Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.
статья по психологии на тему

Маренюк Наталия Михайловна

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.

2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одаренных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

формирование системы психолого-педагогической поддержки одаренных и способных детей

1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.

2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одаренных детей. 

     В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

     Переход к новому  образовательному проекту “Наша новая школа” сопровождается усилением внимания к одаренным детям, к интеллектуальному и творческому  потенциалу детей. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие, заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных учащихся уже на этапе начальной школы.
   

C:\Users\Мама\Desktop\i.jpeg3.jpeg

В условиях школы системное психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, способствующее успешному обучению и развитию ребенка, является особенно актуальным, так как выступает гарантом в обеспечении высокого качества образовательного процесса  и его результата.

C:\Users\Мама\Desktop\пятый класс\P1130538.JPG

Создание системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в нашей школе подразумевает работу с тремя категориями участников образовательного процесса: учащимися, педагогами, родителями.

Основными направлениями работы с учащимися являются:

  • Психодиагностика
  • Консультирование
  • Коррекционно-развивающая работа
  • Профилактика и просвещение.

С педагогами:

  • Участие в работе методических объединений
  • Профилактика и просвещение
  • Индивидуальное и групповое консультирование.

С родителями:

  • Родительские собрания
  • Индивидуальное консультирование.

  •    Учет сведений о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей,  педагогов и результатов фронтальной психологической диагностики.

позволяет очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований

Фото А.Степанова

Результаты изучения

школьной мотивации у учащихся 2 классов

2012-2013 учебного года.

Декабрь, 2012 год.

Методика: «Что мне нравится в школе?»

Цель: изучение школьной адаптации.

Проведенное анкетирование позволило выявить 3  уровня адаптации учащихся в школе:

  1. Высокий уровень школьной мотивации
  2. Средний уровень школьной мотивации
  3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами

Класс

Всего

Высокий уровень

Средний уровень

Положит.

отношение

Дезадапта-ция

2 А

25  

8 (32%)

10 (40%)

7 (28%)

0

2 Б

25

7 (28%)

5 (20%)

13 (52%)

0

2 В

22

9 (41%)

7(32%)

6(27%)

0

Итого

72 (97%) человека

25 (35%)

23(29%)

26 (36%)

0

Результаты изучения школьной мотивации у учащихся

4 классов 2012-2013 учебного года.

Октябрь, 2012 год.

          Методика: анкета П.Г. Лускановой.

          Цель: изучение школьной адаптации.

Проведенное анкетирование позволило выявить 5 уровней адаптации учащихся в школе:

  • Высокий уровень школьной мотивации
  • Средний уровень школьной мотивации
  • Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеурочными сторонами
  • Низкий уровень школьной мотивации

Класс

Всего

Высокий уровень

Средний уровень

Положит.

отношение

Низкий уровень

Безразлич

ное отн.

4 А

19 человек

8

7

3

0

1

4 Б

21 человек

6

9

4

2

0

4 В

21 человек

5

10

3

2

1

4 Г

17 человек

4

5

3

3

2

Итого

78  человек

23 (29%)

31 (40%)

13 (17%)

7 (9%)

4 (5%)

  • Негативное, безразличное отношение к школе, к учебным занятиям.

Примечание: внимание специалистов, педагогов привлекли 69 % детей, показавших  высокий  и средний уровень развития  школьной мотивации, познавательной потребности.

Результаты социально-психологической

адаптации учащихся 10 класса

2012-2013 учебного года.

             Методика: опросник СПА К.Осницкого

Дата проведения: Декабрь.2012 года.

Класс

Всего

Адаптация

Неполная адаптация

Дезадаптация

10 А

26 (100%)человек

17 человек

7 человек

2 человека

10 Б

25 (100%)человек

15  человек

9 человек

1 человек

10 В

22(100%) человек

14

8

0

Итого

73 (100%)человека

46 (63%)

24(33%)

3 (4%)

 Цель: изучение уровня адаптации учащихся.

Примечание: данные показатели свидетельствуют о том, что обучающиеся эмоционально комфортно чувствуют себя в школе, познавательная активность на достаточно хорошем уровне; уровень школьной мотивации на среднем уровне, информация будет доведена до сведения педагогов, работающих в старшем звене.

  • - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка изучения творческих и интеллектуальных возможностей ребенка

          Результаты диагностики в 2012-2013 учебном году показали, что 96 % одаренных и способных детей испытывают радость от добывания знаний умственного труда, 97 % из респондентов имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость учению, творческие возможности и проявления. 92 % имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность.

Результаты изучения типа мышления у способных учащихся,

принимающих участие в конкурсах, конференциях 2012-2013 учебного года.

           Цель: изучение типа мышления

Методика: «Тип мышления»

Класс

Всего

Типы мышления

Абстрактно-символическое (А-С)

Словесно-логическое (С-Л)

Наглядно-образное (Н-О)

Предметно-действенное (П-Д)

Креативность (К)

2 класс

20 человек

6

10

2

1

1

4 класс

28 человек

2

12

12

1

3

6 класс

27 человек

4

10

10

2

1

10 класс

30 человек

9

9

7

4

1

Итого

105 человек

21

31

31

8

6

Опросник «Тип мышления» помог определить преобладающий тип мышления у каждого обучающегося. Знания о доминирующем типе мышления дают возможность учащимся прогнозировать успешность в конкретных видах деятельности, т.к. профиль мышления, отображающий индивидуальные способы переработки информации, являющийся важнейшей личностной характеристикой человека, определяющей его стиль деятельности, склонности, интересы и профессиональную направленность.


  • – коррекционно-развивающий и просветительский. Проведение консультаций по теме: «Снятие стрессовых ситуаций с участниками конференций и конкурсов», а также психологических тренингов, направленных на формирование навыков уверенного поведения участников конкурсов, конференций.

Определение уровня тревожности

у учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельности

на начало года

Цель: выявление уровня тревожности.

Методика: «Социально-ситуативной тревожности», разработанная Кондашом.

Дата проведения: 26; 27 ноября 2012 года.

        С целью формирования знаний об эмоциональной сфере и умения соотносить свое эмоциональное состояние с результатами своей деятельности проводилась диагностика по определению уровня тревожности в начале обучения учащихся, занимающихся проектной и исследовательской деятельностью и в конце  проведения тренингов для анализа динамики уровня тревожности.

Класс

Всего

Общий уровень тревожности

Нормальный

Несколько повышенный

Высокий

Очень высокий

Чрезмерно спокойный

2 классы

20 человек

7

8

2

3

0

4 классы

28 человек

10

7

3

7

1

6 классы

27 человек

9

10

1

4

3

10 классы

30человек

12

9

3

3

3

Итого:

105 человек

38 (36%)

34 (32%)

9 (9%)

17 (16%)

7(7%)

Примечание: 36% учащихся имеют нормальный уровень тревожности; 32% обучающихся – несколько повышенный, особое внимание требует обратить на 25% восьмиклассников с высокой и очень высокой тревожностью, а также 7% детей характеризуются «чрезмерным спокойствием», которое обусловлено нечувствительностью к неблагополучию и носит компенсаторный, защитный характер.

Дата проведения: 31.01.2013 г.

 

Класс

Всего

Общий уровень тревожности

Нормальный

Несколько повышенный

Высокий

Очень высокий

Чрезмерно спокойный

2 классы

20 человек

11

7

2

0

0

4 классы

28 человек

15

6

4

3

0

6 классы

27 человек

15

7

2

1

2

10 классы

30 человек

17

7

2

1

3

Итого:

105 человек

58 (55%)

27 (26%)

10(9%)

1 (1%)

10 (9%)

Примечание: анализ динамики уровня тревожности благодаря ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕНИНГАМ показал, что в целом на 15% снизилась общая тревожность у учащихся, принимающих участие в конкурсах, конференциях.

Охват  одаренных и способных детей,  прошедших ДАС - БОС тренинги

Количество способных и одаренных детей , охваченных

психолого-педагогическим сопровождением

за 2 последних года

1. Диагностика

2. Психопрофилактика и психологическое сопровождение

3. Коррекционно-развивающая работа

4. Индивидуальное консультирование

   Формирование и совершенствование системы работы с одаренными и способными детьми, которая содержит в себе:

  • Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
  • социально-психологическое изучение   учащихся;
  • психологическое обследование одаренных детей;
  • беседы с родителями одаренных детей.

  • Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
  • создание банка данных индивидуально-психологических характеристик ОД;
  • организация и проведение психолого-педагогических занятий с  учащимися, консультирования педагогов, родителей;
  • разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из ОД;
  • оказание поддержки всем участникам олимпиад, конкурсов, конференций
  • организация системы тренингов, способствующих творческому росту  детей,
  • организация мониторинга развития ОД. 

      На мой взгляд,  концепция человеческого потенциала психолога Дж. Резнулли, включающая «Интеллектуальные способности» (превышающие средний уровень); + Склонность к творчеству + Настойчивость (как мотивация, ориентированная на задачу) подсказала направления психолого-педагогической поддержки и тезис о том, что развивая склонность к творчеству и настойчивость с самого начала обучения, можно сформировать в школьнике интеллектуальные способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по созданию системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС

Документ создан на основании методических рекомендаци Департамента образования Владимирской области и содержит направления деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению   и ...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) занимают сегодня центральное место в инновационном развитии ключевых сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим, следует уделить особое внимание созданию модели психолого-педагогического сопровождения р

Современное образование является структурным элементом процесса зарождения качественно нового общества, и находится в самом сердце проблем, связанных с развитием личности. Задача образования, в...

Организация системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Методический материал по организации системы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья...

"Опыт создания и применения системы психолого-педагогического сопровождения самоактуализации учащихся"

Система психолого-педагогического сопровождения самоактуализации (далее СиППССАУ) учащихся (самых разных, тревожных, с дефицитом внимания и с гиперактивностью, одаренных и имеющих проблемы в общении) ...

Психолого-педагогическое сопровождение способных и талантливых детей

В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской  одаренности. Методические ре...