СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ
статья

 Готовая статья на тему "Способности и одаренность". В данной статье рассматриваются вопросы о том, как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности, проблема детской одаренности и как правильно воспитывать одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Одаренность19.47 КБ

Предварительный просмотр:

СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ

Одаренность –это явление, известное даже детям. У них спросили, что они знают об одаренности, и вот, что они ответили: «Одаренность- это талант, когда у тебя что-то хорошо получается». «Одаренность-это когда у человека  особый дар, например, пения». Это понимание соответствует житейскому  понятию одаренности у взрослых. Однако, как раскрывает наука понятие одаренность?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренные дети-какие они? Они очень разные, не похожи друг на друга. Впрочем, это справедливо в отношении всех детей. Но одаренного ребенка нельзя не заметить, он выделяется особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Чтобы обнаружить одаренного ребенка, не обязательно использовать специальные психодиагностические методы. Достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать увиденное и услышанное.

Проблема детской одаренности

Давно исследовалась в психологии, относительно нее накоплен большой материал. Чтобы понять, как нужно проводить работу с одаренными детьми в школе, следует уяснить, что представляет собой феномен ранних способностей и как с научных позиций объясняется их развитие.

Способности -это индивидуально-психологические особенности человека, содействующие успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводящиеся к имеющимся у него знаниям, умениям и навыкам.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются способности.

В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе в учении. Специальные способности -это способности к отдельным видам деятельности, например, к тем или иным видам искусства, к языкам, математические, технические и т.д.

Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт. Известно, например, что рано раскрываются музыкальные и художественные способности. Яркая одаренность Моцарта была очевидна уже в 3-4 летнем возрасте. Рано раскрылись выдающиеся музыкальные способности наших современников Вадима Репина и Жени Кисина.

Как нужно относится к фактам проявления одаренности у школьников? Одаренный ребенок в отличие от одаренного взрослого-это еще не сформировавшийся человек, его будущее неопределенно, его способностям еще предстоит раскрыться.

Активность и саморегуляция.

О них, как о важнейших факторах одаренности, впервые заговорил Н.С. Лейтес. Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку, это следствие природной потребности в новых впечатлениях и действиях. Важное значение в ходе развития активности имеет ее саморегуляция. Она проявляется в настойчивости, умении сосредоточить свои  силы для преодоления возникающих трудностей, целеустремленности. Исследователи детских способностей отмечают поразительную активность и высокую саморегуляцию у вундеркиндов. Их отличают удивительная любознательность, стремление к постоянным занятиям любимым делом, готовность отказаться ради него от развлечений, неутомимость. Они нередко испытывают своеобразное удовольствие от встречи с трудностями, с упорством преодолевают их.

Развитие активности и саморегуляции как общих предпосылок способностей в школьном  возрасте проходит ряд стадий. У младших школьников познавательная активность чаще всего проявляется в повышенной любознательности, значение которой  для развития  способностей чрезвычайно велико. Учеников средних классов отличается высокая общая энергия, готовность участвовать в самых разных видах деятельности, способность внезапно увлечься  каким-либо делом. Они одновременно посещают несколько кружков или секций, одно увлечение проходит, сменяясь другим, не менее сильным. Такое разнообразие занятий позволяет их способностям  полнее раскрыться. Старшеклассники более изобретательны и самостоятельны в своих занятиях. Нередко они отдают предпочтение тем или иным учебным предметам и при подготовке уроков уделяют им больше времени и сил. В этом возрасте возникают предпосылки для формирования специальных склонностей и способностей. Итак, общие предпосылки способностей (активность и саморегуляция) имеют возрастную специфику, которая придает своеобразие детской одаренности.

Итак, анализируя активность и саморугуляцию как общие факторы способностей, нельзя возлагать чрезмерно большие надежды на то, что одаренность ребенка  не исчезнет с возрастом. Необходимо вовремя поддержать одаренных детей.

Как работать с детьми, имеющими ярко выраженные специальные способности.

Рассмотрим,  вопросы, связанные с обучением и воспитанием детей с яркими проявлениями  способностей к отдельным школьным предметам и видам деятельности. Среди них уже в раннем возрасте можно встретить выраженных «математиков», «биологов», «лингвистов», детей с яркими гуманитарными, техническими, художественными или музыкальными способностями.

В настоящее время проблема обучения детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших классах и организации систем факультативов. Созданы также специализированные школы и классы с углубленным изучением некоторых учебных предметов.  Существуют разнообразные кружки в школах, при Центрах детского творчества и некоторых научных и культурных заведениях. Систематические занятия в кружке или на факультативе, где осуществляются такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступление с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов и т.д., могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов, развитию дарований школьника.

М.Б. Теплов в свое время выдвинул тезис о том, что талант по преимуществу многосторонен. Нет как таковой общей или специальной одаренности, есть более общие и более специальные стороны одаренности. Анализ эмпирического материала в одном виде деятельности при правильно поставленном обучении и воспитании стимулирует развитие широкого круга способностей вообще. Так, например, учитель, формируя у учащихся с гуманитарными способностями интерес к математическим дисциплинам, постоянно стремился показать эстетику, гармонию, заложенную в логических построениях точных наук. В результате у большинства учащихся обнаруживался высокий уровень способностей к овладению предметами математического цикла. Кроме того, большое влияние на развитие разнообразных познавательных интересов у школьника могут оказать родители и учителя, если они предстают перед своими воспитанниками не как узкие специалисты, а как разносторонне развитые личности с широким кругом интересов.

Следует обратить внимание на то, чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей и наоборот, стимулировать их развитие, педагоги и родители должны позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, находить для этого время, внимательно выслушивать ребенка. Не касаясь всех условий, способствующих творческому развитию учащихся, отметим лишь, что наилучшей может быть такая ситуация, когда на каждого ребенка смотрят как на индивида с особыми возможностями, дарованиями. Американский психолог Розенталь  показал,  что в ситуации, когда педагог ожидает «выдающихся успехов» от детей, они действительно эти успехи  начинают показывать, даже если до этого считались не очень способными.

Считаю, что на уроках как можно чаще следует отдавать задания творческого характера. При этом не надо готовить такие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать им вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации нельзя считать лучшим, поскольку он ставит в заведомо неравные условия учащихся, делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий оценивать следует только успех (оценкой «отлично»). Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки, но оценка за выполнение обязательного задания при этом не снижается.

В заключение отметим следующее.  Одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости или гордости родителей и школы. Не следует  и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все». Единственное, что не следует поощрять в ребенке, - это желание работать ради работы, а не стремление обогнать школьных товарищей.

Наиболее правильная  форма воспитания одаренных детей - воспринимать их такими, какие они есть, и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Литература

  1. Абатурова В.В.  О системе работы с одаренными школьниками в России// В.В. Абатурова // Профильная школа -2010.-№3. –С.10-13
  2. Барбитова, А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике [Текст] / //Детское творчество. – 2008. – №1. – с.2-3.
  3. Козлитина, психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально одаренных детей [Текст] / // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.48-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Ребенок: способный или одаренный?

Данное  исследование позволит  родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое. Для того чтобы информация о талантливости ребенка была достаточно полной, родит...

Развитие способностей и одаренности учащихся в модульно-развивающейся системе обучения

Как работать с одаренными детьми: методы, приемы, принципы обучения, формы работы...

Развитие способностей у одаренных детей.

В данной статье представлена необходимость развития способностей креативного мышления у одаренных учащихся....

Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА СО СПОСОБНЫМИ И ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

          Наша надежда – на интеллектуальные ресурсы наших граждан. Именно такая политика позволяет успешно формировать интеллектуальный фундамент существования нашего ...

Детские способности и одаренность

Способности детей, наблюдение, развитие...