Описание опыта работы
материал

Шарипова Ильвина Ильвировна

Описание опыта работы учителя английского языка Шариповой И.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя английского языка

МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129»

Приволжского района г.Казани

Шариповой Ильвины Ильвировны

В данной школе работаю учителем  английского языка с 2019 года, педагогический стаж составляет 1,5 года. На данный момент преподаю английский язык во 2-5 классах.

Тема моего самообразования: «Формирование речевой компетенции на уроках английского языка».

Главная цель моей педагогической деятельности - формирование, коммуникативной компетенции учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, навыков грамотности, как показателя общей культуры человека.

Цель на уроках реализуется через следующие задачи:

  • формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся;
  • формирование навыка спонтанной диалогической речи;
  • развитие навыков реагирования на высказывание собеседника;
  • формирование мотивации и интереса к общению;
  • формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языка и культуры;
  • создание условий для овладения учащимися знаниями и умениями,      востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности;
  • обеспечение здоровьесберегающего пространства;
  • организация эффективной внеурочной деятельности.

Достижение поставленных целей и задач вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся, через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.

Успешные результаты будут получены в том случае, если ученики будут принимать активное участие на уроках, будут мотивированы на учебную деятельность.

В силу того, что предмет «иностранный язык» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью пытаюсь находить новые формы обучения, применяя такие виды обучающей деятельности, как исследовательская, творческая, игровая, добиваюсь эффективности овладения практическими навыками.

На своих уроках формирую у школьников понимание важности владения иностранным языком в современном мире, вырабатываю потребности пользоваться иностранным языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Применяя разнообразные формы и методы обучения в своей практике на основании изученной литературы по педагогике и психологии, поняла, что в искусственной языковой среде при обучении иностранному языку не обойтись без игрового метода. Он успешно применяется в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы, как элемент какого-то другого метода, а также в качестве целого урока или его части. Фонетические навыки отрабатываются в скороговорках, коротких тематических рифмовках. Применение игр (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) позволяет сделать скучную работу более интересной и увлекательной для обучающихся. Самостоятельность в решении речемыслительных задач при индивидуальных формах работы, быстрая реакция в общении при групповых формах, максимальная мобилизация речевых навыков - все эти характерные качества речевого умения проявляются во время проведения игр.

В игре все равны. Она посильна практически каждому говорящему, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке или не изучал его никогда. Более того, слабый в языковой подготовке осуждённый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность говорящему преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, благотворно сказывается на результатах обучения.

Например: игра «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3—5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

«Дополни слово»

- Ведущий называет часть слова (mon ...) и бросает мяч. Ученик  должен поймать мяч и дополнить слово (... key).

В роли ведущего ребенок и взрослый могут выступать поочередно.

- Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов:

G,e,a,t,m,j,a,f,c,o,s,w,k,g,e,f.

Например: egg, sweet, jam, coffee и т.д.

- Назвать слова, противоположные по значению: fat-slim,

White – black, short- long, good – bad, sad- happy, clean - dirty и т.п.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. Психологическая функция - состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств, для активизации резервных возможностей личности.

 Хочется отметить, что учебные игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого ученика и неограниченной перспективы творческой деятельности.

     Также использую  технологию  сотрудничества (групповую  и парную работу), которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи. Дети пробуют свои силы в качестве консультантов,  экспертов, художников, и т.д. Сотрудничество проявляется в работе в парах при проверке стихов, письма по памяти и проверке пересказа текста при применении игровых моментов. Так, при введении структуры “ Where would you like to go?”, учащиеся могут провести опрос класса или определенной группы и закрепить вопрос и ответ в своей речи. Особенно важным является формирование навыка спонтанной речи. Развитию взаимовыручки способствует парная работа, работа в группе.       Для достижения общей цели, выполнения в срок и верно, поставленных задач, учащиеся иногда сами того, не замечая, начинают подбадривать друг друга, помогают слабым ученикам.

   Развивающееся общество требует от нового поколения решения нестандартных задач, проявления активности для достижения успеха. В связи с этим, необходимо, давать детям возможность проявить себя на уроке, помочь высказать и отстаивать свою точку зрения касаемо решения определенных задач урока. В таких случаях учителю необходимо корректировать учащихся в области вежливого отношения к мнению других членов коллектива (класса), показать важность умения слушать и слышать остальных учеников.

  При изучении новых лексических единиц, мы с учениками 3-4 классов используем ассоциативный ряд и закрепляем его в ментальных картах, всплывающие фигуры, использование цветных маркеров это всегда вызывает интерес у школьников.

      Учащиеся 2-ых классов предпочитают закреплять изученную тему в рисунках, стараясь, как можно больше нарисовать, а затем назвать эти предметы на английском языке. Дух соперничества порождает желание ребенка, использовать большее количество лексических единиц.

        Ученики 5-ых классов предпочитают отрабатывать, закреплять грамматический и лексический материал при помощи интернет-ресурсов, например «Kahoot», прежде, чем выбрать верный ответ ученики обсуждают его в группах.

       Высказать свое отношение к той или иной проблеме, новой ситуации помогают «Smalltalks», небольшие обсуждения по определенной теме.      Учителю необходимо помочь высказаться каждому ученику, корректируя ошибки после выступления, не осуждая, а поддерживая, тогда ученик не будет чувствовать себя некомфортно и неуверенно.

Я стараюсь выстраивать образовательный процесс, позволяя ученикам определенную, нужную самостоятельность. Необходимо преподносить информацию таким образом, чтобы каждый  ребенок стремился слушать учителя, помогая последнему в составлении таблиц, карт, участвовать в учебных ситуациях, применяя на себя ту или иную роль. Каждому ученику необходимо внимание, важно, чтобы каждый был задействован на уроке, тогда учебный процесс принесет пользу.

Современный урок сегодня  невозможно построить без использования технических средств цифровых образовательных ресурсов. 

Широкое развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их проникновение во все сферы жизни общества является глобальной тенденцией мирового развития последнего десятилетия. ИКТ - это целый мир безграничных возможностей, которые можно эффективно использовать при обучении иностранным языкам.

Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки обучающихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность обучающихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы.

Неоценимую помощь оказывает учителю компьютер в подготовке и проведении уроков. Доступ к нему практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования. Полученная в Интернете информация может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках.

Для того, чтобы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание хотя бы основных прикладных программ.

Программа Microsoft Power Point — при помощи неё на уроках английского языка можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д. Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.

Мультимедийные технологии позволяют создавать и воспроизводить программные продукты, основной характерной чертой которых является интерактивная наглядность - эффект погружения в обучающую среду и взаимодействия с ней. В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. В связи с этим активно использую компьютерные обучающие игры и программы, электронные учебники и интерактивные пособия, тренажеры, презентации.

         Важно идти в ногу, а иногда и на шаг вперед, знать, чем увлекается новое поколение, использовать на уроках презентации, игры, тексты в которых, например, используются имена популярных среди учеников известных личностей. Это привлекает внимание школьника, и «скучные» на его взгляд упражнения становятся интересными, запоминающимися.

Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формирую регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания использую так называемые «смайлики», сигнальные карты разного цвета и вида для самооценки, таким образом мои учащиеся наглядно демонстрируют уровень личных достижений на уроке. При оценивании устных ответов одноклассников ребята высказывают своё мнение по поводу услышанного. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответы.

Стараюсь быть для учеников помощником в поиске знаний, обеспечиваю возможность получить умения для дальнейшей жизни, самому ориентироваться в предлагаемой информации, в новых знаниях, различных жизненных ситуациях, показываю, где можно найти дополнительную информацию, какими ресурсами пользоваться, помогаю определить, что является главным, а что второстепенным.

В заключительном этапе своих уроков я отвожу значительную роль рефлексии собственной деятельности ученика. Я спрашиваю, что им удалось сегодня сделать на уроке, что не совсем удалось; что было интересно. Учащиеся учатся делать самооценку своей работы на каждом этапе урока. В конце каждой четверти я провожу итоговую рефлексию. Учащиеся отвечают на такие вопросы: « Какое мое большее достижение?»,
«В чем состоят мои трудности?»

Одним из способов развития мотивации, и проявления интереса к изучению английского языка, считаю внеурочную деятельность.

Цель внеурочной деятельности  – развитие познавательной деятельности и творческой активности во внеурочное время; развитие самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; организация учебно-исследовательской деятельности.

Мои ученики активно принимают участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и занимают призовые места:

- 2020  Насыбуллина К.,  Сайфутдинов Р., победители онлайн-олимпиады WinKid, организованной Казанским федеральным университетом;

- 2019 Романова Я., призер   «III Всероссийская научная конференция-конкурс учащихся имени Льва Толстого», по проблеме «Заимствованные слова (англицизмы) в молодежном сленге»;

- участие в районных конкурсах видеороликов «Их именами названы улицы…» (на английском языке), работы посвящены жителю нашего поселка Мирный – Виталию Синицына, а также поэту Рахиму Саттару;

- 2020 Сайфутдинов Р.,  Стуров Д. победители районного этапа III Международного литературного конкурса чтецов «Джалиловские чтения» (номинация Муса Джалиль на языках мира). 

Вывод:  Создание благоприятных условий для учащихся, использование современных технологий позволяют повысить эффективность и результативность обучения, и стимулирует меня, как учителя,  искать всё более совершенные методы и приёмы. Продолжаю работать над повышением коммуникативной направленности учащихся и повышением их интереса к предмету.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...