компетенции и компетентность
методическая разработка (8 класс)

В 2007 году министерством образования и науки РФ был разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности. Подготовка данного профессионального стандарта педагогической деятельности проводилась в соответствии с федеральной целевой программой развития образования и осуществлялась с использованием компетентностного подхода. Ключевыми понятиями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentsii_i_kompetentnost.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:




«Компетентность и компетенции  учителя химии»


Учитель химии

МОУ «СОШ № 10»

Косинова Ю.П.










2018 г.

В 2007 году министерством образования и науки РФ был разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности. Подготовка данного профессионального стандарта педагогической деятельности проводилась в соответствии с федеральной целевой программой развития образования и осуществлялась с использованием компетентностного подхода. Ключевыми понятиями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, способов деятельности, опыта деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профес- сиональной подготовки, представляющее собой системное проявление компетенций, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

В самом общем случае все педагогические компетенции можно разделить на ключевые и конкретные. Ключевые компетенции относятся к общему (метапредметному) содержанию образования и применимы для всех педагогов. Конкретные (предметные) компетенции относятся к отдельному педагогу в рамках определенного учебного предмета.

  1. Ключевые компетенции педагога
  1. Ценностно-смысловая компетенция.

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентира-

ми педагога, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. В состав данной компетенции входят такие качества

личности учителя как: социальная зрелость, гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, самоотверженное отношение к избранной профессии.

В рамках данной компетенции учитель должен реализовать свою воспитатедьную функцию

  1. Социально-трудовая компетенция

означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя)

Педагог помогает ученику овладеть минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками

  1. Компетенция личностного совершенствования.

Она направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки . Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

  1. Информационная компетенция

включает умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, а также обучать всему этому учеников.С помощью данной компетенции педагог обеспечивает развитие навыков деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

В данной компетенции педагог должен проявлять дидактические способности – способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать активную самостоятельную мысль

  1. Коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция включает в себя знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, опыт работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Педагог должен научить учащихся представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, поддержать дискуссию и др.

  1. Регулятивная компетенция

предполагает наличие у педагога умений управлять собственным поведением и поведением учащихся, организовывать учебный процесс, прогнозировать и анализировать. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.

  1. Профессионально-педагогическая компетенция.

к профессиональным качествам педагога, в ключе профессионально-педагогической компетенции, относятся : педагогическая эрудиция; педаго- гическое целеполагание; педагогическое (практическое и диагностическое) мышление; педагогическая интуиция; педагогическая импровизация; педагогическая наблюдательность; педагогический оптимизм, педагогическая находчивость; педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

II. Конкретные компетенции педагога

Конкретные компетенции включают в себя компетенции

учителя конкретного предмета. В нашем случае рассматриваются компетенции учителя химии.

1. Образовательные компетенции учителя химии

наиболее важные образовательные компетенции:


1. Создание у учеников целостности научного и диалектико-материалистического мировоззрения на картину мира в целом и химическую науку в ней.

2. Обучение учащихся важнейшим элементам знания – химическим теориям, их эмпирическим и теоретическим предпосылкам, экспериментальным подтверждениям, границам применимости (теория химической связи, теория электролитической диссоциации, теория строения органических соединений и др.), а также законам (закон сохранения энергии и массы, закон периодичности), понятиям (вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, хими-ческое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология), методам химической науки и т.д.

3. Обучение учащихся выявлению структуры знаний по химии.

4. Реализация политехнического образования. Разъяснение научных основ химической технологии, ведущих химических производств, путей технического прогресса.

5. Формирование социальной и профессиональной ориентации учащихся. Эта цель связана с необходимостью подготовки учащихся к жизни, к сознательному выбору жизненного пути в соответствии с интересами общества и личными возможностями. Профессиональная ориентация имеет своей целью формирование у учащихся правильных представлений о существующих видах профессионального труда в системе государственного производства, где знание химии сказывается на результатах деятельности и способствует наиболее рацио- нальному выбору профессии.

2. Развивающие компетенции учителя химии

К развивающим компетенциям учителя относятся такие;

1. Развитие личностных качеств, свойств личности, психических процессов, индивидуально-типологических особенностей личности.

2. Развитие творческих, креативных способностей учеников путем развития их творческой познавательной мотивации.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей, продуктивного мышления в процессе проведения химического эксперимента, способности самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

4. Развитие способности и потребности находить, изучать и критически анализировать литературу по интересующим вопросам, популярную информацию о новых открытиях в области химии и других наук.

5. Развитие у учащихся потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, самоанализу.

6. Развитие у учащихся способности анализировать учебный материал, подвергать его критической оценке. Развитие способности логически мыслить. Развитие оригинальности ума, способности находить нестандартные решения поставленных задач.

7. Развитие правильной, грамотной речи, способности умело излагать материал, вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою позицию.

8. Развитие способности различного представления информации.

9. Развитие навыков работы с химическими реагентами, оборудованием, посудой.

10. Приобретение умений решать химические задачи, составлять уравнения химических реакций и расставлять в них коэффициенты.

3. Воспитательные компетенции учителя химии

1. Нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Учитель химии воспитывает трудолюбие, нравственность, интерес к предмету, творчество, инициативу, гуманизм, оптимизм, коллективизм, бережное отношение к природе, уважение к преобразующим возможностям науки, понимание приоритета общечеловеческих ценностей.

2. Трудовое воспитание учащихся.

Учитель химии, знакомя учащихся на лабораторных и практических занятиях с отдельными элементами деятельности, характерной для современной техники, и, привлекая их к самостоятельной творческой деятельности при выполнении практических заданий и лабораторных работ, создает благоприятные условия для воспитания у них аккуратности, инициативы, самостоятельности, трудолюбия, чувства коллективизма.

3. Формирование у учеников основ научно- атеистического воспитания:

разъяснение положений важнейших мировых религий и объяснение их несостоятельности с целью становления четкого научного понимания мира и процессов, происходящих в нем

4. Воспитание нравственности, сознательной дисциплины, культуры поведения.

5. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательной активности и культуры умственного труда.

Таким образом, вышеизложенные компетенции учителя химии представляют собой четкий свод правил и установок, обращаясь к которым, педагог мог бы сравнить свой уровень педагогических способностей с эталонным и, придерживаясь данных правил, достичь в своем деле профессионального мас- терства.

Академические (узкоспециальные) компетенции учителя химии

К области узкоспециальных компетенций учителя химии относятся следующие его предметные и методологические знания, опыт деятельности в стандартных и творческих ситуациях, а также эмоционально-чувственный опыт:

1. Правильное понимание современной химической картины мира, позволяющее рассматривать все полученные знания в их единстве и взаимосвязи. Опыт выделения и логического обоснования в этой картине места и значения любого элемента химического знания.

2. Знание основных элементов химической науки: понятий, законов, методов, теорий и принципов важнейших разделов химии.

Указанные знания должны включать следующее:

– четкие представления об основных исторических этапах развития химии в целом от античной натурфилософии до современной химии, об эволюции отдельных химических понятий и идей. Понимание причин, путей и методов развития химической науки. Знание механизмов научного поиска осно- воположников химической науки. Общее представление об основных работах выдающихся отечественных и зарубежных ученых, сыгравших решающую роль в развитии химии;

– знание основ атомно-молекулярного учения;

– знание периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

– знание основных положений теории строения вещества;

– знание основ теории электролитической диссоциации;

– знание основ теории строения органических веществ;

– знание химии агрегатных состояний вещества;

– знание закономерностей возникновения и протекания химических реакций

– знание основных направлений химической технологии.

3. Опыт структурирования, систематизации знаний и

представления их различными способами.

4. Опыт использования математического аппарата химии. Понимание необходимости математизации в описании химических явлений и их теоретической интерпретации.

5. Понимание роли эксперимента в химической науке. Знание методики современного химического эксперимента, умение самостоятельно проводить простейшие лабораторные исследования, включая работу с современными приборами. Понимание соотношения теории и эксперимента, их нераз- рывной связи и попеременно ведущей роли. Четкое понимание границ применимости химических теорий. Понимание значения эксперимента в построении химических гипотез и превращении их в теории. Знание фундаментальных опытов, сыгравших решающую роль в истории химии.

6. Опыт применения полученных теоретических знаний при решении практических задач; опыт решения разнообразных (вычислительных, качественных, экспериментальных химических задач

7. Опыт поиска новой информации и работы с литературными источниками. Опыт самостоятельного изучения новых вопросов химии. Опыт систематической работы с научной, научно-популярной и методической литературой. Опыт популяризации достижений современной науки и техники для различных аудиторий.

Дидактические компетенции учителя химии (наиболее важные).

1. Всестороннее знание и глубокое понимание задач преподавания химии на современном этапе.

2. Знание теоретических основ методики преподавания химии как педагогической науки и понимание методов ее исследования

3. Опыт построения на материале химии идеологических выводов; опыт творческого использования диалектического метода при объяснении химических явлений и установлении закономерностей, опыт целенаправленного и планомерного формирования системы научных взглядов учащихся.

Настоящие профессиональные требования к учителю химии можно понимать как систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия им конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.

Литература:

  1. Профессиональный стандарт педагогической деятельности: требования к учителю и к педагогическому образованию // Вестник образования. – 2007. – №7.
  2. И.А. Штоббе статья в журнале: «Мир науки, культуры и образования» 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коммуникативная компетенция - одна из важнейших компетентностей современного человека».

Статья «Коммуникативная компетенция - одна  из важнейших  компетентностей современного человека»Развитие  связной речи у слабослышащих  детей на уроках математики ...

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы, колледжа, ВУЗа

Профессиональная компетентность педагога - это способность педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.Профессиональная компетентность преподавателя как педагога выражается в ко...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

«Метод проектов как возможность проявления компетентности и компетенции учащихся в учебном процессе»

Выступление на семинаре ГЭП «Психологическая поддержка индивидуальных образовательных траекторий с учётом гендерных различий»....

Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся

В слайдовой презентации содержится материал для заседания ШМО учителей-предметников по теме "Формирование читательской компетентности как базовой основы ключевых компетенций учащихся"....

Компетенции и компетентности современного преподавателя школы

В статье "Компетенции и компетентности современного преподавателя школы" разграничивается два понятия: компетентность и компетенция....

Компетенции и компетентность

Доклад на заседание ШМО...