Рабочая программа внеурочной деятельности "Резьба по дереву""
рабочая программа

Южанин Дмитрий Петрович

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rezba_po_derevu.docx270.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

 методического объединения учителей

«Согласовано» Зам.директора

 по воспитательной работе

«__»_______2019 г.

Протокол №___ от « » августа 2019 г.

«Утверждено»

на заседании педагогического совета

Протокол №12 от «29» августа 2019 г.

Приказ №710 от «29» августа 2019 г.

_________О.П. Соколкина

«____»_________2019 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ№№3»

Протокол №12 от «29» августа 2019 г.

Приказ №710 от «29» августа 2019 г.

_________ Н.П. Старкова

«____»_________2019 г

Рабочая программа

по кружку: «Резьба по дереву»

                   Возраст: 6кл.,7кл.

Направление: Художественная обработка древесины

Педагог: Д.П. Южанин

МБОУ «СШ № 3»

2019-2020

 учебный год

Пояснительная записка

Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Древние славяне считали дерево посредником между главным человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.

Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки и многое другое.

Каждый мастер, выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив ее. Резьба явилась одним из самых ранних способов украшений из древесины.

Резьба выполнялась в разной технике. Например, прорезная или ажурная резьба использовалась чаще всего при отделке домов, мебели, посуды, а скульптурная резьба – для украшения кораблей, а также в изготовлении деревянных игрушек и сувениров.

В настоящее время резьба находит свое применение в украшении дач, коттеджей, беседок, детских площадок; для изготовления деревянной утвари для кухни: хлебниц, вазочек, солонок, сухарниц, кубков, подставок, а также подсвечников, шкатулок, деревянных сувениров, служащих украшением любой квартиры или строения.

Основной задачей курса «Резьба по дереву» является развитие творческих способностей воспитанников, формирование художественно-эстетического вкуса, развитие у них определенных навыков и умений.

Задача руководителя кружка – познакомить воспитанников с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла, привить любовь к традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам резьбы по дереву и умению создавать собственные творческие композиции в традициях местного художественного промысла; способствовать созданию атмосферы психологического комфорта, защищенности, уверенности и развивающего обучения; условий для творческого труда, сотрудничества, социальной адаптации, экономической поддержки учащихся.

Программа курса «Резьба по дереву» рассчитана на 2 года занятий в кружке (70 часов в год), т.к. предусматривает решение комплекса задач обучения и воспитания, включает в себя разнообразную деятельность, в том числе и подготовку ребенку к взрослой жизни.

В кружок принимаются школьники с 6 по 7 класс. Форма занятий – групповая и индивидуальная.

Помещение, где проводятся занятия, должно отвечать условиям, необходимым для организации трудовой деятельности учащихся. Созданию творческой обстановки во многом способствует его оформление. Поэтому в помещении, где проводятся занятия кружка, рекомендуется разместить постоянную выставку, посвященную различным направлениям декоративно-прикладного искусства и выставку лучших работ кружковцев. Для проведения занятий в кружке требуется следующее оборудование:

  • верстак (рабочий стол) должен быть прочным, устойчивым, обеспечивать надежное крепление заготовок во время работы;
  • резаки (ножи);
  • стамески (прямые, косячки, отлогие, полукруглые);
  • вспомогательные инструменты (клещи, киянки, молоток, чеканы, отвертки, дрель, лобзик, набор столярных инструментов);
  • наждачная бумага;
  • морилка, лак.

Для выполнения изделий резьбы по дереву требуется древесина. Липа – является лучшим материалом для резьбы любого вида.

Для занятий следует обязательно использовать наглядные пособия, готовые резные панно и репродукции.

Необходимо строго соблюдать правила безопасности труда.

Особенность данной программы заключается в том, что дети получают и закрепляют знания и умения не путем механической обработки различных приемов резьбы, а реализуют принцип «делай как я», т.е. то, что показывает педагог в процессе изготовления индивидуальной творческой работы (небольшого резного панно), в котором педагог дает идею и показывает приемы резьбы, а воспитанник самостоятельно выбирает композицию. Т.е. уже на самом начальном этапе обучения ученик включается в творческий процесс, который продолжается в течение 2 лет, постепенно поднимаясь на более высокий уровень.

Программа предусматривает применение педагогических принципов в работе: дифференцированный подход к образованию ребенка, ориентация на его личность и развитие природных качеств, учет индивидуальных возможностей и особенностей, положения ребенка в семье, гимназии, поощрение творчества, достижение качества, самостоятельного поиска художественного решения в выполнении резьбы по дереву, и, конечно, уважение личности ребенка.

Программа первого года обучения предполагает развитие познавательного интереса детей, расширение их информированности, обогащение навыками общения. На данном этапе необходима работа по формированию коллектива. Обучение включает в себя не просто изучение самых простых методов резьбы, а одновременно, во время обучения ребенок создает небольшое резное панно, составляет свою композицию. На занятиях используются наглядные пособия.

Второй год обучения предусматривает более углубленный уровень освоения программы. Она включает в себя обучение разработке эскизов для резьбы по дереву, более сложным приемам резьбы. На занятиях создают ситуации, и дается возможность воспитаннику стать автором своей работы. Программой предусмотрены и групповые работы.

Первый год обучения

По итогам первого года обучения учащиеся должны

— знать:

  • историю возникновения и развития художественной резьбы по дереву;
  • строение дерева, основные свойства древесины, пороках древесины;
  • свойства различных древесных пород;
  • определение влажности, сушки древесины;
  • основные и вспомогательные инструменты;
  • правила техники безопасности.

— уметь:

  • правильно пользоваться рабочим местом и инструментами;
  • делать зарисовки с образцов;
  • экономить материал, использовать бросовый материал;
  • разрабатывать самостоятельно несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
  • владеть техническими приемами контурной, геометрической, скобчатой или ногтевой и плоскорельефной резьбы по дереву в традициях местного художественного промысла;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
  • выполнить итоговую работу.

Результатом образовательного процесса первого года обучения является:

  • интерес к резьбе по дереву;
  • приобретение необходимых для занятий личных качеств: терпения, старания, эстетического вкуса, фантазии;
  • желание ребят помогать друг другу, радоваться успеху других;
  • заинтересованность родителей в продолжении занятий ребенка в кружке.

Учебно-тематический план
первого года обучения

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Дата проведения занятия

всего

теор.

практ.

1.

Вводное занятие

1

1

-

05.09.2015г.

2.

Основные сведения о древесине

1

1

-

3.

Контурная резьба

6

1

5

12.09.2015г. по 26.09.2015г.

4.

Геометрическая резьба

16

1

15

03.10.2015г. по 28.11.2015г.

5.

Скобчатая резьба

8

1

7

05.12.2015г. по 26.12.2015г.

6.

Плоскорельефная резьба

6

1

5

16.01.2016г. по 30.01.2016г.

7.

Создание несложных композиций с использованием всех изученных видов резьбы

30

1

29

06.02.2016г. по 21.05.2016г.

8.

Итоговое занятие

1

1

-

28.05.2016г.

9.

Экскурсии, участие в выставках

1

1

-

ИТОГО:

70

9

61

  1. Вводное занятие.

Резьба по дереву – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска. Местный художественный промысел, его история, художники и мастера. Правила техники безопасности.

2. Основные сведения о древесине.

Дерево – один из самых популярных поделочных материалов. Понятие физических и механических свойств древесины. Строение дерева. Пороки древесины. Свойства различных древесных пород. Обработка древесины.

3. Контурная резьба.

Контурная резьба – разновидность геометрической резьбы. Применение контурной резьбы. Виды стамесок применяемых при контурной резьбе. Выбор несложного рисунка. Техника контурной резьбы. Шлифовка, покрытие морилкой и лаком учебных работ.

4. Геометрическая резьба.

Основные элементы геометрической резьбы. Стамески, применяемые при геометрической резьбе. Узоры трехгранно-выемочной резьбы: треугольники, цепочка, витейка, змейка, сколышки, чешуйки, елочка, квадраты, соты, звездочки, лесенка, куличики, ромбы, «сияния». Приемы резьбы равнобедренных треугольников, узор «трехстороннее сияние со срезкой», узор «розетка с сиянием», узор «трехгранно-выемчатое четырехстороннее сияние». Шлифовка, покрытие.

5. Скобчатая резьба.

Скобчатая или ногтевидная резьба – разновидность геометрической резьбы. Виды стамесок для скобчатой резьбы. «Ноготки» вдоль слоя. «Ноготки» поперек слоя. Выбор несложного рисунка. Обработка готового изделия (шлифовка, покрытие морилкой и лаком).

6. Плоскорельефная резьба.

Техника плоскорельефной резьбы предусматривает композиции с растительным орнаментом, изображениями птиц, животных и человека. Виды стамесок для плоскорельефной резьбы. Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром. Плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Плоскорельефная резьба с подборным фоном. Выбор несложного рисунка. Обработка готовых работ.

7. Создание несложных композиций с использованием всех изученных видов резьбы.

Создание эскизов, рисунков. Умение компоновать рисунок. Перенос его на деревянную заготовку. Определение основных этапов резьбы по данному эскизу. Отделка готовых изделий: тщательная шлифовка; покрытие морилкой, опять шлифовка; покрытие лаком; оформление работы в рамку.

8. Итоговое занятие.

Разбор ошибок. Способы, замечания, советы, пожелания.

9. Экскурсии, участие в выставках.

Посещение музея народного творчества, картинной галереи. Отбор лучших работ на городские и областные выставки. Участие всех детей в школьных выставках.

Второй год обучения

По итогам второго года обучения учащиеся должны

— знать:

  • характерные особенности местной художественной резьбы по дереву;
  • полный процесс изготовления резных художественных изделий;
  • основные и вспомогательные инструменты для резьбы по дереву;
  • правила техники безопасности.

— уметь:

  • разрабатывать самостоятельно композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
  • владеть инструментом для резьбы по дереву;
  • владеть техническими приемами ажурной, рельефно заоваленной, глухой, барельефной, горельефной и комбинированной резьбы;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
  • выполнить итоговую работу.

Результатом образовательного процесса второго года обучения является:

  • грамотное владение разными техниками резьбы;
  • упорство, трудолюбие;
  • качество работы;
  • готовность помочь и передать свои знания начинающим;
  • приобретение эстетического вкуса, фантазии;
  • создание авторских работ, возможно групповых.

Учебно-тематический план
второго года обучения

№ п/п

Темы

Кол-во часов

Дата проведения занятия

всего

теор.

практ.

1.

Вводное занятие

1

1

-

05.09.2015г.

2.

Подготовка древесины

1

-

1

3.

Приемы ажурной резьбы по дереву

6

1

5

12.09.2015г. по 26.09.2015г.

4.

Рельефно заоваленная резьба

16

1

15

03.10.2015г. по 28.11.2015г

5.

Приемы барельефной резьбы

8

1

7

05.12.2015г. по 26.12.2015г

6.

Приемы горельефной резьбы

6

1

5

16.01.2016г. по 30.01.2016г

7.

Комбинированная резьба

30

1

29

06.02.2016г. по 21.05.2016г

8.

Итоговое занятие

1

1

-

28.05.2016г.

9.

Экскурсии, участие в выставках

1

1

-

ИТОГО:

70

8

62

1. Вводное занятие.

Знакомство с особенностями местной художественной резьбой по дереву. Демонстрация готовых работ и репродукций. Правила техники безопасности. Подготовка рабочих мест и инструментов.

2. Подготовка древесины.

Распиливание досок. Обработка их. Нанесение рисунка на доску.

3. Приемы ажурной резьбы по дереву.

Инструменты, применяемые при ажурной резьбе. Техника безопасности при ажурной резьбе. Выбор несложного рисунка. Приемы накладной ажурной резьбы. Последовательность выполнения ажурной резьбы. Обработка готового изделия: шлифовка, покрытие морилкой, вощение и покрытие лаком, полирование.

4. Рельефно заоваленная резьба.

Особенности рельефно заоваленной резьбы. Техника исполнения данной резьбы. Применение рельефно заоваленной резьбы. Выбор несложных композиций. Обработка готовых изделий.

5. Приемы барельефной резьбы.

Барельефная резьба – резьба с низким рельефом. Инструменты, используемые при данной резьбе. Выбор несложных композиций. Техника исполнения барельефной резьбы. Обработка готовых изделий.

6. Приемы горельефной резьбы.

Особенности горельефной резьбы. Инструменты, используемые для горельефной резьбы. Выбор несложных композиций. Техника исполнения горельефной резьбы. Шлифовка, покрытие, лакировка.

7. Комбинированная резьба.

Выполнение небольших работ по эскизам преподавателя с использованием всех видов резьбы по дереву, изученных ранее. Создание собственных композиций, возможны групповые работы. Обработка готовых изделий.

8. Итоговое занятие.

Разбор ошибок, замечания, советы, пожелания. Задание на летние каникулы.

9. Экскурсии, участие в выставках.

Посещение музеев и выставок. Участие в школьных, городских и областных выставках.

Литература:

  1. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск, 2008.
  2. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. М., 2006.
  3. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., Просвещение, 2008.
  4. Елкин В.Н. Дерево рассказывает сказки. М., 2005.
  5. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 2007.
  6. Некрасова М.А. Современное народное искусство. Альбом. М., 2006.
  7. Супругин Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 2006.
  8. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. М., 2005.

Приложение

Шкатулка

Общий вид шкатулки

hello_html_d4f0949.jpg

hello_html_2ebb2392.jpg







Технологическая карта изготовления шкатулки.

Последовательность операций

Эскиз

Инструменты и приспособления

1.Для крышки необходимо подготовить выстроганную дощечку размерами 210х75х15 мм, для корпуса-210х75х25мм

hello_html_2bb812a0.jpg

Измерительная линейка, карандаш, пилы:
поперечная и продольная,
рубанок,верстак.

2.Сделать сквозное выпиливание отверстия с помощью электролобзика или выкружной пилки. Делаем разметку на пласте. После этого сверлить отверстие для вставления пики лобзика

hello_html_1e7db58.jpg

Линейка, карандаш, коловорот, сверло, верстак, лобзик, циркуль.

3.Подготовить фанерку толщиной 2-3 мм и с двумя другими размерами, равными длине и ширине корпуса 210х75.С помощью клея ПВА, используя груз, приклеить фанерку, а грани ее обработать шкуркой.

hello_html_268b468e.jpg

Линейка, карандаш, пила, верстак,клей ПВА,шкурка

4.Полоска металла размерами 20х20мм сгибается пополам. В место сгиба вставить гвоздик и обжимать вокруг него металл в губках тисков. Так же сделать вторую половину петли. Разметить длину закругленной части обеих сторон петли на три звена. У одной из сторонок стачивать надфилем два крайних звена, оставляя выпуклой серединку. У другой наоборот, выпиливают серединку, оставляя по краям завитки. Закрученные части обеих половинок петли совмещают, вставляя внутрь гвоздик или проволоку. У петли обрезают по размеру обе сторонки и сверлят отверстия с последующей их зенковкой под головки шурупов.

hello_html_11365597.jpg

Линейка, тиски слесарные, кернер,молоток,надфиль, слесарная ножовка, чертилка, плоскогубцы,кусачки, коловорот, сверло, напильник.

5. Подготовив две основные детали шкатулки -крышку и корпус, соедините их вместе. Две накладные петли разметить и с помощью плоской стамески углубить места соединения на столько, сколько составляет толщина петель, и перекрутить их шурупами. Шкатулку шлифовать.

hello_html_m344f6eae.jpg

Линейка, карандаш, стамеска плоская, отвертка, шурупы, шлифовальная шкурка.

6. Провести на крышке осевые линии, после чего выполнить разметку прямоугольника, ромба и дорожек, расположенных по краям шкатулки. Затем разметить то, что находится внутри ромба, - двойную рамку и малый ромб, куда писать «сияние». Двойная линия рамки показывает ширину канавки, которую резать «соломкой». Она равна 1мм.

hello_html_7aca59eb.jpg

Линейка, карандаш.

7.Разметить «сияние». Поделить каждую из смежных сторон на три части (42:3=14мм). Поставить точки, из этих точек через центр повести лучи на противоположные стороны. Вписать в каждый треугольник «пирамиду»

hello_html_3b3aa83d.jpg

Линейка, карандаш.

8.Сделать построение для разметки маленьких «сияний», вычертив прямоугольники. Размеры прямоугольников разные. Выполнить деление боковых дорожек на пласте и кромки шкатулки. На пласте разместить 8 прямоугольников, а на кромке – 4.Размеры их по высоте несколько различаются, но это большой роли не играет, так как визуально из-за вытянутости дорожки они будут казаться одинаковыми. На дорожках вычертить ромбы, а в прямоугольниках провести осевые линии и диагонали. В данной работе используйте при разметке шаблон. Он наглядно показывает разметку малых «сияний». Ромбы, которые располагаются на двух дорожках по краям шкатулки, не режутся. Вырезаются ( сколышки) между ними, т.е режется фон у ромба.

hello_html_m4da3ab99.jpg

hello_html_165acfcc.jpg

Линейка, карандаш, ножи-косяки.

9.Для резания малых «сияний» необходимо использовать очень острый нож с большим углом заточки.

hello_html_6d878df5.jpg

Ножи- косяки

10.Сделать небольшую выточку на виде спереди у шкатулки для удобного открывания. Выполняется путем срезания грани на длине 20мм. Необходимо потом ограничить длину.

hello_html_m2b9085a0.jpg

Линейка, карандаш, нож-косяк.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю.

Расписание кружка:

6 класс

Суббота: с8.30 -10.05

7 класс

Суббота: с 10.15-12.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа кружка "Резьба по дереву"

Программа имеет художественно-эстетическую  направленность.Новизна — новое решение проблем дополнительного образования;Актуальность — на анализе детского или родительского спроса на д...

Рабочая программа кружка «Резьба по дереву»

Рабочая программа кружка «Резьба по дереву»...

Рабочая программа "Художественная резьба по дереву"

Программы для изучения художественной резьбы по дереву....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...