Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении.
статья

В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.
В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности;  в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Достоинства и недостатки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении.

На сегодняшний день  уже трудно представить повседневность без мобильных  телефонов и компьютеров,  различных гаджетов. Известно всем,  что всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации,  дистанционного обучения, просвещения. Но Internet, то место, куда  сбрасываются тонны информации различного качества и человек должен  обладать определёнными навыками отбора  получаемых  данных.

     Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые интегрированы с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации в интересах ее пользователей.           К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку  информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также  передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. 

       В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения.
Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:

  1. Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.
  2. Повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения.
  3.  Осуществление интеграции различных видов учебной деятельности.
  4. Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
  5.  Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении.
  6. Разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ.
  7. Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса.
  8. Повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.
      Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в  кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечнем, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, налчию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Учитель и ученик  сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных  архивов, каталогов и библиотек. Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства   активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных

 задач дидактического характера:в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;поисковой деятельности; игровой форме;систематизации информации и т.п.;воздействовать на формирование мотивации учащегося  к обучению;  обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.для повторения и закрепления пройденного материала; для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании.

               Так же, хотелось бы отметить, что информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала, провести самоконтроль, то есть создать психологически комфортную среду обучения, которая ведет к самосовершенствованию и позволяет ставить перед учащимся личностно-значимые цели.

           Обратной стороной применения компьютерных технологий в образовании являются:

возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);

существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

  • неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку; исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
  1. множество рефератов  в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
  2. технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
  • невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности;  в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий.

Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в процессе преподавания физики....

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...