Рабочая программа по внеурочной деятельности " Семьеведение " для 10кл.
рабочая программа (10 класс)

Дмитракова  Елена Анатольевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для 10 класса на основе курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmapo_vneurochnoy_deyatelnosti_10_kl.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саввинская средняя общеобразовательная школа

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель

ШМО учителей гуманитарного цикла

________/Бовтюнь Л.В./

Протокол ___

от «__» _______ 20___г

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

Саввинская СОШ

_________/Никитина Н.О./

 

«Утверждено»

 Директор школы

________/Шевченко Л. В./

«___» _________ 20___г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

Направление: (духовно-нравственное)

                             

 « Семьеведение»

ДЛЯ 10 КЛАССА

НА 2020-2021    УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                                      

Составитель :

Дмитракова Елена Анатольевна

учитель истории и обществознания,

 высшая квалификационная категория

2020 год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для 10 класса на основе основе курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год.

Согласно учебному плану МБОУ Саввинская сош в 2020-2021 учебном году на изучение выделено 34 ч. 1 час в неделю.

 Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа реализуется через учебно-методический комплекс:

1.Семьеведение: учебно- методическое пособие по элективному курсу для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы /Л. В. Карцева, А.Н Яныкина, Богчёва, ОН Низамиева., Л Ш Газизова; Казань: ГБУ Республиканский центр мониторинга  качества образования», 2014.

        

Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

ученик научится:

-понимать значения семьи в жизни человека, нравственная культура:

-информировать обучающихся в области полоролевого взаимодействия и семейной жизни;

- оценивать ситуации на основе общечеловеческих ценностей, делать свой выбор;

ученик получит возможность научиться:

-ответственному отношению к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- первичному самоопределению в семейной сфере, в жизненных ценностях, ценностно-смысловой ориентации;

-положительному образу  семьи, родительства (отцовства и материнства),

- умению слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников.

Метапредметные результаты:

Познавательные :

Обучающиеся научатся:

- находить подтекстовую информацию, анализировать, обобщать;

 - защищать свой проект, объяснять свою точку зрения, выполнять проблемные задания;

 -работать с информацией, владеть смысловым чтением, выделять главную мысль;

-отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию;

 - отвечать на вопросы товарищей по классу, задавать вопросы.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

-извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

-использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач.

Регулятивные:

 Обучающиеся научатся:

- определять цель выполнения заданий курса;

- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

 - составлять план выполнения заданий э курса;

-сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.  участвовать в диалоге на занятии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-умению организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

 -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 -ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

-оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;

-овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные.

Обучающиеся научатся:

 -взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

-эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности;

-формулировать и аргументировать своё мнение;

-корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-высказывать своё мнение, отвечая на вопросы, аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии;

 Обучающиеся получат возможность научиться:

 - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

-слышать, слушать и понимать окружающих, выполнять совместную деятельность.

Предметные результаты:

ученик научится:

- выделять сновные этапы динамики семейных отношений типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

- определять основные психологические характеристики, связанные с половыми различиями, и характер их влияния на супружескую и семейную жизнь;

- механизмам  влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка; -

 - приемам саморегуляции и конструктивного решения возникающих в семейной жизни проблем.

- перечислять правила совместной жизни в семье;

ученик получит возможность научиться:

-характеризовать социальные институты семьи и брака;

- характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

- анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

- экономическим  особенностям ведения домохозяйства;

- выделять  гендерные аспекты семейных ролей и статусов;

-  определять особенность положения первого ребёнка и последующих детей в семье;

Раздел 2. Содержание внеурочной деятельности

Тема 1. Брак как основа семьи

Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив брака.

Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодежи. «Пол» и «гендер» в социокультурных исследованиях. Пол как биологическая и социальная категория. Пол как процесс, статус и структура. Гендерная идентичность как базовая структура социальной идентичности.

Взаимодействие парных понятий «мужское» и «женское», «мужественность» и «женственность», «фемининность» и «маскулинность» во взаимоотношениях мужчин и женщин в обществе и в супружестве. Представления о мужественности и женственности в индивидуальном самосознании молодежи.

Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей.

Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа

Понятие семьи. Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.

Понятие традиционной и современной семьи как основных её форм. Полигамия и моногамия как основные модели семьи в истории. Понятия эндогамии и экзогамии, матрилокальности и патрилокальности, матрилинейности и патрилинейности. Супружеская семья и эгалитаризация отношений между её членами. Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи.

 Типология семейных структур по критериям родительства-супружества-родства, власти, социального положения супругов, территориальной локализации, поколенного состава, первичности или вторичности брака, детности, возраста брака и жизненного цикла семьи. Понятие нуклеарной семьи. Нуклеарная (индивидуальная) и линейная (расширенная) семьи. Ориентационная и репродуктивная семьи. Малодетная, среднедетная, многодетная  и супружеская (бездетная) семьи.

Тема 3. Семейное право в России: ХХI век

Правовые основы функционирования семьи. Семейные отношения как объект права. Роль семейного права в социальной жизни. Разнообразие способов воздействия на семейные отношения. Основные начала семейного права. Семья и родство в юридической сфере. Источники семейного права Российской Федерации. Соотношение семейного и гражданского законодательства.

Порядок заключения и расторжения брака. Законный режим имущества супругов. Брачный договор. Ответственность супругов по обязательствам.

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГС и установление отцовства в судебном порядке. Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности. Алиментные обязательства супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Лишение, ограничение и восстановление родительских прав.

Усыновление (удочерение) и его отмена. Опека и попечительство. Приёмная семья.

Тема 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе

Социальные реформы и благосостояние российских семей. Бюджет как показатель уровня жизни семьи. Прожиточный минимум и черта бедности в семье. Экономическая функция семьи как основополагающая в системе её социальных функций.

Экономическая цена (ценность) мужчины, женщины, ребёнка в семье. Теории экономической ценности детей. Связь экономической функции семьи с репродуктивной, воспитательной, социализационной.  

Семья как домохозяйство. Факторы домохозяйства. Структура домохозяйства.

Динамика семейного благосостояния и особенности социальной работы с семьями с разными уровнем дохода в рыночных условиях.

Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России

Демографическая ситуация в мире и в России. Репродуктивная функция семьи, социальные и индивидуальные факторы её осуществления. Потребность в детях.

Отношение к детям в современной семье. Рождение первенца. Число детей в семье. Ответственное родительство. Семейная социализация. Роль отца в социализации детей. Роль матери в социализации детей. Роль сиблингов (братьев/сестер). Бабушки и дедушки. Положение единственного ребенка в семье.

Причины и последствия падения рождаемости. Проблема детности. Многодетность как социальная категория. Факторы многодетности. Планирование рождаемости. Поддержка многодетных семей, формирование ориентации на среднедетность. Технологии социальной работы с малодетными и многодетными семьями.

Тема 6. Воспитательный потенциал современной семьи 

Воспитательный потенциал семьи как система эмоциональных отношений родителей к ребенку. Семья как среда общения и воспитательная среда.

Типы воспитания в воспитательном потенциале родителей: гипопротекция, гиперпротекция, доминирующая   гиперпротекция, потворствующая гипопрнотекция.

 Родительская позиция как основа семейного воспитания. Родительские позиции как установки родителей на воспитание ребенка. Негативные родительские установки (эмоциональное отвержение; повышенная моральная ответственность; противоречивое воспитание: воспитание в культе болезни). Адекватная родительская позиция. Гибкость родительской позиции,  прогностичность родительской позиции.

Типы семей по признаку негативного воспитательного потенциала. Семьи с  сексуальной деморализацией; правонарушением; преступные.

 Методы семейного воспитания как выражение личностной сущности каждого из родителей. Методы убеждения, мягкого порицания; совместного решения экономических проблем семьи; сдержанности в поощрениях материального порядка и преобладания поощрений морального характера (похвала, доброе замечание); включения детей в деятельность по ведению семейного хозяйства.

Методы личного примера; совместного труда; беседы; использования художественной литературы, материалов периодической печати, кино, радио.

Факторы семейного воспитания. Тактики семейного воспитания: диктат, опека, «мирное сосуществование» на основе невмешательства, сотрудничество.

Тема 7. Внебрачная семья.

Альтернативные формы брака и семьи. Сознательно бездетный брак. Принцип автономии как основа открытого брака. Групповой брак или жилые сообщества.

Альтернативность семейности: одиночество или моновариантность существования.

Трансформация семейных ценностей: переход от культуры брака к культуре развода.

Модели внебрачной семьи: незарегистрированное сожительство, после развода, материнская семья, после овдовения.

Мотивы создания внебрачных семей. Особенности их функционирования. Имидж внебрачной семьи.

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений. Социальная работа с внебрачными семьями: психологические и психофизические технологии работы с ними.

Гендерные аспекты формирования брака и семьи. Критика концепции половых ролей и применение феминистской методологии к анализу родительства и супружества. Роль гендерного фактора в разводах. Гендерные различия в отношении к семье и браку у молодежи.


Тема 8. Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье

Этнические группы евреев в России: расселение и численность. Иудаизм как традиционная религия евреев. Брак в иудаизме как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа как неполноценные личности в  еврейском обществе.

Обручение и свадьба иудеев. Супружество как семейная гармония. Детские браки в иудаизме и их аннулирование. Межнациональные браки в иудаизме, их законность и легализация.

Развод и права женщины при разводе. «Связанные» женщины.

Брак и семья с позиций христианства: история и современность.
Исторические типы семьи: социологический анализ с религиозной точки зрения. Первобытная свобода половых отношений в контексте христианской традиции. Первые ограничения и религиозные нормы. Иудаизм и брак (ветхозаветная традиция). Римская империя и христианство: религиозная регламентация брака. Первые христиане и оформление семейных отношений в рамках вне государственных традиций.

Формирование таинства брака. Ветхий и Новый завет о семье: изменение акцентов. Сопоставление монашества и семейной жизни: есть ли с христианской точки зрения предпочтения?

Современные тенденции в религиозных воззрениях на семью: православие, католичество, протестантизм. Современные православные семьи в России: проблемы и решения.

 Тема 9. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе


     
Буддизм в России: численность, места дислокации. Традиции монашества и семья. Любовь в буддизме как потребность заботиться о другом, сделать его счастливым. Служение родителям в буддизме как способ служения Богу. Любовь матери к детям как идеал для всех типов взаимоотношений.

Семейная этика в буддизме. Обязанности детей и родителей в буддистской семье.

Супружество в буддизме. Обязанности и права мужа и жены в буддистской семье. Буддизм о сексуальности и супружеской неверности.

Брак с точки зрения ислама. Условия брака согласно шариату, отличия
различных школ мусульманского права. Расторжение брака.

 Совершеннолетие (проблема определения), традиция и современное законодательство, историко-этнографические и регионально-географические различия.

Взаимные обязанности супругов. Отношение к родителям, особый статус матери. Опекунство и приемные дети.

Полигамия: потенциальная дозволенность и реальное функционирование.

Статус женщины, мусульманка в семье, в традиционном обществе, в современном мире.

Межконфессиональные браки.

Итоговый урок

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов на изучение

Количество контрольных работ

34

1

Тема 1. Брак как основа семьи

4

2

Тема 2. Семья как социальный институт и малая группа

5

3

 Тема3. Семейное право в России: ХХI век

8

4

 Тема 4. Экономические модели семьи в рыночном обществе

5

5

Тема 5. Проблемы родительства в депопулирующей России

2

6

Тема 6. Воспитательный потенциал современной семьи 

4

7

Тема 7. Внебрачная семья.

2

8

Тема 8. Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье

2

9

 Тема 9. Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе

1

10

Итоговый урок

1

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

№ урока

Наименование разделов и тем

Колличество

часов

дата

план

факт

Брак как основа семьи

1

Брак как основа семьи.

Понятия брака, его функции и типы

02.09

2

Гендерные аспекты формирования брака и семьи

09.09

3

Гендерные различия в отношениях к семье и браку у молодёжи. Структура, динамика, добрачного поведения

16.09

4

Особенности добрачного поведения у учащихся и молодёжи Гендерные стратегии "молодых взрослых

23.09

Семья как социальный институт и малая группа

5

Роль семьи в обществе и место индивида в системе семейных отношений

30.09

6

Супружество, родительство, родство, поколение

14.10

7

Идеальная модель семьи

21.10

8

Происхождение формы и модели семьи

28.10

9

Функции современной семьи

04.11

 Семейное право в России: ХХI век

10

Семейные отношения как предмет правового регулирования .Роль семейного права в социальной жизни

11.11

11

Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Брачный договор

25.11

12

Установление происхождения детей. Добровольное признание отцовства в органах ЗАГСА и установление отцовства в судебном порядке.

02.12

13

Права несовершеннолетних детей. Родительские права и обязанности

09.12

14

 Лишение и ограничение родительских прав

15

Алименты обязательство супругов, родителей и детей. Порядок уплаты и взыскания алиментов

16.12

16

Усыновление(удочерение) детей и его отмена

23.12

17

Опека и попечительство над детьми. Приемная семья

06.01

Экономические модели семьи в рыночном обществе

18

Социально-экономическое положение семьи в кризисном обществе

20.01

19

Домохозяйство и его роль в воспроизводстве человека

27.01

20

Ценность мужчины, женщины и ребёнка в семье.

03.02

21

Экономико-демографическое развитие семьи.

10.02

22

Основные направления государственной семейной политикти.

17.02

Проблемы родительства в депопулирующей России

23

Демографическая ситуация мире и в России

03.03

24

Рождаемость и репродуктивное поведение семьи. Рождение первенца и планирование рождаемости

10.03

Воспитательный потенциал современной семьи

25

Отношение к детям в современной семье. Ответственное родительство и единственный ребёнок в семье.

17.03

26

Роль отца и матери в социализации детей

24.03

27

Типы воспитания

31.03

28

Семейные ценности

14.04

Внебрачная семья

29

Тенденции развития альтернативных форм брачно – семейных отношений

21.04

30

Модели внебрачных союзов

28.04

 Семья и религия. Иудаизм и православие о браке и семье

31

Брак в семье с позиции иудаизма

05.05

32

Православие о браке и семье

12.05

Буддистские основы брака и семьи. Брак и семья и исламе

33

Традиции брака и семьи в буддизме, исламе

19.05

34

Итоговый урок

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение»

Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России»  и рассчитан на  70 часов в год 2 часа в неделю.Цель курса:  с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...