Рабочая программа «Хабылык-хаамыска»
материал

В современном обществе целью развития подростков является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой подросток  учится, развивается, растет. Якутские национальные настольные игры хабылык и хаамыска развивают мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев, координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения на различных соревнованиях.

Сегодня национальные настольные игры хабылык и хаамыска получили большую популярность. В 1992 году была создана Федерация национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете физической культуры и спорта, и они получили статус вида спорта. Данный вид спорта включен в перечень «Игр Манчаары», которые проводятся  каждые 4 года в Республике Саха (Якутия).

Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Обучающие:

  • Приобретение знаний об якутских национальных настольных играх, о традициях, истории и культуре якутского народа;
  • Обучение правилам якутских национальных настольных игр хабылык, хаамыска;
  • Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта и гигиены.

Развивающие:

  • Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • Гармоническое развитие функциональных систем организма ребенка, повышение жизненного тонуса;
  • Повышение физической и умственной работоспособности школьника.

Воспитывающие:

  • Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
  • Привить учащимся интерес и любовь к родной истории, культуре;
  • Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_habylyk.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Амгинская средняя общеобразовательная школа№2 им.В. В. Расторгуева»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

Протокол заседания МО ГЦ

№__ от «__» _________ 2018 г.

Руководитель МО

_____________(Бочкарева И.В.)

Зам. директора по УР

_______________ (Кузьмин В.М.)

«__»_____________2018 г.

Директор МБОУ АСОШ№2

№__ от «__»__________2018 г.

________________ (Артемьев И.А.)

Рабочая программа

«Хабылык-хаамыска»

Учитель английского языка:

Чирикова Алена Кузьминична

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

В современном обществе целью развития подростков является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра - ведущий вид деятельности, в которой подросток  учится, развивается, растет. Якутские национальные настольные игры хабылык и хаамыска развивают мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев, координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения на различных соревнованиях.

Сегодня национальные настольные игры хабылык и хаамыска получили большую популярность. В 1992 году была создана Федерация национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете физической культуры и спорта, и они получили статус вида спорта. Данный вид спорта включен в перечень «Игр Манчаары», которые проводятся  каждые 4 года в Республике Саха (Якутия).

Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося.

Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

Обучающие:

  • Приобретение знаний об якутских национальных настольных играх, о традициях, истории и культуре якутского народа;
  • Обучение правилам якутских национальных настольных игр хабылык, хаамыска;
  • Прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта и гигиены.

Развивающие:

  • Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • Гармоническое развитие функциональных систем организма ребенка, повышение жизненного тонуса;
  • Повышение физической и умственной работоспособности школьника.

Воспитывающие:

  • Формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
  • Привить учащимся интерес и любовь к родной истории, культуре;
  • Воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Общая характеристика курса

Предлагаемая программа знакомит учащихся с якутскими национальными настольными играми хабылык, хаамыска, в которых отражаются национальный аспект. Процесс формирования первичных умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей.

Содержание программы предполагает двухразовые занятия в неделю по 45 минут каждое, всего 60 занятий в год.

Рекомендуется создать благоприятные условия для проведения занятий. Светлый просторный кабинет, столы и игровые принадлежности хабылык и хаамыска.

Основу учебного материала составляют игры, сходные по определенным признакам:

- по видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт якутского народа, вечная борьба добра против зла);

- по интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности);

- по содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные);

- по физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты)

Содержание программы

  1. Якутские национальные настольные игры
  2. Якутская национальная настольная игра ХАБЫЛЫК
  3. Якутская национальная настольная игра ХААМЫСКА
  4. Соревнования различного уровня: школьная, наслежная, улусная, региональная, республиканская.

Ожидаемый результат:

К концу первого года обучения дети

должны иметь представление:

- об историческом наследии якутского народа и якутских народных игр

- о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности;

должны знать:

- историю возникновения якутских национальных настольных игр;

- правила игры;

- правила проведения игр;

- правила судейства игр;

- правила поведения во время игр;

- основные факторы, влияющие на здоровье человека;

- основы правильного питания;

должны уметь:

- играть хабылык менее 2 минут;

- набирать больше 20 очков по хаамыска;

- грамотно вести судейство;

- проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

- применять игровые навыки в жизненных ситуациях.

Методическое обеспечение и технологии программы:

Теоретический материал программы лучше давать темами, сообщение знаний организовать в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности.

Практические занятия объединяются в комплексы, которые периодически изменяются и обновляются.

Занятия проводятся интегрировано. При проведении занятий должны быть учтены особенности организма учащихся, его пониженные функциональные возможности, также то, что в группе могут быть ученики с различным диагнозом. Поэтому индивидуальный подход должен быть одним из основных принципов организации занятий.

Уровень своей подготовки учащиеся могут проверить, участвуя на соревнованиях различного уровня.

Требования планируемых результатов реализации программы направлены:

- на формирование первичных общеучебных умений и навыков у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения. Они разнообразны, развлекательны и эмоциональны. Помимо того, национальные настольные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными игровыми традициями и культурой.

- введение детей в предметную область физической культуры. Овладение детьми способом игровой деятельности позволит им применять умения и навыки и в другие периоды жизни в зависимости от меняющихся обстоятельств.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД

  • Определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышеня мотивации к здоровому образу жизни;
  • Понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
  • Соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;
  • Активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свои действия с поставленной задачей;
  • Ставить учебные задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;
  • Контролировать и оценивать выполнение заданий и уровень своей подготовки к различным соревнованиям.

Познавательные УУД:

  • Находить и структурировать информацию;
  • Анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
  • Осваивать правила поведения и безопасности.

Коммуникативные УУД:

  • Учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Использовать речь для регуляции своего действия;
  • Контролировать действия партнера в игровой деятельности.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • Светлый просторный кабинет
  • Столы
  • Хабылык (в 1 наборе 30штук)
  • Хаамыска (в 1 наборе 5 штук)
  • Секундомер
  • Тетрадь для записей результатов игры.

Календарно-тематиче6ский план

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Якутские национальные виды спорта

1

2

Гигиена настольных игр

2

3

Якутские национальные настольные игры

2

4

Хабылык – игра предков

2

5

Хабылык – современная игра

10

6

Различные способы игры хабылык

2

7

Хаамыска – якутская игра

2

8

Хаамыска для начинающих

2

9

Хаамыска - тонсуур

10

10

Хаамыска - умсаах

5

11

Хаамыска - куерэгэй

5

12

Правильное питание

1

13

Организм человека

1

14

Спортивные соревнования

1

15

Тренировка хабылык, хаамыска

5

16

Троеборье (абсолютное первенство)

2

17

Судейство на соревнованиях

2

18

Подготовка к соревнованиям

5

Литература:

  1. Брошюра «Якутские национальные настольные игры хабылык, хаамыска». 2005г. Федерация ННИ РС(Я)
  2. Васильков Г.А. От игры – к спорту, 1985.
  3. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Интегрированный урок по КНРС(Я) и физической культуре Настольные игры предков «Хабылык», «Хаамыска»

Обучающая:  Сформировать  интерес к настольным играм  предков.Развивающая: способствовать  развитию  координации, ловкости рук, зоркости глаз,  быстроты реакции, воображе...