Описание опыта работы
статья

Яруллина (Севрикеева) Анастасия Андреевна

Из опыта работы учителя биологии и английского языка МАОУ «Гимназия №139-Центр образования» Приволжского района г. Казани Яруллиной Анастасии Андреевны

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

учителя биологии и английского языка МАОУ «Гимназия №139-Центр образования» Приволжского района г. Казани

Яруллиной Анастасии Андреевны

Ведущая идея моей педагогической деятельности заключается в создании условий для получения качественного образования, что позволяет обучающимся действовать в быстро меняющемся мире на качественно новом уровне посредством развития индивидуальных способностей  обучающихся и внедрения новых образовательных технологий.    

Цель: формирование личности ученика, который обладает познавательными и коммуникативными компетенциями, способностями к самообразованию.

Методы обучения. Основными способами организации познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности являются частично-поисковый, исследовательский методы и метод проектов. Создаю на уроках  и во внеурочной деятельности  условия для саморазвития и самоопределения потенциальных возможностей ученика  в процессе обучения и воспитания.

Формы организации деятельности обучающихся. Используемые мной формы организации деятельности: урок-презентация, урок-исследование, комбинированный урок с применением ИКТ, организация работы с иноязычным текстом, решение биологических задач. Такая форма урока позволяет преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью.

Особенности содержания.  В педагогической деятельности использую системно-деятельностный подход в обучении, главной целью которого является пробуждение  у ребёнка интереса к предмету и процессу обучения,  развитие у него навыков  самообразования. Итог - это воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи    и отвечать за результат  своих действий. Моя деятельность основывается на принципах  сотрудничества и взаимопонимания.

На каждый урок составляется примерный перечень межпредметных связей и вопросов интеграции, которые можно использовать на уроках. Однако, считать его полным и окончательным нельзя, так как новые научные факты, данные биологии и других смежных дисциплин ежегодно вносят в него свои коррективы.

Результаты обучения. Такая система работы развивает у обучающихся высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, стимулирует ученика на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. Это отражается на качестве знаний и способствует формированию тех качеств личности, которые востребованы в современном обществе. 

Использую следующие формы работы с детьми:  

Технологии развития критического мышления - «Плюс, минус, вопрос», «Верите ли вы?», «Fish -ball», «Insert»,»Диаграммы Венна», работа с текстом трех мастный дневник.

Применение на уроках ИКТ – «Plickers», «Kahoot», «Google forms» для проверки домашнего задания, «MindMeister» - применяется для технологии критического мышления – вызов. Для создания плакатов с учащимися применяется программа «Canva».

Использую прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкие вопросы, которые  требуют простого ответа (когда, где, сколько и т.д.), толстые – вопросы, требующие подробного ответа (Как вы думаете, почему…, объясните… и т.д.).

Использую приемы «Верные или неверные утверждения», «Коллекционер» (на этапе подготовки к уроку ребята собирают предметы, связанные с будущей темой урока). Например, перед изучением темы «Плоды» в 6 классе ребята  приносят сухие или сочные плоды. Или в 5 классе ребята выполняют следующую работу. Определяют, в какой день можно высаживать на грядках овощные культуры, если в тексте учебника указаны минимальные температуры прорастания семян. Учащиеся знакомятся с прогнозом погоды на определённый период времени (здесь мы используем интернет-ресурсы). В конце урока ребята делают выводы.

Использую приемы «Инсерт» (учащиеся в ходе чтения параграфа учебника делают пометки (+ новая информация, - я думал иначе, ? это меня заинтересовало (удивило), ! хочу знать больше), кластер, «ПОПС-формула» (Позиция - я считаю, что…, Объяснения - ответ на вопрос: почему, Пример -, Следствие - исходя из этого, я делаю вывод о том, что…).  На уроке в 5 классе даю задание:  определите, много ли на земле разных чудес (высокие горы, глубокие моря, жаркие пустыни). Пожалуй, самое удивительное - это леса.  Но в разных уголках России леса разные. Используя справочную литературу, образовательные и справочные интернет-ресурсы, заполните таблицу «Какие бывают леса».

Использую метод генерации идей, технологию Блума (от простого - к сложному).

При  работе с текстом учебника, дополнительной справочной литературы, интернет-ресурсами  предусмотрены индивидуальные карточки для обучающихся «Помоги себе» (для детей, которые затрудняются с выбором ответа), «Это интересно», «Олимпиадные задания» (для высокомотивированных детей).

Приоритетной формой организации деятельности является работа над проектом.

Например, в 5 классе «Записки грибного охотника», в 6 классе «Цветущая Казань».

В течение года каждый ученик работает над проектом. Творческая группа  совместно с учителем выбирают тему проекта, ставят перед собой цель, задачи, продумывают этапы подготовки, распределяют обязанности между учениками, подбирают материал, анализируют, продумывают его защиту, отмечают удачи и неудачи. Учитель при подготовке проекта выступает в роли консультанта и координатора. Высокомотивированные обучающиеся разрабатывают  индивидуальные проекты.        

На уроках применяю следующие формы работы:

ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют роль экскурсовода, а другие – туристов при проведении заочной экскурсии. В 5 классе - «Листья моего двора», в 6 классе - «Осенний урожай нашего огорода»;

работа в группах и парах: 5 класс – игровые технологии: «Угадай растение по его описанию»; «Хитрости маскировки грибов»; 6 класс – проект-экскурсия «Растения Красной книги в Казани», работа в библиотеке «Знакомство с книгами об охране растений»;

составление вопросов для интервью: 5 класс – составь вопросы для встречи с садоводом; с учёным (агрономом, учителем биологии и т.д.); знакомство с газетой «Казанские ведомости». Рубрика: встреча с интересным человеком (биологом).

Такие формы работы развивают у учащихся умение строить своё высказывание, приучают гибко пользоваться им, учат умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию.  

Ежемесячно проводятся индивидуальные и групповые консультации в форме беседы, лекции, пресс-конференции, программированных консультаций. дискуссий, вебинара с целью соприкосновения каждого ученика к миру природы. Стараюсь, чтобы каждый ученик в течение учебного года стал участником научно-практической конференции, олимпиады.

Результаты педагогической деятельности

3 место – XI Межрегиональном конкурсе творческих и проектных работ «Династия России».

Участие в конкурсе авторских методических разработок профориентационных мероприятий в образовательных организациях Республики Татарстан «Мастерская профориентации.

Принимала активное участие республиканском конкурсе видеороликов на иностранных языках «Их именами названы улицы…», где учащиеся заняли 2 место.

Делюсь своими находками с учителями - предметниками: выступаю на конференциях.  Участие в V Международной научно-практической конференции «Айтматовские чтения».

Провожу открытые уроки, мастер-классы и мероприятия в рамках научно-практического семинара.

Участвую в XVI республиканском конкурсе «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан», конкурсе «Нацпроект «Экология» – детский взгляд».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...