Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году
статья

Гильфиева Алсу Раифовна

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse._gilfieva_a.r.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание  «Эссе»

Гильфиева Алсу Раифовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Байлянгарская средняя школа»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Я – УЧИТЕЛЬ

Где родился, там и пригодился.

(Народная мудрость)

         Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым молодым человеком. Когда я училась в школе, я часто задумывалась об учительской профессии. Ведь я воспитывалась в семье, где слова «учитель», «воспитатель» произносились с уважением. Обе мои сестры  работают  в школе, учат детей, и я тоже решила пойти по их стопам.

          Закончив  Казанский  государственный педагогический университет в 1999 году, я вернулась в  родную школу.

        …И вот я снова переступаю порог своей школы, но уже в новом качестве –  в качестве учителя. Поначалу присутствовали непривычные ощущения. Совсем недавно я сидела в классе за партой, выходила к доске, а в учительской бывала только по просьбе учителя, который просил принести журнал. Теперь же в этой самой учительской стоял мой стол, а я уже не сидела за партой, а сама приглашала к доске учеников! Но довольно быстро все сомнения вылетели из головы, потому что меня с невероятной силой увлекла интересная  профессия и  школьная жизнь.

          Конечно, опыт и мастерство приходят не сразу….Первые шаги в профессии мне помогли сделать мои же учителя. Это уважаемые педагоги, которые вырастили и воспитали не одно поколение достойных людей. Они стали для меня образцом поведения, интеллигентности, преданности любимому делу. Я благодарна им за поддержку. Благодаря им я осознала, что учителем не рождаются  - Учителем надо стать! Именно Учителем с большой буквы! А как стать таким учителем? Одного примера уважаемых мною людей мало.

          Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Мудрые мысли великого человека и талантливого педагога.

          Начав работу, я вновь и вновь перечитывала труды великих педагогов В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, А.Макаренко, выписывала и с большим интересом изучала газету «Первое сентября», знакомилась с опытом педагогов-новаторов. Пришло понимание, что не могу, как по нотам, повторять чужой опыт, что должна избрать свой путь.

       …Сегодня атмосфера общения  становится   ведущей чертой современного урока. Для своих учеников я стала внимательным и заинтересованным собеседником. Овладеваю  приемами учебного взаимодействия. Ставлю на уроке открытые вопросы, а ребята высказывают различные точки зрения по проблеме. Вместе мы приходим к верному ее решению. И мои ученики  смело высказывают и верные, и неверные точки зрения без боязни, что их одернут, остановят. Мои предметы – русский язык и литература – способствуют общению, так как заключают в себе его основные компоненты: описание события, возможность эмоционального сопереживания, понимания друг друга. Так мне удается на уроках сочетать процессы общения и обучения. Каждый раз, делая «шаг навстречу», я поднимаюсь на новую ступеньку в своем методическом опыте, в умении строить отношения с учениками.

         Сама структура традиционного урока также претерпела существенные изменения. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму», - писал древний философ Китая Конфуций. Вот и мы вместе с ребятами «погружаемся» в тему урока, ставим цели, включаемся в совместную эмоциональную и интеллектуальную работу, творим, а затем осмысливаем результаты своей работы. И мои ученики уже не просто получают готовую информацию, сохраняют и выдают ее. Они сами добывают знания своей деятельностью, а я немного направляю их и помогаю. Мне хочется, чтобы моим ученикам было интересно учиться, чтобы они могли радоваться, открывая новые знания.

        Мы живем в стремительное время, когда информационные технологии прочно входят в жизнь общества. А для современной школы информатизация рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. ИКТ в образовательном процессе стали рациональным способом повышения эффективности обучения. Значит, чтобы привнести в процесс обучения больше наглядности, повысить положительную мотивацию детей к преподаваемым мной предметам, активизировать познавательную деятельность, развивать мышление и творческие способности детей, на уроке нужно использовать информационные технологии. Мои ученики  умело создают и представляют свои проекты в виде электронных презентаций и видеофильмов. Они с удовольствием   создают тесты к урокам при помощи конструктора тестов и интерактивные упражнения в программе «LearningApps». Компьютер и интернет  помогают нам побывать в музеях-квартирах русских писателей и совершать экскурсии в лучшие галереи и музеи страны, дают возможность воспользоваться любыми словарями и энциклопедиями.

        На своих уроках я учу детей учиться. И хочется верить, что мои уроки пригодятся им в жизни не только полученными знаниями по русскому языку и литературе, но и как уроки доброты, взаимопонимания, сотрудничества, уроки, которые помогут им в будущем стать состоявшимися, успешными людьми.

       «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество…..Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми”. Данные постулаты известного педагога  Ш. Амонашвили всегда были и будут своеобразным девизом моей работы.

        ….Я  иду по осенней  дороге. Больше двадцати лет я хожу по ней в свою школу. Люблю ее светлые, уютные классы, школьный дворик и звонкий смех моих учеников. Маленький принц в одноименной сказке французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери произнес такие слова: «У каждого человека свои звезды». Я давно сделала свой выбор. Моя звезда – моя родная школа. Я – сельский учитель. Ни разу не пожалела о том, что когда-то выбрала эту профессию, никогда не изменяла своей системе ценностей, не сдаюсь и не останавливаюсь на достигнутом результате.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Приказ об утверждении состава жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады 2018/2019, 2020/2021 учебный год

Приказы Управления образования "Об утверждении персонального состава жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории Нижневартовского района в 2018/2019, 2020/2021 учеб...

Приказ № 189-0 от 24 октября 2022 года О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году.

Приказ № 189-0 от 24 октября 2022 года О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2022-2023 учебном году....