ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА IV РЕГИОНАЛЬНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ
план-конспект занятия (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Бознякова Татьяна Владимировна

Цель: дать возможность учащимся задуматься над понятиями  «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи:

·         развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни;

·         умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования;

·         формирование правовой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области

ПЛАН-КОНСПЕКТ

 ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА 

IV РЕГИОНАЛЬНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ

ФИО автора

Бознякова Татьяна Владимировна

место работы

МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области

должность, структурное подразделение

учитель Основ православной культуры

ученая степень, ученое звание, почетное звание

e-mail;

tvboznyakova@yandex.ru

название мероприятия

"Может ли свобода быть без ответственности?"

Дискуссионная площадка

контактные телефоны:

 сотовый, рабочий

8-960-585-49-34

8-(48131)-4-26-61

МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ СВОБОДА БЕЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Цель: дать возможность учащимся задуматься над понятиями  «свобода» и «ответственность», показать значимость этих понятий в жизни человека.

Задачи: 

  • развивать у учащихся осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни;
  • умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования;
  • формирование правовой культуры. 

Межпредметные связи: литература, обществознание,  право, информатика.

Тип внеклассного мероприятия: исследование в рамках коллективного творческого дела.

Форма проведения:    дискуссионная площадка.

Участники дискуссии: старшеклассники, родители, педагоги школы, священнослужители.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Свобода - ответственность или вседозволенность?», книжная выставка «Свобода и ответственность - выбор 21 века».

Предварительная подготовка: анкетирование по теме дискуссии (см. приложение 1). 

Ход мероприятия:

1. Организационный  момент.

2. Формулировка темы мероприятия.

Учитель:  Прежде, чем мы озвучим тему урока, обратимся к письму известного русского философа Павла Флоренского, арестованного органами НКВД в 1933 году. Ваша задача - выразить суть этого письма одним словом.

(Текст письма через проектор высвечивается на экран)

«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни… Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали мы для своих детей. Иной раз представляю, как может всё измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия… Тогда мы будем пить её, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль, в новых условиях рождённую. Велико счастье тех, кто ею обладает.»

- О чём пишет автор письма? Выделите суть этого письма одним словом. (Свобода)

- Итак, одним из основных понятий сегодняшней встречи будет понятие «свобода». Мы рассмотрим его в рамках темы «Может ли быть свобода без ответственности?». Чтобы выяснить, насколько значима для всех нас эта тема, ответим на несколько вопросов.

(анализ анкет учащихся)

  • Чувствуете ли вы себя свободными людьми? Если «ДА», то в чём проявляется эта свобода? Если «НЕТ», то что мешает вашей свободе?
  • Какие условия необходимы, чтобы человек был свободен? На эти вопросы мы ответим в конце занятия, составим своеобразный «рецепт свободы». Сделаем это на основе полученных сегодня  знаний.

3. Ход мероприятия:

Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», учитель предлагает познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.        

(словари лежат на ученических столах)

Свобода — это:

  • отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
  • сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
  • способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
  • реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
  • не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
  • степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
  • наличие прав и их гарантированность;
  • один из основополагающих принципов правового государства.

Учащимся предлагается выбрать из указанных вариантов тот, который наиболее близок им, и обосновать свою точку зрения. Если среди предложенных нет определения, которое отражало бы личное понимание категории «свобода», ребята пытаются сами сформулировать его.

Учитель:  Свобода - категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Бесконечно число словосочетаний со словом «свобода».

Вместе с классом учитель вспоминает ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.

Учитель: Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

(Разыгрываются различные ситуации из жизни молодежи; школа, улица, семья).

1 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

2 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое – свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

(ситуаций может быть представлено несколько, см. Приложение 2)

Учитель:  Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю – все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых – это не фантазия, а реальная жизнь).

Вы приходите после школы домой…

Игра «Фантазии на тему…»

Вывод: «Безграничная свобода невозможна, она слишком близка к тому, чтобы делать зло другим людям».

Учитель: Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Какие пути для этого возможны?

Обычно ребята называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. Целесообразно рассмотреть все предлагаемые пути и обсудить их с точки зрения приемлемости в современных условиях, оправданности, целесообразности для личности.

В ходе таких рассуждений непременно возникает понятие  ответственности.

(Презентация «Свобода  ответственность или вседозволенность?»)

Учитель: Понимание ответственности как особого социального и морально-правового отношения личности к обществу не может возникнуть в жизни человека спонтанно. Оно формируется в ребенке в процессе воспитания в течение длительного времени - через принятие в свою жизнь тех требований, которые предъявляются к детям со стороны взрослых, сверстников.

Самое привычное, повседневное понимание ответственности - это способность отвечать. Но в таком случае естественно возникают вопросы: «За что и перед кем?» Есть ли обстоятельства, за которые мы не обязаны брать на себя ответственность? Что включает в себя понятие «ответственный человек»?

Старшеклассники разбиваются на четыре микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:

  • «Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
  • «Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
  • «Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
  • «Ответственный человек - это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).

После работы в группах предложенные варианты выносятся на общую схему на доске, подробно обсуждаются, при необходимости дополняются некоторыми характеристиками. Таким образом выстраивается своеобразный «круг ответственности».

ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ                                                   ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВУ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ОТНОШЕНИЕ К ДРУГОМУ                                            ОТНОШЕНИЕ К СВОЕМУ "Я"

(методика доктора пед. наук Н.Е. Щурковой)

Учитель: Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

4. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Подводя итоги, хочу напомнить вам, что в начале дискуссии была поставлена задача: на основе полученных на уроке знаний составить своеобразный «рецепт свободы».

Итак, чтобы быть свободным, нужно: (Учитель называет только выделенное слово, остальное продолжают ученики)

  1. Познать… законы развития природы и общества.
  2. Уметь…   делать правильный выбор.
  3. Понимать, что… выбор предполагает ответственность.
  4. Иметь…   внутренние убеждения, совесть, чувство долга.

Свобода   -  это право выбирать,

С  душою лишь советуясь  о  плате,

Что  нам   любить, за что нам умирать,

На  что  свою  мечту нещадно  тратить.

Приложение 1.

АНКЕТА для учащихся

1. Какой смысл ты вкладываешь в слово «свобода»?

2. Считаешь ли ты себя свободным человеком?

3. В чём выражается твоя свобода?

4. От чего ты считаешь себя зависимым?

5. Считаешь ли ты себя ответственным человеком?

6. Какие качества ответственного человека ты можешь назвать?

7. Какие качества ответственного человека присущи тебе?

8. Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить?

Приложение 2.

Рассмотрите несколько ситуаций и скажите, о каких гражданских ценностях идет речь в каждой из них.

«Тираны, сменяя друг друга, долгое время правили в одной стране. Люди терпели их притеснения и несправедливости. Однако и этому терпению пришел конец. Однажды разразилась крупное восстание. Большинство жителей страны взяли в руки оружие, чтобы свергнуть правитель и его приближенных. Они не хотели отныне чувствовать униженными и подчиненными, лишенными всяких прав».

Ценность: свобода.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были уже в милиции и узнали, что за совершенную шалость вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считали свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Условного кодекса, они поняли, что им грозит».

Ценность: ответственность.

«Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью совершать одни поступки и отказываться от других, покупать одни товары и игнорировать другие, разговаривать с одними людьми и проходить мимо других. Наши действия зависят от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Вы просыпаетесь солнечным воскресным утром и решаете, чтобы вам хотелось сделать».

Ценность: выбор.

Ответить на вопросы:

- Что общего и в чем различия рассмотренных понятий?

- Почему именно эти ценности выделены в качестве наиболее важных для свободного человека?

- Какие еще ценности могут быть выделены?

Дополнительный материал к занятию.

Но как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому – то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив, её на полную мощность человек осуществил своё желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила права многих других полноценно выспаться в ночное время.

Пример: в одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками.

Вопрос: как вы думаете, на чьей стороне будет суд?

Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так, как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

Только что приведённая французская легенда демонстрирует элементарное явление: нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"

План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "

Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия

Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия Математический бой для 5 класса

Математический бой для 5 класса.Цель: развитие математических способностей и интереса к математике.Оборудование: ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия «Семья. Семейные ценности и традиции»

Этот сценарий поможет вам провести незабываемый праздник, посвященный семье!...