Классный час "Твоя безопасность в сети Интернет"
классный час (7, 8, 9 класс)

Клочкова Елена Сергеевна

Методическая разработка классного часа «Безопасность в сети Интернет» предназначена для проведения в 7-9 классах обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Разработка включает в себя подбор зданий, направленных на различные анализаторы, а также элементы деловой игры и  использование ЭОР, что способствует реализации поставленных целее и задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_v_seti_internet.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Название информационно-методического продукта:

«Классный час «Безопасность в сети Интернет»»

(предназначен для проведения в классах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)) 7-9 классов (возраст 14-16 лет)).

Актуальность: Современный период развития общества характеризуется процессом информатизации, который коснулся всех сфер жизни. Владение навыками уверенного пользования ПК в настоящем времени является необходимым условиям для полноценной социализации человека.

Одним из компонентов государственной программы «Доступная среда» (2011-2020г.г.) является обеспечение доступности информационной среды для инвалидов как фактор более полного включения лиц с ОВЗ в общественные институты.

Любой ребёнок с особенностями развития в процессе обучения и воспитания в школе должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду.

Умственное, эмоционально - волевое и физическое развитие у таких детей протекает аномально. Такие дети ведомы, часто вовлекаются в различные нежелательные ситуации. У школьников с умственной отсталостью отмечается несформированность критичности мышления в отношении поступающей к ним из различных источников (в том числе сети Интернет) информации. Для них характерно неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица, что часто приводит к совершению ими правонарушений, преступлений, вовлечению их в преступную деятельность. Данная категория школьников, является потенциально подверженной негативному влиянию информационного контента сети, в том числе несущему вред их психическому, моральному и физическому здоровью.  

В базисном учебном плане для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся, что не соответствует требованиям современности. Необходимо развивать направление, в котором объектом изучения являются правила безопасности при использовании современных цифровых образовательных ресурсов, в частности сети Интернет. 

Таким образом, представленная методическая разработка обеспечивает доступность актуального качественного образования в соответствии с индивидуальными способностями, особенностями и образовательными запросами обучающихся, а также запросов государства на качество выпускника, в том числе лиц с ОВЗ.

Цель: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.

 Задачи:

1. Ознакомить обучающихся с вероятными угрозами, возникающими при работе в сети Интернет;

2. Привитие навыков безопасного поведения в Интернет-пространстве;

3. Формировать у школьников общепринятые нормы этичного, ответственного и безопасного поведения в сети Интернет.

Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 классов (возраст 14-16 лет).

Время проведения: 40 минут

Содержание

1 Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Наш сегодняшний классный час мне хотелось бы начать со следующих строк:

В виртуальном мире я,

Как в своей ракете.

Бродит вся моя семья

Где-то в Интернете.

В Одноклассниках сидит

Дед до поздней ночи.

Он со мной не говорит

И играть не хочет.

В Скайпе бабушка – чуть свет

Светская беседа.

Я бабуле про обед…

Ей не до обеда!

Папа полюбил Фейсбук,

Мама – сайт Контактов.

Отбиваемся от рук

Мы с сестренкой Таткой.

Потерялась вся семья

Где-то в Интернете.

Написал письмо им я

«SOS! ВЕРНИТЕСЬ! Дети».

Как вы думаете, почему именно с этих строк я начала нашу встречу? О чем мы с вами будем сегодня размышлять? (ответы и предположения детей)

Да, сегодня мы поговорим о такой неотъемлемой части жизни современного общества жизни как Интернет. Тема нашего занятия «Безопасность в сети Интернет» (слайд 1). Мы с вами узнаем о тех угрозах, которые подстерегают нас при работе в сети, выработаем навыки безопасного поведения в Интернет-пространстве, а также познакомимся с общепринятыми нормами этичного, ответственного и безопасного поведения в сети Интернет.

2. Основная часть

Я  предлагаю вам проверить вашу готовность к безопасному использованию сети Интернет и пройти небольшой тест на знание правил поведения в сети (приложение 1)

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе

обменяться фотографиями.

A. Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

Б. Посоветуюсь с родителями.

2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A. Скажу в ответ: «Сам такой».

Б. Прекращу разговор с этим человеком.

3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все

знали о ней.

A. Потребую доказательств, что она плохая.

Б. Сразу откажусь.

4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и

пароль для входа в Интернет.

A. Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

Б. Отмечу письмо как Спам.

Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «Б».

4 «А» - Тебе ещё многому надо научиться.

3 «А» и 1 «Б» - Внимательно прочитай эту памятку.

2 «А» и 2 «Б» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

1 «А» и 3 «Б» - Ты почти справился, но есть слабые места.

4 «Б» - Молодец! К Интернету готов!

Сегодня Интернет так плотно вошел в нашу жизнь, что большинству людей уже трудно представить себе свою жизнь без этого достижения техники. Однако, зачастую использование ресурсов сети происходит бездумно и может принести нам не только пользу но и вред.

Я предлагаю вам сыграть в деловую игру «На чаше весов». Давайте поделимся на две команды «Обвинители» и «Защитники» и проведем судебное заседание. Обвиняемый – Интернет. Участники команды «Обвинители» называют вредные, опасные стороны сети Интернет, а члены команды «Защитники» -  положительные факты использования Интернета.

Команды по-очереди называют свои факты, учитель на специально заготовленном плакате  (на плакате изображены две чаши весов со знаками  «+» и «-»)  записывает предположения команд.

Примерные варианты ответов:

Плюсы: Возможность найти человека. Исчерпывающая информация. Полная Свобода. Увлечения. Покупки онлайн. Заработок. Психологическая поддержка. Возможность найти решение проблемы. Обучение. Связь в реальном времени (слайд 2).

Минусы:  Шокирующее содержание. Вредоносные программы. Кража персональных данных. Отсутствие уважения. Социальная изоляция. Отсутствие живого общения. Спам-сообщения. Низкий уровень образования. Низкокачественный контент. Опасность для детей и подростков (слайд 3).

Итак, ребята. Чаши весов остались непоколебимы, потому что в сети Интернет много как положительных моментов, так и отрицательных. И то какая чаша весов сможет перевесить в каждом конкретном случае зависит от нас, от того насколько грамотно мы используем ресурсы сети.

Давайте же выработаем вместе с вами правила безопасного поведения в сети Интернет. В помощь вам я предлагаю посмотреть видеоролик «Развлечение и безопасность в интернете» (http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE).

Итак, какие же правила безопасности в сети существуют? Я предлагаю создать плакат, который будет напоминать вам и другим учащимся о нормах безопасного и этичного поведения в Интернете. На каждое правило мы будем подбирать карточку с подходящим рисунком и прикреплять ее на наш плакат (слайды 4-5):

Прим. (на экране появляются слайды с правилами безопасного поведения в сети. После прочтения учителя правила, ученики по очереди выбирают подходящую карточку и приклеивают ее на плакат (формат А3))

- Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей;

- Всегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в Интернете;

- Никогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями;

- Всегда помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман;

- Никогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местах;

- Всегда держи информацию о пароле при себе, никому его не говори;

- Никогда не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера;

- Всегда будь внимательным, посещая чаты. Всегда держись подальше от сайтов "только для тех, кому уже есть 18". Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет;

- Никогда не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые;

- Общаясь в сети Интернет не забывайте про культуру общения: не будьте слишком навязчивы; общение не должно сводиться к ругательствам и оскорблениям, даже если вас на это провоцируют;

- Если ты услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в «небезопасные зоны», напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить;

- Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу - шпион.

III. Подведение итогов урока (рефлексия) Слайд 6

Ребята сегодня мы  с вами поговорили о безопасности в сети Интернет, вспомнили опасности подстерегающие нас в ней, выработали правила безопасного поведения в сети.

А теперь мне хочется узнать ваше мнение о классном часе. У каждого из вас на столе бланк с вопросами о ваших впечатлениях от нашего мероприятия.

Ответьте на вопросы или отметьте тот вариант, который вы считаете верным.

1. Была ли полезной информация на сегодняшнем классном часе?

         да нет

2. Была ли для вас услышанная на классном часе информация новой?

        да нет

3. Какие угрозы могут подстерегать в сети Интернет?_________________

__________________________________________________________________

4. Какую информацию нельзя размещать в сети Интернет?______________

__________________________________________________________________

5. Закончите, пожалуйста, предложение:

Самым главным правилом безопасной работы в сети интернет для меня является следующее правило……………………………………………………

Спасибо за внимание (Слайд 7)

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютер, проектор, интерактивная доска;

2. Наглядный материал: рисунки, плакаты, посвященные безопасности в сети Интернет (размещены на классной доске);

3. Презентация и видеоролик.

4. Анкета «Безопасность  в Интернете»

5. Бланк по оценке мероприятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

-  повышение уровня осведомленности учащихся о проблемах безопасности при использовании  сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз (заполнение бланка по теме классного часа на этапе рефлексии);

- формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета (результаты мониторинга аккаунтов обучающихся в сети).

Использованная литература:

1. Акимова О.И. Формирование социальных компетенций у школьников в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Глобальный научный потенциал. Профессиональное образование. № 3 (72) 2017. С. 17-19.

2. Баксанский О.Е., Сафоничева О.Г. Персонализация образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в возрасте 6-10» / Вопросы обеспечения лекарственных средств. 2016. № 1(11). С. 57-68.

3. Глазкова Н.Н. Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта: диссертация кандидата педагогических наук/ РГПУ им. А.И. Герцена – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.–218 с.

4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и. воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и психология».  М., 2001.

5. Сапулина Н.А. Использование приемов здоровьесберегающих технологий в обучении детей с глубокой умственной отсталостью (из опыта работы) // В сборнике: Специальное образование. Материалы IX Международной научной конференции. Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. 2013. С. 294-299.

6. Интернет-ресурсы:

- http://www.youtube.com/watch?v=3Ap1rKr0RCE;

- https://stihi.ru/2016/05/01/934;

- https://library35.tendryakovka.ru/?page_id=5736.

Приложение 1

Анкета «Безопасность в Интернете»

Ф.И._____________________________Класс_________

1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе

обменяться фотографиями.

A. Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

Б. Посоветуюсь с родителями.

2) В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

A. Скажу в ответ: «Сам такой».

Б. Прекращу разговор с этим человеком.

3) Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все

знали о ней.

A. Потребую доказательств, что она плохая.

Б. Сразу откажусь.

4) Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и

пароль для входа в Интернет.

A. Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

Б. Отмечу письмо как Спам.

Приложение 2

Ответьте на вопросы и отметьте тот вариант, который вы считаете верным.

1. Была ли полезной информация на сегодняшнем классном часе?

да нет

2. Была ли для вас услышанная на классном часе информация новой?

да нет

3. Закончите, пожалуйста, предложение:

Самым главным правилом безопасной работы в сети интернет для меня является следующее правило……………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Безопасность в сети Интернет"

Сценарий проведения классного часа для старшекласников в День медиабезопасности. Может быть использован классными руководителями, учителями ОБЖ, родителями обучающихся. Для сопровождения использовалас...

Классный час "Безопасность в сети Интернет"

Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.Цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность учащихся в в...

Класснный час "Безопасность в сети Интернет"

Развивать информационную компетентность, обучить грамотному и юридически ответственному пользованию сетью Интернет...

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

классный час на актуальную тему о поведении в интернете...

Классный час Безопасность в сети Интернет

Классный час Безопасность в сети Интернет...

Классный час "Безопасность в сети Интернет"

Целью классного часа является знакомство обучающихся с возможными угрозами подстерегающими их в сети Интернет, способоми защиты личной информации и персональных данных...

Классный час «Безопасность в сети Интернет»

Классный час посвящен проблеме безопасности в сети Интернет, проблеме этикета в социальных сетях.Основная цель: обратить внимание учащихся на возможные угрозы в сети Интернет, повысить грамотность уча...