Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
рабочая программа (5 класс)

Руденко Виктория Ивановна

Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России»  и рассчитан на  70 часов в год 2 часа в неделю.

Цель курса:  способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье.

Задачи курса:

- воспитание в детях любви и уважения к  членам своей семьи;

- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;

- формирование желания изучать  свою родословную, прошлое своей семьи;

- формирование системы знаний об основах семейных отношений;

- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti_semevedenie.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

муниципального образования город Ноябрьск

«Рассмотрено»

на заседании методического

объединения учителей русского языка и литературы

Протокол № 1

от «29» августа 2017года

Руководитель методического объединения:   Князева О.Л.

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР    Половникова Т.А.

_______________________

от «30»  августа   2017 года

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 12» Ращупкина И.В.

_______________________

Приказ № 140/2-од

от «31»  августа   2017 года

________________________

Рабочая программа  

по  внеурочной деятельности

«Семьеведение»

для 5 Б класса

2 часа в неделю (всего  70  часов)

                                                             

                                             

                                                    Автор-составитель:                                                                     

                                                                                  учитель  Руденко Виктория Ивановна

 

                                                                                                                   

2017 -  2018 уч. год

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №12», плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №12», авторской программы Е.Ф. Купецкова, Г.П. Редя, И.Ф. Смирнова, под общей редакцией С.К. Копешкиной «Семьеведение», Пенза 2012.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс реализуется в 5 классе в рамках предметной области « Основы духовно-нравственной культуры народов России»  и рассчитан на  70 часов в год 2 часа в неделю.

Цель курса:  способствовать благоприятному вхождению ребёнка в мир социальных отношений посредством формирования представлений о своей семье.

Задачи курса:

- воспитание в детях любви и уважения к  членам своей семьи;

- воспитание уважительного отношения к семейным традициям и ценностям;

- формирование желания изучать  свою родословную, прошлое своей семьи;

- формирование системы знаний об основах семейных отношений;

- формирование коммуникативных и личностных компетенций школьников.

Промежуточная аттестация проводится с соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся» в форме, утвержденной планом внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №12».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Рабочая программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с ФГОС.

Планируемые результаты освоения учебной программы.

 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

∙ Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы;

∙ Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

∙ Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 ∙ Понимание культурного многообразия мира, уважение к семейной культуре своего и других народов, толерантность;

∙ готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками, членами семьи;

∙ воспитание чувства гордости за свою семью, Родину, российский народ, историю и культуру России;

 ∙ формирование ценностей многонационального российского общества; ∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

 ∙ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

 ∙ Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.

 ∙ Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы, составлять презентации и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

∙ Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);

 ∙ Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

 ∙ Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

 ∙ Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

∙ Овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

∙ Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

 ∙ Умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

 ∙ Способность применять понятийный аппарат семейного знания и приемы анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности семьи;

 ∙ Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 ∙ Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов  в истории своей страны и человечества в целом;

∙ Готовность применять полученные знания для выявления и сохранения информации о своей семьи;

∙ Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

∙ Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание курса для 5 класса:

Вводное занятие. Введение в курс семьеведения (1 ч)

Семья - ячейка общества (2ч). Семья - ячейка общества, первый социальный институт. Функции и виды семей. Права детей.

Семья и государство (1 ч.) Зачем семье государство. Социальная защита семьи. Счастливая семья (3 ч). Признаки счастливой семьи. Принципы существования и сохранения счастливой семьи.

Мои родители. (3ч).  Загляните в мамины глаза. Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии. Культурное поведения в семье.

Семейные заботы (3 ч.) Значение труда. Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда. Совместный труд. Домашнее хозяйство.

Дому нужен хозяин (2 ч) Хозяин дома. Наша дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин. Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

Родословная семьи. (4 ч).  Герб моей семьи Генеалогическое древо семьи. Происхождение семьи. Основы ее жизни. Рекомендациями по составлению родословной. Виды гербов. Герб моей семьи. Составление герба, родословной.

Знакомство с родословными великих людей (2 ч). Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д

Я и мое имя. (3 ч). Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия? Как родители выбирают имя своему ребенку? Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена? Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии».

Бабушки и дедушки (3 ч.). Бабушки, дедушки. Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек. Основные понятия: бабушка, дедушка

Семейные праздники. (3ч.)  Семейные традиции. Традиции, обычаи и праздники в моей семье

Мир увлечений в моей семье.(2 ч.)  Ключ от счастья. «В фокусе-семья» Истории своей семьи, ее традиций.

"Моя семья - чудесное место для жизни"» (3 ч)

Семья как пространство жизнедеятельности (3ч). Группы потребностей человека.

Наши роли в семье (2 ч.) Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина.

Духовные устои семьи. (1 ч.) Духовные ценности семьи  в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи  Николая II

Разговор об этикете (1 ч.) Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения.

Семейный этикет (2 ч). Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи.

Добро, зло, терпимость (2 ч.) Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

Доброта в нас и вокруг нас. (2ч). Культурное поведения в семье.

Семья и здоровье. Мой режим дня. Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи.(2 ч.)

Семейные праздники. (2 ч.) Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата. Праздник бабушки, мамы и сестры

Эти вредные конфликты. (2 ч.) Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные Как преодолеть конфликт в семье (4 ч) Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника.

Твои права, подросток. (3 ч).  Конвенция о правах ребенка. Права школьников.Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении. Права подростков. Права школьников.

Ответственность. (3 ч). Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения

 Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч). Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха.
Экономика семьи (3 ч.) Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые. Семейный бюджет. Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи.

Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)

Итого:  70 часов

Тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Название раздела

Тема занятия, тип занятия (теоретическое, практическое)

Кол-во часов

Примечание

Введение в курс семьеведения (1 ч)

1

Вводное занятие. Введение в курс семьеведения.

1

Семья - ячейка общества (2ч).

2

Семья - ячейка общества, первый социальный институт.

1

Основные понятия: семья, родство, деверь, шурин, золовка, свояченица, свояк,

3

Функции и виды семей. Права детей

1

сноха, свекровь, свекор, тесть, кузина, бобыль, бродяга, шатун

Семья и государство (1 ч.).

4

Зачем семье государство. Социальная защита семьи..

1

Основные понятия: социальная защита семьи

Счастливая семья (3 ч).

5,6

Счастливая семья. Признаки счастливой семьи.

2

Основные понятия: «дружная семья», «счастливая семья», «лад», «семейные ценности».

7

Принципы существования и сохранения счастливой семьи.

1

Мои родители. (3ч).

8

Мои родители. Загляните в мамины глаза.

1

Основные понятия: сочувствие,

9

Семейные фотографии – история семьи. Рассказ об одном фотографии.

1

сопереживание, помощь, ответственность, обязательность

10

Культурное поведения в семье.

1

Семейные заботы (3 ч.)

11

Семейные заботы. Значение труда

1

Основные понятия: обязанность,

12

Важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда.

1

инициация, совместный труд, экономика, ресурсы семьи.

13

Совместный труд. Домашнее хозяйство.

1

Дому нужен хозяин (2 ч)

14

Хозяин дома. Наш дом – наша квартира Правила, которых должен придерживаться рачительный хозяин.

1

Основные понятия: хозяин дома, рачительность, рачительный

15

Дом и уют. Кто следит за порядком в доме и создает уют?

1

хозяин

Родословная семьи. (4 ч).

16

Родословная семьи. Рекомендации по составлению родословной.

1

Основные понятия: манкурты, род, родословная, генеалогия,

17

Генеалогическое древо семьи.

1

геральдика, государственный герб.

18

Происхождение семьи. Основы ее жизни.

1

19

Виды гербов. Герб моей семьи Составление герба, родословной.

1

Знакомство с родословными великих людей (2 ч).

20, 21

Знакомство с родословными великих людей (2 ч). Родословные А.С.Пушкина, Боратынских, династий Рюриковичей, Романовых и т.д

2

Я и мое имя. (3 ч).

22

Что означают наши имена. Как родители выбирают имя своему ребенку?

1

Основные понятия: имя, отчество, фамилия.

23

Имя и ангел- хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена?

1

24

Что такое отчество и фамилия?  Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? «Говорящие фамилии».

1

Бабушки и дедушки (3 ч.)

25

Бабушки, дедушки.

1

Основные понятия: бабушка, дедушка

26, 27

Биография и интересные события из жизни бабушек и дедушек.

2

Традиции, обычаи и праздники в моей семье (3ч.)

28

Традиции, обычаи и праздники в моей семье

1

Основные понятия: «традиция»,

29

Семейные праздники.

1

«реликвия», «семейные праздники»

30

Семейные традиции.

1

Мир увлечений в моей семье. (2 ч.)

31

«В фокусе-семья» Ключ от счастья.

1

Основные понятия:

32

Мир увлечений в моей семье. Истории своей семьи, ее традиций.

1

генеалогическое древо, реликвия

"Моя семья - чудесное место для жизни" (2 ч)    

33-

34

"Моя семья - чудесное место для жизни".

2

Семья как пространство жизнедеятельности (3ч).

35

Семья как пространство жизнедеятельности

1

Основные понятия:

36- 37

Группы потребностей человека.

2

жизнедеятельность, потребность

Наши роли в семье (2 ч.)

38

Семейная роль. Внутрисемейные отношения.

1

Основные понятия: семейная роль.

39

Поведение в семье. Качества семьянина.

1

Духовные устои семьи. (1 ч.)

40

Духовные ценности семьи  в древнерусской книжности. Духовные ценности семьи  Николая II

1

Разговор об этикете (1 ч.)

41

Придворный этикет. Дипломатический этикет. Воинский этикет. Общегражданский этикет. Правила общения.

Основные понятия: этикет, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский этикет

Семейный этикет (2 ч).

42

Семейный этикет.

1

Основные понятия: семейный

43

Семейный этикет в разные эпохи.

1

этикет, взаимопонимание.

Добро, зло, терпимость (2 ч.)

44

Добро. Зло. Терпимость.

1

Основные понятия: добро, зло,

45

Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.

1

терпимость.

Доброта в нас и вокруг нас. (2ч).

46-

47

Культурное поведения в семье.

2

Основные понятия: доброта, сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность

Семья и здоровье.(2 ч.)

48

Мой режим дня.

1

Основные понятия: здоровье,

49

Как я берегу своё здоровье. Спортивные занятия - правило жизни семьи

1

режим дня, спорт.

Семейные праздники. (2 ч.)

50

Какие бывают праздники. Праздник папы, дедушки и брата.

1

Основные понятия:

51

Праздник бабушки, мамы и сестры

1

«семейные праздники»

Эти вредные конфликты. (2 ч.)

52

Конфликт. Виды конфликтов. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные

1

Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, эмоции.

53

Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени конфликта.

1

Как преодолеть конфликт в семье (4 ч)

54

Конфликтные ситуации. Сотрудничество.

1

Основные понятия: конфликт,

55

Компромисс. Приспособление

1

консенсус, компромисс,

56

Избегание.

1

приспособление, избегание.

57

Правила успешного общения в конфликтной ситуации через посредника.

1

Твои права, подросток. (3 ч).

58

Конвенция о правах ребенка. Права школьников.

1

Основные понятия: Конвенция о

59

Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном положении.

1

правах ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права

60

Права подростков.

1

школьников.

Ответственность. (3 ч).

61

Ответственность.

1

Основные понятия:

62

Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких, нас самих, на окружающих.

1

ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то,

63

Последствия ответственного поведения

1

ответственность за кого-то.

Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч).

64

Ситуация успеха в твоей жизни.

1

Основные понятия: успех, ситуация

65, 66

Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха.

2

успеха.

Экономика семьи (3 ч.)

67

Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые.

1

Основные понятия: ресурсы семьи,

68

Семейный бюджет.

1

семейный бюджет, доходы,

69

Основные источники дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы семьи

1

расходы.

Семейное жизнеустройство (1 ч.)

70

Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)

1

Основные понятия: семейное жизнеустройство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Семьеведение " для 10кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для 10 класса на основе курса «Семьеведение, составители Л.В.Карцева, А.Н.Яныкина, Н.В.Богачёва, О.Н.Низамиева, Л.Ш.Газизова, 2013 год....