РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по духовно-нравственномунаправлению на тему: «Душевное здоровье»_9 класс
рабочая программа (9 класс)

Гордеева Марина Евгеньевна

Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.

Программа ориентирована на обучающихся 9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nrav.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР  

от ___ 20__ года                  _Гришина С.А.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года №  ___

                             ___________/Каленов С.Л.   

                                     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    _внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению на тему: «Душевное здоровье»_     

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (класс) ______9 класс____________________________________

                     (начальное общее,  основное общее, среднее общее образование  с указанием классов)

Количество часов __34 ч.____               

Программа разработана на основе

_____________________________________________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)

  Разработчик (составитель) рабочей программы:_Гордеева Марина Евгеньевна__

учитель математики 1 квалификационной категории

                              (Ф.И.О. учителя с указанием специализации)

Введение

Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно - образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной системе образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Актуализация проблем нравственного воспитания в настоящее время обусловлена изменениями в общественном сознании, связанными с возрастанием потребности в гуманных отношениях, с утратой ценностносмысловых ориентиров бытия людей в обществе. Исходя из этого, следует обозначить важные положения, которые следует учесть:

1. Необходимость в подготовке высоконравственного поколения для общества.

2. Способствовать формированию личности подростка, способного оказывать противодействие негативному влиянию из внешней среды.

3. Дать необходимую базу духовно-нравственных знаний для формирования норм поведения и определённых действий в обществе.

4 Таким образом, реализация программы духовно-нравственного направления актуальна и важна в рамках современного общества с учётом ряда существующих в нём проблем, таких как деидеологизация и антидуховность.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программа духовно-нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:  патриотические чувства гражданина России;  гражданская идентификация;  общечеловеческие ценности;  социальная солидарность;  нравственное самосовершенствование.

 Программа направлена на создание условий для духовно-нравственного и гражданского становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.

Программа ориентирована на обучающихся  9 классов основной общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.

Цели и задачи курса внеурочной деятельности

Цель: Воспитание целеустремлённого, настойчивого, творческого и бережливого гражданина.

Задачи: 1. Формировать у учащихся уважение и любовь к труду, учению, уважительное отношение к человеку-творцу. 2. Развивать мышление, воображение, эстетическое восприятие. 3. Дать первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества.

Формы и методы занятий.

Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.

Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В процессе занятий активно используются этические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.

Методы, используемые при проведении занятий:  словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой);  наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, таблиц, фильмов);  практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений);  метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);  метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой);  репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);  эвристический;  проблемный.

Прогнозируемые результаты

 Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения в модели поведения школьника:  проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании;  соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление взаимопомощи;  использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;  осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям;  объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

2. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:  способность объективно оценивать собственное поведение и поведение других людей;  сформированность самоконтроля и самооценки: действие контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить;  способность видеть свои недостатки и желание их исправить;  снижение уровня неблагополучного поведения в среде школьников и молодёжи;  сохранение патриотического и культурного наследия.

Личностные результаты предусматривают умения:  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;  способность к самооценке;  основы гражданской идентичности личности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;  формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;  согласовывать цели совместных дел в команде со своими собственными интересами;  рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;  высказывать личную точку зрения.

 Метапредметными результатами являются умения:  собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете, делать выписки с библиографическими ссылками;  представлять информацию в виде тезисов, выступать тезисно;  рефлексировать опыт проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов нравственности;  применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);  применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия  определять и формулировать цель деятельности;  в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;  адекватно воспринимать оценку учителя;

Средства формирования регулятивных УДД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 Познавательные универсальные учебные действия  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;  строить речевое высказывание в устной форме;  выделять существенную информацию из текстов разных видов (основы смыслового чтения художественных текстов);  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Средства формирования познавательных УДД: осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  задавать вопросы;  формулировать собственное мнение и позицию;  выполнять различные роли в группе (лидера например).  умению координировать свои усилия с усилиями других.

Средства формирования коммуникативных УДД: учет разных мнений и интересов, обоснование собственной позиции; продуктивное разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников;

 Предметными результатами являются представления:  об этической картине мира, роли нравственности в истории и культуре нашей страны с позиции нравственных общечеловеческих установок;  о нормах поведения в разных жизненных ситуациях с переживанием этического опыта их разрешения;  о моральной стороне общества с пониманием роли человека в нём как личности;  о правах и обязанностях гражданина России.

Содержание программы

Раздел I. Вводное занятие (1 час) Беседа на тему «Что такое душевное здоровье?», показывающая необходимость и актуальность изучения курса.

Раздел II. Многоликость человеческой души (7 часов) Этическая беседа «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей». Дискуссия «Есть ли у юных идеалы?». Лекция «Проще простого о вежливости». Диспут «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

Раздел III. Вред и польза привычек человека (10 часов) Час общения «Моральные привычки». Дискуссии на темы «Моральная оценка личности», «Нравственная культура человека». Этическая беседа и диспут «Воспитание привычек нравственного поведения».

Раздел IV. Нравственная сторона труда и творчества (9 часов) Этическая беседа «Нравственное воспитание в труде». Диспут «Самоопределение в труде и творчестве». Круглый стол «Личностный рост».

Раздел V. Эстетика – родник души (6 часов) Беседа и дискуссия с элементами обсуждения «Родники души», «Творцы душевного мастерства». Час общения «Песня сердца и души».

Итоговое занятие (1 час) Практические занятия. «Неоконченное предложение».

Календарно-тематический план

№ занятия

Количество часов

Тема

Дата план

Дата факт

1

1

Введение.

4.09

2

3

2

Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей.

11.09

18.09

4

5

2

Есть ли у юных идеалы?

25.09

2.10

6

7

2

Проще простого о вежливости.

9.10

16.10

8

9

2

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты есть

23.10

6.11

10

11

2

Моральные привычки.

13.11

20.11

12

13

14

3

Моральная оценка личности.

27.11

4.12

11.12

15

16

17

3

Нравственная культура человека

18.12

25.12

15.01

18

19

2

Воспитание привычек нравственного поведения.

22.01

29.01

20

21

22

23

4

Нравственное воспитание в труде.

5.02

12.02

19.02

26.02

24

25

26

3

Самоопределение в труде и творчестве.

5.03

12.03

26.03

27

28

2

Личностный рост

2.04

9.04

29

30

2

Родники души.

16.04

23.04

31

32

2

Творцы душевного мастерства.

30.04

7.05

33

1

Песня сердца и души

14.05

34

1

Подведение итогов.

21.05

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"

Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...

Классный час на тему "Час здоровья" 5 класс

Разработка содержит конспект классного часа и  презентацию к нему...

"Социальное и душевное здоровье семьи"

Разработан для выступления на семинаре....

Открытое занятие внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Почемучка", тема "Домашние животные", 2 класс

Занятие по внеурочной деятельности в рамках реализации СФГОС НОО в игровой форме закрепляет знания детей о домашних животных.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8433349","attributes":{"...

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....