Статья "Метод проектов как перспективная педагогическая технология"
статья

Турова Марина Геннадьевна

В статье раскрываются возможности метода проектов как перспективной педагогической технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Метод проектов как перспективная педагогическая технология.

Турова М.Г.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. [1]

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. [2]

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. [2]

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 80-90 годах прошлого века, с началом реформ в школьном образовании, когда создались более демократичные отношения между учителем и учениками, и педагогика стала искать активные формы познавательной деятельности учащихся. 

        В основу проектной деятельности заложена проблема, и поиск путей её решения.

Проблемное обучение возникло в процессе поиска учителями путей активизации обучения. Исследования в области проблемного обучения ведутся уже давно, но, тем не менее, проблемное обучение привлекает к себе внимание и на современном этапе развития дидактики.

Доказано влияние проблемного обучения на активизацию мыслительной деятельности школьников, на формирование у них нестандартных подходов к решению проблем и, наконец, на развитие их творческого мышления. Это влияние обеспечивается созданием в образовательном процессе специальных ситуаций интеллектуального затруднения – проблемных ситуаций – и их разрешения. Перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения:

  • строят гипотезу,
  • намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  • аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения,
  • анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

Функции учебной проблемы:

  • определение направления научного исследования (деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы);
  • побуждение к этому исследованию (формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний).

Учебная проблема для учителя является средством управления познавательной деятельностью ученика, способом формирования его мыслительных способностей.

В деятельности ученика учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.

Основные требования к учебной проблеме, с учетом которых учитель может создавать наиболее эффективные типы проблемных ситуаций:

  • учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и естественным путем, логически вытекать из него, а также из деятельности ученика по анализу фактов и явлений, вызвавших проблемную ситуацию;
  • учебная проблема должна отражать противоречивость информации (непосредственно в формулировке вопроса, задачи или в учебной ситуации);
  • основным своим содержанием проблема должна давать направление познавательному процессу поиска, указывать направление путей ее решения;
  • проблемы должны быть посильными, то есть не должны быть слишком трудными для решения, иначе они не вызовут интереса и учащиеся попытаются их просто обойти, но они не должны быть и слишком легкими, т.к. легкие проблемы быстро решаются и недостаточно активизируют мыслительную деятельность учащихся или вовсе не воспринимаются как проблемы;
  • вербальная формулировка проблемы должна содержать слова, обозначающие такие известные ученику понятия, в которых содержатся элементы, имеющие связь с неизвестным в самой проблеме;
  • проблемные вопросы, задачи и учебные задания, а также примеры, приводимые учителем при постановке проблем, должны оказывать воздействие на эмоциональное состояние ученика, заинтересовать его в учебном материале, побуждать к активной деятельности.

Следовательно, учебная проблема должна обладать такими свойствами, которые обуславливают ее осознанное восприятие учеником, его заинтересованность в ее разрешении. Цель, которая может быть достигнута путем решения проблемы, становится для ученика субъективно важной и значительной.

Знание учителем основных требований к учебной проблеме считается одним из важнейших условий успешной постановки проблемы и организации самостоятельной деятельности учащихся.

Так что же представляет собой метод проектов? Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. [5]

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. [5]

“Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь” - говорит китайская пословица. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. [5]

Главная педагогическая цель любого проекта — формирование ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости. Перед началом планирования работы по проекту важно обсудить, осмыслить вместе с учащимися ответы на следующие вопросы:

  • почему мы/я делаем именно этот проект? Этот вопрос поможет еще раз актуализировать проблему, понять, почему проблема появилась;
  • какова цель проекта? Ответ на этот вопрос еще раз позволяет более четко определить направление движения, к чему хотим прийти, какие умения детей хотим развить и сформировать, что хотим получить в результате проектной деятельности;
  • какие ресурсы необходимы для реализации проекта (люди, знания, оборудование, финансы)? С кем необходимо встретиться для решения поставленных задач, какую информацию найти, нужны ли финансы для реализации проекта?
  • как организовать деятельность детей, чтобы достичь цели проекта? Это утверждение в выборе форм работы с детьми (групповая, парная, индивидуальная). [3]

Таким образом целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

В процессе реализации проекта учащиеся так ли иначе попробуют себя во всех ролях и в итоге выберут наиболее комфортную для себя: генератор идей,  оппонент, организатор, разработчик, докладчик.

Роли педагогов также различны: наблюдатель, сотрудник, эксперт, консультант, наставник. На разных этапах работы учитель выступает во всех отмеченных ролях. Схема обучения в процессе совместной работы над проектом меняет формулу «Я даю — вы берете» на «Мы придумываем, исследуем и делаем вместе» [3]

При этом типы проектов можно классифицировать следующим образом: [1]

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач, выдвижения гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов;
  • анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

• владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
• уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
• направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
• уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы
и заключения.

Обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий учителя и ученика, т. к.:

• учитель помогает ученикам в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет учеников;
• поддерживает непрерывную обратную связь. [4]

 Можно с уверенностью сказать, что использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается
в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

Как уже отмечалось, согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход.
А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.

Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.

Можно сделать вывод, что проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения.

Список использованных источников.

  1. Бузецкая Т.В. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс] // Т.В. Бузецкая. – Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79genera-didactic-techniques/ues/4899-2014 (дата обращения 03.01.2017).
  2. Вахнина Т.С. Использование современных технологий в обучении. [Электронный ресурс] // Т.С.Вахнина. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ispolzovanie-sovremennih-tehnologiy-v-obuchenii-869519.html (дата обращения: 02.01.2017).
  3. Ваньшина О.А. Метод проектов в профориентации. [Электронный ресурс] О.А. Ваньшина. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/02/16/metod-prektov-v-proforientatsii (дата обращения: 06.01.2017).
  4. Мелешенко Л.Н. Использование проектной технологии в школе. [Электронный ресурс] // Л.Н. Мелешенко. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/104126/  (дата обращения: 05.01.2017).
  5. Москалева Т.Л. Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании. [Электронный ресурс] // Т.Л. Москалева. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/02/24/sovremennye-obrazovatelnye-0 (дата обращения: 05.01.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный проект_Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках географии

Новые технологии обучения  на уроках географии в школе закрытого социума...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Владение перспективными педагогическими технологиями - залог успешной деятельности педагога.

Современные условия ставят в качестве основных задач педагогики формирование у учащихся творческого мышления, способности к самостоятельной деятельности по усвоению знаний в процессе овладения професс...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Современные перспективные педагогические технологии - залог успешного урока английского языка в рамках ФГОС

Новый ФГОС поменял требования к современному уроку. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной о...