Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении.
статья
В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.
В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении.
На сегодняшний день уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, различных гаджетов. Известно всем, что всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но Internet, то место, куда сбрасываются тонны информации различного качества и человек должен обладать определёнными навыками отбора получаемых данных.
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей. К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.
В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.
Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:
- Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.
- Повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения.
- Осуществление интеграции различных видов учебной деятельности.
- Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
- Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении.
- Разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ.
- Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса.
- Повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.
Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечнем, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, налчию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Учитель и ученик сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек. Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных
задач дидактического характера:в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;поисковой деятельности; игровой форме;систематизации информации и т.п.;воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению; обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.для повторения и закрепления пройденного материала; для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании.
Так же, хотелось бы отметить, что информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед учащимся личностно-значимые цели.
Обратной стороной применения компьютерных технологий в образовании являются:
возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);
существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
- неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку; исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
- множество рефератов в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
- технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
- невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
«Реализация принципа индивидуализации обучения, развитие творческого потенциала учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий, электронных средств обучения»
Методическое объединение учителей иностранного языка...
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...