (24,25). Арсенал человеческого воображения. Идолы человеческого сознания.

Тема 8. Бессознательное.- 2 часа.

Занятие 1. (26). Интуиция как дар познания. Практикум решение логических задач.

Занятие 2. (27). Бессознательное как феномен. З.Фрейд. Неофрейдизм.

Тема 9. Философия человека.- 2 часа.

Занятие 1,2. (28). Философия человека. Человек – особый род сущего.

Занятие 3. (29). Человеческое «Я». Концепция «Я». Практическое занятие.

Тема 10. Этика-3 часа.

Занятие 1. (30). Вечные святыни. Вера, мнение, знание.

Занятие 2,3. (31,32). Оправдание добра. Письма о добре. Урок  иллюстрация. Практикум.

Заключение.

Занятие (33). Деловая игра «Карусель».

Занятие (34,35). Обобщающий урок.  Дифференцированный зачет.

Учебно-тематический план

п.п.

Наименование тем курса

Всего

часов

Форма организации занятий

Форма контроля

Лекции

Семинары

Практические

занятия

1.

Философия как предмет.

1

опрос

2.

Вечные вопросы и «невечные» ответы.

1

3.

Истолкование слова «философия».

1

4.

Коллизии в творчестве философа.

1

5.

Древнеиндийская и древнекитайская философия.

1

1

Опрос, написание эссе

6.

Античная культура – колыбель философии.

1

1

Опрос подготовка сообщений, диспут

7.

Теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм

1

8.

Социоцентризм (культуроцентризм). Знаниецентризм

1

9.

Мистическое откровение, религиозный опыт. Необъяснимо, но факт?

1

1

тестирование

10.

Философия  наука или суверенная дисциплина. Что посылает нам Вселенная.

1

1

опрос

11.

Разум – основа знания. Торжествующий разум.

1

12.

Вера  в разум. Движение, пространство, время.

1

13..

Практикум «за границей ума».

2

зачет

14.

Первичность бытия или сознания?

1

15.

Поиски основного вопроса философии.

1

16.

Разум как феномен. Противоречия разума.

1

1

тест

17.

Арсенал человеческого воображения. Идолы человеческого сознания.

2

18.

Интуиция как дар познания.

1

Решение логических задач

19.

Бессознательное как феномен. З.Фрейд. Неофрейдизм.

1

20.

Философия человека. Человек – особый род сущего. Синтез и анализ.

1

1

Лабораторная работа

21.

Человеческое «Я». Концепция «Я.

1

1

опрос

22.

Вечные святыни. Вера, мнение, знание.

1

23.

Оправдание добра. Письма о добре.

1

24.

Обобщающий урок.  Дифференцированный зачет. Деловая игра «Карусель».

3

зачет

Итого:

18.

4.

13.

35

Вопросы для обсуждения

Примерные вопросы к теме №1.

  1. Какие проблемы изучает философия? Приведите примеры.
  2. Почему появилась философия? Когда и где?
  3. Что такое «осевое время»?
  4. Чем отличается философия от науки? От религии?
  5. Какие отрасли философии вы знаете?
  6. Что они изучают?
  7. Какие вопросы могут быть в философии главными, основными? Как они могут быть сформулированы?
  8. Что такое идеализм и материализм? Назовите представителей.
  9. Вторая сторона основного вопроса философии?
  10. Комментарии к текстам.

Примерные вопросы к теме №2.

  1. Философское понимание движения.
  2. Классификация форм движения. Примеры.
  3. Философские аспекты изучения пространства и времени.
  4. Анализ философских текстов, комментарий к ним.

Примерные вопросы к теме №3.

  1. Определение сознания, его анализ.
  2. Структура сознания.
  3. Источники и свойства сознания?
  4. Гипотезы происхождения сознания – разбор каждой гипотезы.
  5. Соотношение человеческого сознания и психики животных.
  6. Какие проблемы привносит в жизнь человека и общества наличие сознания?
  7. Проблемные вопросы, комментарий текстов.

Примерные вопросы к теме №4.

  1. Как происходит процесс познания?
  2. Какие философские проблемы связаны с процессом познания?
  3. Ступени познания?
  4. Категории чувственного и теоретического познания?
  5. Виды познания, их специфика.
  6. Научное познание.
  7. Понятие об истине, концепции истины.
  8. Абсолютное и относительное в истине.
  9. Проблемные вопросы, разбор текстов.

Примерные вопросы к теме №6.

  1. Соотношение категорий «движение», «развитие», «прогресс».
  2. Критерии прогресса для систем разных типов.
  3. В чем суть философской «проблемы прогресса»?
  4. Прогресс в истории человеческого общества.

Обратите внимание!

При оценке Вашей работы в курсе философии главными критериями являются:

  1. Аргументированность ответа.
  2. Самостоятельность, критичность размышления.
  3. Умение понимать чужое мнение.
  4. Кроме знаний, почерпнутых из учебника, объяснения учителя и прочего, необходимо уметь размышлять самостоятельно и излагать свои размышления.
  5. Необходимо для аргументации ответов привлекать ваши знания из курсов школьных предметов (физики, химии, истории и др.), а так же из других источников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения философии (элективный предмет)ученик должен

Знать/понимать

  • .понимать взаимосвязи общественной жизни, противоречивый характер взаимодействия природы и общества, показатели культуры личности, основные принципы и нормы морали, понятия гуманизма, законы философии;

тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, адекватного представления о современном мире, о новейших открытиях в области философии человека (философской антропологии), о ценностных ориентациях, о теоретическом обосновании жизненного мира человека и природы, общества;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • владеть способами познавательной деятельности  анализировать исторический  опыт, находить причинно-следственную связь в социальных явлениях и процессах, осмыслять жизненные ситуации, решать практические и познавательные задачи.

характеризовать основные философские  законы и социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  

  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, используя  философские термины и понятия;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия философских и  социально-гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, философской рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных философских знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •  применять философские и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Формы и методы контроля, применяемые на занятиях: опрос, устные и письменные ответы в виде таблиц, схем, тестов, эссе. Итоговое оценивание дифференцированный зачет по трех балльной системе (3,4,5).

Литература для учителя:

1. А.Ф. Малышевский  Мир человека. Учебник 10-11 класс. М., изд. Просвещение, 2003 г.

2. П.С. Гуревич Методическое пособие по  изучению курса « Введение в философию» 10-11 класс  М., изд., Олимп АСТ., 1997 г.

3. А.Ф. Малышевский  Введение в философию М., изд. Просвещение, 1998 г.

4. Н.Козлов  «Философские сказки», М., изд. Феникс, 1994 г.

5. Д.Стивенсон Философия, М. изд. АСТ Астрель. 2006 г.

6. Д.Стивенсон  Восточная философия, М, АСТ Астрель, 2006 г.

7.Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии М., Изд. Феникс.,2010 г.

Литература для учащихся.

1. П.С. Гуревич Человек  учебник 9 класс М, изд., Просвещение, 2000 г.

2. Дополнительная литература: А.Ф. Малышевский,  Мир человека, М., изд. Просвещение, 2003 г.

3. Журнал: Введение в философию.

4. Справочно-энциклопедическая литература.

Календарно-тематическое планирование 35 часов.9 класс

п.п.

Наименование темы урока

Всего

часов

Тип урока

понятия

Программа развития

Дата

Проведения

план

Дата проведения

факт

1

Философия как предмет.

1

лекция

Философия, мировоззрение,

Космос, вселенная.

 Учатся доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;

Учатся слушать товарищей и анализировать их сообщения

2

Вечные вопросы и «невечные» ответы

1

лекция

Позитивная философия

Учатся рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблем;

3

Истолкование слова «философия».

1

семинар

Доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей

4

Коллизии в творчестве философа.

1

лекция

Коллизия.

Учатся актуализировать ранее полученные знания и работать с источниками

5-6

Древнеиндийская и древнекитайская философия. Составление философского эссе.

2

комбинированный

Буддизм, Конфуцианство. Ляо-цзы, Конфуций.

Учатся актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме;

7-8

Античная культура – колыбель философии. Урок диспут

2

комбинированный

Платон, Аристотель, Зенон, Цицерон, Марк Аврелий

Учатся извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников;

Учатся доказывать свою точку зрения

9

Теории Теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм

1

лекция

Теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм

Учатся выступать публично,

Учатся участвовать в дискуссии,

Учатся актуализировать полученную информацию

10

Социоцентризм (культуроцентризм). Знаниецентризм

1

лекция

Социум, культура, знание

Развивают критическое мышление,

11-12

Мистическое откровение, религиозный опыт. Необъяснимо, но факт?

2

Круглый стол

Явление, мистика, опыт, религия.

Учатся оценивать события ретроспективно;

Формируют личностное отношение к изучаемому вопросу

13-14

Философия наука, или суверенная дисциплина. Что посылает нам Вселенная. Урок размышление.

2

практикум

Учатся размышлять и делать оценочные суждения;

Учатся выд. причинно-следств. связи;

Учатся воссоздавать образы

15

Разум – основа знания. Торжествующий разум.

1

лекция

Разум, творчество

Учатся вести коммуникативный диалог;

16

Вера  в разум. Движение, пространство, время.

1

лекция

Вера, движение, пространство,время

Учатся рационально выполнять задания;

Учатся логически осмысливать и излагать информацию;

Учатся решать познавательные задания;

17-18

Практикум «за границей ума».

2

практику

Учатся логически осмысливать и излагать информацию;

Учатся решать познавательные задания;

19

Первичность бытия или сознания?

1

лекция

Бытие, сознание, идея

Учатся переносить знания в новые ситуации;

Учатся аргументировать свою точку зрения;

20

Поиски основного вопроса философии.

1

Урок-конференция

Учатся вести диалог и полилог.

21-22

Разум как феномен. Противоречия разума.

2

комбинированный

Учатся доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;

Учатся слушать товарищей и анализировать их сообщения

23-24

Арсенал человеческого воображения. Идолы человеческого сознания.

2

лекция

Воображение. умозаключение, суждение, заблуждение

Учатся логически осмысливать и излагать информацию;

Учатся решать познавательные задания;

25

Интуиция как дар познания. Практикум решение логических задач.

1

практикум

Интуиция, дедукция, индукция, познание

Учатся решать логические задачи.

26

Бессознательное как феномен. З.Фрейд. Неофрейдизм.

1

лекция

Бессознантельное, сноведения

Учатся переносить знания в новые ситуации;

Учатся аргументировать свою точку зрения;

27-28

Философия человека. Человек – особый род сущего. Синтез и анализ.

2

комбинированный

Синтез и анализ, обобщение

Учатся решать логические задачи.

29-30

Человеческое «Я». Концепция «Я».

2

Круглый стол

Концепция

Учатся вести диалог и полилог.

31

Вечные святыни. Вера, мнение, знание.

1

лекция

Учатся переносить знания в новые ситуации;

Учатся аргументировать свою точку зрения;

32

Оправдание добра. Письма о добре.

1

Урок-иллюстрация

Добро и зло, мораль

Учатся логически осмысливать и излагать информацию;

Учатся решать познавательные задания;

33-35

Обобщающий урок.  

Деловая игра «Карусель»

Учатся использовать межпредметные и межкурсовые связи;

Учатся делать сравнительный анализ;

Учатся выделять общее и особенное;

Учатся развивать творческие способности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному предмету "Философские беседы"

Рабочая программа по элективному предмету "Философские беседы" для учащихся 10-11 классов программа расчитана на 70 часов (по 35 часов в год)...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Элективный курс для учащихся 10-11 классов "Беседы о русской стилистике и культуре речи"

Презентация проекта "Беседы о русской стилистике и культуре речи"....

Урок- беседа по краеведению. Тема беседы: "Павловск – одна из загородных резиденций императорской фамилии."

Данный урок входит в цикл уроков-бесед по теме краеведение "Люби и знай свой край". Урок выстроен в логике мативации учащихся через личную заинтерисованость, при изучении  истории родного города ...

Образовательная программа "Беседы об искусстве. Беседы о театре"

Образовательная программа «Беседы об искусстве. Беседы о театре» в системе образовательных программ дополнительного образования детей имеет художественно-эстетическую направленность....

Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" (11 класс)

Рабочая программа элективного курса "Беседы о русской стилистике и культуре речи" для учащихся 11 класса...