Рабочая программа «Хабылык-хаамыска»
материал
В современном обществе целью развития подростков является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой подросток учится, развивается, растет. Якутские национальные настольные игры хабылык и хаамыска развивают мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев, координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения на различных соревнованиях.
Сегодня национальные настольные игры хабылык и хаамыска получили большую популярность. В 1992 году была создана Федерация национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете физической культуры и спорта, и они получили статус вида спорта. Данный вид спорта включен в перечень «Игр Манчаары», которые проводятся каждые 4 года в Республике Саха (Якутия).
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
- Приобретение знаний об якутских национальных настольных играх, о традициях, истории и культуре якутского народа;
- Обучение правилам якутских национальных настольных игр хабылык, хаамыска;
- Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта и гигиены.
Развивающие:
- Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- Гармоническое развитие функциональных систем организма ребенка, повышение жизненного тонуса;
- Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
- Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- Привить учащимся интерес и любовь к родной истории, культуре;
- Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_habylyk.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Амгинская средняя общеобразовательная школа№2 им.В. В. Расторгуева»
Рассмотрено | Согласовано | Утверждено |
Протокол заседания МО ГЦ №__ от «__» _________ 2018 г. Руководитель МО _____________(Бочкарева И.В.) | Зам. директора по УР _______________ (Кузьмин В.М.) «__»_____________2018 г. | Директор МБОУ АСОШ№2 №__ от «__»__________2018 г. ________________ (Артемьев И.А.) |
Рабочая программа
«Хабылык-хаамыска»
Учитель английского языка:
Чирикова Алена Кузьминична
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
В современном обществе целью развития подростков является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой подросток учится, развивается, растет. Якутские национальные настольные игры хабылык и хаамыска развивают мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев, координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения на различных соревнованиях.
Сегодня национальные настольные игры хабылык и хаамыска получили большую популярность. В 1992 году была создана Федерация национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете физической культуры и спорта, и они получили статус вида спорта. Данный вид спорта включен в перечень «Игр Манчаары», которые проводятся каждые 4 года в Республике Саха (Якутия).
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Обучающие:
- Приобретение знаний об якутских национальных настольных играх, о традициях, истории и культуре якутского народа;
- Обучение правилам якутских национальных настольных игр хабылык, хаамыска;
- Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта и гигиены.
Развивающие:
- Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- Гармоническое развитие функциональных систем организма ребенка, повышение жизненного тонуса;
- Повышение физической и умственной работоспособности школьника.
Воспитывающие:
- Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- Привить учащимся интерес и любовь к родной истории, культуре;
- Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Общая характеристика курса
Предлагаемая программа знакомит учащихся с якутскими национальными настольными играми хабылык, хаамыска, в которых отражаются национальный аспект. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей.
Содержание программы предполагает двухразовые занятия в неделю по 45 минут каждое, всего 60 занятий в год.
Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий. Светлый просторный кабинет, столы и игровые принадлежности хабылык и хаамыска.
Основу учебного материала составляют игры, сходные по определенным признакам:
- по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт якутского народа, вечная борьба добра против зла);
- по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);
- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);
- по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты)
Содержание программы
- Якутские национальные настольные игры
- Якутская национальная настольная игра ХАБЫЛЫК
- Якутская национальная настольная игра ХААМЫСКА
- Соревнования различного уровня: школьная, наслежная, улусная, региональная, республиканская.
Ожидаемый результат:
К концу первого года обучения дети
должны иметь представление:
- об историческом наследии якутского народа и якутских народных игр
- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;
должны знать:
- историю возникновения якутских национальных настольных игр;
- правила игры;
- правила проведения игр;
- правила судейства игр;
- правила поведения во время игр;
- основные факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы правильного питания;
должны уметь:
- играть хабылык менее 2 минут;
- набирать больше 20 очков по хаамыска;
- грамотно вести судейство;
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.
Методическое обеспечение и технологии программы:
Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.
Практические занятия объединяются в комплексы, которые периодически изменяются и обновляются.
Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.
Уровень своей подготовки учащиеся могут проверить, участвуя на соревнованиях различного уровня.
Требования планируемых результатов реализации программы направлены:
- на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Помимо того, национальные настольные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.
- введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД
- Определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышеня мотивации к здоровому образу жизни;
- Понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
- Соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;
- Активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.
Регулятивные УУД:
- Планировать свои действия с поставленной задачей;
- Ставить учебные задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;
- Контролировать и оценивать выполнение заданий и уровень своей подготовки к различным соревнованиям.
Познавательные УУД:
- Находить и структурировать информацию;
- Анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
- Осваивать правила поведения и безопасности.
Коммуникативные УУД:
- Учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Контролировать действия партнера в игровой деятельности.
Материально-техническое обеспечение программы:
- Светлый просторный кабинет
- Столы
- Хабылык (в 1 наборе 30штук)
- Хаамыска (в 1 наборе 5 штук)
- Секундомер
- Тетрадь для записей результатов игры.
Календарно-тематиче6ский план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Якутские национальные виды спорта | 1 | |||
2 | Гигиена настольных игр | 2 | |||
3 | Якутские национальные настольные игры | 2 | |||
4 | Хабылык – игра предков | 2 | |||
5 | Хабылык – современная игра | 10 | |||
6 | Различные способы игры хабылык | 2 | |||
7 | Хаамыска – якутская игра | 2 | |||
8 | Хаамыска для начинающих | 2 | |||
9 | Хаамыска - тонсуур | 10 | |||
10 | Хаамыска - умсаах | 5 | |||
11 | Хаамыска - куерэгэй | 5 | |||
12 | Правильное питание | 1 | |||
13 | Организм человека | 1 | |||
14 | Спортивные соревнования | 1 | |||
15 | Тренировка хабылык, хаамыска | 5 | |||
16 | Троеборье (абсолютное первенство) | 2 | |||
17 | Судейство на соревнованиях | 2 | |||
18 | Подготовка к соревнованиям | 5 |
Литература:
- Брошюра «Якутские национальные настольные игры хабылык, хаамыска». 2005г. Федерация ННИ РС(Я)
- Васильков Г.А. От игры – к спорту, 1985.
- Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Интегрированный урок по КНРС(Я) и физической культуре Настольные игры предков «Хабылык», «Хаамыска»
Обучающая: Сформировать интерес к настольным играм предков.Развивающая: способствовать развитию координации, ловкости рук, зоркости глаз, быстроты реакции, воображе...