"Методическое объединение" в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель года-2011"
методическая разработка (изобразительное искусство, 5,6,7 класс) по теме

Морякова Ирина Николаевна

Участник конкурса устно представляет свой профессиональный опыт как опыт, сформировавшийся при взаимодействии с коллегами: учителями различных предметов, педагогами и специалистами образовательных учреждений разных типов и видов, родителями учеников, общественными организациями, работниками науки, культуры, сферы здравоохранения, представителями других сфер.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Тебе…»

С начала времен на земле жили 100 миллиардов человек, у них у всех билось сердце…  Сейчас на земле живут более  6 миллиардов  человек  у них у всех бьется  сердце…

Сердце …   Оно отстукивает 75 ударов  в минуту.

 - Когда в последний раз Вы слушали свое сердце?

- Нет… Не то  с каким  ритмом оно бьется.

- А то, как оно  думает… любит…поёт…  плачет… трепещет…

- Когда в последний раз Вы полностью отдавали себя во власть сердцу?

-Во власть тем чувствам, которые оно нам подсказывает?

А ведь чувства движут нами и определяют нашу судьбу. Они стихийны, не логичны, не материальны. Возможно, то почему мы это испытываем ни когда не выйдет из разряда тайн, таких как рождение, любовь, смерть, бог.

Ребенок, приходящий в этот мир – это открытость: беспрепятственно входят в него все впечатления бытия.

 «Дети это дом, в котором двери открыты всегда. Входят в этот дом верблюды и кошки, облака и птицы. Входят целые города»

 

Что же перекрывает приток впечатлений? Это – «Я», оно, пробудившись, начинает судить и отбирать, что мне подходит, а что нет, и то приоткрывает дверцу, то захлопывает перед носом у напирающего образа, хотящего стать нашим впечатлением. В возрасте взрослом все прикрыто «Я», его эгоистическими выкладками и суетой рассуждений, так что перед нами только прелесть бытия, а мы, имея уши, не слышим, имея глаза, не видим.

Захлопнуты. 

Развитие человека происходит благодаря тому, что у него есть потребность в самореализации. Согласно теории Маслоу   именно эта потребность стоит на вершине пирамиды всех потребностей человека.  

Мы ищем пути самореализации  и испытываем счастье, когда этого добиваемся..    Особенно благодатен путь творчества,  ведь искусство: вновь распахивает  нас навстречу миру.

 

Урок  ИЗО в школе .1 урок в неделю- 45 минут! Много это или мало? Что можно успеть  сделать  за эти 45 минут? Что я успеваю сделать за это время?

Методика проведения любого учебного предмета требует применения огромного количества методов, форм и приемов работы. Классификация слишком велика. Огромное количество, слишком огромно  для 45 минут творчества.  И если бы  в 1473 году во Флоренции  в мастерской художника Верроккьо думали об этом в первую очередь. Миру никогда бы не явились великие творенья Великого Леонардо.

Урок  изобразительного искусства  специфичен. И требует нетрадиционного и индивидуального  подхода.  

«Пережить, осознать, суметь»-  этими этапами я пользуюсь для    процесса  творения прекрасного.

  Непережитое,  непрочувствованное  эмоционально не может быть осознано: неосознанное не может быть воплощено.

Пережить- перейти жизнь .

 Жизнь большую, яркую, хрупкую, многогранную. Ребенку  сразу не под силу.  Значит,   важны такие переживания, которые оставляют следы на всю жизнь. На помощь мне приходят произведения искусств. Испытать  чувства и эмоции от   шедевров мирового значения. Прикоснуться к творчеству великих мастеров. Понять и разобраться для чего они это делали. О чем  хотели нам рассказать, чему научить?

- «Посмотрите внимательно, что вы чувствуете? Попробуйте  записать свои мысли  в тетрадях».

 Иногда, то, что  испытывают наши дети, поражает своей глубиной и проницательностью.  

Конечно, истинные чувства мы испытываем при соприкосновении с подлинниками. Но живя в провинциальном городке это практически невозможно.  На помощь мне приходят виртуальные интернет- экскурсии по самым известным музеям мира, видовые фильмы о творчестве художников, скульпторов, архитекторов,   об их известных творениях.

Но это великое искусство!  А как  пробудить чувство  интереса  к обыденным вещам? Вещам, которые окружают нас всю жизнь! Как научить замечать саму жизнь?  Как научить чувствовать прелесть  в блеске лака на мебели?   Как научить чувствовать тепло и добро рук сделавших эту вещь?

В этом мне помогает «История».  История  самой вещи.

«Школьная парта Не дорогая,  . Но сколько слышала эта парта, сколько она видела. Да она видела такое! Куда  только не заносила ее судьба! Кто только   за ней не сидел! Ведь за ней сидел сам…!»

А если интересна  история,    интересна и сама вещь!

Истории бывают разные: вымышленные  и правдивые. Вымышленные истории помогают мне разбудить у детей воображение и фантазию. А ведь от воображения зависит, то какой художественный образ возникнет  на листе бумаги юного художника.  И чем необычней  этот образ, т.е. сочетает в себе несочитаемое, тем  ярче и выразительней будет творческая  работа.  

А за правдивой историей мы обращаемся   к истокам.  В первую очередь  к истокам  русской культуры. Русские традиции столь многообразны. Костюмы, обряды, праздники,    предания, деревянная архитектура, промыслы,    песни,     небылицы,   пословицы и поговорки… Это лишь малая доля   того к чему мы прикасаемся на уроках изобразительного искусства.  Иваны, не помнящие родства   разве будут достойными продолжателями традиций, разве будут они   защищать  свое отечество и любить его.

 Я работаю в тесном сотрудничестве с педагогами нашей школы, ведущими предметы «Русские умельцы», «Живое слово», «РХК», «История» учителями начальных классов,  со школьным  ансамблем русской  песни  «Звонница», руководителем  школьного театра моды «Русский стиль». Мне в помощь всегда экспонаты школьного  музея русского быта  Организация совместных выставок , праздников, ярмарок мотивирует учащихся на дальнейшее  самостоятельное изучение самобытной русской культуры. На моих уроках находит свое отражение «Целевая программа Калининградской области «Мы-россияне» 2007-2011гг. Дети охотно рисуют  Москву и Санкт-Петербург, Суздаль и Владимир. Рассказывают о своих впечатлениях от увиденных архитектурных ансамблях, о посещении известных музеев мира Эрмитажа и Третьяковской галлерии. Это  вызывает у них чувство  гордости за свою историю, за своих  предков.

Итак, 1 урок в неделю- 45 минут! Много это или мало?    

На своих уроках я не забываю об истории, культуре и традициях  нашего края.  «Со старого снимка», «Улицы моего города», «Мой край»  это лишь часть тем, которые я использую на уроках. Эти темы помогают детям  прикоснуться к межнациональному и энокультурному общению  людей. Дети соприкасаются с чувством толерантности. Наш край особенный. Здесь во всем чувствуется переплетение разных  культур,  переплетение прошлого военного и настоящего мирного. Одной из важных тем  для нашей школы и для меня как учителя является тема  Творчества А.Т. Твардовского. Ведь именно в нашем городе этот замечательный поэт встретил день Победы 9 мая 1945. Стоя на крыльце дома 21 на ул.Калининградской.   В этом доме Твардовский завершил последние главы поэмы «Василий Теркин». Ученикам нашей школы выпала честь неоднократно принимать участие в мероприятиях посвященных этому событию. В этом году  21 июня отмечался 100-летний юбилей А.Т.Твардовского. В тесном сотрудничестве  с  Администрацией МО «Гвардейское городское поселение», Советом депутатов МО «Гвардейское городское поселение»,  Музеем истории и культуры Гвардейского района при МОУ ДОД  ДЮЦ города Гвардейска, МУ Библиотека гор. Гвардейска , МУ МО «Гвардейское городское поселение» Дом Культуры гор. Гвардейска  учащиеся нашей школы провели областные  юбилейные торжества. Не обошлось здесь без ИЗО. Ведь одним из проведенных мероприятий была выставка рисунков учеников нашей школы, развернутая в фойе  Дома Культуры  « Кто такой Василий Теркин?» Рисунки получили высокую оценку Калининградского регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз писателей России», а также   Калининградского филиала Русского ПЕН-центра.     На сегодняшний день я,  являясь исполнительным директором  Региональной общественной организации «Гвардейский негосударственный культурно исторический центр  Тапиау» ,целью которой является   сохранение и преумножение культурно-исторического наследия г.Тапиау-Гвардейска, а также  патриотическое воспитание подрастающего поколения,   стараюсь привлечь детей для  создания  творческих работ региональной тематики.  

Пока идет урок,  мы успели:   увидеть и почувствовать великое прекрасное! Мы почувствовали красоту обычных вещей, наполняемых нашу жизнь.  Мы прочувствовали, что для нас значит Отечество и Родина. А с  чего начинается Родина?

 С маминых ласковых глаз, с сильных рук отца. Это- то с чего мы все  начинаемся -  с родительской любви. Вот уже второй год в предновогоднюю неделю  я провожу в школе Уроки- мастерства. Это уроки когда рядом с ребенком сидят и мама, и папа, а иногда и бабушка,  и дедушка. Это когда творчество объединяет семью. Когда традиция делать что-то всем вместе  имеет вроде незаметный, но такой глубокий смысл. «Я уверен в себе рядом с тобой мама». « Я буду помогать тебе всегда мое солнышко». А еще при этом  всегда летает затаенная мечта педагога « Я могу на Вас рассчитывать  и положиться всегда дорогие родители!»  

Работая в тесном контакте со школьным  психологом,  я  использую арт-терапию. Особенно на уроках 3 четверти,  когда чувствуется усталость у детей от всего: от учебы, одноклассников, зимы, серости и грязи на улице  . Очень полезно тогда успокоится, посмотреть внутрь себя, заняться ярким и,  я бы сказала, сочным делом.    Вместе с психологом мы работаем с детьми, обучающимися по программе 7,8 вида, проводим интегрированные занятия.  Тем самым   способствуем   социализации этих детей.  Всем известно обывательское мнение об этих детях, а ведь они не  менее талантливы.      На занятиях арт-терапией  удивление («у меня получается!») постепенно сменяется увлечением собственным творчеством.  

Согласитесь,  пока идет урок,   мы  пережили многое,  прочувствовали эмоционально.

Настал черед  Осознавания –  т.е. делать со знанием

Я   стараюсь детей  не  загонять в определенные рамки. Очень часто дети задают вопрос на уроке: «А можно я сделаю это или то?" Я отвечаю можно все! Любого цвета, любой формы, в любом направлении. Пробуйте, придумывайте, творите сами! Стараюсь меньше подсказывать сюжет, ведь это уже будет моя фантазия. Но учу доводить начатое дело до конца, даже если надоело  и передумал  всё равно до конца.

Многим из нас еще в детстве сказали, что мы не умеем рисовать. И мы в это поверили  . На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого из нас. Когда, мы учим ребенка рисовать, то  показываем, как  можно изобразить определенные предметы, приучаем к некоторым шаблонам: кружочек с палочками – это солнце, внизу трава, домик,  цветок,    И цветом мы учим раскрашивать, а вовсе не выражать свой внутренний мир…Возможно, такие занятия и дают что-то ребенку: учат управлять рукой, различать прямые и изогнутые линии, знакомят с   цветом. Но  зеленая елка,   синее небо, желтое солнце с лучиками - все это стереотипы, которые транслируют взрослые. Ребенок может усвоить их, но это, ни на шаг не продвинет его в художественном или эмоциональном развитии.

.

Несомненно, чтобы достичь наибольших результатов в творчестве надо выйти за рамки 1 урока.  

  Вот уже 4 года я веду в школе кружок «Палитра». Дети приходят творить почти каждый день. Дети разного возраста с 3 по 9 классы, как сейчас говорят  одаренные дети. Они одаренны  трудолюбием, интересом, блеском в глазах, фантазией. Они как губка впитывают все лучшее. Они верят, что ты все можешь и поможешь в любой ситуации. Они одарены человечностью и жизнелюбием.    Одарены умением одаривать этим  всех вокруг!  

 Занятия   кружка проходят   в индивидуальной форме работы. Дети из разных  школьных смен, классов, у каждого своя занятость. Поэтому я стараюсь подстроиться под них, не отпугнуть своим невниманием. Вместе собираемся на открытые занятия. Готовимся к ним тщательно, продумываем все до мелочей. Берем с собой детей,    с которыми занимается психолог. Они не гости на наших занятиях, а равноправные участники. На одном из последних совместных занятий «Вдохновение  или история забытых вещей»  ребята знакомились с удивительным  искусством  декупажа.   

   Квиллинг, Модульное оригами, Архитектурное оригами,  Силуэтное вырезание, Коллаж, торцевание, Скрапбукинг, Декупаж, Бумагопластика – это - то чем мы занимаемся  на кружке. 

 Бессомнения, для того чтобы быть в курсе новинок в творчестве необходимо общаться с творческими  людьми. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни есть замечательный педагог  Шишкова Нина Владимировна, удивительнейший человек, у которого есть чему научиться, который всегда поможет и подскажет. А наше замечательное районное  МО учителей музыки, технологии, ИЗО это  просто клад из людей,  увлеченных искусством.

Еще один пласт богатый талантами  и различными  творческими  техниками это Дидактический  международный  интернет- сайт «Страна Мастеров», созданный  Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова  завсегдатаем, которого я являюсь, имея свой блог.

Мои дети любят, когда   рядом с ними  я творю что-то своё. Я считаю это правильным, во-первых, это повышает мой авторитет как педагога «Она может и я смогу», во-вторых, личный пример « Я могу, и ты сможешь». Чувствуете, как из разных уст, но одинаково. Значит, мы  идем вместе в одном направлении.

                 

Нам лишь осталось            Суметь- оказаться умелым.

        за 1 урок,         за 45 минут в неделю!

Я привлекаю учеников к  участию в различных конкурсах.    Это и областной  конкурс  детского творчества  «Вечное слово», областной  конкурс творчества посвященный «Рождественским чтениям». Откликаемся на участие в выставках рисунков в областном Экологическом центре, в национальном парке Куршская коса. Любим  свои муниципальные конкурсы   и выставки.  Нельзя не вспомнить многочисленные конкурсы рисунков проведенных совместно с  сотрудниками МЧС  и  ГИБДД.  

 Целевая программа Калининградской области « Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодежной среде на 2007-2011 годы  находит воплощение на моих уроках и во внеклассной деятельности.     Традиционны темы  рисунков и плакатов  о здоровом образе жизни.  Рисунки и плакаты используем не только для выставок, а и для  всевозможных акций.  Ведь мало, только изобразить, нужно чтобы такие творческие работы оказывали влияние и привлекали всех к здоровому образу жизни, причем и детей, и взрослых. Одна из выставок детского рисунка   проходила прямо в фойе детской поликлиники! А какое впечатление на жителей города произвела акция «Живой плакат» под девизом: «Мы  выбираем жизнь!»

 

Я не могу однозначно ответить на вопрос  

1урок в неделю – 45 минут  это много или мало?

 Но я знаю твердо.

Есть в человеческой жизни период, когда и вода мокрее, и трава зеленее, и сахар слаще. Это время называется детством.

А если Вам не дали яблоко, - Вы не знаете его вкус.

Если Вы 1000 раз произнесли слово «халва», - стало у Вас во рту слаще?

Или Вы научились плавать, сидя на берегу, бегать со стременами на ногах? А декламировать стихи с запретом открывать рот не пробовали? Может быть, история знает случаи рождения музыкального гения, не знавшего инструмента или живописца, не державшего в руках кисти?

Но всегда можно откусить яблоко, лизнуть халву, войти в воду «с ручками», распутать стремена и сделать из него лассо, и выкричать во всё горло всё, что тебя переполняет.

Если тронуть струны, - польётся музыка. А если не тронуть…

Ученик – это струны. А взрослый - лишь тот, кто их тронет, дав ему откусить яблоко, лизнуть халвы, войти с ним в воду «с ручками», свить с ним лассо, положить его пальчики на клавиши, внимательно выслушать его и постараться, чтобы его картину с уважением приняли, даже если ничего в ней не поняли. Тогда у него, ставшего взрослым, и вода останется мокрее, и сахар будет слаще, а от зелени травы будет такой восторг, что будут появляться слёзы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мастер –класс», в рамках муниципального этапа конкурса «Учитель года-2011» МО «Гвардейский район»

- "Мастер-класс" (регламент: 20 минут). Участники конкурса демонстрируют свой педагогический опыт, отражают значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций...

Задание «Методический семинар» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016»

Формат конкурсного задания: компьютерная презентация с объяснительной запиской педагогического опыта работы Садовниковой Т.А. , описание его инновационной методики и технологии, направленных на реализ...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года-2016"

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственные педагогические принципы и подходы к образованию,  понимание миссии педагога в современном мире....

Работа учащегося в рамках муниципального этапа конкурса "Моя любимая книга"

Сочинение на тему "Любимый рассказ А.И. Куприна ("Чудесный доктор")". Выполнил ученик 6 "Б" класса Зайцев Даниил....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА IV РЕГИОНАЛЬНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

Цель: дать возможность учащимся задуматься над понятиями  «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.Задачи:·...

Эссе «Я – учитель» в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России" в 2020-2021 учебном году

Работа раскрывает мотивы выбора учительской профессии, отражает собственное  понимание миссии педагога в современном мире.......