Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
статья

Капина Ольга Александровна

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Для учителей этот метод обучения так же весьма привлекателен : помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kapina_olga_aleksandr.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

Капина Ольга Александровна,

преподаватель математики информатики,                                                                                                                                                                                                           

                                                                        ГБПОУ «Профессиональное училище № 47»,

                                                                                         г. Ленинск, Волгоградская область

         В настоящий момент информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образования. Сейчас  ни один человек не сможет умело распорядиться своими возможностями  без знаний, позволяющих ориентироваться в новом информационном пространстве.  Информации становится всё больше. Хранить, передавать  её  другому поколению, взаимодействовать с культурой без помощи компьютера уже нельзя. Каждое учреждение, каждый дом обойтись без ИКТ не могут. Представить обучение без ИКТ  уже просто невозможно!  Компьютер – помощник и  верный друг в обучении. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, лекция учителя, справочная литература,  конспект урока. Сегодня же,  учитывая современные реалии, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно.  Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Для учителей этот метод обучения так же весьма привлекателен : помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. 

Любая педагогическая технология - это информационная технология, Так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации, то любая педагогическая технология - это информационная технология.

Для технологий обучения, использующих компьютер,  более удачным термином является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что  компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Поэтому, составляя план урока, исходя из его целей, при отборе учебного материала, он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. Такому уроку свойственно следующее:

  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;
  • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером; оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При этом компьютер выполняет следующие функции:

1. в функции учителя компьютер -это:

       наглядное пособие;

       источник учебной информации;

            тренажер;

       средство диагностики и контроля.

2. в функции рабочего инструмента:

  •     вычислительная машина больших возможностей;

      средство подготовки текстов, их хранение;

      графический редактор;

      средство подготовки выступлений.

При планировании  урока учитель может использовать различные программные продукты:

1. Языки программирования. С их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока.  Но для преподавателя- предметника их применение затруднительно. Создание проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.

2. Использование на уроке готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Например, использование компьютерной технологии при изучении химии или физики открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы.  Ученик может сам повторить пройденный материал. При этом он самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке.  Он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету, развивает инициативу.

3. Пакет приложений  Microsoft Office.  Он оказывает преподавателю большую помощь при подготовке и проведении уроков. В него входят: кроме известного всем текстового процессора Word еще и система баз данных Access, а также электронные презентации PowerPoint.

  Система баз данных Access предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Раздаточный и дидактический материал позволяет подготовить Текстовый редактор Word 

Очень эффективны и зрелищны в работе над информацией уроки, составленные при помощи  PowerPoint. Они дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку.

Преимущества использования ИКТ

1. Интенсификация самостоятельной работы учащихся;

2. Индивидуализация обучения;

3.  Рост объема выполненных на уроке заданий;

4. Расширение информационных потоков при использовании Internet.

5. Повышение мотивации и познавательной активности. Познавательная активность и мотивация повышаются  за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер позволяет   ученикам получать удовольствие от увлекательного процесса познания, погрузиться в яркий красочный мир, силой воображения раздвигая стены школьного кабинета. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем. И даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.

6.Использование  компьютера позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК. При этом процесс обучения становится более интересным, разнообразным, интенсивным. Например, можно вывести текст теоремы, определения, контрольной работы на экран. Поэтому становится более быстрым процесс записи важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз. Ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.

7.  Использование ИКТ помогает учителю  лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.

8.  Применение на уроке компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся. А для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста, он получает  результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе. При этом для учителя существует  возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

9.   На интегрированных с информатикой  уроках ученики овладевают компьютерной грамотностью. Они учатся использовать в работе с материалом разных предметов  один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер. С  его помощью можно  решить уравнения, построить графики, чертежи, приготовить тексты, рисунки для своих работ.

Но возникают и  различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.

Недостатки и проблемы применения ИКТ

1.       В домашнем пользовании у многих учащихся и учителей нет компьютера. И далеко не во всех школах есть время самостоятельных занятий в компьютерных классах

2.       Для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры, требуется много времени.

3.      Не все учителя владеют компьютерной грамотностью.

4.      Отсутствие контакта с преподавателем  информатики.

5.      Существует вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

6.      В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернета  на уроках.

7.       Учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку и т.п.

                                                         

                                   Библиографический список.              

  1. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
  3. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
  4.   Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
  5. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подпрограмма к образовательной программе дополнительного образования детей «Пресс-центр» «Информационно-коммуникационные технологии в редакционно-издательской деятельности»

Настольные компьютерные издательские системы приобрели широкую популярность в различных сферах производства, бизнеса, науки, культуры и образования. Издательское дело актуально практически для любой о...

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на уроках технологии

Это презентационный материал, в котором  представлены информационно-коммуникационные технологии, используемые в моей профессиональной педагогической деятельности, как учителя на уроках технологии...

Отчет об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий учителя физики МАОУ-СОШ № 1 им. В. И. Фадеева ст.Калининской Краснодарского края Волкович Натальи Васильевны

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ МАОУ-СОШ №1 ст. Калининской Волкович Натальи Васильевны 1.Тема опыта: «Непрерывное обучение физике и подготовка к ГИА и ...