Конкурсное испытание "Я учитель" в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года"
материал

Сустаева Ирина Борисовна

Эссе "Гражданская позиция современного учителя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_2.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание

«Я-учитель »

Эссе.

Гражданская позиция современного учителя.

                                                           «Самым важным явлением в школе,

                                                         самым поучительным предметом,

                                                                 самым живым примером для ученика

                                      является сам учитель»

                                                                                                     А. Дистервег

         Современный учитель должен не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Быть учителем  - это быть  человеком, который стоит между наукой и маленькой личностью. Он знает свой предмет, образован и эрудирован,  знает, что только большой багаж знаний дает право учить других. Учитель сегодняшнего дня – это человек преданный своему делу и своим ученикам. Современный учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют тому, чтобы научить детей учиться. Он и артист, и художник, потребуется – писатель, певец. Учитель - помощник, советчик, воспитатель ещё неокрепших юных сердец.

          Большую ответственность берёт на себя человек, когда принимает решение быть учителем.  Мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка, поэтому нельзя сравнивать нашу профессию с другими. Для меня каждый ребёнок как скрипка, со своей уникальной мелодией. Услышу музыку его сердца, помогу, подтолкну – и он в будущем найдёт свой путь в жизни, не услышу,– и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни.  Но я не имею права навязать ребёнку свою мелодию.  Я должна слушать и слышать только его индивидуальное звучание. Конечно,  результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем.

         Дети - это наше богатство. Сегодня, как никогда, важно сформировать у детей активную жизненную и гражданскую позиции. Ведь именно от них, зависит наше будущее. А мы, учителя, работаем с детьми и много можем сделать для будущего процветания нашего государства.

     Важно, чтобы вырастая, ребенок знал, что он нужен своей стране, и является полноценным ее гражданином. Считаю, что гражданская позиция- одна из важнейших характеристик педагогической профессии. А значит, каждый современный учитель должен иметь собственную гражданскую позицию, чтобы правильно учить и воспитывать «будущее нашей страны». 

     В чём же заключается гражданская позиция современного учителя? Гражданская позиция учителя формируется в деле.    

     Социальная активность учителя – это качество личности, которое проявляется в его деятельностном, энергичном, открытом характере, в способности побудить своих учеников к активной деятельности, направленной на преобразование общественных отношений и самого себя. 
Я считаю, в современном мире всё чаще приходится говорить о социальной пассивности людей. Она выражается в отчуждении человека от общественных идеалов и задач, что проявляется в снижении социальной удовлетворенности и трудовой активности, в равнодушии к общественно – политическим проблемам, в потребительском стиле досуга. Задача учителя не допустить воспитания социально – пассивной личности.

     Педагог должен сам проявлять социальную активность, инициативу, стремиться к постоянному позитивному преобразованию окружающей действительности. Ведь очень часто именно учитель – главный пример для ученика.

         Я уверена, у современного учителя должно быть сформировано гражданское самосознание, а значит, он должен знать и уважать историю своей страны, принимать посильное участие в создании её будущего,  ощущать себя её неотъемлемой частью, учитель должен стать примером всем: и своим ученикам, и их родителям, и всем окружающим.

        Ещё одним выражением гражданского самосознания, на мой взгляд, является толерантность в национальном вопросе. Россия – многонациональное государство. Нетерпимый педагог не сможет воспитать толерантное отношение к другим людям и другим культурам в своих воспитанниках. Уравновешенность, эмоциональная стабильность, умение выходить из психологических стрессов и конфликтных ситуаций самому и помогать в этом другим – это важнейшие качества современного учителя.

    Неотъемлемая часть гражданской позиции современного учителя – его личные качества.  По моему мнению, обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. К тому же учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

           С уверенностью могу сказать, что профессионально необходимыми качествами учителя  являются:  выдержка и  самообладание, оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика),  справедливость, общительность, требовательность к себе и к детям, альтруизм (бескорыстная забота о благе других), педагогическая наблюдательность, интеллигентность, современность ( наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками),  креативность.

         Признаками гражданской позиции учителя являются интересы к политической, правовой, общественной сферам; потребность в реализации прав и обязанностей, гражданском и общественном участии; позитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданина; качества личности, необходимые для эффективной гражданской деятельности. Я думаю, если современный учитель обладает всеми этими составляющими, то «будущее нашей страны» в надёжных руках, главное помнить, что гражданская позиция должна быть не на словах, а в конкретных делах.    

     В своей педагогической практике я стараюсь подходить к формированию                                                                                                                              гражданственности через множество аспектов. Так как считаю, что только живая деятельность – будь то детское объединение, проекты по благоустройству своего школьного двора, участие в школьных и внешкольных мероприятиях – только то, что требует общения с окружающим миром, создания чего-либо нового, своего дела, - только эти настоящие шаги помогут нам воспитать человека неравнодушного к проблемам общества. Это не просто игра, это деятельность, полезная и нам, и детям, и окружающему сообществу. Мы учимся решать проблемы взрослого окружения, применяя детские хитрости и новейшие технологии, мы как бы играем, но в то же время – делаем полезные дела. Изучая историю малой Родины и всей своей огромной страны на уроках, ученик воспитывает в себе патриотизм и гражданственность. Особый интерес у ребят вызывают исследовательские работы, которые касаются родного края и их семьи. Именно в этих случаях создаётся чувство сопричастности к общегосудартвенным событиям.      

        Большую роль в формировании межличностных отношений играют классные и общешкольные мероприятия, в которые я стараюсь вовлекать всех, без исключения обучающихся. А как интересны детям совместные праздники с родителями, ведь именно здесь открывается иная сторона личности ребёнка. Воспитывая в себе уважение к людям, опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

  Свою гражданскую позицию я реализую в педагогической практике через формирование гражданственности и считаю, что это:

- один из непременных нравственных ориентиров благородного человека,

- сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека;

- безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству;

- это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного;

  И главное, я отдаю себе отчёт в том, что никогда не смогу сформировать гражданскую позицию в детях, если её не будет, в первую очередь, во мне самой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методическое объединение" в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года-2011"

Участник конкурса устно представляет свой профессиональный опыт как опыт, сформировавшийся при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учр...

«Мастер –класс», в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года-2011» МО «Гвардейский район»

- "Мастер-класс" (регламент: 20 минут). Участники конкурса демонстрируют свой педагогический опыт, отражают значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций...

Задание «Методический семинар» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Формат конкурсного задания: компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы Садовниковой Т.А. , описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Конкурсный урок по математике "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2016" г. Воронеж)

Конкурсный урок по математике "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2016" г. Воронеж)...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......