статья "использование здоровьесберегающих технологий при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку."
статья

В статье рассматривается актуальность данной темы, рассматриваются некоторые вопросы по использованию данной технологии. На практических примерах показаны отдельные способы и приёмы работы. Сделаны выводы о необходимости использования здоровьесберегающей технологии при подготовке к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx47.85 КБ

Предварительный просмотр:

Суслопарова Л.И.

МОУ Ушмунская СОШ

Учитель русского языка и литературы

Использование элементов здоровьесберегающих

технологий при подготовке к  ГИА по русскому языку

                                  Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто.

                                                                                                                  Сократ

                                       Здоровьесберегающие образовательные технологии – системный

     подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога

                                   не нанести ущерб здоровью учащихся.  

                                                       Н. К. Смирнов

                 Жил был мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает:» Скажет живая я её умерщвлю, скажет мёртвая, выпущу.» Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». А в наших с вами руках самое главное – это наши ученики. И от того, какие ценности мы с вами заложим, во многом зависит их дальнейшая судьба. «Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто» - гласит известный афоризм Сократа. Одним из приоритетных направлений современной педагогики является здоровьесбережение. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Это обращает учителя к поиску возможностей использования здоровье сберегающих технологий. Особенно в период подготовки к ГИА. Учитель, осуществляя свою педагогическую деятельность может сделать многое для сохранения здоровья учеников.

     Экзамен – это великое испытание. Даже для взрослых людей, с хорошим багажом знаний и уже устоявшейся психикой. Для ребёнка же это огромный стресс. При кажущейся лёгкости даже самые простые задания на экзамене могут поставить ученика в затруднительное положение. Введение ОГЭ и ЕГЭ стало для обучающихся старших классов и дополнительным стрессовым фактором, и основным в формировании тревожности в целом. Стремление обучающихся к успешному будущему превращается в борьбу за выживание. Государственный экзамен для выпускников – это один из самых напряжённых моментов в учебной деятельности. Экзаменационный период всегда характеризуется высоким эмоциональным напряжением, которое может привести к ухудшению физического и психического здоровья детей. Чрезмерный экзаменационный стресс сопровождается интенсивной умственной деятельностью, повышенной статической и зрительной нагрузкой, нарушением режима труда и отдыха, отрицательными переживаниями

     Таким образом, с одной стороны, цель модернизации образования – развитие у учащихся самостоятельности и способности ориентироваться в современном информационном мире. Но с другой стороны, это перегрузка учащихся, которая приводит к ухудшению здоровья выпускников. Следовательно, приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся старших классов, формирование у них понимания образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

     Результат обучения во многом зависит от того, научен ли школьник самостоятельно приобретать знания, от его мотивации к изучению предмета. Многое также зависит от умения учащегося преодолевать проблемы. Было замечено, что при подготовке к государственной итоговой аттестации учащиеся практически не обращают внимание на состояние собственного здоровья, полагая, что единственное, что важно в этот период – систематизировать знания по предмету. Между тем состояние здоровья ученика также влияет на образовательный результат. В связи с этим основными являются вопросы: как организовать здоровьесбережение и обучение учащихся выпускных классов? Что нужно делать? Какие действия предпринять?

В первую очередь необходимо выделить факторы психоэмоциональной нагрузки:

*чувство тревоги, страх упустить шанс самореализации;

*процедура ЕГЭ и ОГЭ имеет стрессогенный характер;

*давление со стороны учителей и родителей.

Сама процедура ЕГЭ усиливает стрессовую ситуацию. Это и жёсткие законодательные правила, и присутствие в классе незнакомых людей, и незнакомое помещение, и наличие видеокамер в кабинете.

     Специфика процесса подготовки к экзаменам выражается в следующем:

*увеличение объёма учебной нагрузки;

*интенсификация предметной подготовки на уроках;

*самостоятельная подготовка к занятиям.

     Для сдачи государственного экзамена важно, чтобы школьник научился работать самостоятельно, творчески, так как процедура экзамена независима и не учитывает ни степени волнения, ни прошлых заслуг ученика.

      Изучение опыта коллег, собственный педагогический опыт, анализ литературы по данному вопросу привели к мысли, что имеется противоречие между потребностью учащихся приобрести умения преодолевать возникающие проблемы при подготовке к ГИА и недостаточной разработанностью в традиционной школе средств для осуществления этого процесса. В разрешении этого противоречия важным средством является использование приёмов здоровьесбережения. Они способствуют не только сохранению здоровья выпускника, но и его активной мыслительной деятельности.

     В старших классах многие считают, что главное – приобрести и систематизировать знания, а о здоровье  думать некогда. Таким образом, использование элементов здоровьесбережения на уроках – особая забота учителя.

     На основе этих принципов образовательный процесс необходимо строить, используя такие приёмы здоровьесбережения:

*рациональная организация урока;

*использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности;

*использование методов, приёмов, средств, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

*проведение динамических физкультминуток;

*индивидуализация педагогических воздействий;

*снятие тревожности, формирование адекватной самооценки.

     Используя перечисленные приёмы здоровьесбережения в процессе подготовки старшеклассников к ГИА, можно решить такие проблемы:

*невысокая мотивация к учению; подростку иногда кажется, что охватить огромный объём учебной информации слишком сложен;

*тревожность, психологическая готовность ученика к экзамену может оказаться недостаточной;

*неумение преодолеть стресс;

*нетренированная логическая память.

     Таким образом, можно выделить ряд ключевых понятий: мотивация к учению, тревожность, устойчивость к стрессам, логическая память.

Система работы  по использованию здоровьесбережения, способствующих преодолению проблем при подготовке учащихся к ГИА, укладывается в такую схему:

  1. Рациональная организация урока необходима для обеспечения условий успешного обучения школьников, предотвращения их перегрузок, исключает интеллектуальное безделье ученика.

- Смена видов деятельности: чтение вслух, слушание, создание алгоритма правила, демонстрация презентации, ответ на вопрос, выполнение упражнений на доске и самостоятельно, выполнение тестов, в том числе электронных.

            - Физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная   гимнастика, гимнастика для глаз.

           -  Создание благоприятного психологического климата. Улыбка, весёлый смех помогают  справиться с утомлением, происходит стимуляция мыслительных процессов.

            -  НА этапе рефлексии помогают такие приёмы:

*высказывания: «Мой главный результат сегодня…», «Наибольший интерес (затруднение) у меня вызвали..».

* педагогическая техника «Кто сегодня молодец?»

*речевое клише: «Я сегодня молодец, потому что…»

2) Использование способов повышения мотивации учащихся к учебной деятельности. Учитель, работающий на мотивацию, помогает ученику и тем самым поддерживает его здоровье.

              - Активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых школьники обсуждают различные способы выполнения заданий, объясняют непонятный материал более слабым учащимся: приём обсудим, косультант.

                - Один из способов поддержания интереса – стимулирование   вопросов учащихся. Приём «тихий опрос»: учащиеся в парах опрашивают и оценивают друг друга по пройденной теме в течение 2-3 минут или приёма «взаимопроверка домашнего задания».

                - Планирование целей и задач обучения самим учеником. Сюда мы относим не только формулировку цели урока, его задач в действиях учащихся, но и планирование старшеклассником его социального самоопределения, уровня прохождения ГИА и вытекающих из этого задач. Можно применить приём «дерево желаний»: учащийся рисует дерево со своими желаниями и мечтами.

Приём «мои мечты»: ученик записывает, что он думает о сдаче экзамена, с условием не использовать частицу не.

                 - Использование эффекта загадки. Учащихся всегда интересуют замысловатые задания, поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды

3) Использование методов, приёмов, средств, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся:

 - метод свободного выбора:

*выбор способов взаимодействия на уроке (в паре, в группе, с консультантом, с учителем или самостоятельно приопределённой помощи учителя;

* выбор способа выполнения задания;

*обоснование выбора;

* выбор заданий определённого уровня;

*выполнение дифференцированного домашнего задания.

* методы, приёмы, средства, педагогические технологии, направленные на самопознание и развитие познавательной сферы учащихся.

*сочетание таких форм педагогической деятельности, как фронтальной и индивидуальной.

4)  Индивидуализация педагогических воздействий. Учёт особенностей школьника помогает использовать такую дидактическую систему, как здоровьесберегающая.  Это позволяет проводить работу с классом с учётом особенностей детей:

*формировать группы для консультаций;

*разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты;

*мотивировать школьников на обмен информации, оказание и получение помощи.

5) Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки, эмоциональной паузы.

Для организации эмоциональных разрядок можно использовать цитаты и анекдоты. Можно записать их на листочках и предложить учащимся вытащить листок и зачитать.

Например: «Я шёл на экзамен, и сердце моё металось по организму в поисках кратчайшего пути  в пятки.

Удивительная вещь – экзамен. Одних он удивляет вопросами, других – ответами.

Да, экзамены хороши тогда, когда их сдаёшь не ты, а кто-то другой.

Одиннадцатиклассник, умудрившийся пронести на ЕГЭ  смартфон, зачислен досрочно и без экзаменов в таможенную академию».

Внушить ученику уверенность в его возможности помогает создание ситуации успеха. Технологически этот процесс состоит из следующих этапов:

*авансирование результата;

*внесение мотива;

* высокая оценка;

*фиксация их достижений.

6) Мониторинг успешности освоения отдельных блоков и видов заданий ОГЭ, ведение журнала выполненных заданий, индивидуальный план выполненных заданий, график посещения консультаций, электронное тестирование, решение заданий на различных сайтах.

7) Обучение родителей созданию комфортных условий для подготовки обучающихся дома. Анкетирование, тренинги с родителями, создание памяток для родителей о режиме сна, питания, прогулок, смены занятий.

Интернет-ресурсы с памятками и советами  для участников ГИА:

http: //www.ege,edu.ru/ru/classes-11/psych/.

https://edu/tatar.ru/nsheghma/lenino/page283187.htm/page321365.htm

8) Рекомендации по питанию перед экзаменами. Врачи-диетологи предлагают включить в свой рацион такие продукты, как морковь, ананас, креветки, лук, орехи, капусту, чернику и лимон. Дело в том, что эти продукты влияют на деятельность мозга и эмоциональный настрой за счёт содержания в них определённых активных веществ, витаминов и жирных кислот.

9) Рекомендации комплексов упражнений на экзамене.

Упражнения для снятия стресса, для гармоничной работы полушарий головного мозга, элементы самомассажа.

Интернет-ресурсы с рекомендациями по снятию напряжения:

http://www.7ya/ru/article/sdaem-jekzamen-Programma-Antistress/

.При подготовке к экзаменам резко увеличивается объём знаний и различной специальной информации, в соответствии с этим меняется жизнедеятельность учащихся: уменьшается двигательная активность, нарушается режим сна, питания. Экзамен и подготовка к нему сопровождается сильным эмоциональным напряжением и ожиданием.

     Исследования учёных свидетельствуют, что под влиянием напряжённой умственной деятельности, в условиях существенной перестройки жизнедеятельности, отсутствия физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности в течение всего периода подготовки и сдачи экзаменов. Всё это приводит к ухудшению здоровья старшеклассников, а также отрицательно сказывается на их успеваемости в рамках основной образовательной программы. Для сохранения и укрепления здоровья старшеклассников в период подготовки к ГИА необходимо так организовать здоровьесберегающую работу в школе и дома, чтобы у них сформировалась самостоятельная потребность в укреплении своего здоровья.

Всем известны такие технологии сохранения  и стимулирования здоровья как:

*игровая,

*исследовательская,

*проектная,

*ИКТ,

*блочно – модульная,

*личностно-ориентированная.

Для того, чтобы у учащихся при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ создавалась не клиповая картина теоретических знаний по русскому языку, а целостная необходимо использовать исследовательские технологии. Метод исследований – это организация поисковой, познавательной деятельности. Сущность метода заключается в том, что идёт творческий поиск и применяются знания, обеспечивающие овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску. А это является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.  Например, такой приём, как комплексный анализ текста. Такие задания могут быть предложены как  для индивидуальной, так и парной работы. Выполнение заданий подобного рода позволяет повторить комплекс базовых знаний по различным направлениям: орфографии, лексике, синтаксисе, что благотворно влияет на психическое и физическое здоровье старшеклассников. Хороший результат даёт технология «перевёрнутый класс». Класс делится на группы, каждой группе предлагается один и тот же текст. Это может быть любой текст: прозаический или поэтический. Задания к тексту не даются в готовом виде, их учащиеся должны сформулировать сами. То есть, учащиеся читают текст и формулируют к нему задания. Эти задания должны быть разными. Например, первая группа должна исследовать 1-4 предложения текста и составить задания, касающиеся вопросов орфографии, идентичные заданиям КИМ ОГЭ. Другая группа исследует предложения 8-11 и составляет задания, касающиеся вопросов синтаксиса, идентичные заданиям КИМ ОГЭ. Группы предлагают выполнить задания. Затем осуществляется коллективная проверка. Подобная технология создаёт ситуацию успеха и позволяет без больших усилий запоминать необходимый материал.

Игровая технология занимает не последнее место среди других при подготовке к экзаменам. Она позволяет снять напряжение, в непринуждённой форме усвоить материал или выявить пробелы в знаниях. Одним из примеров такой технологии может служить игра «Данетка». Игру можно использовать при повторении видов подчинительной связи: согласования, управления и примыкания.  Учащиеся стоят возле столов, учитель читает словосочетания и называет вид связи. Если ответ правильный, учащиеся стоят на обеих ногах, если нет, то на одной. Здесь присутствует элемент физкультминутки, что способствует снятию физического напряжения.

В период подготовки к ГИА актуальны различные таблицы, алгоритмы, схемы, которые помогают привести в систему знания, необходимые для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Одним из таких приёмов является создание коллективного справочника, которому можно дать различные названия: «Сделал сам, помоги другому», «Хочу спросить» и т. д. В обыкновенную папку с файлами можно разместить свои наработки (схемы, правила, таблички), а также задать вопрос на листке, попросить помощи, разместить четверостишия по орфоэпическим нормам и т. д. Данный вид работы стимулирует учащихся к поиску информации, необычный формат общения вызывает положительные эмоции. При работе с таблицами есть возможность работать не только с традиционными алгоритмами и схемами, а использовать таблицы или табличные модели элементов русской речи Барановых. Работа с такими таблицами позволяет экономить время и качественно усваивать необходимый материал.

Отдельно хочется отметить роль различных стандартных справочников и приложений, например, приложение к учебнику русского языка и литературы под редакцией Львовых.

Есть такая притча: «Давным-давно на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать… Каким должен быть человек? Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

                Здоровье подрастающего поколения является одним из самых точных индикаторов состояния здоровья населения в целом, одной из наиболее значимых ценностей, определяющих благополучие общества.

     Сегодня России нужны здоровые и образованные люди. Поэтому перед школой стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, необходимо сохранить их здоровье.

Литература

  1. Большая психологическая энциклопедия (Электронный ресурс).-Режим доступа: htt://psychology.academic/ru/
  2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе(Текст)/Н. К. Смирнов.-М.: АРКТИ, 2006.
  3. Сухомлинский В. А. О воспитании (Текст).-5- изд.-М.:Политиздат; 1985.
  4. Послание Президента РФ Федеральному собранию (Электронный ресурс).- Режим доступа: http:/www.consultant.ru/dokuvent/cons dok/
  5. Синягина Н. Ю как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. Установки и упражнения (Текст)/Н. Ю. Синягина, И. В Кузнецова – М. :Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  6. Https://rus-oge/sdamgia/ru/problem?id=
  7. Русский язык. ОГЭ- 2019. 9 класс. Тематический тренинг: учебн.- метод. пособ./Н. А. Сенина, С. В. Гармаш; под редакцией Н. А. Сениной.-Изд. 2-е-Ростов н/Д.:Легтон, 2019.-ОГЭ.
  8. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ- 2019.  Тематический тренинг: учебн.- метод. пособ./Н. А. Сенина, С. В. Гармаш; под редакцией Н. А. Сениной.-Изд. 2-е-Ростов н/Д.:Легион, 2019.-ЕГЭ.
  9. Какеева Р. Н. Здоровьесберегающие технологии при подготовке к ГИА (Электронный ресурс). Режим доступа: https//nsportal/ru/kakeeva55
  10. ФГОС ООО (Электронный ресурс). Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
  11. Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников)// Школьный психолог.-2008.-№9.

Приложение

«Мнемонические приемы для запоминания правильного ударения в наиболее «ошибкоопасных» словах»

Особенность

Пример

1.

Если слово французского происхождения – значит на последний слог ударение!

Диспансер, жалюзи, партер, эксперт

2. 

Нет ударения в корне на БА – непременно запомните эти слова!

Баловать, баловаться, избаловать, балованный, избалованный, балуясь

3.

Ударный ЛОГ

Каталог и диалогмонолог и некролог – ударение ВСЕГДА на ЛОГ!

4.

Ассоциации к слову «праздник» (ударение на 1 слог)

Банты, шарфы, торты - все к празднику везут в аэропорты!

5.

5 глаголов на ИТ

Позвонит, включит вручит , и, конечно же, сверлит, а потом еще крепит

6.

Рифмовка

Ах, эти воры – украли наши договоры!

Жалко весь, так дайте хоть

Кекса вашего ломоть.

Мой сосед-незнайка стонет

Телефон его не звонит.

Аппарат-хитрец молчит

Ждёт, когда кто позвонит.

Я ужасно утомлённый:

Брат не спит новорождённый.

Не смыкает ночью глаз,

Криком громким будит нас.

Задание №1.

Прочитать текст, списать выделенные слова, расставить в них ударение.

                                                      День Рождения.

Гости, нарядные, один красивее другого: с бантами на голове, яркими шарфами на шее, остановив такси, попросили шофера подъехать прямо к дому именинника. Километр пути – и вот уже показалась знакомая новостройка. Дом заселен наполовину. В подъезде темно. - Давайте включим свет и позвоним в квартиру! Дверь открыл улыбающийся мужчина. «У него неправильный прикус! И зубы не мешало бы запломбировать!» - подумали гости. Не прошло и пяти минут, как все уже сидели за столом. Именинник, закрыв жалюзи на окне, приказал откупорить бутылку шампанского. Был поднят первый тост в честь «новорожденного». Виновник торжества, принимая подарки, говорил одну и ту же фразу: «Не надо меня так баловать!» Гости мастерски «отвешивали» хозяину стола комплименты, восхищаясь свекольным салатом, жареной камбалой, сливовым компотом и, конечно же, вкусным шоколадным тортом! Гости разных возрастов, все довольные, напившись допьяна, наевшись досыта, разошлись уже заполноч

Тестовое задание №2 (в формате ЕГЭ-2021)

В каком из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения. Неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  1. Позвоним, рвала, гражданство, давнишний, отобрала.
  2. Обогнала, занята, корысть, облегчит, влилась.
  3. Послала, сняла, наживший, донизу, крепит
  4. Краны, кралась, наделит, лила, шарфов.
  5. Аэропортов, воссоздала, жалюзи, ободрала, откупорит.
  6. Взялась, плодоносить, лекторов, начав, поручни.
  7. Отбыла, сливовый, укрепит, бороду, ногтя.
  8. Бухгалтеров, взяла, торты, дозвонятся, эксперт.
  9. Вручит, диспансер, клала, черпать, свекла.
  10. Вероисповедание, ловка, оптовый, дождалась, поняв.
  11. Загнутый, Отрочество, возрастов, каталог, жилось.
  12. Доверху, квартал, понявший, красивее, ободрить.
  13. Мозаичный, созыв, окружит, гналась, заняли.
  14. Танцовщица, щавель, ходатайство, Умерший, Искра.

Ответы к заданию №2

  1. Гражданство 2. Облегчит 3. Донизу 4. Наделит 5. Воссоздала 6. Лекторов 7. Сливовый 8. Дозвонятся 9. Черпать 10. Вероисповедание 11. Возрастов 12. Ободрить 13. Заняли 14. Умерший

Совет №1. Фантастическая история

 Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую - с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

Временщик

Диспансер

Духовник

Еретик

Каталог

Некролог

Приговор

Составляем с ними предложение:  

Временщик, духовник и еретик поехали в диспансер за каталогом, но вместо каталога получили некролог с приговором.

 

Совет №2. Рифмовки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут! 

1. Долго ели торты –                                                  
    Не налезли
 шорты!

2. Звонит звонарь,
    
звонят в звонок,
    Чтоб ты запомнить верно смог.

3. Фёкла красная, как свёкла! Или  
    В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свёкла!

4. Срубили ель, сорвали щавель.

5. Не говори каталог, а только каталог. 

    А творог? 

    Можно творог, а можно и творог!

6. Как у нашей Марфы
   Есть в полоску 
шарфы!

7. С утра перепалки

   Из-за ключей в коммуналке.
   Забудьте склоки,
   Купите 
брелоки!


8. Феномен звонит по средам.
   П
риняв договор по годам,
   Он 
Отдал экспертам эскорта
  
 ходатайство аэропорта. 

9. Танцовщик с танцовщицей любят
    Своих малышей 
баловать.
    На 
кухонный стол по посуде
    Пускают котят танцевать.

10. Мы с шофёром пустились по грязи
     И, подолгу буксуя в грязи,
     прорвались к отделению связи –
     Нам типограф прислал жалюзи.

11. Кто с правилами дружит,

      Тот твердо убежден:

      Фарфор нам очень нужен,

      А фарфор не нужён.

12. Нельзя сказать алфавит,

      А можно алфавит –

      Кто говорит алфавит –

      Неверно говорит.

.

  Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.
Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими.

Кремень - ремень

Конусы - бонусы, конусов - бонусов

Краны - раны

Столяр - маляр

Цепочка - почка

Щавель залез на Ель

Совет № 3. Происхождение слова

Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.

Рассмотрим несколько примеров:

Вероисповедание - от "веру исповедать"

Значимость - от прил. "значимый"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

Сливовый -  образовано от "слива"

Опошлить, опошлят - от слова "пошлый"

Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию:


Диспансер
 (слово пришло из англ. Яз. Через посредство франц.яз.)

Жалюзи

Партер

Эксперт


А вот 
в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:
квартал
дефис
Совет № 4. Ряды слов
Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением
   

каталог

Диалог

Монолог

Некролог 

Психологический тренинг «Как противостоять стрессу на экзамене»

Цель: познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Задачи:

  1. Формирование знаний о способах нейтрализации стресса.
  2. Повышение сопротивляемости стрессу.
  3. Снятие мышечных зажимов.

1. Приветствие. Упражнение "Комплимент- пожелание".

 Участники здороваются друг с другом по кругу и сопровождают приветствие каким-нибудь приятным пожеланием соседу справа. Пожелания не должны быть формальными, а должны основываться на хорошем знании жизни товарища.

2. Разминка. Упражнение - энергизатор "Ладони"

Участники стоят или сидят в кругу. Ведущий начинает какое-то движение и передает его соседу справа. Сосед справа продолжает выполнять данное движение до тех пор, пока не получит от соседа слева новое движение, которое он должен передать. Затем ведущий начинает новое движение и т.д.

Движения:

А) трение ладони о ладонь;

Б) щелканье пальцами;

В) хлопанье ладонями по бедрам;

Г) топанье ногами;

Д) хлопанье ладонями по бедрам;

Е) щелканье пальцами;

Ж) аплодисменты поднятыми вверх руками. 

3. Мини-лекция "Как справиться со стрессом"

 

       В период подготовки к ЕГЭ вы все, в большей или меньшей степени испытываете стресс. Ставшее в последнее время столь модным слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает: нажим, давление, напряжение.

       Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это все, что ведет организм к быстрому старению или вызывает болезни.

       В энциклопедическом словаре следующее толкование стресса – совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека или животных в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров). Стрессорами перед экзаменом и на экзамене являются: 1) мысль, что не сдам; 2) не наберу необходимое для поступления в ВУЗ количество баллов; 3) ограниченность временем.

       Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы.

       Психологическими признаками стресса являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

        Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру! Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню. В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте. В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми, уделяйте внимание своим близким, родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату. 

  1. Дискуссия в малых группах

Материал: 4 листа формата А-4, фломастеры, карточки по числу участников с четырьмя разными словами (на каждой карточке по одному), обозначающими четыре шага нейтрализации стресса.

Участникам сообщается: "Вам необходимо разделиться на 4 малые группы следующим образом. У меня в руках шкатулка, в которой лежат карточки со словами. Каждый возьмет из шкатулки карточку и найдет тех, кому досталось такое же слово. Искать надо тихо, любым невербальным способом. Каждая "нашедшаяся" группа показывает пантомиму на свое слово. Слова: витамины, упражнения, релаксация, семья.

Каждая группа получает вопрос для обсуждения. На работу вам дается 2 минуты.

 Задание 1-й группе: закончите предложение: "Стресс — это..."

 Задание 2-й группе: как можно противостоять стрессу?

 Задание 3-й группе: приведите примеры стрессовых ситуаций.

 Задание 4-й группе: что делать, если вы попали в стрессовую ситуацию?

 После этого участники докладывают о групповых идеях, выработанных в ходе обсуждения.

 

6.  Упражнения на снятие эмоционального напряжения:

  • Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
  • Слегка помассируйте кончик мизинца.
  • Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Аааааа". Представьте себе, что при этом из Вас "вытекает" ощущение напряжения, усталости. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук "Ааааа" все громче и громче, пока неприятные ощущения не покинут Вас полностью.
  • На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как Ваша голова начинает дрожать от этого звука. А теперь попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене – произносите его то выше, то ниже (30 сек.)  Вы заметили, что сохранили свои силы?

7. Упражнение. "Снежки"

Рабочее пространство комнаты делится на 2 равные части, а группа делится на две команды, рассчитавшись "на первый – второй". Газетные листы надо скомкать в "снежки". По сигналу ведущего команды бросают снежки на территорию противника. Побеждает та команда, на территории которой после сигнала "Стоп" окажется меньше снежков.

8. Завершающий этап.

       А как быть, если все же стресс оказался сильнее вас? В жизни практически всех людей бывают ситуации, когда уговорить себя, что могло бы быть и хуже не удается, так как кажется, что хуже уже некуда? Знайте! Черная полоса в вашей жизни не навсегда. В момент хандры, чтобы обрести душевное равновесие, полезно вспомнить такие слова: 

«Если жизнь тебя обманет

Не печалься, не сердись,

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет» (А.С.Пушкин)

«Если вы горюете о потере лодки – вспомните о «Титанике»

«Я был в обиде на творца,

За то, что не имел сапог.

Пока не встретил молодца

Который был без ног». 

«Когда постигнет тебя горе, взгляни вокруг и утешься: есть люди, доля которых еще тяжелее твоей» (Эзоп)

 - Возможно кому-нибудь из вас они когда-нибудь помогут. Памятка «Как справиться с экзаменационным стрессом».

«Как справиться с экзаменационным стрессом?» 

Правильно организуйте свои занятия. Не приковывайте себя к письменному столу на 24 часа в сутки. Через 2-З часа вы с гарантией перестанете понимать, что читаете. Поэтому обязательно чередуйте работу с отдыхом. И не забывайте награждать себя за большую работу маленькими радостями жизни.

Как следует питайтесь. Подкармливайте свои мозги здоровой пищей! Не стоит есть слишком калорийные или острые блюда. Не налегайте на спиртное (а то в самый ответственный момент не вспомните, что читали) и отложите все вечеринки на «после экзаменов». Имеет смысл и несколько недель попить витамины.

Жизненно необходим полноценный сон. Иногда во время экзаменов начинается бессонница. Положите себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном вам помогут спокойная, негромкая музыка, легкий «перекусон» или стакан молока, теплая ванна.

Не слоняйтесь без дела. Займите себя чем-нибудь, когда готовитесь к экзамену Это не оставит вам времени на пустые страхи. Можно заняться спортом, танцами рисованием или, скажем, кулинарией. Все это – отличный способ расслабиться и почувствовать уверенность в себе. Активно пользуйтесь им.

Хольте и лелейте себя. Это необходимо, чтобы подкрепить уверенность в свою силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить себе, что вы молодец, что все можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены. 

9. Итоговое упражнение «Подарок».

Сейчас, пожалуйста, встаньте в круг, рассчитайтесь по порядку и запомните свой номер. Здесь, в этой комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните, ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, - предназначено именно тебе.

       Каждый находит в комнате листок (в виде сердца, звездочки, смайлика и т.п.) Со своим номером, на обратной стороне которого написано пожелание.

Примеры пожеланий:

  1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
  2. Любую проблему можно решить.
  3. Будь увереннее в себе.
  4. Будь внимательнее к людям, с которыми общаешься.
  5. Озари мир улыбкой и мир улыбнется тебе..
  6. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.
  7. Управляй собой, иначе тобой будут управлять другие.
  8. На волнах жизни, юмор – спасательный круг.
  9. Успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием информационных технологий.

Сегодня основная задача, которая стоит перед каждым учителем, -  это как можно  лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В статье рассматриваются вопросы как развития языковых навыков и речев...

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...