Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
материал (5, 6 класс)
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
Ι. Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальной терминологией ΙΙ. Практическая подготовка ребенка: 1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) 2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Творческие навыки | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; Осмысленность и правильность использования специальной терминологии Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
ΙΙΙ. Метапредметные результаты: 1.Учебно-интелектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации 3.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования 2. Учебно-коммуникативные умения: 3.2.1 Умение слушать и слышать педагога 3.2.2. Умение выступать перед аудиторией 3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место. 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе |
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений).
испытывает особых затруднений). Удовлетворительно – хорошо – отлично | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Анализ исследовательской работы Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
Л И Ч Н О С Т Н Ы Е Р Е З У Л Ь Т А Т Ы | ||||
IV. Личностные результаты: 1. Формирование контрольно-оценочной деятельности. 2. Мотивация учебной деятельности. 3. Психологический комфорт учащегося в группе. 4. Отношение к нравственным ценностям. |
| Низкий – средний - высокий Низкий – средний - высокий Низкий – средний – высокий Низкий – средний - высокий | 1 – 5 - 10 |
|
КАРТА УСПЕХА
Творческое объединение __________________________________________
Ф.И.О. педагога _______________________________________
Год обучения __________________________________________
Группа | |||||||||||||||
Уровни сформированности УУД: Красный – максимальный уровень Синий – средний уровень Зеленый – минимальный уровень | Фамилия, имя учащегося | ||||||||||||||
I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Теоретическая подготовка обучающихся: а) теоретические знания | |||||||||||||||
б) владение специальной терминологией | |||||||||||||||
2.Практическая подготовка обучающихся: а) практические умения и навыки, предусмотренные программой | |||||||||||||||
б) владение спец.оборудованием и оснащением | |||||||||||||||
в) творческие навыки | |||||||||||||||
II. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (основные общеучебные компетентности): 1. Учебно-интеллектуальные умения а) умение подбирать и анализировать специальную литературу | |||||||||||||||
б) умение пользоваться компьютерными источниками информации | |||||||||||||||
в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | |||||||||||||||
2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога | |||||||||||||||
б) умение выступать перед аудиторией | |||||||||||||||
в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии | |||||||||||||||
3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать рабочее (учебное) место | |||||||||||||||
б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | |||||||||||||||
в) умение аккуратно выполнять работу | |||||||||||||||
III. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Формирование контрольно-оценочной деятельности | |||||||||||||||
2. Мотивация учебной деятельности | |||||||||||||||
3. Психологический комфорт учащегося в группе | |||||||||||||||
4. Отношение к нравственным ценностям | |||||||||||||||
IV. Участие в различных мероприятиях и награждены: | |||||||||||||||
V. Область применения (творческое объединение, на уровне образовательной организации, муниципальный уровень) |
Условные обозначения:
Участвовали в соревнованиях – С, конкурсах – К, выставках – В, фестивалях – Ф.
Заняли: 1 место – красный цвет; 2 место – зеленый; 3 место – синий; участвовали – желтый.
Участвовали: на уровне творческого объединения – красный цвет; на уровне образовательной организации – зеленый цвет; на уровне города и района - желтый
Диагностический
инструментарий
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся
1-ый год обучения (промежуточная аттестация)
Теоретическая часть (тест-беседа)
1. Какие материалы вы знаете?
2. Какие виды бумаги вы знаете?
3. Какими свойствами обладает бумага? (подчеркнуть)
Легко режется, гибкая, твердая, не размокает в воде, рвется, колючая, моется.
4.Какие инструменты используются для работы с бумагой? (подчеркнуть)
Ножницы, линейка, карандаш, ножовка, резак, молоток.
5. Какие геометрические фигуры вы знаете?
6. О каком предмете идет речь?
Они могут быть: портновскими, маникюрными, канцелярскими, садовыми, кровельными, по железу
7. Почему у отвертки пластмассовые ручки?
а) удобно держать;
б) для защиты от тока;
в) легкий материал.
8. Можно или нет ходить по кабинету с ножницами?
а) можно
б) нельзя.
9. Чертежный инструмент, с помощью которого проводят линии и отмеряют длину
а) циркуль;
б) лекала;
в) линейка.
Практическая часть (проект «Изготовление модели автомобиля из бумаги»)
2 –ой год обучения (промежуточная аттестация)
Теоретическая часть (тест-беседа)
1. Условное изображение предмета, выполненное с помощью чертежных инструментов
а) чертеж;
б) рисунок;
в) эскиз.
2. Масштаб показывает
а) во сколько раз одна сторона чертежа больше другой;
б) во сколько раз уменьшена (увеличена) модель (изображение) по сравнению с оригиналом.
3. Как называется самолет, имеющий одну пару крыльев?
а) моноплан;
б) биплан.
4. Отличие геометрического тела от геометрической фигуры?
а) имеет два измерения: длину и ширину
б) имеет три измерения;
в) имеет объем.
5. Что такое планер?
а) безмоторный летательный аппарат;
б) летательный аппарат, который приводится в движение двигателем.
6. Самодвижущиеся машины, которые выполняют сельскохозяйственные, транспортные, строительные и многие другие виды работ
а) легковые автомобили;
б) грузовые автомобили;
в) тракторы.
7. Как называют машину, которая передвигается по рельсам?
а) легковая;
б) локомотив;
в) бульдозер.
8. Что означает штрихпунктирная линия с двумя точками
а) линия невидимого контура;
б) осевая линия;
в) линия сгиба.
9. Подберите к термину правильное определение: КВАДРАТ - это
а) прямоугольник, у которого все стороны равны;
б) четырехугольник, у которого все стороны равны;
в) четырехугольник, у которого все углы прямые.
Практическая часть (проект «Изготовление усложненной модели автомобиля с электрическим приводом»)
3-ий год обучения (промежуточная аттестация)
Теоретическая часть (тест-опрос)
1.Рассказать правила техники безопасности при работе на станках и с режущим инструментом, краской, растворителем, клеем
2. Из каких основных частей состоит автомобиль
+1. Двигатель, кузов, шасси.
2. Двигатель, трансмиссия, кузов.
3. Двигатель, шасси, рама.
4. Ходовая часть, двигатель, кузов.
5. Шасси, тормозная система, кузов.
3 . Как расшифровывается ВАЗ 21011
1. Волынский автозавод, объем двигателя 1.8л, седан, 11 модель.
+2. Волжский автомобильный завод, легковой, объем двигателя до 1.8л, 11 модель.
3. Волжский автомобильный завод, фургон, объем двигателя 1.4л, 11 модель.
4. . Волжский автомобильный завод, модель 21, объем двигателя 1.1 л.
5. Волжский автомобильный завод, фургон.
4. Виды двигателей внутреннего сгорания в зависимости от типа топлива.
1. Бензин, дизельное топливо, газ.
2. Бензин, сжиженный газ, дизельное топливо.
+3. Жидкое, газообразное, комбинированное.
4. Комбинированное, бензин, газ.
5. Дизельное топливо, твердое топливо, бензин.
Практическая часть (проект «Изготовление модели автомобиля на радиоуправлении»)
4-ый год обучения (промежуточная аттестация)
Теоретическая часть (тест-опрос)
- Что такое автомоделизм?
- Какие вы знаете спортивные классификации радиоуправляемых автомоделей?
- Класс модели определяет основные технические требования, и может делиться на подклассы. Приведите примеры деления класса ДТМ-Э.
4. Перечислите основные детали ДВС.
1. Коленчатый вал, задний мост, поршень, блок цилиндров.
+2. Шатун, коленчатый вал, поршень, цилиндр.
3.Трансмиссия, поршень, головка блока, распределительный вал.
4. Поршень, головка блока, распределительный вал.
5. Трансмиссия, головка блока, распределительный вал.
Практическая часть (проект «Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦБ»)
5-ый год обучения (промежуточная аттестация)
Теоретическая часть (тест-опрос)
«Проектная деятельность»
- Проект - это…
Выберите один правильный ответ
а) деятельность по созданию изделия или модели изделия;
б) творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели, решение какой-либо проблемы;
в) результат какой-либо деятельности-проектирования;
- Проектирование называется…
Выберите один правильный ответ
а) процесс определения архитектуры, компонентов, интерфейсов и других характеристик системы или её части;
б) деятельность по созданию материального образа разрабатываемого объекта;
в) подготовка комплекта проектной документации, а так же сам процесс создания проекта.
- Проектная деятельность – это…
Выберите один правильный ответ
а) это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность;
б) деятельность по созданию нового нужного изделия, новой услуги.
в) овладение оперативными знаниями;
- Творческая деятельность, направленная на достижение цели будет успешна, если мы будем придерживаться определенных правил.
Выберите несколько верных ответов
а) Имеет начало и конец во времени;
б) Работать можно столько, сколько нужно, что бы достичь результата;
в) Решать проблемы нужно быстро, но качественно;
г) Решать проблемы нужно опираясь на свой опыт;
д) В процессе работы отвечать на вопросы, поставленные учителем;
- Где брать идеи для своих творческих проектов?
Выберите несколько верных ответов
а) из учебника;
б) списать у друга;
в) в ГДЗ;
г) в сети Интернет;
д) спросить у учителя;
е) из дополнительной литературы.
- Творческий проект можно выполнять:
Выберите несколько верных ответов.
а) только индивидуально;
б) только в группе;
в) индивидуально;
г) коллективно;
д) только в группе;
е) только коллективно.
- Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.
Разработка конструкции
Подбор материалов и инструментов
Организация рабочего места
Изготовление изделия
Подсчёт затрат на изготовление изделия
Б
Технологический
2
- Контроль качества изделия
- Испытания изделия
- Анализ изделия
- Защита проекта
В
Заключительный
3
- Выбор темы
- Обоснование потребности
- Формулировка требований
- Разработка вариантов изделия
- Выбор лучшего варианта изделия
Ответ: А-______, Б-___________, В-_________.
- Установите последовательность этапов работы над творческим проектом.
а) аналитический этап;
б)подготовительный;
в) технологический.
Ответ: 1 -____, 2 -___, 3 -____.
9.Установите последовательность нашей деятельности в процессе работы над проектом.
а) исправлять ошибки;
б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;
в) подбирать материалы и инструменты;
г) подсчитывать затраты;
д) оценивать свою работу;
е) организовывать своё рабочее место;
ж) изготовлять вещи и готовить блюда своими руками
10.План мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в определённый промежуток времени
Выберите один правильный ответ
а) Исследование
б) Проект
в) Гипотеза
11. Гипотеза
Выберите один правильный ответ
а) Краткое изложение основных положений доклада, лекции
б) Обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение
в) Этап принятия решения
12. Мультипроект
Выберите один правильный ответ
а) Отдельный проект, не связанный с другими проектами
б) Комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и мегапроектов
в) Комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов
13. Среднесрочный проект выполняется сроком
Выберите один правильный ответ
а) От одного до пяти лет
б) От пяти до десяти лет
в) После десяти лет
14. Это слово греческого происхождения буквально означает «положение , утверждение » вид вторичного документа ….?
Впишите пропущенное слово
15. Актуальность темы обосновывается с точки зрения ее …
Впишите пропущенное слово
• Научной значимости
• Социальной значимости
• … значимости
Практическая часть (проект «Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦЕ»)
6-ой год обучения (промежуточная аттестация)
Теоретическая часть (тест-опрос)
1. Какие станки применяют для раскроя пиломатериалов, заготовок, плитных материалов:
а) продольно-фрезерные станки;
б) круглопильные станки;
в) рейсмусовые станки.
2. Для работы на круглопильных станках применяют:
а) плоские круглые пилы;
б) долбежную цепь;
в) фрезы.
3. Какие станки применяют для одностороннего фрезерования у заготовок, пластей и кромок:
а) продольно-фрезерные станки;
в) фуговальные станки;
г) фрезерные станки.
4. Какие преимущества имеют лесорамы перед ленточнопильными станками:
а) высокая металлоемкость;
б) повышенный шум и вибрация; в) возможность распилить бревно вразвал за I проход.
5. Что означает термин «постав»: а) ориентация бревна в пильной рамке;
б) способ крепления в пильной рамке;
в) расположение пил в пильной рамке.
6. Назначение станка СФ 4: а) для обработки базовых поверхностей брусковых заготовок перед калиброванием;
б) для калибрования брусковых заготовок;
в) для обработки мебельных щитов
7. Для чего служит расклинивающий нож на станке Ц 6: а) для предупреждения заклинивания пилы;
б) для обеспечения прямолинейности пиления;
в) для улучшения удаления опилок.
8. Назначение станка СР 4: а) для обработки базовых поверхностей перед калиброванием брусковых заготовок;
б) для обработки заготовок на заданный размер по толщине; в) для калибрования плит ДСП.
9. Назначение станка С10 четырехстороннего: а) обработка брусковых заготовок по толщине; б) одновременного четырехстороннего плоскостного и профильного фрезерования;
в) обработка брусковых заготовок вдоль с нарезанием шпунта и гребня.
10. Назначение станка ШО15: а) нарезание рамных шипов с одной стороны; б) нарезание шпунта и гребня в половых досках. в) нарезание рамных шипов с двух сторон за один проход.
11. Назначение сверлильных станков: а) для высверливания сучков и заделки отверстий; б) для сверлений отверстий под шканты в кромках мебельных щитов;
в) для высверливания круглых сквозных и не сквозных отверстий.
12. Назначение шлифовальных станков: а) шлифование древесных материалов для получения глянцевой поверхности; б) шлифование древесных материалов для получения гладких и ровных поверхностей;
в) шлифование прямолинейных сторон мебельных заготовок с целью уменьшения размера заготовки.
13. Какой из перечисленных узлов станка преобразует вращательное движение ходового винта в прямолинейное поступательное движение суппорта:
а) коробка подачи;
б) фартук станка;
в) гитара станка.
14. Назначение долбежных станков: а) для выработки гнезд прямоугольной формы; б) для выработки гнезд круглой формы;
в) для выработки шпунта и гребня.
15. Скорость резания увеличивается если:
а) увеличить подачу;
б) уменьшить подачу и увеличить глубину резания;
в) увеличить частоту вращения шпинделя.
16. Назначение станка ЦПА-40: а) для поперечной и продольной распиловки;
б) для продольной распиловки;
в) для поперечной распиловки.
17. На каких фуговальных станках фрезеруют одновременно две смежные поверхности заготовки, пласть и кромку: а) двусторонние;
б) трёхсторонние;
б) четырёхсторонние.
18. Фрезерные станки предназначены для: а) фрезерной обработки кривых поверхностей;
б) плоской, профильной и рельефной обработки пластей и кромок;
в) строгания в размер по толщине.
Практическая часть (проект «Изготовление радиоуправляемой модели класса РЦА»)
7-ой год обучения (итоговая аттестация)
Теоретическая часть (тест-опрос)
1. Назначение токарных станков: а) для получения деталей в виде тел вращения; б) для получения криволинейных деталей;
в) для получения черновых заготовок.
2. Станки для раскороя досок, брусков; фрезерования, образования шипов и проушин, сверления это:
а) станки для специальных производств;
б) станки общего назначения;
в) универсальные станки. Начало формыКонец формыНачало формы
Конец формы
3. Станки, у которых заготовки непрерывным потоком подаются на режущий инструмент:Начало формы а) цикловые;
б) проходные;
в) многошпиндельные.
4. Что обозначает первая буква в индексации станков? а) тип станка;
б) основной признак станка;
в) основные параметры станка.
5. Основание станка, к которому крепят основные и вспомогательные части:
а) станина;
б) рабочий стол;
в) суппорт.
6. Чем отличаются друг от друга пилы продольного, поперечного и смешанного пиления?
а) формой зубьев;
б) величиной зубьев;
в) видом заточки зубьев.
25. Какие станки распиливают доски на отрезки? а) с вальцево – дисковой подачей материала;
б) продольно – фрезерные;
в) прямолинейным перемещением суппорта
7. Что поступает в цилиндр карбюраторного двигателя при такте «впуск»
1. Сжатый, очищенный воздух.
2. Смесь дизельного топлива и воздуха.
3. Очищенный и мелко распыленный бензин.
+4. Смесь бензина и воздуха.
5. Очищенный газ.
8. За счет чего воспламеняется горючая смесь в дизельном двигателе.
1. За счет форсунки.
+2. За счет самовоспламенения.
3. С помощью искры которая образуется на свече.
4. За счет свечи накаливания.
5. За счет давления сжатия
Практическая часть (проект «Изготовление радиоуправляемой модели класса ДТМ»)
МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»
Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.
Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ «нет» в 0 баллов.
Вопросы
- Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?
- Задаешь ли ты много вопросов?
- Нравится ли тебе играть в сложные игры?
- Постоянно ли ты что-то мастеришь?
- Есть ли у тебя новые интересные идеи?
- Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?
- Всегда ли тебе интересна новая работа?
- Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?
- Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?
- Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?
- Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?
- Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?
Обработка результатов
Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.
10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.
5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.
4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.
ТЕСТ «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»
Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.
Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА»
Методика разработана преподавателями Московского педагогического института (Ю.М. Орлов, В.И. Шкуркин, Л.П. Орлова).
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Инструкция
Если Вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Утверждения
- Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета.
- Если я лишусь любимого занятия, то жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими мыслями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.
- Мои родители считали меня ленивым ребенком.
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.
- Мои родители слишком строго контролировали меня.
- Терпения во мне больше, чем способностей.
- Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, если даже шансы не в мою пользу.
- Я не усердный человек.
- Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я написал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.
- Мои близкие обычно не одобряют моих планов.
- Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
Обработка результатов
Подсчитайте количество ответов «да» в левой колонке бланка. Подсчитайте количество ответов «нет» в правой колонке бланка. Сложите оба числа. Сумму сравните с психодиагностической шкалой.
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Уровни (психологическая шкала) | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | высокий |
0-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и выше |
Лица с высоким уровнем потребности в достижениях имеют следующие характерные черты:
- Настойчивость в достижении своих целей, неудовлетворенность достигнутым.
- Постоянное стремление сделать дело лучше, чем делал раньше.
- Склонность сильно увлекаться работой.
- Стремление в любом случае получить удовольствие от работы.
- Неспособность плохо работать.
- Стремление изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел.
- Отсутствие духа соперничества.
- Желание того, чтобы другие вместе с ним пережили успех.
- Неудовлетворенность от неожиданной легкости задач.
- Готовность принимать помощь и помогать другим при решении трудных задач.
АНКЕТА «ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА» (раздаточный лист)
Проверьте, есть ли у Вас стремление к «улучшению», т.е. стремление к творческой деятельности, к постоянному совершенствованию. По определению психологов, это стремление именуется как потребность в достижениях.
В анкете имеются утверждения, которые позволяют уточнить Вам мнение по ряду вопросов, ваши интересы и то, как вы оцениваете себя.
Если вы согласны с утверждением, то напишите «да» рядом с его номером. Если не согласны с утверждением, то напишите «нет». Имейте в виду, что утверждения очень коротки и не могут содержать все необходимые подробности. Представляйте себе типичные ситуации. Возможно, что некоторые утверждения будет трудно отнести к себе. В этом случае все-таки постарайтесь ответить «да» или «нет». Не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое мнение. Хороших или плохих ответов не существует.
Бланк для заполнения анкеты «Потребность в достижениях»
Ф.И. учащегося ________________________________________
Дата _______________
2… | 1… |
6… | 3… |
7… | 4… |
8… | 5… |
14… | 9… |
16… | 10… |
18… | 11… |
19… | 12… |
21… | 13… |
22… | 15… |
17… | |
20… | |
Сумма «да»… | Сумма «нет»… |
Выводы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ»
Цель: выявить творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Вопросы
- Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое в чем.
- Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
- Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да
б) да, при благоприятных обстоятельствах
в) лишь в некоторой степени.
- Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка; б) это маловероятно; в) важно.
- Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да
б) часто думаете, что не сумеете
в) да, часто.
- Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает
б) неизвестное вас не интересует
в) все зависит от характера этого дела.
- Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да; б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только, если вам это нравится.
- Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли знать о нем все:
а) да
б) нет, вы хотите научиться только самому основному
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
- Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу
б) махнете рукой на эту затею, как понимаете, что она нереальна
в) продолжать делать свое дело, даже, когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
- По-вашему, профессию надо выбрать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней
в) преимуществ, которые она обеспечит.
- Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да
б) нет, боитесь сбиться с пути
в) да, но только там, где местность вам понравилась.
- Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда
б) всего вспомнить не можете
в) запоминаете только, что вас интересует.
- Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений
б) да, если это слово легко запомнить
в) повторите, но не совсем правильно.
- В свободное время вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить
б) находиться в компании
в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.
- Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным
б) вы более или менее довольны
в) вам еще не все удалось сделать.
- Когда вы один:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
- Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь
б) вы можете делать это только наедине
в) только там, где будет не слишком шумно.
- Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Обработка полученной информации
Необходимо подсчитать очки, которые набрал опрашиваемый, таким образом:
За ответ «а» - 3 очка,
За ответ «б» - 1 очка,
За ответ «в» - 2 очка.
Вопросы 1,6,7,8 определяют границы любознательности; вопросы 2,3,4,5 – веру в себя; вопросы 9 и 15 – постоянство; вопросы 12 и 13 – слуховую память; вопрос 11 – зрительную память; вопрос 14 – стремление быть независимым; вопросы 16 и 17 – способность абстрагироваться; вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Общая сумма набранных очков показывает уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
ТЕСТ «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ» (раздаточный лист)
Цель: выявить Ваш творческий потенциал личности.
Ход выполнения. Общеизвестно, что составляющими основными качествами творческого потенциала личности являются следующие способности – любознательность, вера в себя, постоянство, амбициозность, слуховая, зрительная память, стремление быть независимым, способность абстрагировать, сосредоточенность.
Выявить творческий потенциал личности возможно, если ответить на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов а, б, в.
Инструкция: отметьте один из предложенных вариантов а, б, в.
Ф.И. воспитанника _____________________________________
Дата ______________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»
Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.
Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».
Вопросы:
- Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?
- Меняешь ли ты со временем свои наклонности?
- Любишь рисовать абстрактные картины?
- Любишь рисовать воображаемые предметы?
- Любишь фантастические истории?
- Сочиняешь рассказы или стихи?
- Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?
- Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?
- Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?
- Боишься темноты?
- Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
- Считал ли это слово понятным без объяснения?
- Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?
- Был ли удачен этот эксперимент?
- Использовал ли свои вещи не по назначению?
- Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?
- В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?
- Есть ли у тебя свой собственный мир?
- Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?
- Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?
- Любишь ли читать книжки без иллюстраций?
- Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?
- Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?
Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.
Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.
15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.
9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.
4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.
До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.
ТЕСТ «ТВОИ ТАЛАНТЫ» (раздаточный лист)
Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.
Инструкция: Просим при ответах на вопрос
ответить – «да»
или – «нет».
Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________
№ вопроса | Ответы на вопросы («да», «нет») |
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Цель: выявить степень сформированности у учащихся уровень творческой активности.
Ход выполнения: замеры осуществляются по следующим критериям: чувство новизны, критичность, направленность на творчество, а также самооценка творчества.
Оценивание проводится по каждому критерию отдельно, определяется средний балл, а затем определяется общий уровень творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
МЕТОДИКА «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ»
Цель: выявить уровень сформированности творческого качества – чувство новизны.
Ход выполнения: выберите тот ответ, который соответствовал бы вашему поступку в предложенных ниже ситуациях, и обведите кружочком в каждом вопросе соответствующую букву, а затем подсчитайте сумму набранных баллов и разделите на 10 (количество вопросов). Так вы определите уровень сформированности у вас творческого качества (чувства новизны).
1. Если бы я строил дом для себя, то:
а) построил бы его по типовому проекту – 0
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино – 1
в) построил бы такой, которого нет ни у кого – 2.
2. Если мне нужно развлекать гостей, то я:
а) провожу вечер, как проводят родители со своими гостями – 0
б) сочиняю сам сюрприз для гостей – 2
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино – 1.
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:
а) оригинальную - 2
б) трудную - 1
в) простую – 0
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:
а) красивое – 1
б) точное – 0
в) необычное – 2.
5. Когда я пишу сочинение, то:
а) подбираю слова как можно проще – 0
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли – 1
в) стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова – 2.
6. Мне хочется, чтобы на уроках:
а) все работали – 1
б) было весело – 0
в) было много нового – 2.
7. Для меня самое важное в общении:
а) хорошее отношение к товарищам – 0
б) возможность узнать новое («родство души») – 2
в) взаимопомощь – 1.
8. Если бы я был поваром, то:
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны – 0
б) создавал бы новые блюда – 2
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда – 1.
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:
а) «Седьмое чувство» - 0
б) «Поле чудес» - 1
в) «Очевидное-невероятное» - 2.
10. Если бы я отправил в путешествие, то выбрал бы:
а) наиболее удобный маршрут – 0
б) неизведанный маршрут – 2
в) маршрут, который хвалили мои друзья – 1.
ОПРОСНИК «ЧУВСТВО НОВИЗНЫ» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника _________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «КРИТИЧНОСТЬ»
Цель: выявить уровень сформированности качества творческой личности – критичность.
Ход выполнения: согласны ли вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте свои ответы следующими символами:
А) полностью согласен – 0.
Б) не согласен – 2.
В) не готов дать оценку данному высказыванию – 1.
- Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д.И.Писарев).
- Лицо – зеркало души (М.Горький).
- Единственная настоящая ценность – это труд человеческий (А.Франс).
- Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
- Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл).
- Дорога к славе прокладывается трудом (Публиций Сир).
- Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в унынье (Блез Таскань).
- Способности, как мускулы, растут при тренировке (К.А.Тимирязев).
- Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.П.Оруэлл).
ОПРОСНИК «КРИТИЧНОСТЬ» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы А - полностью согласен, Б - не согласен, В - не готов дать оценку данному высказыванию |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
Цель: выявить уровень направленности учащихся на творчество.
Ход выполнения: учащихся просят ответить на вопрос, выбирая наиболее приемлемый в каждой ситуации вариант: а, б, в.
Если бы у вас был выбор, то что бы вы предпочли?
- а) читать книгу – 0
б) сочинять книгу – 2
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
- а) выступать в роли актера – 2
б) выступать в роли зрителя – 0
в) выступать в роли критика – 1.
- а) рассказывать всем местные новости – 0
б) не пересказывать услышанное – 1
в) прокомментировать то, что услышали – 2.
- а) придумывать новые способы выполнения работы – 2
б) работать, используя испытанные приемы – 0
в) искать в опыте других лучшие способы работы – 1.
- а) исполнять указания – 0
б) организовывать людей – 2
в) быть помощником руководителя – 1.
- а) играть в игры, где каждый действует сам за себя – 2
б) играть в игры, где можно проявить себя – 1
в) играть в команде – 0
- а) смотреть интересные фильмы дома – 1
б) читать книгу – 2
в) проводить время в компании друзей – 0.
- а) размышлять, как улучшить мир – 2
б) обсуждать с друзьями, как улучшить мир – 1
в) смотреть спектакль о красивой жизни – 0.
- а) петь в хоре – 0
б) петь песню соло или дуэтом – 1
в) петь свою песню – 2.
- а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0
б) отправиться в путешествие на корабле – 1
в) отправиться в экспедицию с учеными – 2.
Обработка полученной информации: необходимо подсчитать количество набранных баллов и разделить на 10 (количество утверждений). Получим средний балл.
Можно выделить 3 уровня творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ____________________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (а, б, в) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА»
Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.
Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.
Высказывания.
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне удается находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать свою правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.
- Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
ОПРОСНИК «САМООЦЕНКА ТВОРЧЕСТВА» (раздаточный лист)
Ф.И. воспитанника ___________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы (да, нет, трудно сказать) |
Итого: |
Уровни творческой активности:
- низкий – от 0 до 0,7 балла,
- средний – от 0,8 до 1,6 балла,
- высокий – от 1,7 до 2 баллов.
МЕТОДИКА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ» Д.ДЖОНСОНА
Методика «Креативность личности» - это экспресс-диагностика, позволяющая оценить наличие у подростка восемь характеристик креативности: чувствительность к проблеме, предпочтений сложностей; беглость; гибкость; находчивость, изобретательность, разработанность; воображение, способность к структурированию; оригинальность, изобретательность и продуктивность; независимость, уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение. Данная методика, позволяет изучить уровень развития творческого мышления (креативности).
Опросник «Креативность личности» – это объективный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.
Данная методика позволяет провести как самооценку учащимися старшего школьного возраста (9-11 классы), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками.
Инструкция
Вам предлагается 8 пунктов основных характеристик творческого мышления, оцените каждый пункт по шкале, содержащей пять градаций:
1 = никогда,
2 = редко,
3 = иногда,
4 = часто,
5 = постоянно.
Контрольный список характеристик креативности
Ф.И. учащегося _____________________________ Дата _____________
Вопрос: «Творческая личность способна» | Ответ в баллах |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Обработка полученной информации
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка - 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределение суммарных оценок по уровням креативности.
Уровни креативности
Очень высокий | 40-34 балла |
Высокий | 33-27 баллов |
Нормальный, средний | 26-20 баллов |
Низкий | 19-15 баллов |
Очень низкий | 14-0 баллов |
ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
(раздаточный лист)
Ф.И. учащегося ____________________________________
Дата _________________
№ вопроса | Ответы на вопросы |
Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
ОПРОСНИК Д.ДЖОНСОНА «КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
(Общий лист ответов)
ФИО респондента (педагога, заполняющего анкету)
В таблице под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности), которые описаны выше.
Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени каждый ученик вашего детского объединения обладает вышеописанными творческими характеристиками.
Возможные оценочные баллы:
5 — постоянно; 4 —- часто; 3 — иногда; 2 — редко; 1 — никогда
№ | ФИ учащихся | Творческие характеристики | Сумма баллов | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог дополнительного образования
МЕТОДИКА «ТЕСТ ДИВЕРГЕНТНОГО (ТВОРЧЕСКОГО) МЫШЛЕНИЯ»
Автор: Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).
Серия рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и образность речи).
Время проведения: для детей 5 – 10 лет - 25 минут; 11 – 17 лет – 20 минут.
Возраст респондентов: 5 - 17 лет.
Цель: выявление способности к творческому самовыражению.
Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.
Инструкция
Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».
Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.
Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.
Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.
Обработка полученных данных
Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
— беглость (Б)
— гибкость (Г)
— оригинальность (О)
— разработанность {?)
— название (Н)
1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.
Четыре возможные категории:
— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.
— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.
— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.
— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.
(см. иллюстрации на следующей странице).
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.
Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.
Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.
1 балл — рисуют только снаружи (см. образец 1); 2 балла — рисуют только внутри (см. образец 2).
3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри (синтез — см. образец 3).
Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.
4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.
0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)
1 балл — асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).
2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).
3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).
Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.
5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).
0 баллов — название не дано.
1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).
2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11).
3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7).
Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок.
Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления
(смотри оценки Б — Г — О — Р — Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).
БЕГЛОСТЬ | Общее количество выполненных рисунков. Возможно тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок). |
ГИБКОСТЬ | Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории). |
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ | Где выполняется рисунок: — вне стимульной фигуры — 1 балл — внутри стимульной фигуры — 2 балла — внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов. |
РАЗРАБОТАННОСТЬ | Где дополняющие детали создают асимметрию изображения: — симметрично повсюду — 0 баллов — асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл — асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла — асимметрично внутри и снаружи — 3 балла (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов. |
НАЗВАНИЕ | Словарный запас и образное, творческое использование языка: — название не дано — 0 баллов. — название из одного слова — 1 балл. — название из нескольких слов — 2 балла. — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла. (суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов обучения детей по дополнительным образовательным программам
Представлен материал мониторинга знаний обучающихся...
Мониторинг результатов обучения школьников по дополнительной образовательной программе
Мониторинг результатов обучения школьников по дополнительной образовательной программе Направление «Развитие творческих способностей обучающихся». Учитель русского языка и литературы Андреева А....
Презентация к теоретической работе "Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе"
В презентации в форме схем,таблиц отражены методы диагностики образовательного процесса на примере хореограического коллектива "Росток"....
Мониторинг результатов уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Мониторинг результатов уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительнойобщеобразовательной общеразвивающей программе...
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...